Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава пятая. Я верю в Маленький народ, живший ранее на острове Мэн; но в действительности это были не фейри






Маленький народ

Я верю в Маленький народ, живший ранее на острове Мэн; но в действительности это были не фейри. В Европе обитало несколько рас пигмеев. Они во многом походили на современных нам пигмеев Африки — маленький народ, который постоянно обижают его более рослые соседи, вытесненный с хороших земель в леса и холмы, и прочие труднодоступные места. Они совершают набеги на возделанные поля и устраивают всевозможные проказы, но если к их воровству относиться терпимо и даже оставлять им временами еду, они, в свою очередь, делятся дарами, что приносит им охота: туши, мясо, шкуры и кость.

Говорят, что иногда они похищают младенцев, оставляя взамен одного из своих отпрысков — совсем как британские фей- ри. В наши дни пигмеи ведут совершенно одинаковый образ жизни в Центральной Африке, Малайе, Новой Гвинее, Декане, на Цейлоне и Филиппинах. Мне довелось познакомиться со многими из них, и все они используют в качестве оружия отравленные стрелы и, по слухам, владеют магическими силами.

Существуют свидетельства в пользу существования пигмей- ских рас и в Европе. Многие жилые пещеры слишком малы для современного человека, но совершенно удобны для ребенка. Народы-завоеватели, вытеснившие коренных жителей с лучших земель, не особенно любили их, так как они воровали урожай и убивали скот. Со временем они на собственном опыте узнали, что если с Маленьким народом обращаться хорошо, они станут куда дружелюбнее и даже смогут прийти на помощь в трудную минуту — как это случилось на Мосту фейри, когда они внезапно явились на подмогу южанам.

На Западных островах Шотландии, как и на Мэне, в случае организации Cearrd Cbomuinn (ремесленной артели), то есть некой разновидности трудового братства, члены ее иногда приглашают фейри помочь им с пахотой и жатвой, даря им в ответ подарки. Точно так европейцы в Малайе призывают на помощь местный Маленький народ, саки \\якунов.

К особому типу относилась Ланан-Ши (.Leanan Sidhe) — дева из Маленького народа, берущая себе в возлюбленные

человека. Она была добра и прекрасна, но опасна. Ее ни в коем случае нельзя было бить, иначе она бежала обратно к своему народу, прихватив с собой детей и приданое, состоящее из волшебного скота фейри. В Шотландии возлюбленная-фейри нередко помогала своему мужу в его ремесле; она могла предсказать ему будущее — когда он умрет или на ком женится после того, как она умрет или покинет его. Пока же отношения длились, Ланан-Ши бывала обычно очень ревнивой.

Возлюбленные-фейри, говорят, похищали младенцев, и, возможно, так оно и было в действительности — чтобы влить в расу новые силы. Красивых девушек тоже регулярно похищали, чтобы отдать в жены королю фейри, а мужчины этого племени часто уговаривали человеческих девушек бежать с ними из дома, подобно тому, как еще три сотни лет назад шотландские горцы добывали себе жен из долин посредством побега или похищения. Клан Маклаудов с Островов, был основан неким Даудом, сыном Олафа Черного, короля острова Мэн, сына Харальда Хардрады, скандинавского владыки, убитого в сражении у Стэмфордского моста в юбб году[23]. Его праправнук, четвертый вождь клана, имел жену-фейри, подарившую ему где- то году в 1380-м прославленный флаг фейри, Дунвеган. Все это — исторические персонажи, да и сам флаг до сих пор существует. Эта жена-фейри была со всей очевидностью женщиной из низкорослой расы, впрочем, достаточно крупной, чтобы родить здоровых детей, чьи потомки до сих пор живы.

Дома Маленького народа выглядели как конической формы холмы. В Эйре[24] до сих пор считается, что ши живут в холмах или могильных курганах. Вход в них, часто спрятанный от глаз, находился в склоне холма; далее следовали длинные темные коридоры, ведущие во множество разнообразных помещений и иногда освещенные лампами или факелами. Практически во всех историях о фейри говорится о тьме или сумерках.

Всего в двух милях от Каслтауна, что на острове Мэн, в 1943 году была раскопана кельтская, или, скорее всего, даже докель- тская деревня. Самый крупный из домов представлял собой

деревянное круглое строение с дерновой крышей в форме перевернутого блюдца, поддерживаемой тысячами столбов из дуба, установленных концентрическими кругами. Внутреннее кольцо образовывало комнату около восемнадцати футов в диаме- тре[25] с большим каменным очагом в центре. Этот дом, площадью шесть тысяч квадратных футов[26] и девяноста футов в диаметре[27], был скорее всего, жилищем вождя или короля. Он и его семья жили в центральной его части; все остальные круги занимали стойла для скота. Судя по всему, в христианские времена дом все еще использовался.

Дневной свет поступал в дом только через центральное отверстие-дымоход, дававшее в лучшем случае вечные сумерки. Вполне очевидно, что временами на крыше этого дома, выглядящего в точности как конический холм, стоял часовой и что он поднимался туда по лестнице, приставленной к дымоходу, и через отверстие прямо на крышу, вместо того, чтобы идти через весь дом до двери, а потом лезть наверх по дерновому склону; возможно, остальные домочадцы тоже выходили на улицу таким способом.

Посетители из более рослой расы могли обратить внимание на эту забавную привычку входить в дом и выходить из него через дымовую дыру; возможно отдаленные и довольно запутанные воспоминания об этом и породили легенду о том, что ведьмы используют в качестве двери печную трубу.

Люди эти, скорее всего, принадлежали к одной из рас, населявших Европу в докельтские времена, и представленных сейчас, возможно, финнами и лапландцами — судя по народным сказкам, народами невысокими, но чрезвычайно сильными.

На Западных островах сохранилось множество пиктских жилищ, построенных из камня и конических по форме, но если их покрыть торфом, выглядящих совершенно как холмы. Помимо хорошо известного Мэйшоу на Оркнеях, в Тарансее на Харрисе есть еще один — меньшего размера и с каморкой на входе, где помещался караул, причем, судя по всему, исключительно в положении на корточках.

Каморка эта построена также из камня и в высоту насчитывает два фута пять дюймов, а в ширину — три фута[28]; охране не оставалось иного выхода кроме как быть из Маленького народа. Большинство каменных коридоров в доме — всего четыре фута шесть дюймов высотой, а длиной при этом футов по семьдесят[29]. Понятно, что в целях безопасности жилища дверь должна быть маленькой — также и для сохранения тепла — но в строительстве длинного коридора, идти по которому можно только согнувшись, никаких явных преимуществ нет. Следовательно, напрашивается вывод, что средний рост жителей этого места не превышал четырех с половиной футов[30].

Епископ Оркнейский, сам родом из Норвегии, в Киркуолле в 1443 году писал:

«Когда Харольд Хаарфага [31] завоевал Оркнеи в девятом веке, население их состояло из двух народов — папе (ирландских католиков) и пети (пиктов или пехтов) — и он уничтожил их обоих».

Далее он продолжает:

«Эти оркнейские пикты статью всего лишь немного превосходили карликов и замечательнейшим образом работали над строительством своих городов утром и вечером, в полдень же они прятались в маленьких подземных жилищах, страшась света». (Horum alteri scilicet peti parvo superantes pigmeos statura in structuris Urbium vespere et mane mira operantes, meridie vero cunctis viribus prorsus destituti in subterraneis domunculis pro timore latuerent.)

В горской традиции семье каждого вождя прислуживали карлики, считавшиеся сверхъестественными существами или фейри. Они ходили почти голыми, были волосаты и обладали

необычайной силой; они прекрасно стреляли из лука, были склонны к проказам, любили танцы и музыку и умели колдовать. Всю порученную им работу они выполняли, как правило, ночью. Не обошла их вниманием и английская литература. Мильтонов домовой ночью сбивает сливки, а у Шекспира в «Сне в летнюю ночь» воспеты и другие виды работ по дому. Позднее к этим легендам примешались истории о домашних обезьянках и породили на выходе байки о фейри.

Сэр Вальтер Скотт упоминает аборигенные рабские кланы и описывает их как «полуголых, остановившихся в росте и жалких видом» людей. Среди них — Маккоулы, предполагаемые потомки Финна, оказавшиеся гаваонитами, или наследными слугами аппинских Стюартов. Ирландские манускрипты одиннадцатого века утверждают, что когда в девятом веке датчане взяли Ирландию, то не осталось в различных тайных местах ничего из имущества финнов, или фейри, что они не отыскали и не разграбили бы. Бретонские легенды гласят, что старый народ, построивший мегалиты, был карликами, звался керионами и был собою мал, но очень силен. Есть даже ходовое выражение «силен, как керион» — примерно такое же, как у шотландцев, когда те говорят о пиктах: «Вельми мал, да силен».

Все эти народы сохранились в памяти соседей примерно с одними и теми же свойствами: добрые друзья, но опасные враги; очень сильные; способные исчезать по собственной воле; устраивающие по ночам пышные празднества; использующие отравленные стрелы. Церковь преследовала и гнала их, обвиняя в отправлении непристойных ритуалов и плясках.

Ведьмы нередко сожительствовали с ними, роднились и в позднейших легендах уже были причислены к племени фейри. В шотландских процессах над ведьмами последние и фейри рассматривались, судя по всему, как один и тот же род. Как мы уже отмечали, и тех, и других считали сведущими в магии. Несмотря на малый рост, жизнь била в них через край и к работе они были чрезвычайно способны. Работали они по ночам и заканчивали ее к наступлению утра, так что видели их редко и не подолгу, и если только они не служили человеку, то при приближении его немедленно скрывались в своих холмах.

Пока викторианское ханжество не прикрыло их прозрачными тряпочками, они ходили нагими или в обтягивающих

одеждах. Последний элемент, впрочем, вполне мог оказаться иллюзией вследствие привычки пиктов раскрашивать себя синей вайдой и известью, дававшей знаменитый цвет «зеленый линкольн» (то есть ярко-зеленый) — признанный цвет фейри.

А поскольку жили они, согласно источникам, в той же стране и в то же время, весьма вероятно, что гномы, фейри и ведьмы суть разные описания одного и того же народа разными авторами.

Не раз случалось так, что люди благородного сословия нанимали Маленький народ на службу. Перед битвой трех Грайнардов на шотландском острове Айлей в лето от Рождества Христова 1598 сэр Джеймс Макдональд взял на службу маленького человека именем Ду-Сит (Черный Эльф), относительно которого все полагали, что он из фейри. Во время сражения он убил командира противника, сэра Лахлана Мор Маклина стрелой, в которой впоследствии опознали «эльфийскую», то есть стрелу с каменным наконечником. Это дезорганизовало его клан, и Макдональды вышли победителями. Предположительно, он был одним из Маленького народа, вдобавок умелым лучником, и стрела его была отравлена, хотя сэр Джеймс последнего мог и не знать.

Вера в бьющую без промаха стрелу фейри и в причиняющую неминуемую смерть отравленную стрелу — по большей части одно и то же; возможно, сэр Джеймс считал яд магией.

Как бы там ни было, факт остается фактом: он взял Черного Эльфа к себе в союзники и через то обрел победу, а это все, что важно для истории.

К сожалению, завоеватели вроде Харальда Хаарфаги уничтожили большую часть этого народа, а оставшихся низвели до рабской жизни на вересковых пустошах в качестве «людей болот», хотя некоторая их часть посредством межплеменных браков ассимилировалась с новым населением страны. Это привело к увеличению роста, и во времена гонений потомки их отрицали, что являются язычниками или фейри, указывая в качестве аргумента на свой рост: «Фейри маленькие, а мы-то большие!» Тогда признание в том и другом означало епископскую тюрьму и пытки, а то и костер. Через некоторое время свободные «жители болот» были уничтожены, а поселившиеся в городах растворились среди захватчиков. Иногда мне кажется, что кого- то из их потомков можно признать в толпе и до сих пор — коренастых и приземистых, очень сильных и широкоплечих. Лет двести тому назад французы искренне считали, что мы тут, в Англии, вывели специальную расу моряков.

Говорили, что они чрезвычайно сильны, с очень широкими плечами, и все как один ниже пяти футов ростом[32], так что могли без помех работать под очень низкими палубами британских военных кораблей. Французы — и сами-то по себе отнюдь не великаны, так что для такой легенды должны были иметься некие основания. В то время на военно-морской службе состояло множество мэнцев, и поговаривали, что их построение занимает на параде куда больше места, чем у любых других частей британской армии из-за примечательной широты их плеч.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.