Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Женщины в современной науке






ХХ век вошел в историю как век науки и образования. Женщины получили с мужчинами равные права на образование. Впервые в истории человечества наука стала массовой профессией. Повышающаяся ценность научных кадров ощущается даже во время экономических рецессий и соответственно значительного роста безработицы. Примером может служить период экономического спада в США в 1981-1982 гг. Общая занятость в отраслях обрабатывающей промышленности в 1980-1983 гг. сокращалась в среднем на 3.1 % ежегодно, а численность научно-технического персонала росла ежегодно в среднем на 3 %. Подобная картина наблюдалась и во время рецессии 1991-1992 гг. Действие научно-технического фактора является устойчивым: изменяя структуру занятости, он способствует вовлечению в ряды работающих еще большего числа творческих специалистов [17].

В настоящее время речь идет уже не об отдельных выдающихся личностях в науке, а о научных работниках как представителях массовой профессии.

Вхождение женщин в науку не представляло собой непрерывного поступательного процесса. Заметное увеличение их числа наблюдалось с конца XIX в. приблизительно до 1930 г., что совпало с первой волной массового движения женщин за свои права. В последующие 30 лет в большинстве европейских стран, в США и Канаде наметилась противоположная тенденция. Так, в США доля женщин среди докторов наук и в профессорско-преподавательском составе значительно снизилась, и вновь достичь уровня 20-х годов этим странам удалось лишь спустя полвека [18].

В 60-е годы только что минувшего века начался стремительный рост числа женщин-ученых в мировой науке, что большинство исследователей объясняет ростом образовательного уровня женщин, а также подъемом феминистского движения.

В настоящее время участие женщин в научно-технической деятельности наиболее ощутимо в США, Германии, Италии, Швеции, Канаде, Восточной Европе (особенно Венгрии, Болгарии, Польше) и в бывшем СССР. С начала 80-х годов их доля выросла в различных научных дисциплинах, причем самые высокие темпы феминизации наблюдались в биологических, химических и медицинских отраслях знания, а в технических соответствующий показатель увеличился в среднем более чем в два раза [19].

Как показано в [20], представительность женщин в науке и их реальное положение в этой сфере зависят от многих факторов: помимо текущей экономической ситуации серьезное воздействие оказывают также общий уровень научно-технического развития страны, социально-культурные традиции и система законодательства того или иного государства. Доля женщин в науке в целом и в ее элитных структурах в частности выше там, где законодательство надежно уравнивает их с мужчинами в возможности получения образования, трудоустройства и продвижения по службе. Поэтому не удивительно, что, например, в Японии, где законодательная система не гарантирует женщине право на служебный рост после замужества и рождения детей, а ее научной карьере препятствует традиция оплачивать в первую очередь образование сыновей, женщин нет ни среди почетных членов Японской академии наук, ни среди исследователей естественнонаучных факультетов крупнейших японских университетов Токио и Киото.

История женского труда показывает, что преимущественно феминизируются малопрестижные и низкооплачиваемые сферы деятельности. К сожалению, в последние годы можно говорить о " новой волне" в процессе феминизации науки, когда доля женщин стала возрастать не только из-за того, что их приток увеличивается, но и вследствие уменьшения количества стремящихся сюда мужчин. Явное снижение общественного статуса значимости этой сферы, так или иначе проявившееся в 80-х годах во всех развитых странах, привело к оттоку части мужчин в более престижные социальные области, что вполне соответствует известной ориентированности представителей сильного пола на профессиональные достижения в перспективных и престижных видах деятельности, а также на высокий заработок [20].

Несмотря на то, что все больше женщин получают университетское образование в естественных и технических науках, они по-прежнему уступают мужчинам на более высоких ступенях научной иерархии. Так, в США в 1997 г. на долю женщин приходилось 33 % докторских степеней в этих областях. Хотя и здесь прогресс очевиден: в 1954 г. этот показатель составлял всего 6 %. Максимальных успехов женщинам удалось добиться в социальных науках, где их доля среди докторов выросла с 9 % в 1954 г. до 51 % в 1997 г., а также в естественных науках, где она увеличилась с 5 % в 1954 г. до 35 % в 1997 г. В технических науках число женщин-докторов остается низким — 12 %, по данным на 1997 г. (в 1954 г. эта доля равнялась 0) [21].

В связи с тем, что в течение последних десятилетий в США отмечается неуклонный рост абсолютной численности и процентной доли докторских степеней в естественных науках, присуждаемых женщинам академическими институтами, в [22] выделены следующие факторы, которые могли способствовать этой тенденции.

Во-первых, политические инициативы правительственных и общественных организаций, направленные на увеличение числа женщин, занимающихся научными исследованиями.

Во-вторых, благодаря значительным социальным изменениям и, в частности, феминистскому движению, достижения женщин в науке, наконец, стали получать признание. Поэтому женщинам стало легче делать научную карьеру. В данном случае проводится аналогия с так называемым эффектом суперзвезды. Артисту, ставшему суперзвездой и получившему общенациональную, а то и мировую известность, уже необязательно достигать выдающихся результатов, на него работает его репутация. Аналогичный феномен можно наблюдать и в отношении женщин в науке, когда женщине-ученому удается пробиться в этой прежде сугубо мужской области и получить национальное признание, ореол " суперзвезды", который образуется вокруг нее, распространяется и на других женщин, только еще начинающих свою научную карьеру. Поэтому, как полагают авторы в [22], факт присуждения Нобелевской премии выдающимся женщинам-ученым, служащий для остальных сигналом, что их усилия не останутся незамеченными, должен положительно сказываться на числе женщин‑ докторов наук.

С момента учреждения Нобелевской премии в 1901 г. и до 1998 г. ее лауреатами стали десять женщин-ученых (всего с 1901 по 1998 г. Нобелевскую премию получили 449 ученых) [23].

Как видно из таблицы 1, женщины-ученые стали чаще получать Нобелевскую премию, начиная с 1963 года, а рост количества женщин-докторов наук отмечается с 1966 г. Статистический анализ показал, что присуждение Нобелевской премии действительно оказывает положительное, прямое или косвенное, влияние на женщин, выбирающих научную карьеру [22].

Увеличение как численности, так и процентной доли женщин среди докторов наук идет параллельно с увеличением финансирования академических исследований. Как утверждается в [22], увеличение финансирования на один миллион долларов приводит к двухпроцентному росту числа женщин-ученых, получающих докторскую степень. Оказалось, что дополнительные доллары оказывают большее влияние на женщин, чем на мужчин.

Среди европейских стран по числу женщин среди докторов наук на первом месте стоит Франция. Здесь на их долю приходится более 41 % докторских степеней в естественных науках и почти 23 % в технических [21].

Как показано в совместном докладе, подготовленном Генеральным директоратом ЕС по исследованиям и европейской сетью по оценке технологий, среди ученых, занимающих ведущие позиции в естественных науках, математике и инжиниринге, женщины составляют меньшинство. Так, в Скандинавских странах доля женщин среди преподавателей университетов по естественно-научным и техническим дисциплинам в 1995-1996 академическом году колебалась от 1 до 47 %. Во Франции (где женщины по численности превосходят мужчин в химических науках и науках о жизни) и в Италии они занимают более высокие должности в исследовательских институтах, чем в университетах [24].

Среди стран ЕС самая высокая доля женщин среди профессоров в естественных и технических областях в Португалии (17 %), а самая низкая — в Германии (5.9 %) и в Нидерландах (5 %). Довольно высокий процент женщин, занимающих профессорские должности в Турции (21, 5 %). Относительно неплохо обстоит дело с женщинами-профессорами также в Канаде и Скандинавских странах (табл. 2).

Эти данные были получены в исследовании, посвященном месту женщин в науке, которое было проведено европейской технологической налоговой сетью (ЕТАN) по заказу Европейского союза. Было установлено, что карьера женщин-ученых зависит от социальных условий и традиций, сложившихся в той или иной стране. Например, в Германии, Нидерландах и Швейцарии женщины, выйдя замуж, либо прерывают свою карьеру (как минимум, на время), либо уделяют ей меньше внимания. Однако в Испании, Франции и Италии, где развита система детских учреждений, большинство женщин работают практически без перерывов на рождение и воспитание детей. Тем не менее, не подлежит сомнению тот факт, женщинам труднее совмещать профессиональный рост и семейную жизнь. Поэтому, по данным ETAN, одиноких женщин-профессоров в три раза больше, чем их коллег мужчин [25].

Относительно высокая доля женщин среди профессоров в некоторых странах не всегда означает, что им удалось избавиться от дискриминации по признаку пола и что университеты открыты для женщин. В Португалии, например, профессора получают невысокие оклады, поэтому мужчины уходят в другие сферы деятельности — более высоко оплачиваемые — промышленность или юриспруденцию.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.