Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовой статус безработного






Социальная защита населения включает в себя систему мер, которые защищают любого гражданина от экономической и социальной деградации вследствие безработицы, утраты или резкого сокращения доходов, болезни, производственной травмы, инвалидности, пожилого возраста и т. д.

Система социальной защиты строится на следующих принципах:

-обеспечение одинакового, оговоренного законодательством, уровня социальной защиты всем гражданам;

-содействия в поисках работы и трудоустройстве;

-обеспечение временно незанятого населения средствами существования;

-стимулирования активности в поисках работы, повышения мотивации к трудовой деятельности;

-сотрудничества профсоюзов, ассоциаций, предпринимателей, собственников предприятий во взаимодействии с органами государственного управления в разработке, реализации и контроле выполнения мер по социальной защите;

-координация деятельности в сфере трудоустройства с другими направлениями экономической и социальной политики на основе соответствующих государственных и региональных программ;

-международного сотрудничества в решении проблем социальной защиты населения, включая граждан Украины за границей и иностранных граждан в Украине.

Основное содержание социальной защиты безработных оставляет система мер материальной поддержки. В странах с развитой рыночной экономикой исторически сложилась двухступенчатая система материальной поддержки временно незанятого населения. Первая ступень представляет собой пособия по безработице, выплачиваемые из специальных страховых фондов по безработице, втораявспомоществование из фондов, образуемых государством (в Украине – это материальная помощь по безработице).

Система вспомоществования (пособия солидарности), как вид материальной поддержки безработных, в настоящее время дополняет страхование от безработицы и охватывает прежде всего тех лиц, у которых истекли сроки получения пособий, хотя в некоторых странах вспомоществование выплачивается одновременно с пособиями по безработице.

Система пособий по безработице действует в более чем 80% стран рыночной экономики. До недавнего времени она охватывала, как правило, лишь тех работников, которые утратили работу по объективным причинам, и не распространялась на лиц, уволенных по собственному желанию, впервые ищущих работу и длительное время неработающих. Логика такого подхода основывалась на принципе: право на пособие имеет тот, кто работал, вносил взносы в страховой фонд, и утратил работу не по своей вине. Однако уже в 80-х годах стала доминировать тенденция к расширению охвата пособиями других категорий незанятого населения.

Система пособий по безработице в большинстве стран строится на основе норм, закрепленных в Конвенции Международной организации груда №168 " О содействии занятости и защите от безработицы", принятой 21 июня 1988 года. Конвенция рекомендует строить систему выплат пособии по безработице так, чтобы не снижать, у безработных стимулы к поиску работы или организации самозанятости. С этой целью пособия должны быть такими, чтобы обеспечить получателю лишь частичное и временное возмещение утраченного дохода.

Что касается размеров пособий по безработице, то конвенция делит всех безработных на две крупные группы: тех, кто до наступления безработицы вносил взносы в страховой фонд самостоятельно или это делал за него работодатель, и тех, кто взносы не вносил.

В первом случае размер пособия устанавливается в зависимости от предыдущих заработков (45-50% от их величины). Во втором случае (для лиц, не вносивших взносы в страховой фонд) размер пособий по безработице должен увязываться с установленной законом минимальной заработной платой (45-50% от ее величины).

Длительность выплаты пособий Конвенция определяет следующим образом: первоначальная продолжительность может ограничиваться 6 месяцами в каждом периоде безработицы или 9 месяцами в течение любого периода в 24 месяца.

Важным аспектом систем пособий по безработице является то, что в большинстве стран они не назначаются с первого дня предоставления человеку статуса безработного, их выплата начинается после некоторого периода ожидания. Согласно положений Конвенции МОТ №168 этот период составляет 7-10 дней. Философия установления периода ожидания основывается на том, что безработный в это время может трудоустроиться, а также на том, что он должен нести определенное бремя безработицы, хотя бы на первом этапе.

Законодательство о занятости в Украине предусматривает возможность получения пособий каждым зарегистрированным безработным при условии его содействия собственному трудоустройству и отсутствии других доходов, превышающих размер минимальной зарплаты.

Размер пособия зависит от следующих факторов:

- от вида жизнедеятельности перед наступлением безработицы;

- от размера зарплаты на последнем месте работы; обстоятельств, ставших причиной увольнения с последнего места работы;

- от своевременности обращения в службу занятости за содействием в трудоустройстве.

С учетом этих факторов право на получение пособия по безработице в размере установленном действующим законодательством, устанавливается следующим категориям граждан:

-работникам, трудовой договор с которыми расторгнут по инициативе собственника или уполномоченного им органа в связи с изменениями в организации производства и труда, в том числе ликвидацией, реорганизацией предприятий, сокращением численности работников, а также военнослужащим, уволенным с военной службы в связи с сокращением численности без права на пенсию, при условии их регистрации в службе занятости в течение семи календарных дней после увольнения как ищущих работу,

-работникам, которые увольняются с предприятий связи с отселением или самостоятельным переселением с территории радиоактивного загрязнения и которые зарегистрировались в месячный срок после увольнения в государственной службе занятости как ищущие работу.

Для остальных категорий граждан (выпускники профессиональных и высших учебных заведений, лица, впервые ищущие работу, граждане, желающие возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва) пособие по безработице определяется в размере не ниже установленного законодательством уровня прожиточного минимума.

Пособие по безработице выплачивается с восьмого дня после регистрации гражданина в государственной службе занятости до момента трудоустройства, но не более 360 календарных дней в течение 2 лет, а для граждан, желающих возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва и граждан, впервые ищущих работу - не более 180 календарных дней.

После окончания срока выплаты пособия по безработице, граждане, сохранившие статус безработных, могут получать в течении 180 календарных дней материальную помощь по безработице в размере до 75% установленного законодательством прожиточного минимума при условии, что среднемесячный совокупный доход на каждого члена семьи не превышает уровня, необлагаемого налогом минимума доходов граждан. Каждому из членов семьи, находящемуся на иждивении безработного, а также гражданам, у которых истек срок выплаты пособия по безработице, материальной помощи по безработице, оказывается единовременная материальная помощь в размере 50 \% установленного законодательством прожиточного минимума.

Выплата пособий по безработице и материальной помощи по безработице может быть прекращена, приостановлена или сокращена по размеру. Так, выплата прекращается в случае:

-трудоустройства безработного;

-поступления в учебное заведение на учебу с отрывом от производства;

-прохождения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению государственной службы занятости;

-призыва на срочную военную или альтернативную службу;

-осуждения с лишением свободы или направления на лечение в лечебно-трудовой профилакторий;

-получения права на пенсию;

-переезда на постоянное место жительства в другую местность;

-получения пособий обманным путем.

 

Выплата пособий приостанавливаются на срок до трех месяцев в случае:

-отказа безработного от двух вариантов подходящей работы;

-увольнения с последнего места работы за виновные действия, в том числе за нарушение дисциплины;

-нарушения условий и сроков регистрации и перерегистрации в качестве безработного;

-отказа от участия в оплачиваемых общественных работах;

- увольнения с последнего места работы по собственному желанию без уважительных причин.

 

Размер пособий может быть сокращен на срок до одного месяца в случаях:

-неявки без уважительных причин на переговоры с работодателем о трудоустройстве в течение 3-х дней со дня направления службы занятости;

-отказа без уважительных причин явиться в службу занятости для получения направления на работу.

Источником выплаты пособий по безработице, материальной помощи по безработице является Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.