Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть I. Книгу заменить ничем нельзя






Книгу заменить ничем нельзя.

Несмотря на новейшие открытия,

новые виды сохранения информации,

не будем спешить расставаться с книгой.

Д.С. Лихачев

Книга – великая вещь,

пока человек умеет ею пользоваться.

А. Блок

 

Однажды Альберта Эйнштейна спросили, как мы можем сделать наших детей умнее. Его ответ был простым и мудрым: «Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, сказал он, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок ». Он понимал ценность чтения и воображения.

Литература имеет огромное значение в жизни каждо­го человека. Ведь человек, в высоком смысле слова, становится челове­ком благодаря литературе. Все ценности человек черпает из книг.

Книга – источник всяческих знаний. Книги заставляют человека мыслить, вос­питывают собственное мнение, развивают воображение.

В настоящее время на республиканском уровне вплотную решаются проблемы литературной сферы и стимулированием самого ин­тереса обучающихся к чтению.

В целях поддержки интереса к чтению и книге, содействия развитию читательской грамотности, создания условий для популяризации чтения в современном обществе 2016 год на территории Донецкой Народной Республики объявлен Годом чтения (Указ Главы Донецкой Народной Республики Александра Захарченко №22 от 8 февраля 2016 года «Об объявлении 2016 года Годом чтения»).

В целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, воспитания гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству рекомендуем провести 1 сентября в 5-9 классах общеобразовательных организаций ДНР тематические уроки: «Чтение – путь к успеху», «Год чтения: побеседуй с мудрецами», «Читать – это стильно! Читать – это модно! Читайте повсюду – читайте свободно!»; для 10-11-х классов: «Литературная карта Донбасса», «Год чтения: бережем традиции, ищем новое», «Чтение – познание «откровений» мудрости», «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».

Цель тематических уроков: формирование у обучающихся потребности в книге, чтении, в духовном и интеллектуальном росте, самосознании и самообразовании.

Задачи:

- пропаганда ценности чтения и книги, формирование информаци­онной культуры личности;

- развитие творческих способностей путем организации литера­турных и поэтических конкурсов;

- активное вовлечение обучающихся в культурно- просветительскую деятельность общеобразовательных организаций;

- подготовка молодого читателя к индивидуальной читательской деятельности, направленной на удовлетворение потребностей в досуговом и самообразовательном чтении;

- повышение читательской и творческой активности школьников в изучении литературы родного края.

Задача школы состоит в том, чтобы помочь читателям сформировать художественный вкус, приблизив к творчеству классиков; помочь открыть для себя новых авторов, включить их в ин­формационное поле современной литературы, осуществить доступ к книжным новинкам; мотивировать чтение и обращение книге вообще.

Основной мотив чтения художественных произ­ведений современными школьниками носит прагматический характер и связан с необходимостью освоения учебных программ. В связи с этим возникают серьезные противоречия между личностным читатель­ским опытом учащихся и нормативным чтением, регламентированным школьной программой. Как же увлечь книгой современно­го ребенка, живущего в насыщенном информа­ционном мире? Этот вопрос как никогда остается актуальным. И для того, чтобы дать на него ответ, необходимо рассмотреть следующие проблемы: Что происходит с книгой и чтением на современном этапе? Какой он, современный читатель? Каковы его права? Что значит читать? Какому чтению мы учим? И с какой целью? Что такое медиа-образование? Каковы его возможности на уроке литературы?

Чтение – сложный творческий процесс, требующий участия интел­лекта, эмоций, воображения, памяти читателя, опирающийся на весь его духовный опыт. Результатом этого процесса является обогащение лич­ности человека. Влияние лучших произведений художественной литературы на эс­тетическое воспитание читателей огромно. Воздействуя на эмоции и чувства людей, книги формируют у них суждения о жизни, пред­ставления об идеале, нравственном и моральном поведении. Художественная литература учит читателей, прежде всего, восхи­щаться красотой и изяществом слога писателя, чудесной природой, вос­произведенной в художественных образах, словах, звуках, красках. Русская художественная литература выполняет художественно-­эстетические, нравственно-этические функции и является важным сред­ством воспитания культуры поведения.

При проведении тематических уроков рекомендуется максимально эффективно использовать культурно-образовательный потенциал библиотек, школ искусств, иных учреждений образования и культуры.

Методические рекомендации по проведению указанных тематических уроков будут размещены на сайтах МОН ДНР, Донецкого РИДПО, блогах Донецкого РИДПО и ОРЯЛ в разделе «Год чтения».

Учитывая современную общественную ситуацию, можно констатировать, что сегодня возрастает роль учителя литературы, способного стать определённым мотиватором в чтении учащихся, своеобразным популяризатором отдельно взятого произведения и координатором чтения в целом. Но для того, чтобы учитель стал таким мотиватором чтения обучающихся, ему самому необходимо хорошо ориентироваться в современном мире и регулярно отслеживать то, что создает наше общество для формирования «приливов» читательского интереса. Таким образом, то, что сегодня, на первый взгляд, отвлекает учащихся от книги, оттесняет от чтения (масс-медиа, компьютерные технологии и другое), необходимо сделать союзником учителя в создании мотивации в чтении. Особая роль сегодня, как известно, принадлежит визуальному восприятию, которое, пропагандируя что-то, действует на наше сознание и подсознание. Поэтому внимание школьников целесообразно обратить на то, как много в окружающем нас мире связано с книгой и чтением, и предложить задуматься, почему это происходит.

Так, современный человек в различных городах мира знакомится с архитектурными памятниками книге. Многие уличные скульптуры также посвящены книге. Например, в столице Турции в Стамбуле установлены скамейки в виде развернутой книги, на которых размещены стихотворные строчки известных турецких поэтов. Скамейку в виде книг можно увидеть в Париже и в Симферополе. Гуляя по улицам польского города Вроцлав, среди «бегающих» гномиков нельзя не обратить внимание на серьёзного «гнома-читателя». В современном мире существуют даже фонтаны в виде книг. Многие произведения различных видов искусства сегодня посвящаются книге. Например, современный английский художник Джонатан Уолстенхолм целый цикл своих работ посвятил книгам. Его книги «живые», они общаются, спорят, играют в шахматы, одеваются, пьют чай, пишут письма, ставят кляксы... Словом, делают всё, что свойственно человеку. Учащимся можно предложить подумать, почему именно книга становится объектом внимания художника, что вообще может книга в современном мире и что означает, когда говорят «живая книга». Художница Джоди Харви-Браун всегда любила книги, её девиз: " Книги, которые мы так любим, должны воплощаться в жизнь..." Она создает изысканные, сложные скульптуры из бумаги.

Интересен также тот факт, что в Германии, начиная с 1947 года, ежегодно 10 мая отмечается как День книги. Эта дата выбрана не случайно и напоминает миллионам людей во всем мире об истинном лице фашизма, так как 10 мая 1933 года в Берлине и некоторых других городах были сожжены книги, неугодные гитлеровскому режиму. Поэтому не случайно на одной из центральных площадей Берлина Бебельплац в 1995 году был установлен памятник сожжённым книгам работы Михи Ульманна. Памятник представляет собой пустые книжные полки, установленные ниже уровня мостовой и закрытые сверху стеклом. На табличке рядом можно прочитать: «На этой площади 10 мая 1933 г. студенты-нацисты жгли книги», а также приведена цитата Генриха Гейне: «Это была лишь прелюдия, там, где сжигают книги, впоследствии сжигают и людей».

Можно обратить внимание школьников, что ужасающие примеры сожжения книг в разные исторические времена свидетельствуют о том, как чтение влияет на формирование духовного мира человека, развивает самостоятельность и свободу мышления личности, а это всегда было ненужным и опасным в тоталитарном обществе. Ведь, как подчёркивал выдающийся русский мыслитель, философ и общественный деятель Иван Александрович Ильин, «... каждый из нас есть то, что он читает, и каждый человек есть то, как он читает, и все мы становимся незаметно тем, что мы вычитываем из прочитанного, – как бы букетом собранных нами в чтении цветов».

Интересным композиционным элементом урока может стать его начало в форме художественного чтения или мелодекламации. Рекомендуем, например, рассказ Майка Гелприна «Свеча горела» (см. приложение).

Главная цель школы – подготовка молодого читателя к индивидуальной читательской деятельности, направленной на удовлетворение потребности в деловом, досуговом и самообразовательном чтении. Школа выбрала два направления работы: Первое – формирование информационной культуры, как части общей культуры личности. Второе – воспитание у молодежи потребности в постоянном и вдумчивом чтении. Выбор направления по формированию информационной культуры продиктован, с одной стороны, потребностями современного образования – подготовить молодого гражданина к жизни и деятельности в условиях информационного общества.

Чтение художественной литературы должно стать частью жизни молодежи. Это позволит ей приобрести косвенный жизненный опыт, освоить многочисленные роли взрослого человека, получить навыки межличностного общения, строить собственное «Я». Что читает юность? Каким книгам отдает предпочтение? Какими мотивами руководствуется при выборе литературы? Как относится к прочитанному? Как расширить круг чтения молодежи? и т.п. Вопросов больше, чем ответов.

Школа должна укреплять свои позиции как центра чтения, воспитывающая молодое поколение через книгу и чтение. Рекомендуем организовать в школьных библиотеках, фойе, классных комнатах книжные выставки (Чтение и чтиво», «На подиуме – книга», «Круг чтения великих писателей», «Проза и поэзия молодой Республики», «Чтение для сердца и разума», «В чужой строке найти себя» и др.

Чтение юношества – одна из педагогических проблем. Путь решения данной проблемы: формирование образовательного пространства. В поле данного пространства – сотрудничество с детскими и юношескими библиотеками. С целью организации диалога о литературе и чтении рекомендуем провести урок, например, в жанре «Книжного кафе». «Книжное кафе» – это очные и заочные, онлайн-встречи с интересными людьми, работниками библиотек, прозаиками и поэтами, это литературный праздник или беседа о чтении, это час поэзии, это виртуальное путешествие и т.д.

Продолжением работы может стать организация в сентябре-декабре текущего года различных конкурсов в номинациях: «Самая читающая семья», «Самый читающий класс», «Читатель года», «Самая читающая школа»; краткосрочных и долгосрочных проектов: " Литературная карта ДНР", " Библиовечер/библиоутро – 2016", " Книги – в больницы", " Каникулы с кни­гой”, творческие встречи донецких писателей с читателями и т.п. Это могут быть а кции: благотворительная литературная акция «Книга из рук в ру­ки» (сбор литературы для социальных учреждений); литературная акция «Успешные люди любят читать!»; акция по развитию буккроссинга «Превратим весь мир в библиотеку!»; акция «Литература не знает границ. Читаем вместе».

Сегодня с появлением «ридеров» (электронных книг) на улицах и в транспорте появилось большое количество читающих людей разного возраста. Учащимся можно предложить провести небольшое исследование, дав задание узнать, что именно сегодня читают, какие предпочтения есть у читателей разных возрастных групп.

Повысить интерес учащихся к классической и современной литературе, чтению помогут следующие формы меро­приятий:

- громкие чтения, предусматривающие чтение текста вслух с комментариями чтеца и обсуждением прочитанного;

- литературные чтения – художественное исполнение произведе­ний, своеобразный «театр одного актера»;

- циклы чтений – посвящены каким-либо событиям или жизни за­мечательных людей;

- краеведческие чтения – нацелены на популяризацию литературы по краеведению.

Обсуждение книги – рассматриваются различные точки зрения по поводу определенной книги, разговор идет о ее художественных и со­держательных достоинствах и недостатках. Обсуждается актуальность тематики, затронутых проблем, форма подачи материала и т. д. Подго­товительный этап - подбор произведения и темы для обсуждения. Да­лее идет сбор и обработка информации: факты, мнения литературове­дов и критиков, читательских оценок. Затем надо подготовить тезисы и составить план проведения обсуждения: введение читателей в пробле­му, перечень и последовательность задаваемых вопросов. В процессе обсуждения необходимо организовать обмен мнениями, резюмировать сказанное, оценить результат обсуждения.

Читательские конференции - активный метод массовой работы, который предполагает участие читателей. Процесс проведения конфе­ренции зависит от желания присутствующих высказать свою точку зре­ния, услышать отзывы других, поспорить, отстаивая собственное мне­ние или, наоборот, согласиться. Читательские конференции дискусси­онны, в их основе лежит обсуждение прочитанного. Читательская конфе­ренция является комплексным библиотечным мероприятием и посвящает­ся определенной проблеме или теме. Цель конференции – привлечение к чтению, формирование коллективного читательского мнения, воспитание умения глубоко анализировать прочитанное, высказывать и защи­щать собственное мнение, если оно отличается от коллективного.

Виды читательских конференций:

- по произведениям художественной литературы, по одному про­изведению, по ряду произведений, объединенных одной темой (тематические), по творчеству отдельных авторов;

- конференции по изданиям специальной литературы (являются своеобразной формой повышения квалификации в трудовых коллекти­вах);

- конференции с привлечением автора – форма встречи с писате­лем;

- читательско-зрительские конференции – обсуждение произведе­ния связано с экранизацией его. Обсуждается трактовка режиссером идеи произведения, как выражена авторская позиция и т. д. От библио­текаря, в данном случае требуется и знание специфики кино.

- заочные читательские конференции – через средства массовой информации. В данном случае шире охват аудитории, больше возмож­ности ознакомиться с мнением других читателей в любое удобное вре­мя и т. д.

Планируя обсуждение, необходимо определить примерное число его участников. Опыт показывает, что оптимальное число участников 25-30 человек. Расширение аудитории не позволит вовлечь в обсужде­ние всех участников и снизит эффект мероприятия.

Литературный праздник – это комплексное мероприятие, требую­щее серьезной подготовки. Праздник состоит из вступления библиоте­каря, основной программы, в которую включены музыкальные фраг­менты, инсценировки, художественные номера, конкурсы, соединенные общей темой как нитью, и заключением, где ведущий кратко резюмиру­ет идею и итоги праздника.

- литературный утренник для дошкольника - это праздник, где ре­бёнок сможет порадоваться, поиграть во множество игр и увидеть наяву своих любимых сказочных героев. В подготовке и проведении меропри­ятия участвуют библиотекари, воспитатели и сами дети с инсцениров­ками и художественными номерами.

- литературный бал может включать в себя художественное чтение, музыкальные и танцевальные номера, инсценировки литературных про­изведений.

Литературный батл – это конкурс-соревнование на лучшее знание учащимися (классами, школами, районами, городами и т.д.) произведений русских классиков или произведений, включённых в школьную программу, например, для внеклассного/самостоятельного/семейного чтения, одного произведения, являющегося бестселлером этого года.

Литературная ярмарка – комплекс небольших, но разноплановых мероприятий, которые проходят одновременно. Это могут быть викто­рины, конкурсы, встречи с интересными людьми, ролевые игры, номера художественной самодеятельности, розыгрыши призов. Например, ли­тературная ярмарка «Чтение и литература в XXI веке».

Литературно-музыкальные салоны. Их суть заключается в ка­мерном общении ограниченного круга знатоков и любителей классиче­ского искусства, проходящем преимущественно в небольших, уютных гостиных, иногда при свечах, у старинного или имитирующего старину камина, рояля. При отсутствии специального помещения в гостиную умело преображают читальный зал или его часть, особо оформленный уголок с мягкой мебелью и музыкальным инструментом.

Книжный аукцион – каждый участник представляет по одной ранее прочитанной книге так, чтобы у присутствующих появилось желание её прочесть. Выигрывает тот, кто набрал больше голосов участников.

Литературный карнавал. Карнавал – это массовое гуля­нье с переодеваниями, театрализованными представлениями. Можно провести карнавал литературных героев или карнавал лите­ратурных произведений, где каждое литературное произведение зре­лищно презентуется.

Книжные жмурки. Библиотекарь или учитель предлагает детям взять книги для прочтения домой из специальной подборки: книги обернуты плот­ной бумагой, и читатель не видит, какую книгу выбирает. За смелость – получает приз. При возврате книги рекомендуется побеседовать с ре­бенком о прочитанном. Эта форма работы позволяет оживить интерес читателей к хорошим, но незаслуженно забытым книгам.

Фольклорные посиделки – форма знакомства детей с устным народным творчеством, с художественной творческой деятельностью народа, отражающей его жизнь, воззрения, идеалы. Народное творче­ство, зародившееся в глубокой древности – историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных традиций, выразитель народного самосознания. Каких только песен, сказок, пре­даний, былин, пословиц не создали они! Радости и печали, надежды и ожидания, мечты о счастье – все отразилось в этом творчестве.

Экран прочитанных книг отслеживает динамику чтения детей. На стенд-экран, рядом с изображением рекомендуемых книг, дети при­крепляют свою фотографию после ее прочтения.

Конкурс читательских пристрастий – это то же, что и рейтинг популярных книг, основан на опросе/голосовании читателей.

Флэш-моб (с англ, flash mob – «мгновенная толпа»). Мероприятие имеет эффект неожиданности и направлено на то, чтобы вызвать у слу­чайных прохожих удивление и заинтересованность. Например, участники флэш-моба в ярких футболках и бейсболках с символикой школы/города/ Республики появляются неожиданно в определенном многолюдном месте го­рода, одновременно открывают принесенные с собой книги и читают вслух в течение нескольких минут и так же неожиданно одновременно расходятся.

Библиокафе – игровой вариант информационной работы со стар­шеклассниками. Вывеска в стиле ретро, библиотекари – метрдотель и официантка. В меню – духовная пища фактов: «Новости свежие» из газет и журналов, ассорти «Путь к успеху», десерт «Бестселлер по...» (автору). «Меню» составляетcя в соответствии со вкусами своих читателей и периодически обновляется.

Книжное кафе – рассказ о новых книгах стилизуется под настоя­щее меню. Например, рубрика «Морское ассорти» содержит два изыс­канных блюда японской литературной экзотики: «морской коктейль» из творчества Юкио Мисима и «суши-бар» произведений Харуки Мураками. Серия блюд «Жаркое под острым соусом» включала в себя легко усваиваемое блюдо – произведение Дарьи Донцовой «Фигура легкого эпатажа» и покрытую хрустящей корочкой приключений, сенсаций и неожиданных разгадок книгу Томаса Свона «Охота на Сезанна».

Дегустация литературных новинок – информирование о поступившей в библиотеку (появившейся на полке в классном шкафу) литературе в кулинарном стиле.

Литературные экскурсии подразделяются на литературно­-биографические (по местам, хранящим память о жизни и творчестве прозаика, поэта, драматурга), историко-литературные (посвященные определенным периодам развития русской литературы), литературно­-художественные (по местам, которые были местом действия в произве­дениях того или иного писателя).

Литературный гороскоп – мероприятие, построенное по типу го­роскопа, где литература (книги, авторы) подобрана по знакам того или иного гороскопа.

Литературный каламбур – мероприятие, посвященное писателям с одинаковыми фамилиями или различным произведениям с похожими сюжетами, значений одного и того же слова (или двух сходно звучащих слов) с целью произвести комическое впечатление.

Привлечь внимание пользователей к литературе помогает подача информации в новой, необычной форме: выставка-сюрприз «Бестселлеры русской классики», выставка-анонс «Литературный гур­ман», выставка-хит-парад «Убойная сила боевика», выставки-раздумья «Поднимись до высокой прозы», «Книги для тех, кто любит думать и получать от этого удовольствие».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.