Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контрольные задания. Методические материалы для студентов

БИОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ

 

 

Методические материалы для студентов

 

Составитель:

ст. преподаватель кафедры

«Плодоводство и овощеводство»

Т.Г. Ветошкина

 

 

Ижевск 2010

Цель и задачи изучаемой дисциплины

Значение биологии как науки в настоящем времени исключительно велико. Глубокое знание закономерностей возникновения и развития живой природы необходимо для формирования научного мировоззрения, понимания места человека в системе природы, возникающей между живой и неживой природой.

Цель изучаемой дисциплины – поднять уровень знаний так, чтобы все разнообразие живой природы воспринималось как единая система с общими законами происхождения, развития, закономерностей строения и жизнедеятельности. При этом важно показать единство природы различных биологических систем на всех уровнях их организации (от клетки до экосистемы).

Основная задача дисциплины «Биология с основами экологии» научить студентов грамотному восприятию практических проблем, связанных с биологией, в том числе – здоровье человека, охрана природы, преодоление экологического кризиса, привить навыки экологической культуры.

Программа составлена таким образом, чтобы студенты получили представление о мире живого знания, необходимые для сохранения биосферы.

Содержание учебной дисциплины

Учебный план включает всего 14 часов лекционного и лабораторно-практического курса.

Тема 1. Традиционное и современное определение экологии. Учение В.И. Вернадского о биосфере и роли живого вещества. Понятие о ноосфере. Факторы среды и их действие на живые организмы. Важнейшие абиотические факторы и адаптация к ним живых организмов.

Объем часов: 2 часа

Методическое обеспечение: таблицы.

Видеофильм Биосфера – 18 минут.

Литература:

  1. Радкевич В.А. Экология: Учебник - Минск: Высшая школа, 1997. – 160 с.
  2. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь справочник. – М.: Мысль, 1990. – 637 с.
  3. СтепановскихА.С. Общая экология. – М.: Курган, 2001. – 506 с.
  4. Степановских А.С. Общая экология. – М.: Курган, 1996. – 464 с.

 

Тема 2. Основы экологии. Традиционное и современное определение экологии. Законы экологии. Природные ресурсы, их классификация и пути использования. Антропогенное влияние на состояние природной среды. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. Понятие о предельно – допустимых концентрациях (ПДК) загрязняющих веществ и их условности.

Объем часов: 2 ч.

Методическое обеспечение: таблицы

Литература:

  1. Радкевич В.А. Экология: Учебник - Минск: Высшая школа, 1997. – 160 с.
  2. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь справочник. – М.: Мысль, 1990. – 637 с.
  3. Степановских А.С. Общая экология. – М.: Курган, 2001. – 506 с.
  4. Степановских А.С. Общая экология. – М.: Курган, 1996. – 464 с.
  5. Сан Пин 2.2. ½. 1. 1. 984 – 00 Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных мест.

Тема 3. Биоценозы. Виды взаимосвязей и биоценозах. Понятие о популяции. Трофические цепи и сети. Механизм обратной связи. Агроэкосистемы. Необходимость сохранении биоразнообразия и сохранение естественных экосистем на треть суши земли. Правовые проблемы охраны природы.

Объем часов: 2 ч.

Методическое обеспечение: таблицы

Литература:

1. Радкевич В.А. Экология: Учебник - Минск: Высшая школа, 1997. – 160 с.

2. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь справочник. – М.: Мысль, 1990. – 637 с.

3. Степановских А.С. Общая экология. – М.: Курган, 2001. – 506 с.

4. Степановских А.С. Общая экология. – М.: Курган, 1996. – 464 с.

5. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ.

Тема 4. Экологические проблемы сельскохозяйственного производства.

Влияние агропромышленного комплекса в целом и сельского хозяйства в частности на окружающую среду.

Экологические последствия влияния растениеводства и животноводства ни окружающую среду.

Двигатели внутреннего сгорания и окружающая среда. Экологические последствия эксплуатации дизельных и карбюраторных двигателей в сельском хозяйстве. Технический сервис сельскохозяйственной техники и окружающая среда. Значение электрификации и автоматизации сельского хозяйства для защиты окружающей среды. Экологическая экспертиза и мониторинг окружающей среды.

Объем часов: 4 ч.

Методическое обеспечение: таблицы

Литература:

1. Степановских А.С. Общая экология. – М.: Курган, 2001. – 506 с.

2. Кольцов А.С. Сельскохозяйственная экология ИжГСХА – Ижевск: Изд-во Удмуртский Университет, 1995 г. – 275 с.

3. Новиков Ю.В. Окружающая среда и человек, М.: Изд-во Торговый дом Гранд, 1998 г. – 316 с.

4. Экологические проблемы применения удобрений/АНСССР ин-т почвоведения и фотосинтеза. – М.: Наука 1984. – 213 с.

Тема 5. Клетка – функционально-структурная единица живого. Строение клетки. Составные части клетки. Общие и специальные органеллы растительной и животной клетки. Включения. Химическая организация клетки. Клетка как целостная саморегулирующая система.

Объем часов: 2 ч.

Методическое обеспечение: таблицы

Литература:

  1. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д., Биология в 3 т. – М.: Мир, 1990.
  2. Лемеза Н., Камлюк Л., Лисов Н. Биология в экзаменационных, вопросах и ответах. – М.: Рольф, 2000. – 428 с.
  3. Мамонтов С.Г. Биология для поступающих в вузы. – М.: Высш. шк., 1991. – 478 с.
  4. Чебышев Н.В. и др. Биология. Пособие для поступающих в вузы. – М.: Новая волна, 2004. – 411 с.

Тема 6. Понятие о тканях, органах и системах человека. Основные системы пищеварения, кровообращения и кровотворения, дыхания, выделения. Иммунная, эндокринная, нервная система анализаторов. Обмен веществ и энергии в организме человека.

Объем часов: 2 ч.

Методическое обеспечение: таблицы, видеофильм 203 мин.

Литература:

  1. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д., Биология в 3 т. – М.: Мир, 1990.
  2. Лемеза Н., Камлюк Л., Лисов Н. Биология в экзаменационных, вопросах и ответах. – М.: Рольф, 2000. – 428 с.
  3. Мамонтов С.Г. Биология для поступающих в вузы. – М.: Высш. шк., 1991. – 478 с.
  4. Чебышев Н.В. и др. Биология. Пособие для поступающих в вузы. – М.: Новая волна, 2004. – 411 с.

Контрольные задания

Во время самостоятельной работы над курсом студенты выполняют письменную контрольную работу по вариантам. Вариант студент выбирает по последней цифре номера зачетной книжки. В каждом варианте 5 вопросов по основным разделам биологии с основами экологии. Контрольная работа выполняется в отдельной тетради (или в отпечатанном виде, формат А4). Титульный лист оформляется следующим образом:

 

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Департамент кадровой политики и образования

ФГОУ ВПО Ижевская государственная сельскохозяйственная академия

Факультет непрерывного профессионального образования

 

Наименование учебной дисциплины________________________________

Фамилия, имя, отчество

Шифр__________________________________________________________

Специальность___________________________________________________

Контрольная работа №____________________________________________

Дата сдачи контрольной работы на кафедру__________________________

Проверила:

Ст. преподаватель каф. плодоводства

и овощеводства Ветошкина Т.Г.

Дата_________________________

Подпись______________________

 

 

Работа должна быть написана аккуратно и разборчиво. При необходимости контрольная работа иллюстрируется рисунками, схемами, таблицами. В конце обязательно должна быть указана литература, используемая при написании контрольной работы. Срок сдачи контрольных работ на кафедру – не позднее 10 дней до сессии. К зачету по биологии с основами экологии студенты допускаются при наличии зачтенной контрольной работы. Тестовые вопросы к зачету прилагаются (100 вопросов).

Тестовые вопросы к зачету.

1. Назовите углевод, являющийся запасным у животных.

2. Перечислите органоиды общего значения.

3. Цитоплазма состоит из следующих составных частей:...

4. Перечислите функции углеводов в клетке.

5. Перечислите органоиды специального значения.

6. Назовите способы размножения клеток.

7. Назовите известные вам виды структурной организации белков.

8. Назовите вещества, входящие в состав мембран.

9. Дайте понятие наследственности.

10. Назовите углевод, являющийся запасным у растений.

11. Назовите железы, находящиеся в дерме.

12. Укажите функции поджелудочной железы.

13. Назовите функции слюны, и её процентный состав.

14. Перечислите функции печени.

15. Укажите число костей черепа.

16. Назовите массовую долю всех скелетных мышц тела человека.

17. Укажите функции зубов человека.

18. Укажите число костей, которое содержит грудная клетка.

19. Назовите производные эпидермиса.

20. Назовите функции кожи.

21. Укажите процессы, происходящие в двенадцатиперстной кишке.

22. Назовите органы, от которых кровь поступает в печень.

23. Перечислите функции языка.

24. Укажите процессы, происходящие с кровью в легких.

25. Перечислите функции крови.

26. Укажите скорость движения крови в аорте и капиллярах.

27. В работе сердца выделяются следующие фазы:...

28. Назовите части сердца.

29. Укажите направление и скорость движения лимфы.

30. Назовите виды кровеносных сосудов.

31. Объясните закон Коммонера: природа знает лучше.

32. Объясните закон Коммонера: ничто не дается даром.

33. Сформулируйте закон динамического равновесия.

34. Сформулируйте закон необратимости эволюционных процессов.

35. Сформулируйте закон снижения эффективности природопользования.

36. Сформулируйте закон ускорения эволюционных процессов.

37. Объясните закон Коммонера: все связано со всем.

38. Объясните закон Коммонера: все должно куда-то деваться.

39. Дайте понятие внутривидовой конкуренции, приведите пример.

40. Приведите пример консорции, объясните смысл этого понятия.

41. Перечислите основные звенья цепи питания.

42. Опишите основные параметры любой популяции.

43. Дайте понятие симбиоза, приведите примеры.

44. Дайте понятие агрофитоценоза, приведите примеры.

45. Назовите элементарную единицу в экологии.

46. Мутуализм – это...

47. Антогонизм – это...

48. Аллелопатия – это...

49. Под паразитизмом следует понимать.

50. Число культурных растений в агрофитоценозе регулируется...

51. Исчерпаемыми природными ресурсами называют...

52. Назовите основную экологическую проблему сегодняшнего дня.

53. Тератогены – это...

54. Укажите, сколько отходов ежегодно образуется в России.

55. Дайте классификацию исчерпаемых природных ресурсов.

56. По степени устойчивости загрязнители подразделяются на...

57. Эмбриотоксичными называют вещества...

58. ПДС – это...

59. Канцерогены – это...

60. Мутагены – это...

61. Персистентными называют загрязнители...

62. Назовите известные вам стандарты оценки качества окружающей среды.

63. Укажите объемную долю упаковочной тары в общей структуре бытовых отходов.

64. Объясните понятие кумулятивного действия загрязнителя.

65. Укажите массовую долю упаковочной тары в общей структуре бытовых отходов.

66. Эмбриотропными веществами называют...

67. Аллергены – это...

68. Гонадотоксичные вещества – это...

69. ПДУ – это...

70. Назовите причину неполного окисления топлива в камере сгорания до конечных продуктов.

71. Укажите режимы работы двигателя, способствующие повышенному выделению вредных веществ.

72. Укажите марку наиболее экологически опасного этилированного бензина из перечисленных:

А-76 и А-92; свой выбор обоснуйте.

73. Охарактеризуйте воздействие соединений свинца на организм человека.

74. Охарактеризуйте смесь, поступающую в камеру сгорания при средних нагрузках, характер её сгорания и степень загрязнения при данном режиме.

75. Охарактеризуйте механизм образования в двигателе окислов азота.

76. Назовите более экологически безопасный двигатель из перечисленных: дизельный, бензиновый.

77. Охарактеризуйте влияние организации автомобильного движения на загрязнение атмосферного воздуха.

78. Охарактеризуйте смесь, поступающую в камеру сгорания при максимальных нагрузках, характер её сгорания и степень загрязнения при данном режиме.

79. Тетраэтилсвинец опасен, так как...

80. Назовите известные вам высокоопасные тяжелые металлы и их ЛД50 при попадании в желудок.

81. Дайте экологическую характеристику электромобилям.

82. Опишите механизм воздействия соединений ртути на организм человека.

83. Опишите процессы, происходящие при пуске холодного двигателя.

84. Укажите известные вам стандарты ПДК по выбросам автотранспорта.

85. Перечислите новые технологии автомобильных двигателей.

86. Опишите механизм работы дизельного двигателя.

87. Перечислите известные вам альтернативные виды автомобильного топлива.

88. Опишите механизм воздействия соединений кадмия на организм человека.

89. Тяжелые металлы по летальной дозе делятся на следующие классы...

90. Назовите наиболее опасные двигатели, свой выбор обоснуйте.

91. Укажите размер санитарной зоны от границ жилой зоны до складов ядохимикатов.

92. Укажите охранно-защитную зону для автомобильной дороги районного значения.

93. Укажите допустимый уровень шума в зонах отдыха.

94. Укажите размер санитарной зоны от границ жилой зоны до кладбища.

95. Укажите размер санитарной зоны от границ жилой зоны до животноводческих построек.

96. Укажите ширину охранно-защитной зоны от границ предприятий класса А.

97. Укажите допустимый уровень шума в заповедниках и заказниках.

98. Укажите размер санитарной зоны от границ жилой зоны до скотомогильника.

99. Укажите размер санитарной зоны от границ жилой зоны до заправки.

100. Укажите ширину охранно-защитной зоны для линий электропередач 220 кВ.

Номера вопросов тестового задания на зачете выбираются преподавателем.

Для получения зачета, студент должен ответить письменно на семь вопросов из десяти.

Студент ФНПО должен изучить курс биологии с основами экологии по предлагаемым учебникам:

Основная литература:

1. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д., Биология в 3 т. – М.: Мир, 1990.

  1. Степановских А.С. Общая экология. – М.: Курган, 1996. – 464 с.
  2. Степановских А.С. Общая экология. – М.: Курган, 2001. – 506 с.
  3. Кольцов А.С. Сельскохозяйственная экология ИжГСХА – Ижевск: Изд-во Удмуртский Университет, 1995 г. – 275 с.
  4. Лемеза М., Камлюк Л., Лисов Н. Биология в экзаменационных, вопросах и ответах. – М.: Рольф, 2000. – 428 с.
  5. Мамонтов С.Г. Биология для поступающих в вузы. – М.: Высш. шк., 1991. – 478 с.
  6. Новиков Ю.В. Окружающая среда и человек, М.: Изд-во Торговый дом Гранд, 1998 г. – 316 с.
  7. Пучковский С.В. Биология – Ижевск: Изд-во Удмуртский университет, 2001. – 261 с.
  8. Радкевич В.А. Экология: Учебник - Минск: Высшая школа, 1997. – 160 с.
  9. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь справочник. – М.: Мысль, 1990. – 637 с.
  10. Чебышев Н.В. и др. Биология. Пособие для поступающих в вузы. – М.: Новая волна, 2004. – 411 с.
  11. Сан Пин 2.2. ½. 1. 1. 984 – 00 Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных мест.
  12. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ.

 

Варианты для выполнения контрольной работы

Вариант 1

1. Основные понятия биологии и экологии. Их взаимосвязь и значимость в сохранении биологического разнообразия.

2. Элементарный и молекулярный состав клетки.

3. Кожа человека, её строение, значение и функция.

4. Природные ресурсы, их классификации и пути использования.

5. Основные мероприятия по охране природы.

Вариант 2

1. Уровни организации живой материи в изучении жизненных явлений.

2. Клетка - функционально-структурная единица живого. Строение клетки. Составные клетки.

3. Система пищеварения человека

4. Значение электрификации и автоматизации сельского хозяйства для защиты окружающей среды.

5. Какое наказание последует при порче земли, а также нарушении правил охраны и использования недр.

Вариант 3.

1. Биологический закон и теория эволюции.

2. Общие и специальные органеллы растительной и животной клетки. Включения.

3. Система кровообращения человека.

4. Понятие о предельно допустимых концентрациях (ПДК) загрязняющих веществ и их условности. Виды стандартов качества окружающей среды, для чего они необходимы.

5. Какое наказание последует при нарушении правил охраны рыбных запасов, а также незаконной добыче водных животных и растений.

Вариант 4.

1. Элементарный и молекулярный состав клетки.

2. Система дыхания человека.

3. Биоценозы. Аргоценозы. Трофические цепи в биоценозах.

4. Очистка сточных вод промышленных предприятий. Типы фильтров и принцип их действия. Очистка воды в домашних условиях.

5. Какое наказание последует при загрязнении вод и атмосферы.

Вариант 5.

1. Традиционное и современное определение экологии. Учение В.И. Вернадского о биосфере и роли живого вещества. Понятие о ноосфере.

2. Жизненный цикл клетки. Клетка как целостная саморегулирующая система.

3. Система выделения человека.

4. Понятие о биоценозе. Типы связей в биоценозе. На какие части подразделяются биоценозы.

5. Основные мероприятия по охране природы.

Вариант 6.

1. Строение и функции клеточной мембраны.

2. Иммунная и эндокринная системы человека.

3. Учение В.И. Вернадского. Закон динамического равновесия в природе.

4. Классификация фитоценозов в зависимости от состава сообществ. Агрофитоценозы. Физиологические, механические, и биологические связи в биоценозах.

5. Какое наказание последует при незаконной охоте и уничтожении критических местообитаний для организмов записанных в Красную Книгу.

Вариант 7

1. Ядро клетки. Его функции.

2. Нервная система человека.

3. Законы Б. Коммонера. Их биологическое и экологическое обоснование.

4. Человек и окружающая среда. Ухудшение качества окружающей среды и здоровье человека. Тератогенное, канцерогенное и мутагенное действие загрязнений.

5. Какое наказание последует при незаконной порубке деревьев и кустарников, уничтожении или повреждении лесов, а также нарушении режима особо охраняемых природных территорий и объектов.

Вариант 8

1. Цитоплазма клетки, ее составные части и функции.

2. Обмен веществ и энергия в организме человека.

3. Экологические последствия эксплуатации дизельных двигателей в сельском хозяйстве.

4. Методы исключения человека из участия в производственных технологиях, опасных для состояния здоровья.

5. Какое наказание последует при нарушении правил: охраны окружающей среды при производстве работ обращения экологически опасных веществ.

Вариант 9.

1. Химический состав клетки.

2. Мышление и эмоции человека.

3. Экологические последствия влияния растениеводства и животноводства на окружающую среду.

4. Технический сервис сельскохозяйственной техники и окружающая среда.

5. Какое наказание последует при загрязнении вод и атмосферы.

Вариант 10.

1. Элементарный и химический состав клетки.

2. Стресс и адаптация. Поведение. Биологические и социальные основы поведения человека.

3. Антропогенное влияние на состояние природной среды.

4. Двигатели внутреннего сгорания и окружающая среда.

5. Какое наказание последует при незаконной порубке деревьев и кустарников, уничтожении или повреждении лесов, а также нарушении режима особо охраняемых природных территорий и объектов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Введение. 2. Циклическая природа математического моделирования ..5




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.