Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цена: понятие, виды, этапы ценообразования. Диспаритет цен






Цена представляет собой тонкий инструмент и одновременно мощный рычаг управления экономикой. Цена – денежное выражение стоимости товара. В рамках рыночного подхода – это форма выражения ценности благ, проявляющихся в процессе их обмена. Прослеживается связь цены товара с ценностью, полезностью, как объекта потребления. Цена проявляется только в условиях его обмена на деньги или др. товар. Поэтому у такого рынка без купли-продажи – нет цены. Стратеги ценообразования следующая: найти цену, чтобы общая масса прибыли была максимальной. Механизм ценообразования 2-х рыночный и производственный- затратный. Рыночный механизм ценообразования зависит от вида рынка, поэтому под рыночным механизмом понимается множество механизмов. Посреди них есть наиболее типичные механизмы. Рассмотрим ценообразование на конкретном рынке, где действует закон спроса и предложения. На рынке автоматически устанавливается цена рыночная(Ц рын), при которой величина спроса (Ср) равна величине предложения (Пр). Если покупатели захотят купить товар по цене Ц1, которая ниже Црын., то спрос С1 окажется большим чем предложение П1, возникает дефицит товара, измеряемый разностью Ц1-П1, и цена вследствии этого будет возрастать, пока предложение не уравняется сос спросом. Если же продавцы пожелают продать товар по цене Ц2, которая выше равновесной Ц рын., то предложение П2 окажется выше спроса С2, образуется избыток товара, равный П2-С2, вследствии этого цена станет уменьшаться до тех пор пока спрос и предложение не уравняются. Т.о. на конкурентном рыне, при условии зависимости спроса на товар, только от его цены, устанавливается равновесная рыночная цена, соответствующая выравниванию спроса и предложения. Рыночная цена называется свободной, т.е. она свободна от внешнего диктата, но не свободна от законов рынка.

Виды цен: оптовая, розничная, закупочная, цена на услуги.

По степени и способу регулирования различают сл. виды цен: Жесткофиксированные, твердые цены – назначены госорганами, регулированные цены- регулируются и утверждаются госорганами; договорные цены- определяются документальным согласованием между продавцом и покупателям; свободные - рыночные цены; мировые цены – цены мирового рынка, сопоставимые или неизменные цены – для определения индекса цен; проектные- цены сезонные, неизменные цены- для расчетных цен; биржевые, аукционные, комиссионные применяются на биржах, торгах, аукционах.Функция цен: Измерительная, соизмерительная, учетная, социальная, внешнеэкономическая, стимулирующая.

Диспаритет цен. До 1991 г в условиях государственной поддержки техника продавалась с\хозяйственным предприятиям по ценам ниже цен производителей. Разница компенсироваласьиз бюджета. Послелиберализации цен предприятия, пользуясь своим монопольным положением, резко повысили цены на с\хозяйственные машины, т.к. государство продолжало регулировать цены на их продукцию. Перерабатывающие предприятия как локальные монополисты занижали закупочные цены на их сырье. В результате возник диспаритет цен.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.