Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Как продвинуть сайт на первые места?
    Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
    Ускорение продвижения
    Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
    Начать продвижение сайта
  • О категориях социологии






    На наш взгляд, в настоящее время проблема категорий в социологии (как и в

    других науках) актуализировалась, что связано с возрождением интереса к ним как

    неким универсальным характеристикам социального бытия, которые в то же время

    выступают константами логики. Она (проблема) возникла как движение контрпост-

    модерна (постпостмодернизма), отразив реакцию и намерение возродить критерии

    научности. Это требует ответа на вопрос - а есть ли некие фундаментальные со-

    циальные константы? Встает проблема статуса (гносеологического и онтологического)

    этих универсалий: существуют ли они реально или они продукты аналитической

    работы мысли?

    В этой связи напомним некоторые идеи философской науки о категориях. Впервые

    наиболее полное и систематическое учение о категориях мы находим у Платона и

    Аристотеля. Если в ранней греческой философии, когда бытие и мышление еще

    различались слабо, категории выступали в виде основных элементов материи в ее

    непосредственной данности (земля, вода, воздух, огонь, эфир), то в связи с возникшим

    интересом к проблеме сознания и познания, разума и науки категории приобретают

    логический смысл и формулируются как обобщенные, отвлеченные понятия. У Пла-

    тона их было пять - сущее, движение, покой, тождество и различие, а у Аристотеля -

    десять, которые он затем свел к трем основным - сущности, состоянию и отношению.

    В их интерпретации категории - это схемы суждений и умозаключений: то, что выска-

    зывается о сущем, подпадает под ту или иную категорию [2].

    Принципиально новый этап в развитии учения о категориях связан с именем

    И. Канта (1724-1804). Категории для него - условие возможности синтеза, то, что

    формирует, конституирует опыт. Категории существуют априори, предшествуют

    всякому опыту, выражают логические функции всех возможных суждений. В соот-

    ветствии с видами суждений Кант строит и классификацию четырех видов категорий:

    категории количества (единство, множество, всеобщность); категории качества (реаль-

    ность, отрицание, ограничение); категории отношения (принадлежность, причинность,

    общение); категории модальности (возможность, существование, необходимость).

    В послекантовской философии произошел существенный сдвиг в анализе кате-

    горий - предметом исследования стали идеи разума, формы умозаключений, взаимо-

    отношение которых выражается принципами тождества, противоречия и снятия его в

    синтезе. При этом категории трактовались вне связи со структурой языка, а как нечто

    сущее само по себе и реализующееся в природе и человеческом духе [3].

    Для социологической науки, на наш взгляд, особое значение имеют идеи Ф. Шел-

    линга (1775-1854), который, исходя из тождества субъекта и объекта, рассматривал

    развитие двух видов категорий — категории природы, связанные с определениями

    объектности и разворачиваемые в натурфилософии, и категории субъективности,

    связанные с актами сознания и самосознания. Такой подход положил, на наш взгляд,

    начало тому, что в XIX, а затем в XX веках отчетливо стала складываться и форми-

    роваться дифференциация категорий в соответствии с различными областями научного

    знания. Иначе говоря, каждая наука стала претендовать на то, что ей характерна

    своя система категорий, которая может частично совпадать со всеобщими категориями

    и которая в то же время претендует на свое понимание и свою трактовку этих

    предельно широких универсалий [4]. В этой ситуации при трактовке категорий проис-

    ходило смешение или абсолютизация то ли онтологического, то ли гносеологического,

    то ли психологического их понимания, хотя в рамках философско-методологической

    рефлексии они неразрывно связаны между собой, дополняют друг друга.

    В этих условиях социальные науки объектом своих исследований окончательно

    избрали социальную реальность — общественную жизнь. В соответствии с этим






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.