Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Раннее творчество. Образ лирического героя






    Мы настолько привыкли, что стих Маяковского является нам " весомо, грубо, зримо", что даже представить себе не можем, что лирический герой поэта может быть добрым и нежным. Вспомним его " Послушайте! " (1914), стихотворение с каким-то расслабленным ритмом, в котором рифма почти не ощущается. И начинается оно по-ребячьи непосредственно, словно окликнули вас на улице и не стихами, а прозой:

    Послушайте
    Ведь если звезды зажигают -
    значит - это кому-нибудь нужно?
    Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
    Значит - кто-то называет эти плевочки
    жемчужиной?..

    И вот перед нами разворачивается незатейливая картина: идут двое - он и она. Он - тихий и робкий. И еще - добрый. Она... Она - пугливая. Ей боязно оттого, что кругом темно. И она идет, поеживаясь от страха, боясь даже оглянуться по сторонам: а вдруг там страшное что-то...

    Впрочем, в стихотворении нет всего этого, в нем лишь брошен экономный штрих: герой говорит " кому-то". Кому? И здесь уже срабатывает фантазия читателя. Каждый по-своему дорисовывает в воображении представленную поэтом картину, придавая ей законченность либо любовного, либо чисто философского сюжета. После вступительных, звучащих риторически вопросов, говорится о действиях героя:

    И, надрываясь
    в метелях полуденной пыли,
    врывается к богу,
    боится, что опоздал,
    плачет,
    целует ему жилистую руку,
    просит -
    чтоб обязательно была звезда! -
    клянется -
    не перенесет эту беззвездную муку!..

    Ну, как можно было не внять такой отчаянной просьбе, такой мольбе? И Бог придумал звезды, зажег и рассыпал по всему небу, чтобы там, на далекой земле, девочка не боялась темноты...

    А юноша как будто и не осознает того, что он стал инициатором явления вселенского масштаба. Ему куда важней, что чувствует теперь девушка: " Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?! " - робко допытывается он у нее. Это для нее он зажег звезды так же просто, как поднял бы уроненный ею платок. Сколько же неосознаваемой доброты в его сердце, запаса человечности, если из-за такой простой причины способен вскарабкаться на небо к самому богу?!.

    Но лирический герой Маяковского бывал нахален и дерзок.

    С детской наивностью мог он спросить у толпы: " А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб? " Я, мол, могу! Вот сейчас возьму водосточную трубу и сыграю. А вы сможете?! А спустя некоторое время он играл уже на флейте собственного позвоночника, как из футляра, вынимая его из спины.

    Он мог взобраться на эстраду и душевно признаться благочестивой публике:

    А если сегодня мне, грубому гунну,
    кривляться перед вами не захочется - и вот
    я захохочу и радостно плюну,
    плюну в лицо вам...

    Мог также прочитать следующее, обращаясь к конкретным дамам и господам из зала:

    Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
    где-то не докушанных, недоеденных щей;
    вот вы, женщина, на вас белила густо,
    вы смотрите устрицей из раковин вещей...

    О себе же мог сообщить с расчетом на эффект:

    Иду - красивый,
    двадцатидвухлетний...

    Впрочем, к себе он обращался не только с комплиментами. Вот другая часть его самохарактеристики:

    " Милостивые государыни и милостивые государи!

    Я - нахал, для которого высшее удовольствие ввалиться, напялив желтую кофту, в сборище людей, благородно берегущих под чинными сюртуками, фраками и пиджаками скромность и приличие.

    Я - циник, от одного взгляда которого на платье у оглядываемых надолго остаются сальные пятна величиною приблизительно в десертную тарелку.

    Я - извозчик..."

    Герой Маяковского мог сшить себе черные штаны из бархата своего голоса, а из трех аршин заката - желтую кофту. Он мог спокойно выйти на площадь и надеть на голову целый квартал, словно рыжий парик; или же истомившимися по ласке губами тысячью поцелуев покрыть" умную морду трамвая". Мог признаться, что он " равный кандидат и на царя вселенной, и на кандалы", и при этом, как бы между прочим, взять, надеть ошейник на Наполеона и повести его, как мопса.

    Эй!
    Человек,
    землю саму
    зови на вальс! -

    мог крикнуть он жителю планеты. К самой же планете мог обратиться как к чему-то равному себе: " Земля! / Дай исцелую твою лысеющую голову..." Вообще у него было ощущение соразмерности планетам, звездам, солнцам. Так, о луне он сообщал: " Идет луна -/ жена моя./ Моя любовница рыжеволосая".

    Особой неприязнью пользовалось у него почему-то солнце. Он постоянно придирался к нему, бросал вызовы, предъявлял претензии. Вот и на этот раз: " Солнце! / Чего расплескалось мантией? / Думаешь - кардинал? ". И, видимо, чтоб оно не зазнавалось слишком, брал его и моноклем вставлял в широко растопыренный глаз.

    Столь же просто и " нахально" обращался он и к небесному своду:

    Эй, вы!
    Небо!
    Снимите шляпу!
    Я иду!..

    Фантазия Маяковского была неподражаема. Надо же было догадаться сказать: " Лысый фонарь сладострастно снимает с улицы черный чулок"! Или же:

    Полночь
    промокшими пальцами щупала
    меня и забитый забор,
    и с каплями ливня на лысине купола
    скакал сумасшедший собор.

    Поразительна не только способность Маяковского сдвигать и пускать галопом такие массивные вещи, но и то, что в этой бешеной скачке поэт успевает заметить и запечатлеть капельки дождя на " лысине купола". Он писал: " в дряхлую спину хохочут и ржут канделябры" - так, словно спинным мозгом ощущал их хохот и кривлянье. Его образы, метафоры и сравненья Маяковского отличались необычностью и неожиданностью. В них соотносились и прихотливо переплетались вещи, казалось бы, ничем не связанные друг с другом. Читатель не может не отметить такую колоритнейшую метафору, в которой соединились древность, экзотика и поэзия самого высокого класса: " Как чашу вина в застольной здравице, подъемлю стихами наполненный череп". " Нечеловечьей магией" называл он процесс творчества: " Творись, просветленных страданием слов нечеловечья магия". Не менее интересны и сравнения:

    - Упал двенадцатый час,
    как с плахи голова казненного;
    - Видите - спокоен как!
    Как пульс покойника;
    -Как красный фонарь у публичного дома,
    кровав налившийся глаз...

    Когда к сердцу подступало серьезное чувство, и оно захватывало поэта, в нем просыпалась такая настоятельная необходимость поделиться об этом со всем миром, что он в экстазе кричал мешающим ему высказаться враждующим фронтам: " Люди, слушайте! Вылезьте из окопов. После довоюете..."

    Повествование о своей любви казалось ему важнее всяких войн и мировых катастроф. А о чем он мог поведать человечеству? Видимо, было о чем.

    ... Если быка трудом уморят -
    он уйдет,
    разляжется в холодных водах.
    Кроме любви твоей
    мне
    нету моря,
    а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.
    Захочет покоя уставший слон -
    царственный ляжет в опожаренном песке.
    Кроме любви твоей
    мне
    нету солнца,
    а я и не знаю, где ты и с кем.
    Если б так поэта измучила, он
    любимую на деньги б и славу выменял,
    а мне
    ни один не радостен звон,
    кроме звона твоего любимого имени.
    И в пролет не брошусь,
    и не выпью яда,
    и курок не смогу над виском нажать.
    Надо мною,
    кроме твоего взгляда,
    не властно лезвие ни одного ножа...

    Это сильно и подлинно поэтично! Какая чувственная мощь ощущается в этих темпераментных строчках! Они представляются одними из самых лучших в русской любовной поэзии ХХ века.

    Что-то грузное и по-бычьи тяжеловесное было в любовном чувстве Маяковского, и, видимо, поэтому он не раз возвращался к образу быка:

    И вдруг я
    ревность метну в ложи
    мрущим глазом быка.

    Кто в состоянии прокомментировать эмоциональную силу этих строк?! А кто оценит вот эти:

    Я в тебя вцелую сквозь туманы Лондона
    огненные губы фонарей.

    Маяковский не был удачлив в любви. Оттого и столь драматичны его стихи и поэмы на эту тему: " Ко всему", " Лиличка! ", " Облако в штанах", " Флейта-позвоночник", " Человек", " Про это"...

    Вот как просто и проникновенно передана безысходность человека, чью любовь отвергли:

    Значит - опять
    темно и понуро
    сердце возьму,
    слезами окапав,
    нести,
    как собака,
    которая в конуру
    несет
    перееханную поездом лапу.

    Можно зрительно представить себе человека, несущего в руках свое разбитое сердце. Развернутое сравнение как бы придает строчкам ощущение вещественности. Эту боль можно потрогать, настолько близкой и осязаемой она становится. И когда герой оказывается не в силах больше вынести ее, он обращается к богу молитвой-мольбой:

    Если правда, что есть ты,
    боже,
    боже мой,
    если звезд ковер тобою выткан,
    если этой боли,
    ежедневно множимой,
    тобой ниспослана, господи, пытка,
    судейскую цепь надень.
    Жди моего визита.
    Я аккуратный,
    не замедлю ни на день.
    Слушай,
    Всевышний инквизитор!
    Рот зажму.
    Крик ни один им
    не выпущу из искусанных губ я.
    Привяжи меня к кометам, как к хвостам лошадиным,
    и вымчи,
    рвя о звездные зубья.
    Или вот что,
    когда душа моя выселится,
    выйдет на суд твой,
    выхмурясь тупенько,
    ты,
    Млечный Путь перекинув виселицей,
    возьми и вздерни меня, преступника.
    Делай, что хочешь.
    Хочешь, четвертуй.
    Я сам тебе, праведный, руки вымою.
    Только -
    слышишь! -
    убери проклятую ту,
    которую сделал моей любимою!

    Каково должно было быть страдание, когда самое светлое и праздничное чувство воспринимается как божье наказание?! От этой боли можно было сойти с ума, и лирический герой почти на грани безумства:

    А я вместо этого до утра раннего
    в ужасе, что тебя любить увели,
    метался
    и крики в строчки выгранивал,
    уже наполовину сумасшедший ювелир...

    И, видимо, в таком состоянии аффекта рождались такие горькие и непростительные строки:

    Теперь -
    клянусь моей языческой силою! -
    дайте
    любую
    красивую,
    юную, -
    души не растрачу,
    изнасилую
    и в сердце насмешку плюну ей!

    Даже не в лицо, а в сердце. Чтоб обидней. Чтоб незабываемей. У раннего Маяковского образ сердца занимал огромное место. Это слово было одним из наиболее употребляемых в его поэзии:

    - И тихо барахтается в тине сердца глупая вобла воображения;
    - Бабочка поэтиного сердца;
    - Пожар сердца;
    - На сердце горящее лезут в ласках;
    - В сердце, выжженном, как Египет,
    есть тысяча тысяч пирамид;
    - Я с сердцем ни разу до мая не дожил;
    - Отныне я сердцем править не властен;
    - Это я сердце флагом поднял;
    - Столиц сердцебиение дикое;
    - На мне ж
    с ума сошла анатомия.

    Сплошное сердце - гудит повсеместно...
    И так без конца.
    Через сердце он мог выразить не только любовь и эмоции, но и самые различные вещи и явления. Через сердце была представлена даже война:

    А у бульвара цветники истекают кровью,
    как сердце, изодранное пальцами пуль.

    Удивительно, как прекрасно можно выразить даже самое страшное!
    А в поэме " Война и мир" - снова:

    Эта!
    В руках!
    Смотрите!
    Это не лира вам!
    Раскаяньем вспоротый,
    сердце вырвал -
    рву аорты!..

    Сколько экспрессии!! Какая мощь сочится буквально из каждого слова! И самое главное - веришь, что этот сумасшедший не на словах, а на деле вырвет из своей груди собственное сердце!..






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.