Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О категориях социологии






На наш взгляд, в настоящее время проблема категорий в социологии (как и в

других науках) актуализировалась, что связано с возрождением интереса к ним как

неким универсальным характеристикам социального бытия, которые в то же время

выступают константами логики. Она (проблема) возникла как движение контрпост-

модерна (постпостмодернизма), отразив реакцию и намерение возродить критерии

научности. Это требует ответа на вопрос - а есть ли некие фундаментальные со-

циальные константы? Встает проблема статуса (гносеологического и онтологического)

этих универсалий: существуют ли они реально или они продукты аналитической

работы мысли?

В этой связи напомним некоторые идеи философской науки о категориях. Впервые

наиболее полное и систематическое учение о категориях мы находим у Платона и

Аристотеля. Если в ранней греческой философии, когда бытие и мышление еще

различались слабо, категории выступали в виде основных элементов материи в ее

непосредственной данности (земля, вода, воздух, огонь, эфир), то в связи с возникшим

интересом к проблеме сознания и познания, разума и науки категории приобретают

логический смысл и формулируются как обобщенные, отвлеченные понятия. У Пла-

тона их было пять - сущее, движение, покой, тождество и различие, а у Аристотеля -

десять, которые он затем свел к трем основным - сущности, состоянию и отношению.

В их интерпретации категории - это схемы суждений и умозаключений: то, что выска-

зывается о сущем, подпадает под ту или иную категорию [2].

Принципиально новый этап в развитии учения о категориях связан с именем

И. Канта (1724-1804). Категории для него - условие возможности синтеза, то, что

формирует, конституирует опыт. Категории существуют априори, предшествуют

всякому опыту, выражают логические функции всех возможных суждений. В соот-

ветствии с видами суждений Кант строит и классификацию четырех видов категорий:

категории количества (единство, множество, всеобщность); категории качества (реаль-

ность, отрицание, ограничение); категории отношения (принадлежность, причинность,

общение); категории модальности (возможность, существование, необходимость).

В послекантовской философии произошел существенный сдвиг в анализе кате-

горий - предметом исследования стали идеи разума, формы умозаключений, взаимо-

отношение которых выражается принципами тождества, противоречия и снятия его в

синтезе. При этом категории трактовались вне связи со структурой языка, а как нечто

сущее само по себе и реализующееся в природе и человеческом духе [3].

Для социологической науки, на наш взгляд, особое значение имеют идеи Ф. Шел-

линга (1775-1854), который, исходя из тождества субъекта и объекта, рассматривал

развитие двух видов категорий — категории природы, связанные с определениями

объектности и разворачиваемые в натурфилософии, и категории субъективности,

связанные с актами сознания и самосознания. Такой подход положил, на наш взгляд,

начало тому, что в XIX, а затем в XX веках отчетливо стала складываться и форми-

роваться дифференциация категорий в соответствии с различными областями научного

знания. Иначе говоря, каждая наука стала претендовать на то, что ей характерна

своя система категорий, которая может частично совпадать со всеобщими категориями

и которая в то же время претендует на свое понимание и свою трактовку этих

предельно широких универсалий [4]. В этой ситуации при трактовке категорий проис-

ходило смешение или абсолютизация то ли онтологического, то ли гносеологического,

то ли психологического их понимания, хотя в рамках философско-методологической

рефлексии они неразрывно связаны между собой, дополняют друг друга.

В этих условиях социальные науки объектом своих исследований окончательно

избрали социальную реальность — общественную жизнь. В соответствии с этим






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.