Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рифма Маяковского






В русской поэзии 19 века господствовала точная рифма, что выражалось в буквальном совпадении всех звуков (а то и букв) в конце соотносимых строк. В качестве классического примера приведем рифменный ряд первой строфы из " Евгения Онегина": " правил" - " заставил", " занемог" -" не мог", " наука" -" скука", " ночь" -" прочь", " коварство" -" лекарство", " забавлять" -" поправлять", " себя" -" тебя".

Маяковский раскрепостил русскую рифму, ввел в практику и дал все права гражданства неточной рифме, построенной на приблизительном созвучии концов строк, вследствие чего стали возможны такие рифменные пары: помешанных-повешены, овеян-кофеен, нужно-жемчужиной, сердца-тереться, матери-неприятеле, по-детски-Кузнецкий, рота-кокоток, удержится-самодержца, трясется-солнце, полощет-площадь, ударенный-Дарвина, глаза-ихтиазавр...

После нововведения Маяковского в словарь рифм хлынул огромный поток слов, который до этого в качестве рифм не был востребован.

Маяковский провел оригинальнейшие эксперименты в области рифмовки. В статье " Как делать стихи" он писал, что рифмовать можно не только концы строк, но и их начала точно так же, как можно рифмовать конец одной строки с началом следующей или одновременно концы первой и второй строк с последними словами третьей и четвертой... Автор не только утверждал, что виды рифмовки можно разнообразить до бесконечности, но и представил в своем творчестве множество необычных и неожиданных способов рифмовки. Приведем некоторые из них и, чтобы четче обозначить концы строк, придадим стиху Маяковского обычную форму.

Начальные строки " Тамары и Демона":

От этого Терека в поэтах истерика.
Я Терек не видел. Большая потерийка, -

кроме конечной рифмы " истерика" -" потерийка", имеют еще и другой ряд рифм: " этого" -" поэтах", " Терека" -" истерика", " Терек" -" потерийка".

По более сложной схеме составлена рифма в двух строчках из " Галопщика по писателям":

Не лезем мы по музеям,
на колизеи глазея, -

в которых каждое из четырех опорных слов " лезем", " музеям", " колизеи", " глазея" рифмуется с остальными тремя независимо от места расположения. Это - своеобразное рифменное обрамление. Эта схема немного видоизменена в отрывке из " Мрази":

Ублажь да уважь-ка! -
Снуют и суют
в бумажке барашка.

Рифменный ряд " ублажь" -" уважь-ка" -" бумажке" -" барашка" обогащается " внутренней" рифменной парой " снуют" -" суют".

Рифма четверостишия из " Верлена и Сезана" еще более усложнена:

Бывало - сезон, наш бог - Ван-Гог,
другой сезон - Сезан.
Теперь ушли от искусства вбок -
не краску любят, а сан.

Здесь два рифменных ряда: " сезон" -сезон" -" Сезан" -сан" и " бог" -" Ван-Гог" -" вбок". Середина первой строки рифмуется одновременно с серединой и концом второй и концом четвертой строк. Второй ряд рифм тоже начинается с первой строки, где предпоследнее слово рифмуется с последним первой же и концом третьей строк.

В отрывке из " Флейты-позвоночника":

Захлопали
двери.
Вошел он,
весельем улиц орошен.
Я
как надвое раскололся в вопле.
Крикнул ему:
" Хорошо"...-

начало первой строки " захлопали" рифмуется с концом третьей " в вопле", конец же первой строки " вошел он" - одновременно с концом второй - " орошен" - и концом четвертой - " хорошо".

В главке " Несколько слов о моей маме" из стихотворения " Я":

У меня есть мама на васильковых обоях.
А я гуляю в пестрых павах,
вихрастые ромашки, шагом меряя, мучу.
Заиграет ветер на гобоях ржавых,
подхожу к окошку,
веря,
что увижу опять
севшую
на дом
тучу, -

конец первой строки " обоях" рифмуется с предпоследним словом четвертой " гобоях"; конец второй " павах" - с концом четвертой " ржавых"; предпоследнее слово третьей строки " меряя" - с концом пятой " веря"; конец третьей строки " мучу" - с концом шестой " тучу".

В стихотворении " Утро" рифмуются конец первой строки с началом второй, конец третьей - с началом четвертой, конец пятой - с началом шестой и т.д.:

Угрюмый дождь скосил глаза.
А за решеткой четкой
железной мысли проводов - перина.
И на нее встающих звезд легко оперлись ноги.
Но гибель фонарей царей в короне газа...

А в начале стихотворения " Из улицы в улицу" каждое слово и даже отдельные части слова имеют как бы зеркально отраженную рифму:

У-
лица.
Лица у
догов
годов
резче.
Через...

В качестве неожиданной и даже уникальной в какой-то степени можно привести тут же рифмовку четверостишия из стихотворения " Лиличка! Вместо письма":

Захочет покоя уставший слон
- царственный ляжет в опожаренном песке.
Кроме любви твоей, мне нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем, -

в котором конец первой строки " слон" и начало второй " ца..." образуют рифму с концом третьей строки " солнца".

Обратим внимание еще на две пары рифм в стихотворении " Пустяк у Оки": " вдев в ушко" -" девушка", " и заверчен как" -" из Аверченко":

А в небе, лучик сережкой вдев в ушко,
звезда, как вы, хорошая, - не звезда, а девушка...
А там, где кончается звездочки точка,
месяц улыбается и заверчен как,
будто на небе строчка
из Аверченко.

Даже признавая некоторую искусственность подобных рифм, все-таки нельзя не признать их совершенной новизны и оригинальности. И такие примеры можно множить и множить...






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.