Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






проведения занятия. Учебная цель:Познакомить воспитанников с основными правилами вязания морских узлов, и применение их в морской практике

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Тема: Морские узлы

Учебная цель: Познакомить воспитанников с основными правилами вязания морских узлов, и применение их в морской практике

Время проведения: 14: 00- 18: 00 _______________ 2014 года

Место проведения: 328 ЭАСО, Водолазный класс

Состав участников: Воспитанникисекции «Аквалангист-спасатель»

Метод: Рассказ, показ, практическое вязание узлов

Расчет времени (мин.) Изучаемые вопросы Содержание изучаемых вопросов Замечания
  Вводная часть: Объявление темы и учебной цели занятия.    
  Опрос по пройденной теме: (если предыдущая тема связана с изучаемой) Вопрос 1 Вопрос 2 (и т.д.) Ответы на поставленные вопросы. (Фамилии, оценки)
  Основная часть: Морские узлы   Прямой узел (Square knot)     Прямой узел — это узел, состоящий из двух последовательно завязанных полуузлов. Во времена парусного флота он применялся в первую очередь для взятия рифов.   Может использоваться для связывания тросов одинаковой толщины. Это хороший узел для упаковки вещей, свертков и пр. При больших нагрузках на связанные тросы, а также при намокании тросов прямой узел сильно затягивает. Для предотвращения чрезмерного затягивания в петли узла вводят деревянный вкладыш. Прежде моряки никогда не применяли его для связывания двух канатов, если последние были разной толщины или выделки. Им нельзя пользоваться для соединения двух тросов, которые будут подвержены сильной тяге. Этот узел ползет и опасен, когда намокнет. После завязывания узла каждый его ходовой конец нужно прихватывать линем к коренному концу. «Этот узел, примененный для связывания двух тросов, унес больше человеческих жизней, нежели дюжина других узлов, вместе взятых» («Книга узлов Ашлея», Нью-Йорк, 1977).    
  Рифовый узел (Reef knot)   Шкотовый узел (Sheet bend) Брамшкотовый узел (Double sheet bend)   Простой штык (Taut line hitch) Рыбацкий штык (Anchor bend) Шлюпочный узел (Halyard slip hitch) - Стопорный узел (Rolling hitch)   Беседочный узел (Bowline) Выбленочный узел (Clove hitch)   Удавка (Timber hitch) Марка (Sailor's Whipping)   Свое название он получил от слова «риф-штерт» — небольшой, ввязанный в полотнище паруса конец троса, которым «берут рифы», т.е. связывают подобранную к нижней шкаторине часть паруса, чтобы уменьшить его площадь при сильном ветре. Риф-штерты связываются с таким расчетом, чтобы в любую минуту в случае необходимости можно было их развязать («раздернуть»). Он очень схож с прямым узлом, за исключением того, что при вязке второго полуузла его ходовой конец продевают в петлю сложенным вдвое.   При рывке за ходовой конец узел мгновенно развязывается.     Свое название он получил от слова «шкот» — снасть, которой управляют парусом, растягивая его один нижний угол (см. устройство паруса). Шкотовый узел прост и очень легко развязывается, но вполне оправдывает свое назначение —- надежно держит шкот в кренгельсе паруса. Сильно затягиваясь, он не портит троса. Принцип этого узла заключается в том, что тонкий ходовой конец проходит под коренным и при тяге прижимается им в петле, образованной более толстым тросом. Применяя шкотовый узел, всегда следует помнить о том, что он надежно держит только тогда, когда на трос приложена тяга. Применять шкотовый узел на синтетическом тросе не рекомендуется, так как он скользит и может выхлестнуться из петли.   Cвое название он получил от наименования снасти — брамшкот, которой на старинных парусных кораблях растягивали шкотовые узлы нижней кромки прямого паруса при постановке брамселей.   Брамшкотовый узел надежнее шкотового, потому что не сразу развязывается, когда прекращается тяга на трос. От шкотового узла он отличается тем, что петлю (или кренгельс) обносят ходовым концом не один, а два раза и под коренной конец пропускают также дважды. Брамшкотовый узел надежен также для связывания двух тросов разной толщины. Он хорошо держит на синтетических тросах равной толщины.     Два одинаковых полуштыка составляют узел, который моряки называют простым штыком. Чтобы отличить правильно завязанный штык от неправильного штыка, две петли нужно сблизить. Если при этом получится выбленочный узел, то простой штык был завязан правильно. У такого штыка его ходовой конец как после первой, так и после второй калышек должен выходить одинаково над или под своим концом. У перевернутого, т.е. неправильно завязанного простого штыка, ходовой конец после второй калышки идет в противоположную сторону, не так, как после первой. Основное применение простого штыка — это закрепление швартовных концов за причальные приспособления, крепления лопарей оттяжек грузовых стрел за обухи и рымы, крепление грузового шкентеля к поднимаемому грузу. Максимальное количество полуштыков в подобном узле не должно превышать трех, так как этого вполне достаточно и прочность узла в целом при большем числе полуштыков не повысится.     О надежности этого узла для швартовки красноречиво говорят старинные английские пословицы: «два полуштыка спасли корабль королевы» и «три полуштыка — это более чем достаточно и для королевской яхты».   Один из наиболее ответственных случаев применения узла в морском деле — это привязывание якорного каната к якорю. За пять тысяч лет существования судоходства люди для этой цели не смогли придумать более надежного узла, чем этот. Применяя этот узел для якоря, всегда необходимо прихватывать ходовой конец схваткой к коренному. В этом случае, даже при очень сильной тяге, рыбацкий штык не затягивается и надежно держит. Его можно смело применять во всех случаях при работе с тросами, когда они подвержены сильной тяге.   Применяется при буксировке шлюпок и во время их стоянки под выстрелом у борта корабля только в тех случаях, когда в них находятся люди. Сначала ходовой конец фалиня пропускают в носовой шлюпочный рым, потом — под первую банку, далее обносят сверху вокруг второй банки, выводят конец над тросом и вновь ведут под банкой, затем конец фалиня складывают в виде петли и заводят под шлаг, сделанный сверху банки. Шлюпочный узел легко развязывается, если потянуть за ходовой конец фалиня, лежащий на банке.   При выполнении различных судовых работ иногда возникает необходимость задержать находящийся под натяжением трос. Это выполняется с помощью другого троса, прикрепляемого стопорным узлом к тросу, который нужно задержать. Если тяга троса, который нужно остановить, будет вправо, то ходовой конец стопорного троса кладут сверху троса шлагом влево, ютом делают еще шлаг и ходовой конец стопорного троса ведут навстречу первому и второму шлагам, в зажим их, а далее вправо вокруг троса в обвивку, делая еще один-два шлага, и в двух-трех местах кладут прочные схватки или закрепляют «под себя».   В шлюпочном деле стопорный узел используется при буксировке для крепления фалиня буксируемой шлюпки за буксирный конец. За границей аналогичный узел называется Rolling hitch.     Этим узлом крепится к подъемному тросу «беседка» — небольшая деревянная доска-платформа, служащаю для подъема человека на мачту или опускания за борт судна при покрасочных или иных работах. Он никогда не затягивается «намертво», даже при сильной тяге, не портит трос, никогда не скользит вдоль троса, сам не развязывается, но его легко развязать, когда это нужно.   Основное назначение беседочного узла — это обвязка человека тросом под мышками как средство страховки при подъеме на высоту, опускании за борт или в задымленном помещении во время пожара на борту судна. Завязанная беседочным узлом петля на швартове надежно служит вместо огона. Связывание с помощью двух беседочных узлов петлями будет самым надежным методом соединения двух тросов из различного материала Шлюпарю нужно уметь завязывать беседочный узел одной рукой одним непрерывным движением кисти, в темноте, за 2—3 секунды. Это спасет вам жизнь, если вы окажетесь за бортом в воде и вам бросили конец. Способ вязки. Возьмите коренной конец троса в левую руку, правой обнесите ходовой конец сзади себя вокруг своей талии. В правую кисть возьмите ходовой конец и, отступя от его края примерно 10 сантиметров, зажмите его в кулаке. В левую кисть возьмите коренной конец и вытяните левую руку вперед. Теперь, имея коренной конец троса слегка натянутым, правой кистью с зажатым в ней ходовым концом обогните коренной конец троса сверху вниз на себя и вверх от себя. Старайтесь сделать такое движение кистью, чтобы она целиком не попала в петлю. Далее ходовой конец обнесите вокруг натянутого коренного конца влево и перехватите его большим и указательным пальцами правой руки. Вытаскивая правую кисть из петли, одновременно просовывайте ходовой конец в малую петлю. Держа правой кистью ходовой конец, левой потяните за коренной конец.   Свое название этот узел получил из-за того, что на кораблях им издавна крепили к вантам выбленки — поперечные отрезки смоленого троса, служащие ступеньками для подъема на мачты. Выбленочный узел состоит из двух полуштыков, завязанных в одну и ту же сторону. Это очень надежный затягивающийся узел, который безотказно держит, пока тяга приложена к обоим концам троса.   Он исключительно удобен для прикрепления тросов к предметам, имеющим гладкую поверхность, как, например, мачта, рей, стрела или просто бревно. В шлюпочном деле используется для крепления фока-шкота к рукоятке весла при постановке парусов бабочкой. Следует помнить, что выбленочный узел надежен лишь при постоянной тяге на трос или веревку.     Удавка применялась на кораблях для подъема наверх рангоута — стеньг, реев, гафелей и пр. С помощью этого узла обвязывают в воде бревна для буксировки, удавку применяют для погрузки цилиндрических предметов. В шлюпочном деле удавка иногда используется для поднятия рейка (например, при отсутствии ракс-бугеля). Удавка — надежный и очень прочный узел, который исключительно сильно затягивается вокруг поднимаемого предмета. В то же время удавку очень легко и просто развязать, когда тяга на трос прекращается. Ходовой конец троса нужно пропускать поверх коренного конца внутрь петли в сторону зажимаемого предмета. После того как петля обнесена ходовым концом 3—4 раза, его выводят из петли в сторону дальнего конца, с которого будет тяга. Для надежности рекомендуется делать дополнительно несколько полуштыков на бревне по ходу спуска троса. Подъем тяжелых предметов удавкой без полуштыков считается опасным.     Слабина троса между удавкой и полуштыками перед подъемом должна быть выбрана. Подняв предмет краном, его лучше за один приём, не опуская на землю, доставить на место. Всегда следует помнить, что этот узел нужно проверять перед каждым подъёмом (если подъём осуществляется в два приёма). Для того, чтобы конец троса не распускался, делают марку. Сверху на трос укладывают петлю из прочной нити и делают некоторое количество витков так, чтобы они ложились вплотную на длину, примерно равную диаметру троса. При этом должна остаться петля (справа на рисунках) и свободный коренной конец достаточной длины (слева), для того, чтобы за него можно было тащить. На последнем этапе ходовой конец продевается в петлю, которая затем вытягивается за коренной конец примерно до середины марки.    
  Заключительная часть:    
  1. Опрос по пройденной теме. 2. Подведение итогов занятия. Ответы на поставленные вопросы. (Фамилии, оценки)

Литература, наглядные пособия: Книга Л.Н.Скрягина «Морские узлы», И.В. Балабанова «Узлы»

 

Выводы:

Руководитель:

преподаватель

(должность)

А.Думчев

(подпись, инициал имени, фамилия)

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
проведения занятия. Тема:Международный кодекс поведения подводных пловцов, основные сигналы связи между подводными пловцами | Земельные ресурсы как основное средство производства в сельском хозяйстве




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.