Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Земельные ресурсы как основное средство производства в сельском хозяйстве




 

Для правового режима земель сельскохозяйственного назначения характерно следующее. Кодекс о земле закрепляет принцип приоритета земель сельскохозяйственного назначения, который означает следующее: земли, пригодные для сельскохозяйственных целей, должны предоставляться прежде всего для нужд сельского хозяйства. Для строительства дорог, предприятий, линий электропередачи, связи, трубопроводов, а также для иных несельскохозяйственных нужд должны предоставляться земли несельскохозяйственного назначения или не пригодные для сельского хозяйства либо сельскохозяйственные земли худшего качества. Линии электропередачи, связи и прочие коммуникации должны проводиться главным образом вдоль дорог, по границам полей и т. п. [10, с. 126].

Объекты внутрихозяйственного строительства юридических и физических лиц на землях сельскохозяйственного назначения размещаются в соответствии с утвержденными проектами внутрихозяйственного землеустройства или градостроительной документацией. Если указанные документы отсутствуют, то решение принимается районными исполнительными и распорядительными органами. Перевод сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения в другие виды не допускается, за исключением случаев, указанных ниже.

Перевод сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения в несельскохозяйственные или в менее продуктивные сельскохозяйственные земли допускается в связи с изъятием и предоставлением земельных участков в установленном законодательными актами порядке в случаях, если ухудшение их качественного состояния произошло в результате вредного воздействия антропогенных и (или) природных факторов, а также вследствие выхода из строя и списания в установленном порядке оросительных и осушительных систем, машин и механизмов.

В случае принятия решения о переводе сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения в несельскохозяйственные земли или в менее продуктивные сельскохозяйственные земли областная землеустроительная и геодезическая служба осуществляет внесение соответствующих изменений в земельно-кадастровую документацию.

В соответствии с действующим законодательством земли сельскохозяйственного назначения предоставляются:

— сельскохозяйственным производственным кооперативам, межхозяйственным сельскохозяйственным предприятиям и организациям независимо от форм собственности, унитарным предприятиям, другим субъектам, осуществляющим сельскохозяйственную деятельность, — для ведения товарного сельского хозяйства;

— гражданам Республики Беларусь — для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, огородничества и под служебные наделы;



— научно-исследовательским институтам, учебным заведениям — для исследовательских, учебных целей и для ведения сельского хозяйства;

— несельскохозяйственным предприятиям и организациям, религиозным организациям — для ведения подсобного сельского хозяйства [10, с. 129].

Данный перечень не является исчерпывающим, законодательством могут быть предусмотрены иные случаи предоставления земель сельскохозяйственного назначения. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения могут предоставляться также в случаях, предусмотренных статьей 38 Кодекса о земле [17].

Сельскохозяйственные производственные кооперативы, предприятия и иные юридические лица, занимающиеся сельским хозяйством (далее — сельхоз предприятия), для ведения товарного сельского хозяйства получают землю на условиях постоянного пользования. Данные предприятия могут дополнительно арендовать земельные участки. Законодательством не устанавливаются ограничения по размерам участков, предоставляемых сельхозпредприятиям. Права и обязанности сельхозпредприятий как пользователей земли регламентируются главой 7 Кодекса о земле [17].

Форма собственности на земли, предоставляемые сельхозпредприятиям, государственная. С земельными участками запрещается совершение каких-либо гражданско-правовых сделок.

Земли сельхозпредприятий, которые не используются или используются нерационально, подлежат изъятию и зачислению в специальный фонд земельного запаса местных исполнительных и распорядительных органов.

Сельхозпредприятиям земля предоставляется для ведения сельскохозяйственного производства. Наряду с этим указанные субъекты наделяются правом использовать землю для иных хозяйственных нужд, для строительства внутрихозяйственных сооружений. При строительстве таких объектов должно соблюдаться правило о застройке земель худшего качества.



Сельскохозяйственным предприятиям, которые создаются на базе подразделений сельскохозяйственных предприятий (кроме земель сельскохозяйственных предприятий, на которых проводятся долголетние опыты) и выходят из них, по решению районного исполнительного и распорядительного органа предоставляются земельные участки из обрабатывавшихся ими ранее земель с учетом необходимости создания равных условий хозяйствования. Эти земельные участки подлежат изъятию из состава земель указанных более крупных предприятий.

Членам сельскохозяйственных кооперативов, работникам иных сельхозпредприятий, пожелавшим выйти из их состава (уволиться) и вести крестьянское (фермерское) хозяйство, по решению районного исполнительного и распорядительного органа с учетом необходимости создания равных условий хозяйствования предоставляются земельные участки, изымаемые из земель указанных предприятий.

Земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства предоставляются гражданами Республики Беларусь на условиях пожизненного наследуемого владения.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства земельные участки предоставляются только на условиях аренды. При предоставлении земельного участка учитываются местные условия и особенности, специализация фермерского хозяйства, а также возможность обработки предоставленных земель.

Статья 36 Кодекса о земле устанавливает, что размер земельного участка, предоставляемого в сельском населенном пункте, поселке городского типа гражданину Республики Беларусь, зарегистрированному по месту жительства в этом населенном пункте, для ведения личного подсобного хозяйства в частную собственность или пожизненное наследуемое владение, не может превышать 1 гектара с учетом размера земельного участка, предоставленного для строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме в этом населенном пункте. Для ведения личного подсобного хозяйства в таком населенном пункте дополнительно могут предоставляться в аренду земельные участки в размере до 3 гектаров включительно.

Размер земельного участка, предоставляемого в сельском населенном пункте, поселке городского типа иностранному гражданину, лицу без гражданства, зарегистрированному по месту жительства в этом населенном пункте, для ведения личного подсобного хозяйства в аренду, не может превышать 4 гектаров с учетом размера земельного участка, предоставленного в этом населенном пункте для строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме.

Размер земельного участка, предоставляемого в частную собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду для коллективного садоводства, дачного строительства, не может превышать 0,15 гектара на одного члена садоводческого товарищества, дачного кооператива.

Размер земельного участка, предоставляемого гражданину Республики Беларусь для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на праве пожизненного наследуемого владения, не может превышать 100 гектаров сельскохозяйственных земель.

Размер земельного участка, предоставляемого крестьянскому (фермерскому) хозяйству для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на праве постоянного пользования или аренды, определяется проектом отвода земельного участка.

Конкретный размер земельного участка, устанавливается государственным органом, предоставляющим земельный участок, в соответствии с его компетенцией, в зависимости от местных условий и особенностей, волеизъявления лица, которому он предоставляется, а также с соблюдением градостроительных регламентов, природоохранных требований, противопожарных, санитарных, строительных и иных норм и правил. Предоставление земельного участка меньше минимального размера, установленного настоящей статьей, может осуществляться только с согласия лица, которому он предоставляется.

Указом Президента Республики Беларусь от 3 марта 1998 г. № 95 «О мерах по развитию крестьянских (фермерских) хозяйств и усилению их государственной поддержки» предусмотрено, что районным исполнительным и распорядительным органам предоставлять гражданам Республики Беларусь по их желанию для ведения крестьянских (фермерских) хозяйств в пожизненное наследуемое владение земельные участки площадью до 100 гектаров без учета размера земельного участка, который предоставлен для строительства, обслуживания жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства. При организации крестьянских (фермерских) хозяйств выделяются земельные участки, пригодные для ведения сельского хозяйства и не требующие значительных затрат на первичное обустройство.

Преимущественное право на получение земельного участка для ведения фермерского хозяйства имеют граждане, проживающие в данной местности, обладающие специальными знаниями и необходимой квалификацией. Земельные участки предоставляются гражданам, как правило, единым массивом [10, с. 131].

Предоставление земельных участков производится на основании заявления лица, пожелавшего вести фермерское хозяйство, решением районного исполнительного и распорядительного органа. Отказ в предоставлении земельного участка может быть обжалован в судебном порядке или в вышестоящем исполнительном и распорядительном органе.

По общему правилу земельные участки, предоставленные для ведения фермерского хозяйства, разделу не подлежат.

При прекращении деятельности фермерского хозяйства за его членами в соответствии с законодательством Республики Беларусь может сохраняться право на земельный участок для строительства и обслуживания жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства.

В случае отказа главы фермерского хозяйства возглавлять это хозяйство и быть его членом право на земельный участок с согласия всех членов этого хозяйства может быть передано:

1. одному из членов семьи, ведущему совместно с главой фермерское хозяйство;

2. иному трудоспособному лицу, имеющему необходимую квалификацию, опыт работы в сельском хозяйстве, а также имеющему право в соответствии с законодательством Республики Беларусь вести фермерское хозяйство.

При этом происходит переоформление государственного акта на право пожизненного наследуемого владения землей.

Если от ведения фермерского хозяйства отказывается и глава, и все члены хозяйства, то вопрос о дальнейшем использовании участка решается районным исполнительным и распорядительным органом.

Наследование земельного участка в фермерском хозяйстве осуществляется следующим образом. В случае смерти главы фермерского хозяйства право пожизненного наследуемого владения земельным участком передается одному из членов этого хозяйства — супругу, одному из детей, родителей, родственников умершего, которые вели хозяйство совместно с наследодателем.

В случае отсутствия таких членов фермерского хозяйства право наследования земельного участка возникает у другого наследника по закону в случае, если к нему переходит имущество этого хозяйства. Кроме того, наследник должен быть трудоспособным, должен желать вести фермерское хозяйство, иметь необходимую квалификацию, опыт работы в сельском хозяйстве, а также иметь право в соответствии с законодательством Республики Беларусь вести фермерское хозяйство [10, с. 132].

При разрешении споров по поводу преимущественного права на дальнейшее ведение фермерского хозяйства суд учитывает вклад каждого из наследников или иных заинтересованных лиц в развитие фермерского хозяйства, а также их реальные возможности дальнейшего ведения фермерского хозяйства (трудоспособность, профессиональная подготовка, другие обстоятельства).

Если наследники отказываются от дальнейшего ведения фермерского хозяйства либо наследники отсутствуют, то вопрос о дальнейшем использовании участка решается районным исполнительным и распорядительным органом в соответствии с законодательством Республики Беларусь [10, с. 132].

 

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал