Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Род. 1932






Умберто Эко - один из крупнейших современных писателей, знаменитый итальянский ученый-медиевист, философ, семиотик, специалист по массовой культуре.


хрестоматия Эко У. Наука, технология и магия

 

Мы живем в эпоху, которую, отождествляя весь период с его началом, Исайя Берлин нарек Веком Просвещения. Рассеялась средневековая тьма, явилась возрожденческая критическая мысль и с нею само понятие научной мысли, и всем нам свойственно думать, будто ныне у нас тут наступила эра, когда наука стала главною силой и царит повсеместно.

Эту идею абсолютной всезначности научного подхода проповедуют, в большинстве, реакционеры и спиритуалы, а не ученые. Реакционеры, а не ученые развертывают перед нами устрашающие картины, похожие на научную фантастику: картины мира, который отринув все остальные ценности, предался и поклонился вере в научные истины, в мощь технологии. Точнее, подменил понятие науки понятием технологии.

СМИ сами путают науку с технологией и, к сожалению, запутывают публику, начиная считать наукой все, что имеет отношение к технологии, и при этом не ведает, в чем содержание науки и не знает, что технология – только придаток, только следствие, но никак не первостепенность.

Технология – это когда предлагается все и сразу, наука движется постепенно. Технологичность жизни нисколько не


40 персоналии

 

В мировом научном сообществе У. Эко, почётный доктор многих иностранных университетов, знаменит своими работами по медиевистике и семиотике.

Активная гражданская позиция и регулярные выступления в периодической печати, сделали его своеобразным ''нравственным барометром'' для итальянского общества.

Цит.:

Эко У. Наука, технология и магия // Эко У. полныЙ! назаД. “Горячие войны” и популизм в СМИ. М., 2007.


хрестоматия Эко У. Наука, технология и магия

 

эквивалентна научности. Она тождественна магичности.

Что же такое магия, чем она была на протяжении столетий и чем является сегодня, пусть и в закамуфлированном виде? Магия означает веру, будто возможно перескочить в быстром темпе с причины на результат, опустив промежуточный процесс. Ткнуть булавкой в изображение врага – и враг погибнет. Произнести заветную формулу – и железо станет золотом.

Магия – это когда не показывают длинную цепь следствий и причин и в особенности когда не пытаются проверить эту цепь методом повторяемых экспериментов. Чудо совершается сразу, в том-то красота магии. Вера в магию, надежда на магию отнюдь не угасла даже по воцарении опытной науки. Страсть к перескокам от причин к результатам олицетворилась в технологии, которая воспринимается как дочь науки.

Ученого легко возвышают до степени мага. Но стоит ученому замешкаться с выдачей проверяемого результата, он будет объявлен шарлатаном, в то время как колдуны, выдавая результаты не проверяемые, но эффективные, получают приглашения на ток-шоу. Так что ученым на ток-шоу ходить не надо, чтоб их не перепутывали с колдуньями.


41 оглавление

ЛЕКЦИЯ:

СПЕЦИФИКА И СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

 

ТЕМА:

ВИДЫ ПОЗНАНИЯ: ЧУВ­СТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ

 

 

Лит.:

Лебедев С.А. Философия науки. М., 2006.

Кохановский В.П. Философия и методология науки: Ростов н/Д., 1999.

Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: М.:, 2001.



42 словарь

 

Пра’ктика

является основой единства чувственного и рационального. В ней человек формирует цель и программу действий, т.е. поступает осмысленно, однако поскольку практика связывает человека с вещью через чувственный опыт, то он вынужден в каждом практическом акте соотносить логическую идею с чувственно наблюдаемой вещью.

 


конспект чувственное и рациональное

 

Чувственное, рациональное, интуитивное знание – это основные способности человека, которые необходимы как в научном, так и в ненаучном познании. Они существуют в единстве, но каждая из них отличается особыми чертами.

В познании чувственное и рациональное тесно связаны друг с другом. Их единство заключается в том, что чувство у человека всегда носит осмысленный характер, а логическое рассуждение опирается на данные опыта.

Чувственное познание – непосредственная связь человека с действительностью. С помощью органов чувств человек получает информацию о мире. Чувственное восприятие даёт многообразие мира, но с помощью органов чувств нельзя познать ни один закон. Это возможно только с помощью рационального познания.

Рациональное познание – опосредованное познание действительности. Оно опосредовано формами мышления, которые формируются у человека под воздействием социально-культурной среды. Только на уровне рационального мышления человек отвлекается от конкретного предмета, выясняет общие и открывает наиболее существенные стороны реальности.

 


43 оглавление

ЛЕКЦИЯ:

СПЕЦИФИКА И СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

 

ТЕМА:

ВИДЫ ПОЗНАНИЯ: ИНТУИТИВНОЕ ПОЗНАНИЕ

 

Лит.:

Лебедев С.А. Философия науки. М., 2006.

Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: М.:, 2001.

Кохановский В.П. Философия и методология науки: Ростов н/Д., 1999.



44 словарь

 

Интуи’ция

взаимодействие понятийных и чувственных образов на бессознательном уровне и возникновение новой комбинации элементов мышления.

 

Интуитивной способности человека свойственны: неожиданность решения задачи; неосознанность путей и средств решения; непосредственное постижение истины.

 


конспект интуитивное познание

 

Наука стремится поставить всё знание под контроль логики, однако в научном творчестве помимо логических доказательств, определений, обоснований важное значение имеет игра воображения, фантазия и интуиция.

Интуиция – непосредственное знание, полученное без обращения к логическим доказательствам. Это прямое усмотрение истины без обоснования и рассуждения. Интуиция появляется тогда, когда все методы и шаблоны исследований исчерпаны и не привели к успеху.

Предполагается, что интуиция возникла вследствие сложных отношений человека с миром, которые нуждались в вероятностном прогнозировании.

Проблемы интуиции и её новые возможности связывают с теорией принятия решений. Эта теория применяется в сложных проблемных ситуациях и имеет междисциплинарный характер. Она предусматривает использование алгоритмов, сведение задач к уже известным и вместе с тем к применению эвристических методов (“мозговая атака”). Эта теория направлена на преодоление стереотипов индивидуального сознания, культурной замкнутости и профессиональной ограниченности.


45 оглавление

ЛЕКЦИЯ:

СПЕЦИФИКА И СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

 

ТЕМА:

ФОРМЫ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ

 

Лит.:

Лебедев С.А. Философия науки. М., 2006.

Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: М.:, 2001.

Кохановский В.П. Философия и методология науки: Ростов н/Д., 1999.



46 словарь

 

Эйдос

(от греч. eidos - образ, вид) - идея с богатым чувственным содержанием. В феноменологии Гуссерля, эйдос равнозначен сущности (в отличие от факта)

 

Эйдетическая редукция - отвлечение от всех фактических различий и созерцание чистой сущности. Путем эйдетической редукции из поля зрения исключаются все относящиеся к предмету данные опыта, суждения, оценки, так что сущность предмета становится свободной и познаваемой.


конспект формы чувственного познания

 

Чувственное познание осуществляется в трех формах: ощущениях, восприятиях, представлениях.

Ощущение – простейший элемент чувственного опыта. Пять ощущений соответствуют пяти органам чувств. Восприятие – это целостный образ, содержащий в себе несколько ощущений («это яблоко круглое, желтое, кисло-сладкое, тяжелое»). Представление – это отделенность чувственного образа от конкретной ситуации (друга можно представить, даже не воспринимая его).

В чистом виде, вне рациональных форм чувственность не присутствует в нашем сознании. Любой чувственный образ рационально нагружен.

При оценке познавательного содержания чувств высказываются три различных мнения:

E внешний мир буквально впечатывается в нашу психику;

E чувства являются приблизительными “копиями” предметов;

E чувства – знаки вещей, смысл которых надо расшифровать.

По Гуссерлю, чувства вовлекаются в поток воображения, который ведет к эйдосу – более сложному чувству, чем исходное.


47 оглавление

ЛЕКЦИЯ:

СПЕЦИФИКА И СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

 

ТЕМА:

ФОРМЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ

 

Лит.:

Лебедев С.А. Философия науки. М., 2006.

Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: М.:, 2001.

Кохановский В.П. Философия и методология науки: Ростов н/Д., 1999.



48 словарь

 

Па’мять

способность человека сохранять и воспроизводить освоенные им чувственные и рациональные формы.

 

Воображе’ние

способность психики человека вызывать к жизни чувства и мысли, которые либо были ему известны ранее, либо являются новыми. Фантазия и мечта – это также формы воображения.

 


конспект формы рационального познания

 

Рациональное познание носит опосредованный характер, соприкасается с внешним миром не напрямую, а через посредников (слова, жесты, чувства). Рациональное познание осуществляется в форме понятия, суждения и умозаключения.

Суть всех явлений объясняется на основе понятий. Понятие – это результат обобщения и абстрагирования (выделяем общие признаки в совокупности чего-либо и абстрагируемся от особенных). Суждение – это мысль, утверждающая, или отрицающая что-либо (всегда выражается повествовательными предложениями). Умозаключение предполагает вывод нового знания через доказательство (обоснования с помощью других мыслей).

Три формы рационального познания - понятие, суждение, умозаключение - составляют содержание рассудка, которым человек руководствуется при мышлении. Философская традиция после Канта состоит в различении рассудка и разума. Разум - высшая ступень логического мышления. Рассудок менее гибок, менее теоретичен, чем разум.

 


49 оглавление

ЛЕКЦИЯ:

СПЕЦИФИКА И СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

 

ТЕМА:

МОДЕЛИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ: ЭМПИРИЗМ, ТЕОРЕТИЗМ, ПРОБЛЕМАТИЗМ

 

 

Лит.:

Лебедев С.А. Философия науки. М., 2006.

Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: М.:, 2001.

Кохановский В.П. Философия и методология науки: Ростов н/Д., 1999.



50 экскурс

 

Эмпирическое не сводится к чувственному, т.к. включает логическое осмысление и интерпретацию эмпирических фактов, а теоретическое не ограничивается логическими формами познания, поскольку в нем используются наглядные модели и вспомогательные чувственные образы.

 


конспект модели научного познания знания

 

В научном познании различают два основных уровня: эмпирический и теоретический. Теоретический уровень – высший уровень научного познания. Включает факты, добытые эмпирическим путём, предшествующие развитию науки, а также логические выводы, добытые рассудком и разумом человека. Объект теоретического уровня – идеализированный, несуществующий в реальности. Для знаний, полученных на эмпирическом уровне, характерно то, что они являются результатом непосредственного контакта с живой реальностью в наблюдении или эксперименте. На этом уровне мы получаем знания об определенных событиях, выявляем свойства интересующих нас объектов или процессов, фиксируем отношения.

Проблематизм: наука начинает не с наблюдений, а с проблем, и ее развитие есть переход от одних проблем к другим - от менее глубоких к более глубоким. Возникают:  либо как следствие противоречия в отдельной теории; ‚ либо при столкновении двух различных теорий; ƒ либо в результате столкновения теории с наблюдениями. Условия решения проблемы: а) ясное, четкое ее формулирование; б) критическое исследование различных ее решений.


51 словарь

 

Имманентный эмпиризм - философские попытки объяснить состав и законосообразность нашего познания из комбинации единичных ощущений и представлений.

Трансцендентный эмпиризм – все содержание сознания и все законы познания являются продуктом взаимодействия организма с окружающей его материальной средой, образующей мир внешнего опыта.


конспект оппозиция теоретическое/эмпирическое

 

Глубина проникновения в сущность явлений. На теоретическом уровне достигается более глубокое понимание сущности явлений. Если на эмпирическом уровне постигается сущность первого порядка, то на теоретическом - сущность второго (более глубокого) порядка.

Предмет познания. Эмпирическое познание непосредственно связано с реально изучаемым объектом. В теоретическом исследовании оперируют идеализированными объектами.

Методы. Эмпирические методы предполагают непосредственное взаимодействие объекта с субъектом. В теоретическом же познании используются методы, основанные на анализе теоретических абстракций и логическом выводе из них возможных следствий.

Организация знания. Эмпирическое знание, как правило, фрагментарно. Оно дает информацию о проявляемых в опыте отдельных сторонах поведения объекта. Теоретическое знание имеет значительно более систематизированный характер, оно дает целостную картину сущности объекта.

На низших уровнях эмпирического познания доминирует чувственное, а на теоретическом уровне - рациональное.


52 оглавление

ЛЕКЦИЯ:

СПЕЦИФИКА И СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

 

ТЕМА:

СТРУКТУРА ЭМПИРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

 

Лит.:

Лебедев С.А. Философия науки. М., 2006.

Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: М.:, 2001.

Кохановский В.П. Философия и методология науки: Ростов н/Д., 1999.

       
 
   
 

                           
   
ФЕНОМЕНО-ЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
     
ТЕОРИЯ
 
 
 
   
 
 
 
   
 
 
 
   
 

 

 

53 словарь

 

Факт

(от лат. faktum - совершившееся, сделанное; противоположность - cogitatum или dictum - помысленное или сказанное) находящаяся перед нами действительность, то, что признается реально существующим.

 


конспект структура эмпирического знания

 

Эмпирическое знание имеет довольно сложную структуру, состоящую из четырех уровней, различия между которыми носят скорее количественный, чем качественный характер:

 первичным уровнем эмпирического знания является единичное эмпирическое высказывание, его содержание - это фиксация результатов единичных наблюдений (фиксируется точное время и место наблюдения)

‚ вторым, более высоким уровнем эмпирического познания являются факты. Они представляют собой индуктивные обобщения протоколов, это общие утверждения статистического или универсального характера. Факты символически выражаются в таблицах, графиках, диаграммах.

ƒ Третьим, еще более высоким уровнем эмпирического знания является эмпирические законы различных видов (функциональные, структурные, причинные, динамические, статистические).

„ Четвертым уровнем существования научного знания являются феноменологические теории. Они представляют собой логически организованное множество соответствующих эмпирических законов и фактов.


54 оглавление

ЛЕКЦИЯ:

СПЕЦИФИКА И СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

 

ТЕМА:

СТРУКТУРА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

 

Лит.:

Лебедев С.А. Философия науки. М., 2006.

Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: М.:, 2001.

Кохановский В.П. Философия и методология науки: Ростов н/Д., 1999.

       
   
 
 

                           
   
ФЕНОМЕНО-ЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
     
ТЕОРИЯ
 
 
 
   
 
 
 
   
 
 
 
   
 

 

 

55 экскурс

 

В настоящее время теорией в противоположность голой эмпирии называется любое научное единство знания, в котором факты и гипотезы связаны в некоторую целостность, т.е. такое научное знание, в котором факты подводятся под общие законы, а связи между ними выводятся из последних.


конспект структура теоретического знания

 

Основными этапами формирования теоретического научного знания являются проблема (задача), факт, гипотеза, теория.

Проблема - форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать - это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Проблема есть процесс, включающий два - ее постановку и решение.

Факт есть фрагмент действительности, относящийся либо к объективной реальности, либо к сфере сознания и познания. Факт становится научным когда он является элементом логической структуры конкретной системы научного знания

Гипотеза - форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого нуждается в доказательстве.

Теория – это знание об определенной области действительности, позволяющее объяснять и предсказывать явления из данной области. В теории имеется множество исходных утверждений, из которых логическими средствами выводятся другие утверждения, т.е. в теории возможно получение одних знаний из других без обращения к действительности.


56 оглавление

ЛЕКЦИЯ:

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

 

ТЕМА:

КЛАССИФИКАЦИЯ НАУЧНЫХ МЕТОДОВ И ПОДХОДОВ

 

Лит.:

Лебедев С.А. Философия науки. М., 2006.

Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: М.:, 2001.

Кохановский В.П. Философия и методология науки: Ростов н/Д., 1999.



57 словарь

 

Метод

(от греч. methodos - путь, исследование, прослеживание) - способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действитель­ности. В области науки метод есть путь познания, который исследователь прокладывает к своему предмету, руководствуясь своей гипотезой.

 


конспект научные методы познания

 

Среди научно-философских методов познания ведущую роль играет метод восхождения от абстрактного к конкретному. Этот метод представляет собой способ теоретического исследования, состоящий в движении мысли от исходной абстракции (одностороннего, неполного знания) через последовательные этапы углубления и расширения знания к целостному мысленно-конкретному воспроизведении в теории исследуемого предмета, а также закрепление отдельных сторон предмета в определениях (абстракциях более высокого уровня).

Общенаучные методы познания выступают в качестве своеобразной промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. Характерными чертами общенаучных понятий являются:  сплавленность в их содержании отдельных свойств, признаков, понятий ряда частных наук и философских категорий; ‚ возможность формализации частных наук, уточнения средствами математической теории символической логики.

К числу общенаучных методов и подходов относят: системный, структурно-функциональный, кибернетический, синергетический, вероятностный, моделирование, формализация и т.д.


58 экскурс

 

Разработкой метода философия поддерживает в частных науках живой критический дух. Попытки найти единый метод, который был бы применим всюду (идеал " методологического монизма"), показали, что " универсального метода" не существует и, более того, каждый предмет и каждая проблема требуют собственного метода.

 


конспект научные методы познания

 

На основе общенаучных понятий и концепций формулируются соответствующие методы и принципы познания, которые обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философии со специально-научным знанием и его методами.

Частно-научные методы – совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной отрасли науки, соответствующей определенной форме движения материи (методы механики, физики, биологии, химии, гуманитарных и социальных наук).

Дисциплинарные методы – система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные методы исследования.

Методы междисциплинарного исследования как совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших в результате сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. Широкое применение нашли в реализации комплексных научных программ (теоретические, эмпирические, логические).


59 оглавление

ЛЕКЦИЯ:

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

 

ТЕМА:

ФИЛОСОФСКИЕ МЕТОДЫ КЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ

 

Лит.:

Кохановский В.П. Философия. Ростов н/Д., 2000.

Кохановский В.П. Философия и методология науки: Ростов н/Д., 1999.


 

    ФИЛОСОФСКИЕ МЕТОДЫ КЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ    
                           
                           
  МЕТАФИЗИКА   ДИАЛЕКТИКА  
                         
  ИДЕАЛИЗМ       АНТИЧНАЯ “наивная”  
                 
  СЕНСУАЛИЗМ                
                НЕМЕЦКАЯ “классическая”  
  РАЦИОНАЛИЗМ        
                         
  ЭМПИРИЗМ       МАРКСИСТСКАЯ “материалистич-еская”  
                 
  ДОГМАТИЗМ        
                         
  РЕЛЯТИВИЗМ                
                                                   

 


60 словарь

 

Метафи’зика

спекулятивно-философ­ский метод классической философии, характеризующийся такими фундаментальными презумпциями, как: а) презумпция наличия объективирующегося в логосе единства бытия (и б) презумпция единства бытия и мышления.

 


конспект классические методы познания: метафизика

 

Метафизика – философский способ познания (мышления), противостоящий диалектическому методу как своему антиподу. Характерные черты метафизики: односторонность, абсолютизация одной (не важно какой именно) стороны того или иного элемента целого. Как и диалектика, метафизика не была чем-то раз и навсегда данным, но изменялась и выступала в различных исторических формах.

Старая метафизика (XVII-XIX в.) отрицает всеобщие связи и развитие, лишена целостного системного взгляда на мир (мыслит по принципу “или/или”). Становление диалектики показало несостоятельность этих принципов, что в свою очередь привело к возникновению новой метафизики.

Новая метафизика не отвергает ни всеобщую связь явлений, ни их развитие. Особенностью антидиалектики в ее новой форме стало сосредоточение усилий на поиске различных вариантов истолкования, интерпретации развития. Развитие при этом понимается как  простой, всеобщий, линейнонаправленный рост (“плоский эволюционизм”); ‚ цепь сплошных скачков (“катастрофизм”); движение по кругу (“вечное возвращение”); „ как только прогресс.


61 оглавление

ЛЕКЦИЯ:

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

 

ТЕМА:

ФИЛОСОФСКИЕ МЕТОДЫ КЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ

 

Лит.:

Кохановский В.П. Философия. Ростов н/Д., 2000.

Кохановский В.П. Философия и методология науки: Ростов н/Д., 1999.


 

    ФИЛОСОФСКИЕ МЕТОДЫ КЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ    
                           
                           
  МЕТАФИЗИКА   ДИАЛЕКТИКА  
                         
  ИДЕАЛИЗМ       АНТИЧНАЯ “наивная”  
                 
  СЕНСУАЛИЗМ                
                НЕМЕЦКАЯ “классическая”  
  РАЦИОНАЛИЗМ        
                         
  ЭМПИРИЗМ       МАРКСИСТСКАЯ “материалистич-еская”  
                 
  ДОГМАТИЗМ        
                         
  РЕЛЯТИВИЗМ                
                                                   

 


62 словарь

 

Диале’ктика

философско-спекуля­тивное мировоззрение, опирающееся на классическое знание и бинарную логику с ее законом тождества и противоречия. Диалектика пытается исследовать процессы изменения некоей субстанции (материи, вещества, духа).

 


конспект классические методы познания: диалектика

 

Диалектика – учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод познания (мышления).

Важнейший принцип диалектики – рассмотрение мира (предмета) в развитии, изменении, самодвижении. Из положений о всеобщей связи и взаимозависимости всех явлений вытекает принцип их всестороннего рассмотрения. Кроме того, диалектический метод включает в себя такие принципы, как историзм, объективность, детерминизм, которые формируются на основе соответствующих законов: единство и борьбы противоположностей, взаимоперехода количественных и качественных изменений и отрицания отрицания.

Долгое время решающую роль в научном познании играла диалектико-материалистическая методология, ставшая венцом классического спекулятивного философствования и пытавшаяся с помощью умозрительных абстрактных законов диалектики объяснить суть происходящих в обществе и природе изменений.

В XX в. диалектика была подвергнута достаточно жесткой критике за ее притязания на универсальную всеохватность и избыточную абстрактность. Трансформируясь в синергетику, диалектика начинает исследовать путь от бытия к становлению.


63 оглавление

ЛЕКЦИЯ:

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

 

ТЕМА:

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ МЕТОДЫ: ФИЛОСОФСКО-НАУЧНЫЙ

 

Лит.:

Лебедев С.А. Философия науки. М., 2006.

Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: М.:, 2001.

Кохановский В.П. Философия и методология науки: Ростов н/Д., 1999.



64 экскурс

 

Философия как основополагающая наука дает исследователю средство проверить, подходит ли вообще избранный метод для достижения поставленной цели и последовательно ли использует он этот метод в ходе работы.


конспект философские методы

 

Важную роль в научном познании играют философские методы, среди которых к классическим методам относятся метафизический и диалектический, к неклассическим: аналитический, феноменологический, герменевтический, структуралистский и проч., к постнеклассическим - синергетический. По существу каждая философская концепция имеет методологическую функцию, является своеобразным способом мыслительной деятельности. Кроме того, отдельные философские методы могут тесно переплетаться между собой (диалектический материализм Маркса или феноменологическая герменевтика Рикёра). Философские методы задают лишь самые общие регулятивы исследования, его генеральную стратегию, но не заменяют специальные методы и не определяют окончательный результат познания прямо и опосредованно.

Говоря о методологической роли философии в научном познании, различают две крайние модели:  умозрительно-философские методы (использует натурфилософия, философия истории и т.д.), суть которых в выведении исходных положений научных теорий непосредственно из философских принципов, помимо анализа специального (фактического и концептуального) материала данной науки; ‚ позитивизм.


65 оглавление

ЛЕКЦИЯ:

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

 

ТЕМА:

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ: ЭМПИРИЧЕСКИЕ

 

Лит.:

Лебедев С.А. Философия науки. М., 2006.

Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: М.:, 2001.

Кохановский В.П. Философия и методология науки: Ростов н/Д., 1999.



66 экскурс

 

Наблюдение всегда характеризуется некоторой субъективностью: оно может создавать установку, благоприятную для констатации отношения наблюдателя к явлению, что порождает интерпретацию факта в духе ожиданий наблюдателя. Подобные трудности чаще всего возникают в социальных науках,, где результаты наблюдения в большей мере зависят от личности наблюдателя, его установок и отношения к наблюдаемому.


конспект эмпирические методы

 

К эмпирическим методам научного познания относятся:

 Наблюдение. В отличие от простого созерцания предполагает наличие замысла, целей и средств, с помощью которых субъект переходит от предмета деятельности (наблюдаемого явления) к продукту (отчету о наблюдаемом). Научное наблюдение должно отвечать следующим требованиям: четкая постановка целей, выбор методики и разработка плана наблюдений, систематичность, контроль за корректностью и надежностью результатов наблюдений, обработка полученных данных.

Сравнение. Процедура сравнения предполагает существование такого взаимоотношения, в которого сравниваемые предметы выступают как качественно однородные. Сравнение двух предметов возможно только по какому-нибудь точному выделенному в них признаку, свойству или отношению.

ƒ Измерение. Процедура сравнения двух величин, в результате которой экспериментально устанавливается отношение между величиной измеряемой и принятой за единицу измерения. Данная процедура фиксирует не только качественные характеристики объектов и явлений, но и количественные аспекты.


67 словарь

 

Инду’кция

(от лат. inductio - наведение) - научный метод движения знания от отдельного, особенного к всеобщему,, закономерному. Противоположность - дедукция. Знание, приобретенное с помощью индукции, называется индуктивным, процесс его приобретения - индуцированием; науки, пользующиеся этим методом, - это индуктивные науки, а открытые с его помощью законы - индуктивные законы.


конспект эмпирические методы

 

Эксперимент. Предполагает активное вмешательство в протекание изучаемых процессов. Ставится в тех случаях, когда необходимо изучить некоторое состояние предмета, которое не всегда наблюдается в естественных условиях. Исследователь воздействует на предмет исследования в специально подобранных условиях, а затем изучает его. В отличие от наблюдения, при постановке эксперимента возникает сначала необходимость достижения нужного состояния предмета, и лишь затем наблюдения за предметом. Выделяют два типа экспериментальных задач: исследовательский эксперимент (связан с поиском зависимостей между некоторыми параметрами объекта); проверочный эксперимент (применяется в случаях, когда требуется подтвердить или опровергнуть некоторое положение теории).

Индукция - это метод движения мысли от менее общего знания к более общему. Исходными данными для индуктивных выводов обычно выступают либо множество высказываний, фиксирующих единичные наблюдения или множество фактов. Заключением же индуктивных выводов часто являются универсальные высказывания об эмпирических законах.


68 оглавление

ЛЕКЦИЯ:

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

 

ТЕМА:

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ

 

Лит.:

Лебедев С.А. Философия науки. М., 2006.

Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: М.:, 2001.

Кохановский В.П. Философия и методология науки: Ростов н/Д., 1999.



69 словарь

 

Виды абстракции:

изолирующая: вычленяющая исследуемое явление из некоторой целостности;

обобщающая: дающая обобщенную картину явления;

идеализация: замещение реального эмпирического явления идеализированной схемой.


конспект теоретические методы

 

К теоретическим методам научного познания относятся:

 Формализация. Отображение содержательного знания в формализованном языке с целью исключения возможности для неоднозначного понимания. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами). Формализация играет существенную роль в уточнении научных понятий. Как показал Гедель, в теории всегда останется неформализуемый остаток, т.е. ни одна теория не может быть полностью формализована.

Абстрагирование. Процесс мысленного отвлечения от частного и выделение интересующих свойств и отношений. При абстрагировании отбрасывается всё то, что мешает целенаправленному исследованию. Абстрактные понятия имеют огромное значение в науке: они позволяют изучить предмет “в чистом виде”, когда остаются самые существенные свойства. Это всегда творческий процесс учёного.

ƒ Идеализация. Мысленное конструирование объекта, которому приписываются свойства, возможные лишь в “предельном чистом случае”. Результаты идеализации – идеализированные объекты, т.е. такие, которые в действительности не


70 словарь

 

Гипотетико-дедук­тивные рассуждения

разделяют на две основные группы:

 рассуждения, посылками которых являются гипотезы и эмпирические обобщения, истинность которых еще нужно установить;

‚ гипотетико-дедуктив­ные выводы из таких посылок, которые заведомо ложны или ложность которых может быть установлена.


конспект теоретические методы

 

существуют. Эти объекты фиксируются в знаково-символических средствах, и они гораздо проще для изучения, чем реальные. Все законы науки носят идеализированный характер.

Аксиоматизация. Выведение основных утверждений теории из аксиом чисто логическим путем. Аксиомы представляют собой соглашения учёных, которые придают элементам теории статус утверждений, не требующих доказательств. В качестве исходных аксиом могут быть избраны отдельные положения теории, из которой выводится всё остальное.

Гипотетико-дедуктивный метод. Создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических фактах. Заключение, полученное на основе данного метода, неизбежно будет иметь лишь вероятностный характер. Данный метод используется в экспериментальных науках и опирается на эксперимент и логико-математические методы

Экстраполяция. Экстенсивное приращение знаний путем распространения следствий какой-нибудь гипотезы или теории из одной сферы человеческого знания на другие сферы.


71 оглавление

ЛЕКЦИЯ:

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

 

ТЕМА:

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ: ЛОГИЧЕСКИЕ

 

Лит.:

Лебедев С.А. Философия науки. М., 2006.

Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: М.:, 2001.

Кохановский В.П. Философия и методология науки: Ростов н/Д., 1999.



72 словарь

 

Анало’гия

(от греч. analogia - соответствие). Умозаключение по анналогии – это индуктивное умозаключение. Обращение к аналогии может диктоваться разными задачами. Она может привлекаться для получения нового знания, для того, чтобы менее понятное сделать более понятным, представить абстрактное в более доступной форме, конкретизировать отвлеченные идеи и проблемы и т. д.


конспект логические методы

 

К логическим методам научного познания относятся:

 Анализ. Понятийное (делающее возможным образование понятий) разложение единства на множество, целого - на его части, сложного - на его компоненты, события - на его отдельные ступени, содержания сознания - на его элементы, понятия - на его признаки. Элементарный анализ разлагает явление на отдельные его части без учета тех отношений, в которых находятся эти части друг к другу и к целому. Причинный анализ дифференцирует явление с учетом его причинных отношений. Феноменологический анализ вычленяет в явлении содержание сознания, чтобы исследовать сущность последнего.

Синтез. Состоит в соединении разнообразных явлений, вещей, качеств, противоположностей или противоречивого множества в единство, в котором противоречия и противоположность сглаживаются или снимаются. Результатом синтеза является совершенно новое образование, свойства которого есть не только внешняя сумма свойств компонентов, но также и результат их взаимопроникновения и взаимовлияния.

ƒ Аналогия. Установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами.


73 словарь

 

Системный подход - направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину. Принципы системного подхода нашли применение в биологии, экологии, психологии, кибернетике, технике, экономике, управлении и др.


конспект логические методы

 

Аналогия дает не достоверное, а вероятное знание.

Моделирование. Мметод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте – модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности. Между моделью и объектом, интересующим исследователя, должно существовать известное подобие (сходство) в физических характеристиках, структуре, функциях и др.

Системный подход. Совокупность общенаучных методологических принципов, в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем. К этим требованиям относятся: Ÿ выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов; Ÿ анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенностями ее отдельных элементов, так и свойствами ее структуры; Ÿ исследование механизма взаимодействия системы и среды; Ÿ изучение характера иерархичности, присущего данной системе; Ÿ обеспечение всестороннего многоаспектного описания системы; Ÿ рассмотрение системы как динамичной, развивающейся целостности.


74 оглавление

ЛЕКЦИЯ:

МИРОВОЗЗРЕНИЕ И НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА

 

ТЕМА:

МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЕГО СТРУКТУРА

 

Лит.:

Философия / под ред. О.А. Митрошенкова. М., 2002.

Цанн-Кай-Си Ф.В. Философия как теоретическое мировоззрение. Владимир, 2000.


 

      МИРОВОЗЗРЕНИЕ          
                           
                         
  ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ   ОБЫДЕННЫЙ УРОВЕНЬ      
                 
  МИРОПОНИМАНИЕ            
                                                   
                                                   
                                                   
МИРО- ОЩУЩЕНИЕ   МИРО- ВОСПРИЯТИЕ   МИРО- ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
                                                                                     

 

 


75 словарь

 

Мировоззрение – это совокупность и система знаний, взглядов, принципов, оценок, определяющая самое общее видение, понимание мира и места в нем человека, формирующих жизненный позиции, программы и ориентиры поведения людей.

 

 


конспект мировоззрение и его структура

 

Мировоззрение – этосистемное обоснование смысла жизни и его осуществление на практике. В структуре мировоззрения выделяют два основных уровня – обыденный и теоретический. Обыденный уровень – это мироощущение, мировосприятие и миропредставление. На этом уровне в освоении действительности доминируют рассудок, чувства, здравый смысл, которые переплетаются с предрассудками, традициями и верованиями.

Мироощущение - образ мира, основанный непосредственно на чувствах и эмоциях.

Мировосприятие - целостный образ мира на основе способности обнаруживать и воспринимать его явления.

Миропредставление - воспроизведение в сознании ранее пережитых восприятий окружающего мира.

Теоретический уровень мировоззрения включает научные знания о естественной, социальной, духовной картинах мира. В этом отношении философия выступает обобщением знаний о мире, в силу чего приобретает черты науки и составляет ядро мировоззрения как системы знаний о мире в целом.

Миропонимание - осмысленное преставление о мире на основе постижения и объяснения его явлений и законов.


76 оглавление

ЛЕКЦИЯ:

МИРОВОЗЗРЕНИЕ И НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА

 

ТЕМА:

КРИТЕРИИ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА

 

Лит.:

Лебедев С.А. Философия науки. М., 2006.



77 словарь

 

Закономерность - теоретическая абстракция, имеющая эмпирическое подтверждение, обозначающая устойчивую и повторяющуюся последовательность, устойчивую структуру взаимосвязей; в исследовании используется для интерпретации получаемых данных в качестве точки соотнесения.


конспект критерии научной картины мира

 

Основным критерием, на который опирается научная картина мира, является объективность, которая фиксирует совпадение знания со своим объектом и устраняет все, что связано с субъективным налетом в познавательной деятельности. Объективность направлена на изучение сущности воспринимаемых и описываемых вещей и явлений.

Современной научной картине мира свойственна строгость, достоверность, обоснованность, доказательность. Она представляет мир как совокупность причинно обусловленных событий и процессов (следствий), охватываемых взаимозависимостью и закономерностью.

Научная картина мираопирается на совокупный потенциал науки той или иной эпохи. Поэтому не следует сбрасывать со счетов историчность научной картины мира, подчеркивающую пределы тех знаний, которыми располагает человечество. Научная картина мира представляет собой синтез научных знаний, соответствующих конкретно-историческому периоду развития человечества.


78 оглавление

ЛЕКЦИЯ:

МИРОВОЗЗРЕНИЕ И НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА

 

ТЕМА:

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ КАРТИНЫ МИРА

 

Лит.:

Лебедев С.А. Философия науки. М., 2006.



79 словарь

 

Фаллибили’зм

(от англ. fallible — подверженный ошибкам, погрешимый) — понятие, введенное в научный обиход Ч. Пирсом и означающее, что любое научное знание принципиально не является окончательным, а есть лишь промежуточная интерпретация истины, подразумевающая последующую замену на лучшую интерпретацию.


конспект принципы создания картины мира

 

Основными методологическими принципами, используемыми при построении современных научных моделей рельности являются  натурализм, т.е. отрицание существования каких-либо сверхъестественных феноменов, познание которых невозможно посредством научных методов; ‚ теоретизм, т.е. принцип, согласно которому не может существовать картин мира, которые не опирались бы на теоретический материал точных наук; ƒ фаллибилизм – убеждение в том, что мы не можем рассчитывать на получение абсолютно достоверной и полностью завершенной картины мира; „ принцип фальсификации – возможность опытного опровержения утверждений какой-либо теории (любое принципиально не фальсифицированное знание нельзя считать научным); … историзм, смысл которого в том, что не могут существовать модели картин мира, свободные от идеологических, познавательных и телеологических влияний своей исторической эпохи; † модернизм – построение научной картины мира не абстрактно-познавательный процесс, а адекватный научный отклик на очередной вызов истории. Принципы историзма и модернизма свидетельствуют о динамичности картины мира.


80 оглавление

ЛЕКЦИЯ:

МИРОВОЗЗРЕНИЕ И НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА

 

ТЕМА:

ФУНКЦИИ КАРТИНЫ МИРА

 

Лит.:

Лебедев С.А. Философия науки. М., 2006.

Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: М.:, 2001.



81 словарь

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.