Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






КОММЕНТАРИИ. 1. чем в древности от семерых






1. чем в древности от семерых... — Семью мудрецами древней Греции называли живших в VII—VI вв. до н.э. философов и государственных мужей: Фалеса, Питтака, Солона, Клеобула, Периандра, Хилона, Бианта. Иногда назывались и другие имена — Мисон, Анахарсис.

2. ... тучи Пифона борются со светозарными лучами Аполлона. — Аполлон, сын Юпитера и Латоны, сразу после рождения вооружился луком и стрелами и убил дракона Пифона, посланного ревнивой Юноной преследовать мать Аполлона и Артемиды, Латону. В космологическом толковании это борьба Солнца (Аполлона) с исходящими из Земли (Юноны) испарениями, которые, затмевая Небо (Латону), скрывают от глаз Солнце и Луну (Артемиду), сестру Аполлона.

3. ... варварство Тиграна…— Речь, вероятно, идет о Тигране V, царе Армении с 60 г. н.э.

4. ... свободных искусств. — «Семью свободными искусствами» (или «науками»), составлявшими основу схоластического образования в средние века, были: грамматика, риторика, диалектика («тривиум», первый цикл) и арифметика, геометрия, астрономия, музыка («квадривиум», второй цикл). Такое разделение предметов было введено в VI в. и сохранялось в европейских университетах до XV в.

5. ... скрывал свою плешь лавровым венком. — Юлий Цезарь получил от сената право носить лавровый венок постоянно; до этого, по обычаю, венок надевали только в торжественных случаях.

6. Синдересис (греч. σ υ ν τ έ ρ ε σ ι ζ) — одно из основных понятий в этических воззрениях Грасиана: тонкое понимание, счастливо сочетающееся с верной интуицией.

7. ... когда его творения нравились многим! — Имеется в виду римский философ Луций Анней Сенека (2—65), автор многих трактатов в духе стоической («моральной») философии. Приводимая мысль высказана в его «Нравственных письмах к Луцилию» (XXIX, 10—12).

8. ... глупо после сорока взывать к Гиппократу о здоровье... — Таково было мнение римского императора Тиберия (14—37), как сообщает Тацит в «Анналах» (VI, 46), но называет он возраст не 40, а 30 лет.

9. ... их головы, как в той мудрой басне, пусты. — Лиса, забравшись в мастерскую лепщика, увидела трагическую маску, но, заглянув вовнутрь, убедилась, что там пусто (Эзоп. Басни, 27).

10. ... воображаемый наставник Сенеки. — Сенека. Нравственые письма, XLIII, 5.

11. Страсти — гуморы духа... — В основе античной и средневековой медицины лежало сформулированное Гиппократом учение о четырех гуморах, или соках (кровь, флегма, светлая желчь и черная желчь), от соотношения которых зависит здоровье человека и его темперамент.

12. ... торопись, не спеша. — Любимая поговорка императора Августа (Светоний. Жизнь двенадцати цезарей. Август. 25, 4).

13. С доблестью не шутят... — Перефразированная испанская поговорка: «С любовью не шутят» (также название одной из комедий Кальдерона).

14. «Время да я — на любого врага» (исп. El timpo y yo — буквально: «на любую другую пару»). — Изречение, приписываемое императору Карлу V.

15. Луцина — прозвище Юноны (Juno Lucina от лат. lux — «свет») как покровительницы родов, появляющейся на свет новой жизни. Почиталась у римлян также как особая богиня, которой воздвигались храмы и алтари.

16. ... как Митридату — без яда. — Митридат VI Евпатор (111—63 до н.э.) — царь Понта, заклятый враг римлян, принимал ежедневно некую дозу ядов, чтобы, привыкнув к ним, не опасаться отравителей.

17. ...новый мир с новыми чудесами красоты... — Речь идет о короле Кастилии и Леона Альфонсе X Мудром (1252—1284), который прославился приверженностью к наукам и был автором исторических, философских, астрономических и поэтических сочинений. Ознакомившись с крайне запутанной системой движения светил в Птолемеевых таблицах, он, по преданию, сказал, что если бы он создавал вселенную, то устроил бы ее гораздо проще.

18. Фавоний — у римлян западный ветер (греч. Зефир).

19. ...познавать себя. — «Познай самого себя» — надпись на фронтоне храма Аполлона в Дельфах. Изречение, приписываемое Фалесу Милетскому, Хилону Лакедемонскому, а также Бианту из Приены.

20. ...успел еще заняться делами мира другого. — Исследователь Грасиана, Мигель Ромера-Наварро, опубликовавший в 1954 г. критическое издание «Карманного оракула», полагает, что речь здесь идет об Альфонсе X (см. 17) как авторе «Книг по науке астрономии». Артуро дель Ойо, издатель и комментатор однотомного собрания сочинений Б.Грасиана, по которому выполнен настоящий перевод, называет Фердинанда V Католика: он, «управившись со Старым Светом», успел еще заняться Новым. Более вероятно, что Грасиан здесь имеет в виду императора Карла V, который, отрекшись в 1555 г. от престола, удалился в монастырь.

21. ...величайший из великих капитанов. — Имеется в виду Гонсало Фернандес де Кордова, «Великий Капитан» (1453—1515) — знаменитый испанский полководец, прославившийся в войнах с маврами (особенно в 1492 г. при покорении Гранады, последнего их оплота в Испании) и в победоносной кампании 1502—1503 гг. в Италии, где, нанеся поражение французам, завоевал для испанской короны Неаполитанское королевство. Грасиан видел в нем образец военного и политического деятеля и неоднократно упоминает его в своих произведениях.

22. Александр оплакивал не Ахиллеса погребенного... — Возложив в Илионе венок на могилу Ахиллеса, Александр с горестью сказал, что считает Ахиллеса счастливцем, ибо при жизни он имел верного друга (Патрокла), а после смерти — великого певца своей славы (Гомера). (Плутарх. Жизнеописание Александра, XV).

23. Некий мудрец сводил всю мудрость к мере. — Эту мысль приписывали Клеобулу из Линда (остров Родос), одному из семи древних мудрецов, или Солону Афинскому, тоже входившему в их число.

24. Аргус — аргивский царь, наделенный сотней глаз, из которых половина была всегда открыта. Ревнивая Юнона поручила ему стеречь обращенную в корову Ио, возлюбленную Юпитера, но Меркурий сумел усыпить Аргуса игрой на флейте и отрубил ему голову. Тогда Юнона перенесла его глаза на хвост павлина.

25. ...вздремнет Гомер... — «Но досадно, // Если и добрый наш старец Гомер иногда засыпает!» (Гораций. Наука поэзии, 359. Пер. М.Дмитриева).

26. Согласием (Nemine discrepante). — Букв, «никто не возражает» — формула, которой экзаменаторы подтверждали свое единогласное одобрение.

27. Арроба — испанская мера веса, около 11, 5 кг.

28. Элизиум (Елисейские поля) — в греческой и римской мифологии местопребывание доблестных и добродетельных душ после смерти.

29. Не быть зеленой книгой. — Арагонская «Зеленая книга» (по цвету кожаного переплёта) была составлена в 1509 г. евреем Анчиасом; в ней он описал позорное прошлое многих знатных семей Арагона. Во времена Грасиана «зеленой книгой» называли генеалогическую запись недавно обращенных в христианство мавров и евреев. Выражение употреблялось также в нарицательном смысле.

30. ...либо во всем — на скота. — Аристотель. Политика, I, 1, 14.

31. Мудрый довлеет себе. — Сенека. Нравственные письма. IX.

32. ...в книге, творении мысли. — Как передает Плиний Младший («Письма», III, 5, 10), его дядя Плиний Старший говорил, что нет такой плохой книги, в которой ненашлось бы чего-нибудь хорошего.

33. ...того органа чувств, который... дан в парном виде общей нашей матерью. — По преданию, Александр Македонский, выслушивая спорящих, внимал доводам первого, заткнув одно ухо, чтобы оно было свободно для доводов другого.

34. ...Марциалова Фабулла... — Марциал. Эпиграммы, VIII, 79.

35. ...чтобы по тебе вздыхали... — Такое соображение приписывалось императору Августу, назначившему своим преемником жестокого и коварного Тиберия, — с чем, правда, не согласен Светоний, приводящий эту версию (Светоний. Жизнь двенадцати цезарей. Тиберий. 21, 2).

36. ...сказал один писатель... — Имеется в виду Цицерон (О дружбе, XVII, 63; XXII, 85).

37. ...ты будешь первым " благоразумным на коне"... — Испанская поговорка: «Не бывает благоразумного на коне».

38. Фанега — испанская мера емкости для сыпучих тел, около 55 литров.

39. Эпиктет (ок. 50 — ок. 138) — римский философ-стоик, чье учение сохранилось в записях его последователя Арриана. Имеется в виду знаменитое изречение Эпиктета: Sustine et abstine — «Терпи и воздерживайся».

40. ...исчезни на земле учтивость, великодушие и верность, их вновь отыскали бы в твоей груди. — Слова французского короля Франциска I.

41. " Половина больше целого". — Изречение одного из семи мудрецов, Питтака из Митилены.

42. ..." священный якорь"... — Самый большой якорь на корабле, применявшийся только в крайних случаях.

43. ...того не надо делать. — Комментируя свой перевод «Оракула» на французский язык, Амело Делауссе сообщает, что о папе Александре VI Борджа и его сыне Чезаре Борджа ходила острота: «Отец никогда не делал того, что говорил, а сын никогда не говорил того, что делал».

44. ...у монарха чопорность была осмеяна как чудачество. — Речь идет о короле Арагона Педро IV Церемонном (1336—1387), чрезвычайно строго следившем за соблюдением придворного этикета.

45. ...умеют колдовать без фессалийских трав... — Фессалия, область древней Греции, славилась своими знахарями и колдовскими зельями.

46. ...половина тех, что не кажутся. — В своем трактате «Остроумие» (XXVIII) Грасиан указывает, что эта мысль принадлежит дону Пабло де Парада, португальскому дворянину, служившему в испанской армии. Грасиан с ним познакомился во время военных действий в Каталонии.

47. ... онабезумие. — 1 послание апостола Павла коринфянам, 3, 19.

48. Великие начинания даже не надо обдумывать... — Правило Юлия Цезаря.

49. ...поджегши чудо света... — Намек на Герострата, поджегшего одно из «семи чудес света», храм Дианы в Эфесе.

50. ...в самом Коринфе... — Город-республика Коринф славился в древней Греции утонченностью культуры.

51. ...как Янус уравновешен... — Древнеримского бога Януса, бога всякого начала, входа и выхода, изображали с двумя лицами — одно глядело вперед, другое назад. Отсюда ссылка на него как на воплощение «уравновешенности».

52. ... окошка в груди. — Согласно мифологическому сказанию, бог Вулкан сделал человека и представил его на суд богов. Тогда бог смеха Мом заметил, что у человека нет самого необходимого — окошка в груди, чтобы можно было видеть, какие козни он замышляет. По мнению же Грасиана, важнее зоркость — глаза на ладони (человек с глазами на ладонях — одна из излюбленных у Грасиана эмблем знаменитого мастера этого жанра, итальянца Андреа Альчиати).

53. ..открытым другое ухо для другой стороны.. См. 33.

54. С голубиной кротостью да сочетается хитрость змеиная! — Евангелие от Матфея, X, 16.

55. Правило великого учителя... — Правило Игнатия Лойолы (1491—1556), основателя ордена иезуитов.

56. ...скажет старуха Адриану. — Публий Элий Адриан, римский император (117—138), испанец по происхождению. Однако здесь Грасиану, видимо, изменила память. Подобный эпизод приведен Плутархом (Деметрий, XLII) в жизнеописании македонского царя Деметрия Полиоркета (301—288).

57. ...коль поссорился с жуком... — Орел, не вняв просьбе жука, сожрал пойманного зайца, и жук стал ему мстить: всякий раз, как в орлином гнезде появлялось яйцо, жук выкатывал его из гнезда и разбивал. Орел взмолился к Зевсу, и Зевс разрешил класть яйца к нему за пазуху. Но тогда жук, взлетев повыше, сбросил за пазуху Зевса навозный шарик. Спеша стряхнуть навоз, Зевс уронил яйца, и они разбились (Эзоп, Басни, 3).

58. ...католическая королева Изабелла... — т.е. Изабелла Кастильская (1474—1504). Она и ее муж Фердинанд V Арагонский (1474—1516) получили прозвание «католическая чета» за деятельную и успешную борьбу по освобождению испанских территорий от мавров, завершившуюся завоеванием Гранады (1492). При Изабелле также была учреждена инквизиция и произошло изгнание евреев из Испании.

59. Великий Капитан — Гонсало Фернандес де Кордова (см. 21), чей талант полководца проявился в годы царствования «католической четы».

60. Люстр — период в пять лет (а не семь, как здесь, где слово «люстр» употреблено в значении «срок»), которым пользовались римляне для счета времени.

61. Антигон Гонат — македонский царь (277—240), сын ДеМетрия Полиоркета (см. 56). Когда скончался философ-стоик Зенон из Китиона (ок. 336—264), Антигон сказал, что он утратил свидетеля своих подвигов и театр своей славы (Диоген Лаэртский. Жизнь, учения и мнения знаменитых философов, VII, 1, 6—8).

62. Некто желал, чтобы все у него было большое, даже обиходные вещи... — Речь идет о короле Испании Филиппе II (1555—1598).

63. Тот, кто желал, чтобы все его видели... — Желание, высказанное Марком Ливием Друзом, римским народным трибуном в 91 г. до н.э. (в том же году убит), когда архитектор предложил ему построить такой дом, чтобы никто не видел и не знал, что творится внутри. На это Друз возразил: «Выстрой мне такой дом, чтобы все, что я делаю, могли видеть все» (Патеркул. История Рима, II, XIV; также Плутарх. Наставление занимающимся государственными делами, IV).

64. Три дара даруют блаженство... — По-испански здесь три слова, начинающиеся на “s” (santo, sano, sabio), и в оригинале говорится о трех «с», дарующих блаженство.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.