Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задатки, способности, умения и навыки. Данные нам от природы задатки – анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы – обуславливают предрасположенность к наиболее эффективным видам






Данные нам от природы задатки – анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы – обуславливают предрасположенность к наиболее эффективным видам деятельности. В этом и кроется тайна психической энергии врожденного задатка. Предрасположенность означает выраженную приспособленность к конкретной деятельности, внутреннюю побудительную тягу к ней. Предрасположенность к какой-либо деятельности, то есть задаток, – это генетическая программа наиболее легкого и потому приемлемого и приятного для индивида стиля существования. Задаток, словно некая свернутая пружина, стремящаяся распрямиться и действовать. Его энергия проявляется спонтанно. Нет задатка – нет соответствующей ему психической энергии. Если он есть, то заявляет о себе независимо от воли индивида. Его можно лишь подавить более мощной психической энергией. Например, сознательно не давая ему выхода, блокируя конкурирующими ценностями или потребностями.

Чем отчетливее выражен задаток, тем ощутимее в поведении его энергетический момент – стремление " вырваться наружу", материализоваться. Вспомним, как активно заявляют о себе, например, музыкальные, изобразительные, математические и прочие наклонности -одаренный человек не может не проявлять их или скрывать. Им движет мощная психическая энергия природных потенций.

Развиваясь на основе практики, знаний и опыта, задатки служат почвой для развития различных способностей – это уже новая энергетическая сила. Она вбирает в себя энерго-информационную насыщенность знаний и опыта.

В результате обучения на основе задатков и способностей формируются умения – действия, регулируемые правилами и знаниями. Умения обладают внутренней энергией, которая сосредоточена в приобретенных алгоритмах действий, готовых к реализации.

Если умения многократно повторяются и в конце концов становятся автоматическими, возникают более сложные и хорошо сформированные действия – навыки: моторные, интеллектуальные, трудовые, коммуникативные. А что собою представляет всякий навык? Это энергетически емкая программа поведения, стремящаяся воплотиться в физических актах – деловых операциях, приемах труда и т. п., либо в интеллектуальных действиях, то есть в новой форме психической энергии.

Нельзя не восхищаться тем, как целеустремленно природа объединяет мощь психической энергии вокруг врожденных и приобретенных


потенциалов. Механика удивительно изящна: энергия задатков преобразуется в новое усиленное качество – энергию способностей; способности подкрепляются энергией умений; умения переходят в еще более действенную и спонтанную, силу – навыки. На этом энергетическое приращение не заканчивается. Приобретенный в процессе осуществления умений и навыков опыт обычно приводит к появлению все более совершенных умений и навыков, для развития которых требуются новые знания. Столь вероятная последовательность во взаимодействии врожденных и приобретенных потенциалов личности, влияющих друг на друга, возможна благодаря тому, что каждый из них обладает психической энергией. Она передается от одного звена к другому, трансформируется, интенсифицируется или ослабевает, становится более или менее динамичной, определяя энергетическую сущность и проявления индивида.

Происходящее напоминает своеобразный вечный двигатель, в котором одна потенция, обладающая психической энергией, побуждает другую. В конце концов внутри личности образуется замкнутый энергетический контур, который стимулирует активную самореализацию.

Психическая энергия различных врожденных и приобретенных потенциалов личности – задатков и способностей, навыков и умении, знаний и опыта – возникает вследствие того, что внутреннее непроизвольно стремится к внешнему воспроизведению, к воплощению в материализованных формах.

Материализация происходит в действиях, поступках, инициативах, результатах труда, в продуктах творчества, в интеллектуальной деятельности, в исполняемых ролях. Одаренный от природы человек, способности которого к тому же получили развитие и подкрепление знаниями, обладает столь мощной психической энергией, что ее хватает на разные виды творческой деятельности. Либо энергия столь велика, что нейтрализует или подавляет многие иные проявления личности. Такова " механика" эмоциональных проявлений одаренности – одержимости, неукротимой жажды деятельности до самозабвения.

Вспомните, каким специфическим энергетическим полем обладают талантливые и гениальные люди. Их, как правило, окружает аура одухотворенности, особенно ощутимой в момент реализации задатков, когда они будто растворяются в процессе творчества. Они забывают о времени, не замечают происходящего, не думают о насущном. Они сливаются с результатом своих творений – будь то поэтические строки, танец, музыка, изобретение или ваяние. Они погружены в бурлящий поток психической энергии, которую продуцируют природные силы одаренности. Чудаковатость или экстравагантность гения целиком объяснима избытком психической энергии задатков и способностей, которая часто блокирует различные сферы его деятельности, кроме проявления " божьего дара".







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.