Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интерпретация и реализация Ключевых принципов






Ключевой принцип I — Система должна иметь хорошо обоснованную правовую базу в рамках всех применимых юрисдикций

 

Правовая база обычно состоит из рамочного законодательства, а также из специальных законов, нормативов и соглашений, регулирующих платежи и функционирование системы. Примерами рамочного законодательства являются законы, регулирующие заключение контрактов, банкротство, банковское дело и капиталовложения под обеспечение. К специальным относятся законы, регулирующие деятельность центрального банка, платежи, завершенность платежа, неттинг и связанные с этим проблемы. Кроме того, на надежность системы с международными аспектами могут влиять законы других стран.

Важные элементы правовой базы

Закон должен предусматривать принудительное осуществление подобных договоров с тем, чтобы операции, управление рисками и другие аспекты системы функционировали согласно плану как в нормальных обстоятельствах, так и в условиях финансовых потрясений. Серьезным препятствием к принудительному исполнению может стать несоответствие отдельных договорных механизмов различным законодательным положениям.

Чрезвычайно важно установить момент обеспечения системой окончательности расчета с целью определения срока передачи основных финансовых рисков в платежной системе. Это важный составной элемент системы управления рисками.

Велико значение закона о банкротстве. Разработчики систем и органы власти должны спросить себя, что случится, если участник системы не сможет выполнить свои обязательства. Будут ли операции считаться завершенными или соответствующие органы власти могут считать их не имеющими юридической силы или оспоримыми? В некоторых странах, например, т. н. “правило нулевого часа” (в контексте платежной системы отменяет все операции участника-банкрота с начала (“нулевого часа”) дня банкротства). В системе валовых расчетов в режиме реального времени следствием может стать аннулирование платежей, расчеты по которым уже были проведены и считались окончательными. В системе с отложенными нетто-расчетами такое правило может вызвать отмену взаимозачетов по всем операциям. Это потребует пересчета всех чистых позиций и может вызвать значительные изменения в балансах участников с возможными системными последствиями может обусловить отмену платежей, расчеты по которым были проведены через платежную систему (даже через систему валовых расчетов в режиме реального времени).

Правовая база расчета может быть существенно укреплена путем отмены “правила нулевого часа” и гарантирования принудительного исполнения соглашений о неттинге. В последние годы ряд стран внес соответствующие изменения в свои законы о банкротстве.

Законы об обеспеченных операциях, согласно которым, например, обеспечение может предоставляться или приниматься под займы или кредиты. Эти законы могут быть весьма важны для механизмов управления рисками платежных систем. Например, многие центральные банки предоставляют кредиты участникам платежных систем на условиях различных соглашений об обеспечении. Многие частные неттинговые системы взяли на вооружение залоговые схемы для кредитных механизмов с целью гарантирования расчета в случае первоначальной неспособности его совершить. Законы, регулирующие соглашения об обеспечении, в любом случае должны быть тщательно проанализированы с тем, чтобы гарантировать принудительное, своевременное и запланированное выполнение договора или механизма обеспечения, в т. ч. в ситуации невыполнения обязательств. Могут применяться различные законы в зависимости от типа и местонахождения обеспечения, так что необходимо понимать действие этих законов в контексте конкретной платежной системы.

Правовая структура не должна препятствовать развитию новой технологии платежной системы. Если применяется электронная обработка вне зависимости от того, являются ли исходные обрабатываемые системой платежные инструменты электронными или бумажными, необходимо обеспечить совместимость соответствующих законов с используемыми методами. Может потребоваться принятие новых законов для достижения ясности и предсказуемости интерпретации таких проблем, как окончательность платежа, электронная авторизация и распределение прав и обязанностей в случае мошенничества или ошибки.

Важную роль могут играть законы о банках и о центральном банке. Банкам и центральным банкам могут потребоваться юридические полномочия для учреждения и участия в платежных системах и для создания эффективных и хорошо управляемых систем, включая принятие надежных принципов управления рисками.

Реализация Ключевого принципа I (резюме)

Надежная правовая база является основой управления рисками. Особое внимание необходимо уделять:

· полноте и надежности рамочного законодательства;

· принудительному исполнению законов и договоров во всех обстоятельствах;

· четкому определению момента завершения расчета, особенно в случае неплатежеспособности;

· правовому признанию неттинговых механизмов;

· наличию “правила нулевого часа” или сходных нормативов;

· принудительной реализации обеспечения, предоставленного в рамках залоговых механизмов или операций репо;

· правовым рамкам, поддерживающим электронную обработку платежей;

· соответствующим положениям законодательства о банках и о центральном банке;

· применимости законов вне пределов внутренней юрисдикции.

Ключевой принцип II — Правила и процедуры системы должны обеспечивать участникам четкое понимание воздействия системы на каждый из финансовых рисков, которым они подвергаются из-за участия в ней

Принципы II и III тесно взаимосвязаны. Первый этап эффективного управления финансовым риском платежной системы заключается в обеспечении того, чтобы все стороны, включая участников, оператора и расчетный институт, выявили и хорошо осознали кредитный риск и риск нехватки ликвидности.

Правила и процедуры системно значимых платежных систем играют ключевую роль в осознании участниками финансовых рисков, которым они подвержены. Поэтому они должны быть четкими и всеобъемлющими и содержать написанный понятным языком пояснительный материал, который будет содействовать пониманию всеми сторонами рисков, с которыми они могут столкнуться из-за участия в системе. Сначала стороны должны понять базовую структуру системы, которая в значительной степени определяет их права и обязанности. Правила, процедуры и пояснительный материал должны быть актуальными и точными, для чего необходимы механизмы быстрого внесения в них всех согласованных изменений. Правила и процедуры должны быть доступными для всех сторон. Необходимо тщательно взвесить возможность публикации всех правил, что способствует их пониманию третьими сторонами — пользователями платежной системы.

Налицо также важная связь с Ключевым принципом I, поскольку надежные правовые рамки необходимы для обеспечения уверенности в соблюдении прав и обязанностей различных сторон, особенно в периоды финансовых потрясений. Оператор системы, как правило, несет первоочередную ответственность за предоставление информации, поскольку обычно обладает наилучшими возможностями и ресурсами для получения информации и проведения аналитической работы.

Правила и процедуры должны четко определять роли участников и оператора системы, а также процедуры, которым необходимо следовать в различных обстоятельствах (например, кого следует извещать о чрезвычайных событиях с графиком извещения и принятия решений). При необходимости консультаций оператора с участниками по поводу предложенных изменений процедура их согласования и утверждения также должна быть ясна.

В информацию, предоставляемую сторонам, полезно включать схематическое описание типичного прохождения платежного сообщения в обычных обстоятельствах. Эта схема иллюстрирует, как система обрабатывает сообщение, какому контролю и проверкам оно подвергается, как происходит расчет, а также график этих событий и ответственность различных сторон за успешную обработку платежного сообщения. Должна также раскрываться информация о том, кто и какие меры будет принимать в различных аномальных ситуациях.

Реализация Ключевого принципа II (резюме)

Участники должны осознавать финансовые риски, которым они подвержены. Поэтому операторы должны иметь правила и процедуры, которые:

· являются четкими, полными и актуальными;

· раскрывают структуру системы, ее график и процедуры управления рисками;

· раскрывают правовую базу и роли сторон;

· широко доступны;

· объясняют, какой свободой самостоятельных действий обладают стороны и как они эту свободу реализуют;

· устанавливают процедуры и график принятия решений и уведомления о них в аномальных ситуациях.

Ключевой принцип III — Система должна иметь четко определенные процедуры управления кредитными рисками и рисками нехватки ликвидности, устанавливающие ответственность системного оператора и участников и обеспечивающие надлежащие стимулы управления и ограничения этих рисков

Ключевой принцип III очень тесно связан с Ключевым принципом II. Ключевой принцип II касается прозрачности и доступности правил и процедур системы, подчеркивая, как важно для них быть ясными и понятными. Ключевой принцип III касается качества системных правил и процедур, подчеркивая важность надлежащего управления финансовыми (кредитными и ликвидности) рисками.

Финансовые риски являются одними из наиболее важных видов риска платежных систем, а правила и процедуры системы — ключевыми инструментами контроля этих рисков. Правила и процедуры должны предназначаться для нормальных и аномальных ситуаций, например, неспособности участника выполнить свои обязательства.

Необходимо разработать информационные системы и процедуры мониторинга применения процедур и правил, связанных с отслеживанием и контролем за финансовыми рисками, например, соблюдения лимитов на риски или контроля за остатками на счетах в центральном банке или займами у центрального банка. Хотя эти процедуры не нуждаются в автоматизации, передовой опыт в этой области предполагает, что системы управления рисками должны функционировать в режиме реального времени.

Важно, чтобы стороны имели стимулы и мощности для управления и ограничения финансовых рисков. Есть несколько способов обеспечения таких стимулов с помощью правил и процедур системы. Например, при контроле за кредитными рисками формула, используемая с помощью механизмов разделения убытков для определения доли каждого участника, может учитывать долю в кредитах, предоставленных обанкротившемуся участнику. Это больше стимулирует участников ограничивать риски, чем формула, предусматривающая равный раздел убытков между оставшимися участниками или раздел на основе доли в объеме или стоимости общего трафика платежей. В данном контексте готовность участника ограничивать риск увеличивается, если правила и процедуры предусматривают установление участником, подвергающимся риску, двусторонних лимитов на кредитные риски. Второй пример — стимулирование с помощью структуры цен (включая возможные договорные штрафы). Этот механизм может, например, подкреплять директивы о пропускной способности, предназначенные для контроля за риском ликвидности в системах валовых расчетов в режиме реального времени, или стимулировать заемщиков внутридневной ликвидности погашать взятый у центрального банка кредит к концу операционного дня системы.

Реализация Ключевого принципа III (резюме)

Эффективное управление финансовыми рисками является ключевым элементом создания надежной платежной системы. Соответствующие инструменты и стимулы зависят от типа системы. Примеры инструментов и возможных источников стимулирования включают:

Инструменты управления кредитными рисками

· использование систем, в которых кредитный риск между участниками не возникает (например, систем валовых расчетов в режиме реального времени);

· критерии доступа, базирующиеся на кредитоспособности (при этом, однако, система должна соблюдать Ключевой принцип IX);

· кредитные лимиты (двусторонние или многосторонние) на максимальные позиции под риском;

· схемы разделения убытков и/или схемы погашения убытков банкротом.

Инструменты управления рисками нехватки ликвидности

· управление платежными очередями;

· предоставление внутридневной ликвидности (связанное с кредитным риском для кредитора, например, центрального банка);

· директивы о пропускной способности;

· лимиты на позиции (отправителя или получателя);

· инструменты, описанные в Ключевом принципе V для систем с отложенными нетто-расчетами.

Общие инструменты

· информационные системы для поддержки инструментов управления кредитным риском и риском нехватки ликвидности;

· четкое, полное и оперативное (в идеале в режиме реального времени) предоставление информации участникам;

· оперативное отслеживание системным оператором.

Возможные источники стимулов управления этими рисками

· формула разделения убытков — например, если она отражает размеры и характер поддающихся контролю позиций с обанкротившимся институтом;

· ценообразование.

Ключевой принцип IV — Система должна обеспечивать быстрый окончательный расчет в день валютирования, желательно в течение дня и в крайнем случае к концу дня

Ключевой принцип IV связан с окончательным расчетом по платежам между участниками системно значимых платежных систем. Системы должны быть построены таким образом, чтобы в обычных обстоятельствах обеспечивать окончательный расчет в день валютирования. Другими словами, любой платеж, принятый системой для расчета, должен быть окончательно завершен в день его поступления получателю. Операция, поступившая в систему, прошедшая все виды контроля над рисками и отвечающая всем другим требованиям, является “принятой системой для расчета” и не может быть изъята из процесса расчета без нарушения Ключевого принципа IV. Платеж может быть технически принят системой без применения процедур контроля над рисками, т.е. “ратифицирован системой”. Данный доклад исходит из того, что, хотя ратификация в некоторых системах может иметь место до дня валютирования, природа контроля над рисками такова, что принятие к расчету ранее дня валютирования невозможно. Поэтому если система допускает прохождение платежом контроля над рисками до дня валютирования, то в целях реализации данного Ключевого принципа считается, что требование быстрого расчета начинает действовать с момента начала операций в день валютирования. Системы, обеспечивающие окончательность расчета к концу дня валютирования, избегают продления финансового риска овернайт и таким образом удовлетворяют Ключевому принципу IV, однако весьма желателен более короткий интервал между принятием системой платежа для расчета и завершением расчета по этому платежу.

Обеспечение окончательного расчета к концу дня является минимальным требованием. Во многих странах имеются системы, превышающие минимальные стандарты, обеспечивая проведение непрерывных или очень частых расчетов в течение дня. Обычно это достигается с помощью систем валовых расчетов в режиме реального времени. Смешанные системы также могут обеспечивать аналогичный быстрый расчет. Системы с отложенными нетто-расчетами также могут превышать минимальный стандарт, проводя расчеты не только в конце, но также в один или более заранее определенных моментов в течение операционного дня.

 
Изменение статуса платежа в рамках платежной системы
Представлен Ратифицирован системой Принят для расчета Окончательный расчет
· Данные о платеже переданы в платежную систему. Иногда это может происходить до расчетного дня. · Платежная система производит различные операционные процедуры, например, ратификацию · Платежи могут быть помещены в очередь до приема для расчета. · Платежная система применяет процедуры контроля за рисками · Платеж прошел все процедуры контроля за рисками и другого контроля, и система приняла решение, что расчет по нему может быть произведен. · В системе ВРРВ окончательный расчет производится немедленно. · В системе ОНР платеж взаимозачитывается. Окончательный расчет производится в заранее установленный срок · Расчетный счет участника-получателя в платежной системе кредитуется, расчет является безусловным и безотзывным
Врезка иллюстрирует изменение статуса платежа после получения платежной системой платежной информации. Это показывает, как изменяется природа платежа в рамках системы, но не отражает конкретных правовых условий. Ключевой принцип IV требует минимального периода времени между приемкой платежа для расчета и его окончательным расчетом.  

Определение момента завершения расчета

Для соблюдения Ключевого принципа IV необходимо четкое определение момента завершения расчета (т.е. когда расчет по платежным обязательствам становится безотзывным и безусловным). Определение должно быть применимо даже в чрезвычайных обстоятельствах. Например, некоторые системы имеют правила или процедуры, допускающие отмену платежа в случае неспособности участника выполнить свои обязательства. Расчет не может считаться завершенным до тех пор, пока не устранены все условия, которые могут стать причиной его аннулирования.

Во всех системах следует четко определить и жестко соблюдать “ время отсечения ”. Из правил должно быть ясно, что любое продление времени является исключением и требует обоснования на индивидуальной основе. Например, оно допустимо по причинам, связанным с реализацией денежно-кредитной политики. Если разрешено продление для завершения обработки платежей участниками, испытывающими операционные проблемы, то регулирующие эту процедуру правила и допустимые сроки продления должны быть ясны участникам. Если система часто нуждается в продлении установленных сроков, то оператор должен изучить причины и устранить их совместно с участниками.

Реализация Ключевого принципа IV (резюме)

7.4.11. Быстрота окончательного расчета в день валютирования требует:

· наличия в правилах и процедурах системы четкой установки о том, что платеж, принятый системой для расчета, не может быть исключен из процесса расчета;

· четко определенного и юридически обязательного момента окончательного расчета;

· гарантии того, что промежуток времени между приемом платежа системой для расчета и окончательным расчетом никогда не длится по крайней мере до следующего дня (овернайт), а желательно гораздо короче;

· гарантии того, что операционные часы и процедуры расчета жестко соблюдаются.

Ключевой принцип V — Система с многосторонним неттингом должна как минимум обеспечивать своевременное завершение дневных расчетов в случае неплатежеспособности участника с наибольшим индивидуальным расчетным обязательством

Ключевой принцип V применяется только к системам, производящим расчеты на многосторонней чистой основе. В подобных системах невыполнение обязательств одним участником может иметь существенные последствия для других участников и создать неожиданный кредитный риск или риск ликвидности. Многие такие системы откладывают платежи, т.е. наличествует значительный разрыв между приемом платежа системой для расчета и окончательным расчетом. Системы с таким сочетанием неттинга и отложенного расчета должны иметь механизмы управления рисками, которые с высоким уровнем надежности гарантируют завершение ежедневных расчетов в чрезвычайных обстоятельствах. Как минимум подобные системы должны быть в состоянии обеспечить своевременное завершение ежедневных расчетов в случае неплатежеспособности участника с наибольшим индивидуальным расчетным обязательством.

Реализация Ключевого принципа V обычно требует больше финансовых ресурсов, чем необходимо для завершения платежей в нормальной ситуации. Такими дополнительными ресурсами могут быть депозиты участников, например, в расчетном институте. Их преимуществом является доступность для быстрого завершения платежей, что может быть особенно важно в чрезвычайных обстоятельствах, когда необходимо принять оперативные меры. Поскольку проценты по таким депозитам обычно не выплачиваются или выплачиваются по относительно низкой ставке, участники системы могут предпочесть схемы, предполагающие взносы в залоговый пул, состоящий в значительной степени из процентных ценных бумаг. В отличие от депозитов подобные ценные бумаги сами по себе не могут использоваться для расчетов напрямую, но могут способствовать управлению рисками в сочетании с имеющими законную силу постоянными кредитными линиями или аналогичными инструментами частных банков. Обязательства о предоставлении кредитных линий без поддержки подобных залоговых пулов обычно не обеспечивают необходимой страховки, поскольку кредитные институты могут не выполнить подобные необеспеченные обязательства, особенно в чрезвычайных обстоятельствах.

Следующие вопросы при создании залогового пула являются решающими:

· как определяются доли отдельных институтов в залоговом пуле;

· кто контролирует пул;

· существуют ли механизмы, гарантирующие фактическую доступность обеспечения для завершения расчетов, как запланировано системой.

Пул обычно контролируется оператором платежной системы или соответствующим расчетным агентом. Обеспечение должно быть доступно достаточно быстро для его использования в поддержку согласованных кредитных линий. Системный оператор должен гарантировать, чтобы контрольные механизмы открывали доступ к обеспечению, когда это необходимо. Обычно используются центральные банки, центральные фондовые депозитарии или аналогичные надежные институты. Возможно использование коммерческих депозитариев, но при тщательной оценке риска. Как отмечалось в Ключевом принципе I, важна правовая надежность всех залоговых механизмов системно значимых платежных систем.

Обстоятельства, в которых крупный участник системно значимой платежной системы не в состоянии произвести расчет, могут возникнуть в условиях общего для всей системы финансового давления и неопределенности. В этом случае существует значительный риск того, что в один и тот же день более чем один институт будет не способен произвести расчет. Поэтому лучшая международная практика требует от систем с отложенными нетто-расчетами гарантировать своевременное завершение ежедневных платежей в более неблагоприятных обстоятельствах, чем предусматривает минимальный стандарт, например, в случае неспособности произвести расчет двумя участниками с крупнейшими индивидуальными расчетными обязательствами. Это может быть достигнуто теми же средствами, что описаны выше.

Реализация Ключевого принципа V (резюме)

Системы с сочетанием многосторонних расчетов на чистой основе и отложенных расчетов должны быть защищены от риска нехватки ликвидности, возникающего в связи с неспособностью произвести расчеты одним или большим количеством участников.

· Это может быть достигнуто с помощью гарантии наличия в чрезвычайных обстоятельствах дополнительных финансовых ресурсов, предполагающей сочетание:

— постоянных кредитных линий;

— поддерживающего их залогового пула (депозиты или ценные бумаги, надлежащим образом оцененные).

· Размеры таких дополнительных ресурсов должны определяться по отношению к:

— максимальному индивидуальному расчетному обязательству;

— выполнению или превышению системой минимального стандарта (т.е. способна ли система выдержать невыполнение обязательств участником с крупнейшим индивидуальным расчетным обязательством или более масштабное невыполнение обязательств).

Ключевой принцип VI — Используемые для расчетов активы предпочтительно должны быть требованиями к центральному банку; если используются другие активы, они должны нести небольшой или нулевой кредитный риск и небольшой или нулевой риск ликвидности

Ключевой принцип VI направлен на устранение или минимизацию финансового риска активов, используемых для расчета платежей через системно значимую платежную систему. Расчетные активы передаются между участниками системы для расчета по платежным обязательствам. Другими словами, расчетные активы — это активы, которые прекращает держать сторона — отправитель платежа после полного погашения платежных обязательств. Необходимо отметить, однако, что обязательства между участниками не всегда рассчитываются с помощью расчетного актива; в некоторых случаях оплата обязательств производится путем взаимозачета. В качестве держателей расчетных активов участники несут кредитный риск и риск нехватки ликвидности. Они несут кредитный риск в случае невыполнения провайдером расчетного актива своих обязательств перед ними и риск ликвидности в случае невозможности легко конвертировать актив в другие ликвидные активы.

Держатель расчетного актива также несет кредитный риск по требованию к расчетному институту в случае дефолта этого расчетного института. Требования к центральному банку обычно не только свободны от кредитного риска, но и свободно конвертируемы в другие ликвидные активы, деноминированные в той же валюте.

Эти риски могут иметь особенно серьезные системные последствия, поскольку все участники — держатели расчетного актива подвергаются риску одновременно и из-за особенностей природы расчетного процесса не в состоянии активно контролировать время или размеры своего владения расчетными активами. Из-за этих серьезных системных последствий в высшей степени желательно, чтобы риск дефолта провайдера расчетного актива вообще отсутствовал. В большинстве системно значимых платежных систем эта цель достигается путем проведения расчетов через центральный банк. Расчетный актив является остатком на счете в центральном банке. Если центральный банк эмитирует валюту, используемую в платежной системе, Ключевой принцип VI полностью соблюдается, поскольку использование расчетного актива не создает для участников системы кредитного риска или риска нехватки ликвидности (того типа, который имеется в виду в данном Ключевом принципе). Одной из основных задач центральных банков является предоставление надежного и ликвидного расчетного актива.

При этом следует учитывать следующие факторы:

· Цель механизма. Платежная система может, например, обрабатывать платежи в иной валюте, чем валюта страны, где она функционирует. В подобном случае местный центральный банк не обязательно обеспечит оптимальное предоставление надежного и ликвидного расчетного актива в этой валюте.

· Насколько просто участники могут заменить расчетный актив другими активами в нормальной и чрезвычайной ситуации. В интересах уменьшения вероятности кризиса доверия расчетный актив должен быть очень просто конвертируемым, например, через другую платежную систему, которая делает это в тот же день и в которой расчетный актив является требованием к центральному банку.

В некоторых системно значимых платежных системах все участники производят расчет через счета одного расчетного института, обычно ЦБ. В других системах некоторые участники (“прямые участники”) производят расчеты через счета в расчетном институте, в то время как другие участники (“непрямые участники”) производят расчеты через счета в прямых участниках. В подобных двухуровневых механизмах расчетные платежи каждого прямого участника покрывают его собственные обязательства и обязательства любого непрямого участника, за которого он рассчитывается.

Существуют различные виды двухуровневых расчетных механизмов. В некоторых платежных системах и прямые, и непрямые участники официально признаны правилами системы и являются объектами одного и того же контроля над рисками. Другие системы признают только прямых участников, в то время как остальные платежные посредники (обычно банки), пользующиеся системой, делают это только как клиенты прямых участников. Во всех случаях непрямой участник или клиент имеет двустороннее соглашение с прямым участником, который занимается проведением операций и контролем над рисками. Это соглашение регулирует риски, возникающие между прямым участником и непрямым участником или клиентом, поскольку прямой участник рассчитывается по платежам от их имени.С точки зрения Ключевого принципа VI, одноуровневые системы, в которых все участники производят расчеты напрямую через центральный банк, обеспечивают большую безопасность для участников. Причина в том, что расчетный актив, которым они владеют к завершению расчета, является безрисковым требованием к центральному банку, а не требованием к коммерческому банку. Двухуровневые расчеты концентрируют риски на прямых участниках и могут повысить возможность широкомасштабных сбоев в результате проблем с ликвидностью или платежеспособностью одного из подобных институтов. Эти риски увеличиваются, если отдельные прямые участники предоставляют расчетные услуги большому числу других банков. Кроме того, в одноуровневых системах большая доля совокупных платежей осуществляется между прямыми участниками и регулируется одними и теми же правилами с одинаковой уверенностью по поводу их окончательности. В двухуровневых системах добиться этого труднее.

Двухуровневая система может быть эффективнее, обеспечивая большую конкуренцию между платежными посредниками в предоставлении услуг третьим сторонам. Некоторые банки могут предпочесть использовать расчетные мощности, предоставляемые прямыми участниками, отказавшись от необходимых для прямого участия инвестиций в оборудование, программное обеспечение и процедуры, в то время как другие банки могут воспользоваться преимуществами предоставления этих приносящих доход расчетных услуг. Двухуровневые расчеты снижают стоимость управления ликвидностью, поскольку консолидация денежных потоков своих клиентов (включая непрямых участников) позволяет прямым участникам удовлетворить некоторые свои потребности в ликвидности. В определенных обстоятельствах двухуровневая система может допустить опосредованное участие институтов, чье прямое участие в системе невозможно, например, по правовым причинам или поскольку они не отвечают требованиям доступа к счетам центрального банка, при условии, что прямой участник, через которого они проводят свои операции, берет на себя управление всеми рисками, возникающими в рамках двустороннего механизма.

Реализация Ключевого принципа VI (резюме)

Наиболее удовлетворительным расчетным активом для системно значимых платежных систем является требование к центральному банку, эмитирующему соответствующую валюту. Если используются другие активы, для соблюдения Ключевого принципа VI необходимо учитывать:

· цель механизма;

· платежеспособность эмитента расчетного актива;

· насколько просто актив может быть конвертирован в другие активы;

· размеры и сроки принудительного риска по отношению к эмитенту;

· наличие механизмов контроля над рисками.

Ключевой принцип VII — Система должна обеспечивать высокий уровень безопасности и операционной надежности и иметь резервные механизмы своевременного завершения обработки платежей в течение операционного дня

 

Системно значимая платежная система должна быть построена и функционировать с высоким уровнем безопасности и операционной надежности, отвечающим ее целям и потребностям пользователей. Технологический прогресс ведет к непрерывным изменениям как в природе потребностей пользователей, так и в возможностях их удовлетворения. По этим причинам данный раздел может обсуждать поставленные проблемы только в самом общем виде.

При выборе способов решения проблем безопасности и операционной надежности необходимо также учитывать проблемы практичности и эффективности, поднимаемые в Ключевом принципе VIII. Решение принимается обычно в ходе консультаций между оператором и участниками системы, результатом которых становится соглашение о конкретной политике и уровне услуг в этой области.

Платежная система состоит из множества различных функций и компонентов. Утверждением не требующим доказательств является, то что система “настолько безопасна, насколько безопасно ее самое слабое звено”. Так же и операционная надежность системы зависит от операционной надежности всех ее компонентов (включая оборудование, программное обеспечение, телекоммуникационную сеть, энергоснабжение, персонал). Поэтому разработчики и операторы платежной системы должны озаботиться не только безопасностью и операционной надежностью центральных компонентов системы, но и компонентов участников системы (включая при необходимости непрямых участников).

Оператор платежной системы должен отслеживать и оценивать обеспечение системой определенного уровня безопасности и операционных услуг. Процесс должен быть комплексным и постоянным с возможным привлечением независимых внутренних и/или внешних аудиторов.

Существует множество международных, национальных и отраслевых стандартов, директив и рекомендаций, применимых к платежной и банковской сферам. Соблюдение таких стандартов помогает обеспечить высокий уровень безопасности и операционной надежности. Стандарты принимаются такими организациями, как Международная организация стандартизации (ISO), Международная электротехническая комиссия, Международный союз телекоммуникаций, Специальная группа по интернет-инжинирингу, Европейский комитет банковских стандартов.

Политика в области безопасности платежных систем и уровень операционных услуг с течением времени будут меняться в ответ на изменения на рынке платежных услуг (таких, как рост спроса и появление новых участников или клиентов), а также в связи с технологическим прогрессом, обеспечивающим более безопасную, быструю, эффективную или дешевую обработку. Для проведения таких изменений конструкция и функционирование системы должны быть достаточно гибкими.

Безопасность

Одним из аспектов целей и политики безопасности должно быть соблюдение разумных коммерческих стандартов, например, конфиденциальности, полноты, аутентичности, невозможности аннулирования, доступности и подотчетности. Они должны включать формальную политику контроля за физическим и логическим доступом к системе, ее оборудованием, программным обеспечением и сетью для защиты системы и ее данных от несанкционированных действий внутренних и внешних сторон. Доступ к платежной системе вполне может быть строго ограничен лицами, имеющими для этого веское основание, и исполняемыми конкретными лицами функциями.

Типичные элементы анализа риска безопасности · Определение или пересмотр целей и политики безопасности системы. · Определение функций, компонентов, границ и сфер ответственности системы. · Выявление возможных угроз и их масштабов (влияние и вероятность). · Выявление существующих или потенциальных мер предосторожности (таких, как физические схемы, безопасное программное обеспечение и организационные или операционные процедуры). · Выявление любых остаточных рисков и факторов уязвимости. · Повторение последних двух шагов до тех пор, пока остаточные риски и факторы уязвимости не станут приемлемыми в рамках целей и политики безопасности системы. · Внедрение в систему мер предосторожности, выявленных в процессе анализа рисков.  

Операционная надежность

Стандарты операционной надежности должны быть формально определены и задокументированы в виде “ соглашения об уровне обслуживания ”. Этот уровень обслуживания может отличаться, например, в зависимости от скорости расчетов в системе. Для систем валовых расчетов в режиме реального времени уровень обслуживания может определять максимальный период незапланированного “вынужденного простоя”, в то время как для системы с расчетом в конце дня он может относиться к моменту этого расчета.

Платежная система должна быть построена так, чтобы обеспечить наличие достаточных мощностей для обработки ожидаемого объема платежей с требуемой скоростью, особенно в пиковые моменты и дни. Системный оператор должен регулярно отслеживать и тестировать фактическую мощность и производительность системы, заранее учитывая любые изменения в объемах или направлении операций, чтобы поддерживать необходимую пропускную способность и скорость.

Непрерывность операций

Механизмы обеспечения непрерывности операций должны гарантировать предоставление оговоренного уровня услуг в случае отказа одного или нескольких компонентов системы. Оператор платежной системы и, где это необходимо, участники системы и провайдеры инфраструктуры должны предусмотреть формальные механизмы, обеспечивающие непрерывность услуг в различных сценариях. Ключевыми факторами при разработке резервных систем и процедур являются их простота и практичность, поскольку они должны функционировать во времена стресса и (несмотря на подготовку кадров и тестирование) неизбежно менее знакомы персоналу, нежели обычные операционные процедуры.

Если механизмы обеспечения непрерывности операций включают направление важнейших платежей в альтернативную платежную систему, эта возможность должна быть заранее обсуждена, согласована и опробована совместно с оператором этой системы для того, чтобы предотвратить негативные последствия для альтернативной платежной системы.

Механизм обеспечения непрерывности операций часто может включать второй процессинговый центр. При создании второго центра необходимо учитывать время, требующееся для ввода его в действие и возобновления обработки платежей. Для системы валовых расчетов в режиме реального времени, может быть, необходимо держать второй центр наготове, постоянно передавая туда данные из первого центра с тем, чтобы обработка платежей могла быть возобновлена через несколько минут. Для систем с расчетами на конец дня приемлемое время возобновления может быть дольше (возможно, выражаться в часах, а не в минутах). Второй процессинговый центр, как правило, должен иметь те же программное обеспечение, оборудование и телекоммуникации, что и первый (для упрощения контроля, поддержания и тестирования). Идентичное программное обеспечение, однако, может не обеспечить защиты от программного сбоя в первом центре. Размещение второго процессингового центра будет зависеть от природы угроз, для защиты от которых он предназначен. При этом необходимо учитывать возможный сбой инфраструктуры (например, энергоснабжения или телекоммуникаций), который может повлиять как на первый, так и на второй центры.

Механизмы обеспечения непрерывности операций могут предусматривать предоставление при серьезных сбоях “минимального уровня услуг” для обработки небольшого числа важнейших платежей. Этот минимальный уровень услуг может быть достигнут, например, посредством ручной обработки бумажных носителей, аутентичных факсимильных сообщений или обработки на персональных компьютерах с передачей данных на физических носителях.

Реализация Ключевого принципа VII (резюме)

Разработчики и операторы платежных систем должны рассмотреть следующие вопросы, касающиеся безопасности и операционной надежности:

Общие вопросы

· Система должна соблюдать политику в области безопасности и уровень операционных услуг, согласованные оператором системы и ее участниками, а также соответствующие правовые нормы, правила системы, процедуры управления рисками, коммерческие требования и международные, национальные и отраслевые стандарты.

· Безопасность и операционная надежность системы зависят от ее центральных компонентов и компонентов участников; участники отвечают за безопасность и операционную надежность. Необходим формальный мониторинг за соблюдением системой политики и уровня услуг.

· Политика в области безопасности и уровень операционных услуг меняются с развитием рынка и технологий; система должна быть разработана и функционировать таким образом, чтобы учитывать это развитие.

· Система нуждается в достаточном количестве хорошо подготовленного, компетентного и надежного персонала для безопасного и эффективного функционирования в нормальных и чрезвычайных ситуациях.

Безопасность

· Цели и политика в области безопасности должны определяться в ходе разработки системы и периодически пересматриваться. Они должны соответствовать данной платежной системе с учетом ее архитектуры и формы собственности.

· Безопасность системы должна отвечать коммерчески разумным стандартам, например, конфиденциальности, полноты, аутентичности, невозможности аннулирования, доступности и подотчетности. Безопасность системы должна регулярно проверяться.

· Необходимо регулярно анализировать риски, угрожающие безопасности системы. Оператор системы должен следить за технологическим прогрессом, чтобы проводить анализ системных рисков на современном уровне.

Операционная надежность

· Угроза операционной надежности проистекает не только от сбоев в компонентах центральной системы или участников, но и от сбоев в инфраструктуре и от природных катастроф.

· Система требует комплексных, строгих и хорошо задокументированных операционных и технических процедур.

· Следует надлежащим образом документировать, утверждать, контролировать, тестировать и подвергать проверке на качество любые изменения в системе.

· Система должна иметь достаточные мощности, контролировать их наличие и заранее наращивать их в преддверии возможных изменений в ее задачах.

Непрерывность операций

· Системный оператор должен иметь формальные планы обеспечения непрерывности операций. Простота и практичность являются ключевым фактором при разработке резервных механизмов.

· Механизмы непрерывности операций должны документироваться и регулярно тестироваться. Они должны включать процедуры антикризисного управления и распространения информации.

· Механизмы непрерывности операций могут включать: перевод платежей в другую платежную систему; второй процессинговый центр; и/или “минимальный уровень услуг”.

Ключевой принцип VIII — Система должна предоставлять удобные для пользователей и эффективные для экономики способы совершения платежей

Первая часть Ключевого принципа VIII подчеркивает необходимость для платежной системы отражать текущие практические проблемы пользователей (включая и участников системы и их клиентов). Выбор, правильный для одной экономики, не обязательно будет правильным для другой.

Не всегда необходимо иметь высокоразвитую информационную технологию. Системы со сложными, работающими в режиме реального времени технологиями могут не подходить для стран с ненадежными энергоснабжением и телекоммуникациями, поскольку сами в результате этого могут стать ненадежными и тем самым неудобными для пользователей. На практике разработчик системы располагает широким выбором, включая выбор между более или менее высоким уровнем технологии, большим или меньшим уровнем централизации, а также выбор различных вариантов построения схемы платежей (дебетовые или кредитовые механизмы, расчеты на валовой или чистой основе, обработка в режиме реального времени или пакетами).

Гибкий подход к структуре, обеспечивающий различные способы доступа к системе, может дать практические преимущества участникам системы, повысив ее общую эффективность.

Особые проблемы связаны с обеспечением практичности и эффективности системы и их сохранением при развитии технологий и других влияющих на издержки факторов.

Концепция эффективности широко используется в самых различных аспектах. Она может использоваться как технический показатель пропускной способности (например, количества платежей, которые могут быть обработаны за один час), а также с точки зрения эффективности издержек как стоимость обработки одного платежа платежной системой. Экономисты используют понятие эффективности в смысле выбора метода предоставления требующихся платежных услуг, если такие услуги не могут быть предоставлены с более низкими для экономики издержками.

На практике часто очень трудно определить, является ли системно значимая платежная система эффективной, поскольку существует много трудно поддающихся оценке аспектов качества услуг. Кроме того, должна адекватно оцениваться стоимость различных издержек. Оценка становится еще более трудной, когда эффективность с течением времени приходится оптимизировать. Изменение спроса на услуги системы обычно является аргументом в пользу крупных инвестиционных решений, меняющих технологические возможности и стоимость ресурсов.

Аспекты эффективности

При анализе эффективности платежной системы необходимо различать между:

· процессинговыми издержками центральной системы, напрямую определяемыми оператором;

· процессинговыми издержками участников системы, внешними для системы, но часто определяемыми ее структурой;

· издержками участников на поддержание ликвидности для финансирования платежей.

Аспекты неэффективности

Показатели неэффективного использования ресурсов при обработке платежей центральной системой и участниками системы включают:

· плохие операционные результаты системы, не способной удовлетворить спрос или сталкивающейся с техническими и организационными проблемами;

· плохие операционные результаты, несмотря на способность обработать поступающие объемы, например, длительное или нестабильное время обработки, высокий уровень отказов;

· постоянно высокий уровень избыточных мощностей, что может свидетельствовать о чрезмерных инвестициях в ненужные производственные мощности (хотя такие оценки не стоит делать на ранних этапах существования системы, поскольку на формирование потока платежей может уйти некоторое время);

· высокие издержки, возможно, отражающиеся в плате за пользование по сравнению с системами с сопоставимым уровнем услуг;

· чрезмерно высокие начальные или операционные издержки в случае присоединения или ухода участника из системы.

Показатели неэффективного использования системой ликвидности, связанного с ненужными издержками для пользователей, включают:

· задержку платежей в очередях в системах валовых расчетов в режиме реального времени, поскольку у участников нет достаточного доступа к внутридневной ликвидности для быстрого расчета по платежам;

· участников, вынужденных поддерживать очень высокий уровень внутридневной ликвидности из-за негибкости управляющего очередью механизма.

Как избежать неэффективности

Операторы платежной системы (будь то частная компания или центральный банк) должны по возможности опираться на рынок. Это не всегда легко, поскольку в некоторых случаях в стране существует только одна системно значащая платежная система, не имеющая прямых конкурентов. Тем не менее можно использовать конкуренцию для содействия эффективности в некоторых аспектах функционирования системы. Например, банки, пользующиеся системой, будут конкурировать друг с другом за предоставление услуг своим клиентам. Другим вариантом является проведение оператором тендеров на предоставление услуг системе. Там, где нет прямой конкуренции единственной системе, ее оператор (будь то частная компания или центральный банк) несет особую ответственность за то, чтобы система отвечала потребностям пользователей и операторов в эффективном использовании ресурсов. Этого можно достичь с помощью сравнения услуг, функционирования, издержек и цен на услуги системы с системами, функционирующими в сопоставимых экономиках.

В целях эффективного использования ресурсов платежной системы важно, чтобы информация о стоимости предоставляемых услуг четко доводилась до участников. Это не всегда просто, особенно когда значительные накладные расходы должны быть разложены на ряд различных платежных (или других) услуг. Платежные услуги иногда являются объектом субсидирования или перекрестного субсидирования. Иногда субсидии могут быть оправданы тем, что издержки ложатся не на тех, кто их генерировал, или тем, что лица, несущие издержки, не могут воспользоваться получаемыми от этого преимуществами. Иногда они могут быть оправданы общественными приоритетами, например, необходимостью в развитии и поддержке местного денежного рынка или другими подобными внешними факторами. Тем не менее операторы, предоставляющие прямые или косвенные субсидии, должны осознавать риск, связанный с вводящими в заблуждение ценовыми сигналами, и трудности, с которыми им, возможно, придется столкнуться при последующей ликвидации этих заблуждений. Кроме того, если субсидии и перекрестные субсидии носят постоянный характер, операторы и центральные банки как надзорные органы должны понимать, что отсутствие дисциплины, обусловленной возможностью конкуренции (даже если фактически ее нет), ставит под угрозу эффективное использование ресурсов. В любом случае, если центральный банк является оператором системно значимой платежной системы, он должен обнародовать соображения, лежащие в основе его ценовой политики.

Реализация Ключевого принципа VIII (резюме)

Эффективная платежная система создается в несколько этапов. Они включают определение общих целей, потребностей и ограничений, а также выработку аналитической схемы для оценки эффективности с использованием различных возможных методов анализа.

Общие вопросы

· определение целей (факторов риска и эффективности);

· выявление потребностей и проблем участников и пользователей в более широком смысле;

· выявление имеющихся альтернатив и преимуществ системы;

· определение социальных и частных издержек;

· выработка решений.

Аналитическая схема

· определение требований к эффективности (или, наоборот, выявление неэффективности);

· выявление требований к безопасности;

· оценка издержек (социальных и частных);

· выявление ресурсов (социальных или частных);

· определение практических ограничений (технология, инфраструктура);

· выявление проблем безопасности (например, с применением Ключевых принципов).

Методы

· анализ издержек и прибылей или другой структурный анализ;

· привлечение к обсуждению участников и/или пользователей;

· методология сбора и анализа данных;

· выявление источников информации (архивные данные, экономические данные, выборки или оценки).

Ключевой принцип IX — Система должна иметь объективные и публично раскрытые критерии участия, обеспечивающие справедливый и открытый доступ

Ключевой принцип IX исходит из того, что конкуренция между финансовыми институтами в предоставлении платежных услуг, как и везде, обычно способствует экономической эффективности сектора. Во многих странах экономия посредством увеличения масштабов ведет к наличию только небольшого числа, а возможно, и всего одной системно значимой платежной системы. В результате участие в таких системах может существенно влиять на конкуренцию между организациями, предлагающими платежные услуги. При этом участие не обязательно является единственным средством доступа для банка или другого платежного посредника. Во многих случаях подобный институт может предпочесть доступ к системе в качестве клиента участника. Некоторые системы также имеют два уровня участия, прямой и непрямой.

Критерии доступа могут базироваться на таких показателях риска, как уровень достаточности капитала, рейтинги рисков или другие показатели. Кроме того, Ключевой принцип VIII регулирует эффективность, также влияющую на условия доступа. Например, иногда в интересах операционной эффективности критерии участия в платежной системе включают такие факторы, как минимальный объем платежей.

Типичное обоснование относительно ограничительного подхода заключается в том, что определенный тип институтов, например, крупные, чрезвычайно кредитоспособные банки представляют наименьший риск для платежной системы и обрабатывают наибольшие объемы межбанковских платежей. Поэтому платежная система может включать только очень небольшое количество участников с низким уровнем риска и крупными объемами платежей, что упрощает как управление риском, так и операционную структуру. В таком подходе, однако, есть целый ряд недостатков:

· он игнорирует последствия для конкурентоспособности исключенных банков — небольших банков и, возможно, отделений иностранных банков — и их клиентов;

· он может увековечить концентрацию банковского сектора, увеличивая вероятность того, что некоторые банки будут безосновательно считаться “слишком большими, чтобы потерпеть банкротство”;

· некоторые из используемых критериев, например, размеры баланса, могут в любом случае быть плохими показателями риска.

Некоторые центральные банки, управляющие системно значимыми платежными системами, применяют противоположный подход, заключающийся в допуске к системе всех финансовых институтов определенной категории. Обычно эта категория включает как минимум принимающие вклады банки и кредитные институты любых размеров. Структура платежной системы в этом случае должна учитывать риски этих институтов. Механизмы услуг, а возможно, и ценообразования могут предполагать различный уровень услуг и объемов операций.

Поскольку критерии доступа следует применять постоянно, а не только в момент вхождения института в систему, существует необходимость в критериях выхода. В системах, где критерии доступа связаны с уровнем риска, например, основываются на рейтингах риска, критерии выхода обычно допускают падение рейтинга участников несколько ниже уровня, требующегося для первоначального доступа. Это отражает признание того факта, что финансовое состояние участников с течением времени может меняться и что исключение участника, временно не выполняющего критерии доступа, может вызвать ненужный кризис доверия. В то же время необходима осторожность, чтобы не увеличивать общий риск в системе. Если подобное все же происходит, необходимо принимать меры по ограничению риска, например, внесение залога под обеспечение обязательств. Обычно следует заранее четко определить спектр возможных мер в правилах системы.

Реализация Ключевого принципа IХ (резюме)

Критерии доступа должны стимулировать конкуренцию между участниками без нанесения ущерба безопасности системы. Критерии, ограничивающие доступ, должны оцениваться по их:

· оправданности с точки зрения безопасности;

· оправданности с точки зрения эффективности.

Ключевой принцип Х — Механизмы управления системой должны быть эффективными, подотчетными и прозрачными

Механизмы управления системно значимыми платежными системами различных стран, а иногда и внутри одной страны, значительно различаются. Эффективная реализация Ключевого принципа Х зависит не от детальной формы механизма, который может определяться особенностями законодательства или регулятивных требований, а от качества обеспечиваемых им результатов. Надежные механизмы корпоративного управления создают базу для соблюдения остальных девяти Ключевых принципов и помогают системе удовлетворить нужды обслуживаемого ею финансового сообщества.

Конкретные механизмы управления и связанные с ними проблемы в значительной степени зависят от формы собственности каждой платежной системы. Вне зависимости от структуры собственности результаты хорошего управления должны быть аналогичными. Для оценки результатов хорошего управления также можно применять аналогичные показатели.

Инструменты управления

Все системы могут использовать различные инструменты обеспечения эффективного управления. Детали будут зависеть от природы системы, от деловой культуры страны и конкретных организаций, однако некоторые инструменты и методы доказали свою эффективность в составе самых различных наборов инструментов.

Инструменты эффективного управления включают:

· письменно зафиксированные стратегические цели и планы их достижения;

· механизмы отчетности, обеспечивающие оценку действий старших управляющих по достижению стратегических целей;

· четкие правила ответственности и подотчетности в рамках организации и надлежащий управленческий контроль вместе с механизмами его принудительного осуществления;

· требования, обеспечивающие надлежащий уровень квалификации менеджеров всех уровней, осуществляющих компетентное управление и надзор за системой;

· независимость подразделений по управлению рисками и аудиту от тех, кто отвечает за текущие операции. (Эти подразделения должны заниматься правовыми, финансовыми и операционными рисками и риском безопасности, обсуждавшимися в данном докладе.)

Внутренний и внешний аудит Руководство организации использует аудит как средство независимой оценки эффективности системы внутреннего контроля организации, а иногда и ее операционной эффективности. Например, аудиторы могут оценивать механизмы управления платежной системы, системы контроля безопасности и процедуры управления финансовыми и операционными рисками. Аудиторы могут быть либо внутренними (обычно сотрудники организации), и в этом случае институциональная структура должна гарантировать их независимость от лиц, ответственных за проведение проверяемых аудиторами операций, либо внешними (назначаемыми организацией в соответствии с законодательными или регулятивными требованиями или по другой причине). В задачи внешних аудиторов иногда входит оценка качества внутренних аудиторских проверок систем контроля.

Некоторые из вышеперечисленных инструментов эффективного управления также влияют на подотчетность системы. Члены руководящего органа системно значимой платежной системы должны быть подотчетны как владельцам системы, так и широкому финансовому сообществу. Быть подотчетным в этом контексте означает обосновывать основные решения и действия перед этими другими сторонами. Обнародование определенной информации о системе может содействовать прозрачности. Примеры такой информации:

· структура управления (размеры руководящего органа, членство, квалификация, отбор кандидатур и структура комитетов, сроки полномочий и условия увольнения);

· структура старшего руководства (обязанности, нормы отчетности, квалификация и опыт);

· базовая организационная структура (нормы организации бизнеса, структура юридического лица);

· структура управления рисками (правила и процедуры);

· структура системы внутреннего контроля.

Реализация Ключевого принципа Х (резюме)

В отличие от многих других Ключевых принципов трудно рекомендовать надлежащую структуру управления из-за широкого спектра имеющихся возможностей. Тем не менее можно предложить показатели эффективного, подотчетного и прозрачного управления. Рекомендуется регулярно проверять соответствие механизмов управления этим показателям. Приведенный ниже список показателей не является исчерпывающим. В то же время выполнение любого из них не обязательно свидетельствует о соблюдении системой Ключевого принципа Х:

· доступность полной и актуальной информации о системе и ее функционировании;

· принятие важнейших решений после консультаций со всеми заинтересованными сторонами и надлежащего обсуждения;

· оперативный процесс принятия решений на высшем уровне и полное информирование о них пользователей;

· последовательное стремление системы к достижению запланированных финансовых результатов и объяснение любого отступления от этих планов;

· предоставление системой платежных услуг, удовлетворяющих потребности участников и их пользователей;

· соблюдение системой остальных девяти Ключевых принципов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.