Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Паттерн






1. Получите доступ к проблемному воспоминанию.

Получите доступ и извлеките из памяти человека проблемное, нежелательное или неприятное чувство. Затем установите эффективный якорь для этого состояния. Калибруйте состояние человека.

2. Проведите трансдеривационный поиск (ТДП).

Используйте якорь, чтобы помочь человеку вос­становить предыдущий опыт, когда он испытывал похожее чувство. Используя якорь по ходу ТДП, вернитесь к предшествующим переживаниям, к моменту, когда у клиента впервые возникло дан­ное состояние. Заметив, что человек вновь испытывает то же самое негативное состояние, калиб­руйте его, попросите человека остановиться и повторно заякорите состояние. Спросите его: «К какому возрасту относится данное пережива­ние? В каком возрасте вы себя ощущаете, имея эти мысли и испытывая эти чувства?».

3. Продолжайте ТДП. Продолжайте, используя якорь и помогая человеку вернуться назад, опираясь на его чувство времени, обнаружить от трех до шести похожих переживаний данного негативно­го состояния. Каждый раз спрашивайте о его воз­расте.

4. Прервите состояние. Пусть человек вернется в настоящее время. «Ну, а теперь скажите, какой особый ресурс мог бы вам понадобиться в преж­них ситуациях, чтобы почувствовать себя лучше и более эффективно справиться с состоянием?» Из­влеките и заякорите это ресурсное состояние.

5. Проведите коллапс якорей. Воспроизведите якорь негативного состояния одновременно с ресурсным, и пусть человек теперь вернется к пред­шествующему переживанию. Одновременно с эти­ми действиями спросите: «Как выглядит ваше прошлое воспоминание теперь, когда вы знаете, что возвращаетесь, назад, обладая ресурсом? Как сильно этот ресурс изменяет ваше переживание?» Пусть человек еще раз пройдется по своей лично­стной истории, останавливаясь на каждом из про­шлых воспоминаний с ресурсным якорем, так что его история начнет меняться, а переживания ста­нут удовлетворительными.

6. Устраните неполадки. Если человек испытывает трудности с изменением прошлого опыта, верни­те его в настоящее, извлеките и заякорите допол­нительные ресурсы, добавив их к существующему ресурсному якорю.

7. Прервите состояние. Как только у клиента изме­нятся прошлые переживания, пусть он прервет состояние. Спустя небольшой промежуток време­ни попросите его подумать о том неприятном или нежелательном чувстве.

8. Проведите проверку. Что происходит? Измени­лись ли воспоминания? Каким образом? Появилось ли у человека ощущение ресурса вместо про­блемного состояния (№ 1)?

9. Подстройтесь к будущему. Пусть в заключение человек подумает о похожих переживаниях, кото­рые могут ожидать его в будущем.

X. Изменение личностной истории с точки зрения модели метасостояния.

1. Определите проблему (первичное состояние).

Подумайте о том, с каким периодом вашей жизни и конкретным местом связана беспокоящая вас «проблема».

A. Как, на ваш взгляд, они порождают «пробле­му»?

Б. Какая возникает эмоция, когда вы погружаетесь в это воспоминание? Что она означает?

B. Выйдите из проблемного состояния.

2. Займите позицию наблюдателя в этом пережива­нии (метасостояние).

A. Перемещайтесь по вашей линии времени (диссоциированно) - вернитесь к событию, породившему проблему, и наблюдайте проблему с метапозиции.

Б. Рассмотрите, как вы, более молодой, пережива­ете это конкретное событие.

B. Если у вас трудности с диссоциацией, поставь­те воображаемую ширму (например, из плексигласа) на метауровне между «собой» диссо­циированным и «собой» внутри этого события.

3. Соберите данные с позиции наблюдателя (мета­состояния).

A. В каких ресурсах нуждались вы, будучи мо­ложе?

Б. В каких ресурсах нуждались другие участники события?

B. Определите необходимые ресурсы.

4. Вернитесь в настоящее и получите доступ к ре­сурсам.

А. Получите доступ к каждому из необходимых ресурсов и заякорите их.

Б. Усильте и проверьте якоря для ресурсов.

5. С позиции наблюдателя переместите ресурсы (метасостояние).

A. Предоставьте себе, более молодому, все необхо­димые ресурсы и позвольте событию разворачи­ваться с их участием. Представьте себя, дающе­го себе же, более молодому, дополнительные ре­сурсы. Наблюдайте, как разворачивается событие, не затрагивающее этот ресурс.

Б. Предоставьте другим участникам «фильма» не­обходимые им ресурсы.

B. Проведите «экологическую проверку»:

• Обеспечивает ли новый ресурс лучший исход?

• Улучшает ли это жизнь?

• Дает ли это вам «карту», более удобную в применении?

6. Ассоциируйтесь с ресурсным состоянием (пункт 5 выше).

7. Двигайтесь в состоянии ассоциации вперед по своей личностной истории, имея дополнительные ресурсы.

А. Перенесите добавленные ресурсы в ваше буду­щее, улучшая и обогащая год за годом вашу линию времени.

Б. Позвольте добавленным ресурсам влиять на все аспекты вашей жизни.

XI. Коллапс визуальных якорей: преодоление сомнения

Во время своих обучающих семинаров по НЛП Тэд Джеймс предлагал участникам выполнить упражнение по преодолению сомнения. Джеймс делал это, чтобы психологически подготовить их к показа­тельному разбиванию сосновой доски рукой. Это уп­ражнение является ярким образцом применения кон­цепции интеграции частей. Вы можете проделать это упражнение самостоятельно. Если вы левша, замени­те всюду лево на право.

1. Встаньте ровно. Вытяните обе руки перед собой. Закройте глаза и вспомните момент, когда вы чув­ствовали себя всемогущим. Вспомнив это время, вчувствуйтесь в свое тело, почувствуйте то, что чувствовали тогда, услышьте то, что слышали, увидьте то, что видели. Теперь сосредоточьтесь на этом ощущении всемогущества и распространи­те его по всему телу. Создайте его образ и помес­тите его в правую ладонь.

2. Очистите экран. Теперь я хочу, чтобы вы вспомни­ли момент, когда чувствовали всеобъемлющую любовь к себе. Позвольте этой любви окутать вас. Полностью погрузитесь в это ощущение, видя и слыша то, что видели и слышали тогда. Сосредо­точьтесь на этой любви и создайте ее образ. Разо­жмите правую ладонь и поместите в нее этот об­раз. Затем сожмите ладонь. Вновь очистите экран.

3. Я хотел бы, чтобы вы вспомнили момент, когда не могли ошибиться... момент, когда вы знали, что все в ваших силах. Вспомните момент, когда вы знали, что в ваших силах получить все желаемое. Вспомнив этот момент, сосредоточьтесь на своем теле. Смотрите собственными глазами, слушайте то, что слышали, рассматривайте то, что видели, чувствуйте то, что чувствовали. Полностью погру­зитесь в тот момент, когда знали, что все в ваших силах. Прочувствуйте это ощущение могущества, навеянного знанием, что в ваших силах получить все, что пожелаете. Возьмите эту энергию и распространите ее по всему телу. Создайте ее образ и поместите в правую ладонь. Затем сожмите ее.

4. Теперь очистите экран. Вспомните время, когда вы были по-настоящему энергичны. Выберите мо­мент, когда энергия переполняла вас. Вы чувство­вали себя таким энергичным. Вам хватило бы сил сделать все, что бы вы ни пожелали сделать. Со­средоточьте на своем теле, увидьте то, что видели, услышьте то, что слышали, прочувствуйте то, что чувствовали. Возьмите всю эту энергию и напол­ните себя ею. Создайте ее образ и поместите в пра­вую ладонь. Затем сожмите ее. Просто удерживай­те этот образ в своей правой ладони.

5. Теперь вспомните веселое время, момент, когда вы безудержно смеялись. Сосредоточьтесь на своем теле и увидьте то, что видели, услышьте то, что слышали, и почувствуйте то, что чувствовали. Те­перь возьмите этот смех и хорошее настроение и создайте их образ. Поместите этот образ в правую ладонь и держите там.

6. Теперь разожмите правую ладонь и рассмотрите образ этой энергии, мощи и хороших чувств. Взгляните на цвет. Взгляните на размер. Что про­изнес бы этот образ, если бы заговорил с вами? Поднесите его к уху и выслушайте все, что он хо­чет сказать. Какие звуки он издает? Теперь отметь­те, как приятно ощущать его. Отметьте размер, вес и текстуру всей этой энергии. После всего этого с любовью сожмите его в правой ладони.

7. Сомневаетесь ли вы в том, что становитесь имен­но таким, каким вам хотелось бы быть? Сотвори­те образ этих сомнений и поместите его в левую ладонь (или правую, если вы левша). Возьмите все сомнения, какие только могут у вас возникнуть, и поместите их в левую ладонь. Прислушайтесь к тому, что они вам говорят. Прочувствуйте все эти сомнения.

8. Теперь возьмите то хорошее, что находится в ва­шей ведущей руке, и перелейте его в другую руку, производя при этом как можно больше шума. Про­должайте переливать сомнения и энергию из руки в руку до тех пор, пока они не станут идентичны друг другу. Смотрите на них до тех пор, пока они не начнут походить друг на друга цветом, разме­ром, очертаниями и текстурой. Когда они станут в точности похожи друг на друга, еще раз вспом­ните время, когда ощущали себя всемогущим, бес­конечно любимым, и время, когда все было в ва­ших силах. Поместите все это в вашу ведущую руку, любовно обхватите ладонью и сожмите ее. Теперь вы можете активизировать эти чувства ког­да пожелаете.

XII. Сцепление якорей

Что делать, когда желаемое состояние слишком далеко от имеющегося? В некоторых ситуациях рас­стояние оказывается настолько большим, что двух шаговый процесс коллапса якорей не работает. Од­ним из примеров является переход от состояния ту­пика к состоянию мотивации. Некоторым людям мотивация кажется слишком далекой от безвыходно­го состояния, чтобы осуществить интеграцию. Тупик не связывается с мотивацией. На уровне нервной системы тупик не может объединиться с мотиваци­ей. Решением этой проблемы является сцепление якорей. Используя данный прием, мы помещаем между этими двумя состояниями другие состояния.

Я (Б. Б.) использую для этой процедуры костяш­ки пальцев. Можно также остановиться на тыльной стороне ладони или руки. Этот прием заключается в выборе состояний, которые постепенно приведут имеющееся состояние человека к желаемому, или сцепят их. В качестве примера я возьму переход от состояния тупика к состоянию мотивации. Состоя­ние тупика - это имеющееся состояние. Состояние мотивации представляет собой желаемое состояние. Однако желаемая перемена слишком велика для двух шагового процесса коллапса якорей.

Поэтому решение состоит в том, чтобы определить несколько шагов, которые помогут привести от тупи­ка к мотивации. Вы якорите каждое из состояний, в том числе имеющееся и желаемое. Ниже перечисля­ются шаги этого процесса. По мере их прохождения я буду объяснять процесс. Вы можете проделать это упражнение с двумя другими людьми. Оно наиболее эффективно при трех участниках.

1. Установите раппорт с клиентом.

2. Объясните клиенту, что вы будете прикасаться к нему с целью якорения.

3. Определите проблемное состояние. Для иллюст­рации мы используем в качестве проблемного со­стояния состояние тупика.

4. Определите конечное состояние. Мы выбираем в качестве конечного состояния мотивацию.

5. Выстройте цепочку. Построение цепочки - реша­ющий фактор в успехе этой процедуры. Ваш вы­бор состояния, которое выведет человека из тупи­ка, предопределит эффективность процедуры. Попросите клиента: «Вспомните последний раз, когда выходили из тупика. Как вы это делали?» Если он не может вспомнить момент, когда вы­брался из тупика, попросите его представить, как он это сделал бы. Спросите у клиента, какая мо­тивация для него действенна. Для некоторых лю­дей мотивацией служит движение «прочь» от чего-нибудь. В НЛП мы называем этих людей «идущими прочь». Их направляющий фильтр (метапрограмма или нервный фильтр) - движение прочь от того, чего они не хотят. Вам придется выбрать негативное состояние, например, страх, чтобы вывести их из состояния тупика. Этот пер­вый шаг должен послужить для человека главным проводником.

Направляющий фильтр других людей, наоборот, движет их в направлении желаемого. Их мотиваци­ей является влечение к чему-либо или кому-либо. Чтобы вывести такого человека из состояния тупика, нужно выбрать состояние вроде жажды или страст­ного желания чего-либо. Расспрашивайте клиента, пока не добьетесь ответа, что же выведет его из ту­пика. Для примера возьмем человека, относящегося к типу «идущих прочь». Страх - основная мотива­ция в его жизни. Таким образом, мы сделаем страх первым шагом по пути из тупика.

Выбрав первый шаг, начинаем достраивать оста­ток цепочки. Сколько шагов требуется для цепочки? Ответ: столько, сколько надо! Обычно требуется от трех до шести шагов. Клиент даст вам знать об этом. Я (Б. Б.) описываю имеющееся состояние, затем ос­тавляю место и описываю желаемое состояние. По­том я показываю запись клиенту и решаю, как запол­нить середину.

A. Имеющееся состояние (тупик).

Б. Промежуточное состояние № 1 (страх).

B. Промежуточное состояние № 2 (покой).

Г. Промежуточное состояние № 3 (безопасность).

Д. Промежуточное состояние № 4 (давление).

Е. Желаемое состояние № 5 (мотивация).

В этом списке я привел возможные состояния, ко­торые выведут человека, «идущего прочь», из тупика к мотивации. Отметьте, что давление служит примером негативного состояния, но предоставля­ет мощный фактор мотивации для человека, «иду­щего прочь». Опрашивая клиента, оцените каж­дый шаг. Используя навыки сенсорной остроты, вы можете определить, является ли каждый шаг гармоничным следствием предыдущего. Человек расскажет вам об этом и вербально и невербально.

6. Вызовите и заякорите каждое состояние по от­дельности. Выстроив цепочку, вызовите и заякорите каждое состояние. Включите сюда имеющее­ся и желаемое состояния. Следуйте процедурам правильного якорения. Убедитесь в этом, прове­рив каждый якорь. Может быть, вы захотите ском­поновать якоря.

7. Теперь вы готовы к использованию якорей. Этот шаг является ключевым в данной процедуре. Что­бы сцепить или связать якоря, вы должны надле­жащим образом воспроизвести их. Сначала вос­произведите якорь имеющегося состояния (тупи­ка). Держите палец на промежуточном состоянии № 1 (страхе). Когда имеющееся состояние достиг­нет пика, отпустите этот якорь и воспроизведите якорь промежуточного состояния № 1. Не воспро­изводите их одновременно. Это приведет к кол­лапсу якорей. Вы не должны допускать этого при сцеплении якорей.

8. Прервите состояние, попросив клиента очистить экран, глубоко вздохнуть и т. д.

9. Сцепив имеющееся состояние с промежуточным состоянием № 1, проверьте цепочку. Проверяй­те, воспроизводя якорь имеющегося состояния. Если ваше сцепление работает, клиент должен войти в состояние тупика, а затем в промежуточ­ное состояние № 1 (страх).

10. Прервите состояние, попросите клиента очис­тить экран, глубоко вздохнуть и т. д.

11. Теперь воспроизведите якорь имеющегося со­стояния (тупика), наблюдайте, как клиент вхо­дит в состояние тупика, а затем в промежуточ­ное состояние № 1 (страх). Когда клиент войдет в промежуточное состояние № 1 (страх), на пике страха воспроизведите промежуточное состоя­ние № 2 (покой).

12. Прервите состояние.

13. Проверьте цепочку. Воспроизведите якорь име­ющегося состояния. Ваш клиент должен перей­ти от «тупика» к «страху», а затем к «покою».

14. Прервите состояние.

15. Воспроизведите якорь имеющегося состояния (тупика). Вы увидите «тупик», затем «страх», за­тем «покой». Когда «покой» достигнет пика, вос­произведите промежуточное состояние № 3 («без­опасность»). Прервите состояние и проведите про­верку.

16. Повторите это с каждым состоянием, включая желаемое состояние мотивации.

Успешное завершение этой процедуры позволит клиенту выбрать, находиться ли ему в состоянии «ту­пика» или в состоянии «мотивации». Событие, кото­рое вызвало состояние тупика, теперь может стать причиной возникновения мотивации. У клиента по­является возможность выбора. А человек, имеющий выбор, в большинстве случаев предпочтет жить не в состоянии «тупика», а в состоянии «мотивации».

По прочтении этой главы вы, возможно, согласи­тесь со мной в том, что знание якорения дает полез­ный инструмент. Какие якоря возникают в результа­те нашего поведения? Есть ли у нас негативные яко­ря, которые нужно устранить? Есть ли в вашей семейной жизни негативные якоря, от которых сто­ит избавиться? Раздражает ли вашу супругу (супру­га) определенная интонация вашего голоса? Какие реакции вы получаете от ваших детей? Вы можете за­якорить позитивное поведение ваших детей. Как только вам захочется, чтобы они вели себя хорошо, воспроизведите якорь. Якорение дает простой ин­струмент для контроля над состоянием. Если ребе­нок ведет себя так, как вам хочется, заякорите это по­ведение в любой репрезентативной системе или ком­бинации трех репрезентативных систем. У меня (Б. Б.) нет детей. Зато у меня есть одиннадцатилетняя племянница, обожающая меня. Я заякорил позитив­ный якорь на ее руке. Каждый раз, когда я воспроиз­водил этот якорь, она бросала на меня странный взгляд и вела себя идеально.

Можно привести бесконечное множество приме­ров использования якорей священниками и учителями. Я стоял на правой стороне кафедры всякий раз, когда упоминал о приверженности вере и решимос­ти. Если я говорил о чем-то негативном, то стоял на левой стороне кафедры. Догадайтесь, с какой сторо­ны кафедры я стоял, когда приглашал людей пройти к алтарю в знак их приверженности вере? Вы може­те наблюдать, как проповедники проделывают то же самое. Однако я (Б. Б.) сомневаюсь, что они осозна­ют, что делают.

Случалось ли вам подражать популярному орато­ру? Со страхом и трепетом вы поднимались на три­буну. Вы спрашивали себя: «Смогу ли я повторить его выступление?» Но вы можете не просто подра­жать, а моментально установить раппорт с аудитори­ей. Наблюдайте, какими якорями пользуется оратор. Отмечайте его жесты. Наблюдайте, как он держится и в каком месте стоит. Использует ли он аудиови­зуальные вспомогательные средства? Заимствуйте у него якоря. Никто не поймет, как вы достигаете мгно­венного раппорта с аудиторией, пока не вникнет в НЛП.

XIII. Визуальные и аудиальные якоря: сценическое якорение

Как установить визуальный или аудиальный якорь? Устанавливая аудиальные якоря, можно использовать определенные слова или звуки. Напри­мер, я (Б. Б.) часто использую слово «расслабьтесь», чтобы заякорить состояние релаксации у клиента. Но я использую не только это слово, но также опреде­ленную тональность голоса. Я проговариваю это слово низким и мягким голосом. Таким образом, и сло­во, и тональность устанавливают у клиента аудиальный якорь для релаксации. Для аудиального якоря можно также использовать кашель, щелканье паль­цами или щелчок ручкой. Это эффективно при рабо­те с группами. Кашель обеспечивает не только аудиальный якорь, но и визуальный. Когда человек или группа входит в желаемое состояние, поднимите руку и покашляйте. Всякий раз, когда захотите, что­бы человек или группа вошли в аналогичное состоя­ние, повторите ту же самую процедуру. Повторите процедуру в точности. Она воспроизведет якорь и ак­тивизирует аналогичное состояние или поведение.

В качестве визуального якоря я использую знак «большой палец вверх». Часто одновременно с использованием этого знака я произношу позитивное утверждение вроде «Я могу сделать все, что угод­но...». Таким образом, я устанавливаю и аудиальный, и визуальный якорь. Я использую якорь «большой палец вверх» со своими студентами. Всякий раз, ко­гда мне хочется вовлечь своих студентов в деятель­ность, я воспроизвожу этот якорь. Я называю эту процедуру «сценическим якорением». Якорь «боль­шой палец вверх» работает примерно так же, как местоположение на кафедре, с помощью которого священник якорит определенное состояние у прихожан (см. выше).

Примечание. Продавец мог бы попросить по­купателя вспомнить и описать предыдущую крупную покупку. Описывая покупку покупатель должен мысленно восстановить свою стратегию приобретения. Определив потреб­ность покупателя в предлагаемом им товаре и описав его, продавец во время примерки может воспроизвести якорь. Это переместит покупа­теля обратно в ситуацию покупки товара.

Устанавливая сценические якоря, якорите желае­мое состояние аудитории при помощи определенно­го положения на сцене. При этом постарайтесь сами физиологически и тонально на него настроиться. По­желав воссоздать нужное состояние, вернитесь в ту точку сцены, в которой находились, устанавливая якорь, и сами настройтесь на тональность и физио­логию состояния, которое желаете воссоздать. Эта процедура вызовет у аудитории ранее заякоренное состояние.

Вы также можете создать последовательность сце­нических якорей. Предположим, у вас возникло же­лание перевести аудиторию из состояния апатии в состояние возбуждения. Так как между апатией и возбуждением расстояние велико, большего успеха можно достичь, создав последовательность перехо­дов к желаемому результату. Эта процедура строится на основе той же модели, что и предыдущая про­цедура сцепления якорей. Единственное различие заключается в том, что на сцене вы используете ви­зуальные и аудиальные якоря, а не кинестетические. Задача состоит в том, чтобы придумать состояние, которое послужит для аудитории первым шагом на пути к выходу из состояния апатии. Напряженное любопытство будет способствовать выводу аудито­рии из состояния апатии. Затем спросите себя, каким должно быть следующее состояние на пути к возбуж­дению? Как насчет состояния столкновения с про­блемой? Подвигнет ли оно аудиторию к возбужде­нию? Да, вероятно, так и будет. Потребуется ли нам еще одно промежуточное состояние между этим со­стоянием и возбуждением? Для полной увереннос­ти давайте введем еще одно состояние. Звеном меж­ду состоянием столкновения с проблемой и возбуж­дением могло бы стать ожидание. Таким образом, ваша цепочка от апатии к возбуждению может вы­глядеть следующим образом:

Первый шаг: Апатия.

Второй шаг: Напряженное любопытство.

Третий шаг: Столкновение с проблемой.

Четвертый шаг: Ожидание.

Пятый шаг: Возбуждение.

Сдвигая состояние аудитории от апатии к возбуж­дению, вы сцепите эти якоря. Итак, сначала выбери­те для себя место на сцене и заякорите состояние апатии. Обязательно сами войдите в это состояние, прочувствуйте физиологию и тональность состояния апатии. Затем выберите другое место на сцене и за­якорите состояние напряженного любопытства. Про­иллюстрируйте состояние любопытства, погрузив­шись в него. Повторите процедуру с каждым из ос­тавшихся состояний. Установив якоря, повторите их цепочку два-три раза. Чтобы ускорить процесс, вы проведете аудиторию по цепочке состояний, просто перемещаясь в разные точки сцены. Возбуждает, не правда ли?

XIV. Коллапс якорей: продвинутый визуальный паттерн

Этот паттерн дает возможность интегрировать ча­сти при конфликте. Если у вас имеются две конфлик­тующие внутренние репрезентации, они устанавли­вают разные программы убеждений, восприятия, эмоций и поведения. Они запускают несовместимые нервные паттерны. Данный паттерн осуществит ин­теграцию этих двух моделей мира.

Паттерн

1. Определите внутренний конфликт. Определите и выделите части. «У вас есть часть, ответственная за X, не правда ли?» Придумайте для каждой из них название или ярлык и отметьте внутреннюю репрезентацию каждой части.

2. Теперь сформируйте зрительный образ каждой части, а затем поместите их в разные руки. Например, часть «Игра» поместите в правую руку, а часть «Работа/Бизнес» - в левую.

3. Отделите намерения от поведения. Проведите рефрейминг каждой части, определив, насколько ценной и заслуживающей благоприятной оцен­ки выглядит каждая часть. (Это видоизменяет фрейм, давая человеку возможность осознать по­зитивную значимость или назначение каждой части.)

4. Установите коммуникацию. Спросите каждую часть себя, какие ресурсы, предоставляемые дру­гой частью, могут способствовать более эффектив­ному функционированию? Как задействовать иг­ровую часть наиболее полезным для вас образом? Как применить себе на пользу рабочую часть? В большинстве случаев эта часть будет отвечать вербальной, визуальной или кинестетической ре­акцией. Прислушайтесь к вербальной реакции. «Теперь, когда вы осознали, что эти две части име­ют одинаково позитивное назначение на более вы­соком уровне, какие ресурсы каждой части могла бы использовать другая?» Начните с более пози­тивной части. «Переместите ресурс в другую часть... обратите внимание, насколько иначе те­перь выглядит и ощущается эта часть».

5. Вообразите, как будет выглядеть, звучать, ощу­щаться часть, объединяющая ресурсы других частей. Позвольте третьему образу сформировать­ся между двумя предыдущими, так чтобы он по­степенно вбирал в себя все большее количество ценных качеств двух других частей.

6. Позвольте сформироваться последовательности зрительных образов, представляющих превраще­ние (метаморфозу) каждой части во время созда­ния репрезентации центрального образа.

7. Затем попросите человека, проделывающего опи­санные выше действия, свести руки вместе и од­новременно с этим объединить между собой (или осуществить их коллапс) мысленные образы, так чтобы получился третий образ.

8. И в завершение попросите человека переместить внутрь себя интегрированный образ. Расположите этот интегрированный образ, объединивший до­стоинства обеих частей, перед собой и затем пере­местите его внутрь себя.

9. Проведите проверку. Обдумайте конфликтную ситуацию. Что происходит? Как вы себя чувству­ете? В чем разница? Что переменилось?

Заключение

Слова не являются единственной символической системой для коммуникации с самим собой и окру­жающими. Невербальная коммуникация - это тоже «язык», посредством которого мы можем общаться (и общаемся). Другой вопрос - насколько созна­тельно и целенаправленно протекает общение. Ис­пользуя понятия бихевиоризма, теории научения и классического обусловливания, НЛП создает язык, модель и многочисленные методы, необходимые для целостного понимания этого измерения коммуни­кации.

Теперь мы можем обратиться к исследованию «якорей» и «процессов якорения» в нашей жизни и в жизни тех, кто живет и работает рядом с нами. Мы можем исследовать «сообщения» и нейросемантические состояния, которые они вызывают. Мы можем также развить навыки использования якорей и при­менять их в повседневной жизни более осознанно, отдавая себе отчет в том, как мы это делаем, напри­мер, наедине с любимыми или с аудиторией на публичной лекции.

 

Вопросы для размышления

1. Что такое «якорение»?

2. Как Павлов открыл процесс якорения и как он его назвал?

3. Перечислите четыре принципа якорения.

4. Как установить якорь?

5. Что вы чувствовали, используя якоря в различных упражнениях?

6. Что значит «коллапс якорей»?

7. Как коллапс якорей связан с интеграцией частей?

8. Подумайте о якорении в контексте публичной лек­ции или презентации - чему вы научились?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.