Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава одиннадцатая. Некоторые другие вопросы






Некоторые другие вопросы

Думаю, нужно прояснить следующий момент: насколько мне известно, хотя в составе ковена и должно традиционно быть шесть пар и глава, в наши дни их бывает и меньше. Если на сборищах присутствует более тринадцати посвященных членов культа, они сидят вне круга вместе с непосвященными и наблюдают за ходом ритуалов. Если по тем или иным причинам они нужны в кругу, участники расступаются, чтобы дать им место, их очищают и принимают в круг.

Когда обряды подходят к концу и круг закрывают, все вместе пляшут и пируют. Если присутствует, скажем, двадцать человек посвященных и есть достаточно места, образуют два ковена, каждый со своим кругом и главой. Если народу еще больше, круга будет три. Сейчас непосвященных на собраниях не бывает никогда, а церемонии проводятся в помещениях, где редко хватает места для более чем одного круга.

Хотя в идеале ведьмы должны образовывать совершенные пары из людей, превосходно подходящих друг другу и пребывающих в идеальном контакте — и побуждать людей искать этот самый контакт — сейчас такое, увы, не всегда возможно. Пары работают вместе, остальные — по одиночке и вообще справляются, как умеют. Ведовство сейчас — во многом практикуют «как получится».

И еще кое-что я должен объяснить. Поначалу меня весьма удивляло отсутствие среди ведовских рабочих инструментов чаши и включение не особо важного пентакля, используемого обычно для того, чтобы повелевать духами. Кроме того, хотя ведьмы применяют некую форму спиритуализма, прося духов умерших вернуться или вступить с ними в общение, они в целом не занимаются вызыванием духов или элементалей к зримому явлению с дальнейшим принуждением их прямым приказанием, подкупом или жертвоприношением к оказанию услуг.

Это тем более важно, что благодаря контактам с колдунами, они об этих практиках прекрасно осведомлены. В объяснении состава и порядка рабочих инструментов, мне было упомянуто и об этом. Ответ же я получил в общем такой: во времена

гонений это было сделано намеренно. Любое упоминание о чаше было чревато пытками, так как преследователи утверждали, будто бы это глумление над мессой; также исключены были разъезды и танцы на жердях (метлах). На место этих предметов введены были курильница и пентакль вкупе с объяснениями, соответствующими тому, что ожидали услышать гонители. Если все жертвы рассказывали более-менее одну заученную историю — потому что она была правдива и согласовывалась с показаниями других — зачем давать себе труд и множить пытки?

Ведьму быстренько приговаривали, и если ей не удавалось бежать или умереть прямо в тюрьме, ее сжигали, и на том муки ее кончались. Увы, именно несчастных непосвященных бедолаг, пытали снова и снова, а они не знали, что сказать, и не в состоянии были выдумать историю, которая сошла бы за правду. Такое объяснение, по моему мнению, выглядит вполне правдоподобно. Естественно, время от времени ведьмы пытались работать со стихийными духами в частном порядке, но общее мнение при этом было таково: «Создания эти обычно злы; иметь с ними дело — к несчастью, а богиня так мила и добра, и ей это не понравилось бы. Неправильно идти супротив ее учения». Я, конечно же, говорю только о ведьмах, принадлежащих к культу. Деревенские ведуньи и предсказательницы могли творить, что им заблагорассудится.

Ведьм непрестанно обвиняют в вызывании бурь и гроз. Мои информанты понятия не имеют, как это делается, а учитывая их систему магии, я, честно говоря, ума не приложу, как это вообще можно было бы сделать, — если только не просто попросить об этом богов, то есть, иными словами, молитвой. Ведьмы смутно знают, что вроде бы разбрызгивая воду — особенно на тело обнаженной девственницы — по слухам, можно вызвать дождь, но у них нет никакого специального ритуала или церемонии для достижения этих целей, а если он и был в прошлом, то до наших дней, во всяком случае, не дожил.

Во время Первой и Второй Мировых войн ходили слухи, что немцы умели управлять погодой и действительно это делали. Ведьмам было ужасно интересно, правда ли это, а если да, то как они этого добивались. Нет никаких сомнений в том, что в стародавние времена частью ведьмовской работы было управление погодой, но делалось это, судя по всему, больше

шаманскими методами: то есть, посредством ясновидения и наблюдения за природой ведьмы знали, что собирается дождь, и приступали к вызывающим его специальным манипуляциям, только если были уверены, что он на подходе. Точно так же знали они, и когда ожидать долгой засухи, и могли заблаговременно предупредить о ней земледельцев.

Если погода собиралась быть хорошей, они говорили фермерам оставить урожай зреть; если собирались дожди, они советовали поскорее все сжать и организовать укрытия ввиду приближающейся грозы. Шарлатанством они это не считали. Ведьмы всегда говорили, что половина их силы исходит от людей, которые им верят и потому принимают их советы.

Если бы люди знали, как ведьмы это делают, они бы сказали: «Мы тоже можем такое попробовать!»; один стал бы колдовать против другого, и воцарился бы сущий хаос. Ведьму больше всего устраивает спокойное, упорядоченное, обычное общественное устройство, когда все довольны и счастливы, когда много веселья и игр для живых и никто не боится смерти; а по мере того, как ты становишься старше, идея смерти как обители мира и отдохновения, где к человеку снова возвращается молодость, где он готовится вернуться на землю для следующего раунда, обретает и весьма существенную привлекательность.

К несчастью, мало какие из периодов европейской истории устраивали ведьм. Лично мне думается, что в Афинах их система, или какая-нибудь другая, но похожая, пользовалась большим успехом, невзирая на многочисленные имевшие там место войны; и у меня такое чувство — основанное исключительно на наитии — что примерно так же обстояло дело на Древнем Крите. Также вполне возможно, что и в Египте ситуация была благоприятной, но никаких доказательств этому у меня нет.

Думаю, в кельтские и докельтские времена ведьмы пользовались большой свободой и применяли свои силы мудро и осмотрительно. В Риме, скорее всего, слишком многое было против них из-за конфликтующих сект, римского склада ума как такового, смешанности населения и, разумеется, христианства, все это вместе взятое и вкупе с многочисленными войнами и вторжениями вывело ведьм из игры на тысячу лет.

Приблизительно ко времени окончания крестовых походов люди начали мыслить несколько свободнее; потрясение

от полного поражения, а местами и уничтожения крестоносцев, наряду с новыми, просочившимися с Востока идеями, заставили европейцев думать головой. Есть шанс, что и ведьмы оказали тут свое благотворное влияние. Однако папа Иннокентий III прекрасно понимал, что все это подрывает позиции Церкви — так оно, очевидно, и было, хотя я и не могу усмотреть во всей этой тенденции прямого заговора против Христа, каковым она считалась. Толерантности теперь следовало избегать любой ценой. Настало время гонений. В ведовстве было много того, что фанатики и пуритане ненавидели ярой ненавистью, и они приложили все усилия, дабы вымести его поганой метлой.

В период Ренессанса ведовство, по идее, должно было возродиться; но в то время умы человеческие не только стали свободнее, но и обратились к магии каббалистического типа, а практики вдруг открыли множество новых разновидностей ядов.

Все это обещало быстрый и легкий эффект, добиться которого вполне можно было самостоятельно. В Англии в елизаветинские времена учение и свободомыслие цвели пышным цветом; параллельно с этим из Италии импортировались яды, также обретшие широкую популярность. Участились и случаи отравления птоматином (трупным ядом) — вероятно, вследствие усиления торговли и импорта товаров, и вину снова возвели на ведьм. Религиозность все еще была высокой. Никто не был склонен к терпимости, которую проповедовали ведьмы.

Кто-то сделал восковую фигурку Елизаветы и утыкал ее иголками, и королеву немедленно убедили, что это непременно было дело рук ведьмы или колдуна. Так был принят закон против магии и колдовства. За практику магии выставляли к позорному столбу, но приговоров было мало и большинство из них — за чистой воды отравительство. Если вам случалось отправить кого-то на тот свет мечом, ядом или магией, это было убийство, то есть преступление против англо-саксонского права.

Папа объявил магию преступлением, и епископы забрали надзор за соблюдением этого закона более или менее в свои руки, но в категорию законов страны он не перешел. Думаю, что если бы у Елизаветы были дети, которые продолжили бы ее политическую линию, у нас бы сейчас были совершенно другие представления о ведьмах и майских игрищах, которые благополучно проводились бы и до сих пор; возможно, у нас все

еще была бы Веселая Старая Англия. Но, увы, Елизавета умерла бездетной.

В Шотландии эрл Босуэлский обладал, по слухам, великой властью среди местных ведьм — если не был их действительным главой — и король Иаков верил, что тот использует эти силы, чтобы убить его и самому занять трон. Ужасные и долгие пытки, как водится, принесли ряд признаний, и гонения начались и там. Пуритане воспользовались шансом и перекинули пожар на английские крыши.

Говорят, что Великий Бунт был раздут не в малой степени из-за того, что Карл I высказал протест против отправки людей на плаху за колдовство безо всяких доказательств или даже вопреки им (см.: Mervin Peake «Four Centuries of Witch Beliefs»).

Как бы там ни было, охота возобновилась. Все, кто могли оказаться ведьмами, подлежали немедленному уничтожению вместе со своими детьми.

Невзирая на все эти ужасы, ведьмы выжили. Они совершенно намеренно ничего не знают о местонахождении прочих ковенов. Если они сами не в курсе, им и выдать нечего, ибо кто знает, когда начнутся новые гонения?

Но, мнится мне, нам пора попрощаться с ведьмой. Культ, боюсь, обречен, частично из-за современных условий жизни, дефицита жилья, малочисленности семей, но по большей части — из-за образования.

Современным детям это не интересно. Они знают, что ведьмы — это вздор, и, тем не менее, боятся их. Я слышал, как мать сказала о своей дочери: «Я бы с радостью привела к нам Диану; ей бы тут понравилось, да и сила у нее есть, я знаю.

Но вы только представьте себе, вдруг она проговорится в школе, что я ведьма? Да они же ее там затравят! А потом явятся эти, из совета графства, или еще кто, и заберут ее у меня, и отправят в исправительную школу для малолетних преступников.

У них теперь новые законы, и страшно подумать, что они могут натворить...».

И вот Диана вырастет и у нее будут мальчики, и ей это все станет неинтересно, ну, или интересно, но потом она выйдет замуж, и это будет неинтересно ее мужу, и вот ковен вымирает, или остаются в нем лишь старики и старухи, стоящие одной ногой в могиле.

Другая причина в том, что наука заняла место, ранее принадлежавшее культу. Метеорологическая служба, приличная медицина, игры на свежем воздухе, купания, нудизм, кино и телевидение теперь дают людям то, что раньше давало ведь- мовство. Свободомыслие или спиритуализм на выбор избавили людей от страха перед геенной огненной, от которого излечивала ведьма, хотя величайшие ее дары — мир, радость и довольство жизнью — так покамест и не нашли себе суррогатов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.