Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Активизация познавательной деятельности студентов на уроках.






Проблемы эффективности урока

Методисты, изучающие данную тему, выявляют разные проблемы.

У Ботвинникова А. Д. это такие проблемы, как:

1. Однообразие используемых методов на уроке.

2. Нерациональное использование времени на уроке.

3. Редкое применение элементов проблемного обучения.

4. Нечастое использование на уроках кинофильмов и диафильмов.

Вышнепольский И. С. выделяет следующие проблемы:

1. Однообразие применяемости методов.

2. Проблема активизации познавательной деятельности студентов на уроках.

3. Проблема профессионализма педагогов.

4. Недостаточное обеспечение уроков наглядными пособиями.

Профессор Розов С. В. выделяет следующие проблемы:

1. Недооценка теории, однообразие применяемых методов.

2. Нерациональное использование времени на уроке.

3. Формализм в подборе упражнений и заданий.

4. Неполное обеспечение студентов индивидуальными заданиями.

5. Перегрузка студентов.

Каково же решение данных проблем? Каковы пути повышения эффективности уроков?

Сочетание различных методов обучения в процессе проведения занятий. Выбор разнообразных методов преподавания.

Проанализировав содержание изучаемого на уроке материала, темы, педагог подбирает соответствующие элементам этого содержания методыобучения, стремясь сочетать в разумных соотношениях репродуктивную и творческую деятельность студентов при максимально плотном использовании времени урока.

Использование элементов проблемного обучения.

В основе организации проблемного обучения лежит принцип поисковой учебно-познавательной деятельности студента. Проблемное обучение предполагает оптимальное сочетание их репродуктивной и творческой деятельности.

Целесообразность применения проблемного подхода во многом зависит от содержания темы. Каждая учебная тема представляет собой логически завершенный круг фактов, сведений, понятий, которые должны быть в ходе подготовки к уроку проработаны, продуманы педагогом. Создание и решение проблемных ситуаций должно играть вспомогательную роль и составлять, как правило, только часть урока. Проблемное обучение поможет студентам не только успешно овладеть учебным материалом, но и будет способствовать воспитанию у них интереса к изучаемому предмету, повышать активность их обучения.

Активизация познавательной деятельности студентов на уроках.

Это один из главных путей повышения эффективности обучения. Большое значение с точки зрения активизации мышления студентов имеет: программированное и проблемное обучение, самостоятельная работа. Для примера можно привести следующие виды самостоятельной работы:

усвоение учебного материала на основе работы с учебником;

поиск в новом материале ответов на вопросы, сформулированные педагогом;

чтение параграфа и выделение в нем основных положений, составление плана прочитанного;

работа с иллюстративным материалом учебника;

элементы занимательности на уроке.

Занимательность можно использовать на любом этапе урока, это зависит от поставленной педагогом цели. При этом занимательность не должна выступать как самоцель. Она – одно из средств решения учебно-воспитательных задач. Поэтому полезно предусмотреть смену видов учебной деятельности студентов путем введения пятиминутных заданий на разгадывание кроссвордов, ребусов; проведение различных интеллектуальных, математических лото, игр и т.д.

более рациональное использование времени. Например, проводить уплотненный или фронтальный опрос.

Уплотненный опрос - это сочетание различных форм повторения, закрепления и проверки знаний. Его задача – активизировать всю группу в процессе соответствующего элемента урока.

При уплотненном опросе для ответа вызывается насколько студентов. Часть из них работает на доске, подготавливая ответы на вопросы, а, часть на своих рабочих местах с индивидуальными карточками-заданиями. Остальные следят за ответами своих товарищей, поправляя и дополняя их, участвуют во фронтальной беседе.

Фронтальный опрос позволяет показать актуальность ранее полученных знаний, развить устную речь студентов, систематически выявлять теоретические знания практически всех студентов группы, ликвидировать пробелы в их знаниях, пропустивших предыдущий урок или не подготовленных к занятиям.

Задания рассчитаны на очень быстрое, но полностью самостоятельное их выполнение. Беглый просмотр студенческих работ непосредственно на уроке позволяет педагогу не только активизировать процесс обучения, но и оперативно управлять им на основе полученной информации.

Профессор Розов С. В. Считает одним из условий эффективности урока – это как можно чаще избегать формализма в знаниях студентов, то есть педагог удовлетворяется четко сформулированными определениями, не проверяя, действительно ли студент сознательно усвоил правило, может ли применить его при решении задач.

Для того чтобы избежать формализма, необходимо вопросы сформулировать так, чтобы студент, отвечая на них, проявил сообразительность и показал истинное знание учебного материала. То есть, отвечая на вопросы, студент не только должен объяснить, почему он так решил, но и обосновать свой ответ. Только в этом случае будет повышаться активизация знаний студентов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.