Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Особенности традиционно-бытовой культуры и фольклора
Основная традиционная отрасль сельского хозяйства Украинцев - пашенное земледелие с преобладанием трёхполья (наряду с ним ещё в 19 веке в Карпатах и на Полесье сохранялось подсечно-огневое и переложное). Возделывали рожь, пшеницу, ячмень, просо, гречиху, овёс, коноплю, лён; с конца 17 века - кукурузу, табак, со 2-й половины 18 века - подсолнечник, картофель; из огородных культур - капусту, огурцы, свёклу, репу, лук и др., арбузы и дыни (в степных районах), с начала 19 века - помидоры и перец. Для Украинцев издавна характерно приусадебное садоводство (яблони, груши, вишни, сливы, малина, смородина, крыжовник, в меньшей мере абрикосы, черешня, виноград). Комплекс традиционных земледельческих орудий состоял из деревянного с железными частями плуга с передком, рала (однозубого и многозубого), мотыги и заступа различных форм, бороны, преимущественно рамочной, и др. В полесских и частично левобережных районах вместо плуга и рала употреблялась соха двух типов: беспередковая (одноконка, чернигово-северский вариант) и на колесах (литовка, или полесская). Комплекс орудий уборки состоял из серпа, косы, грабель и вил. Молотили цепом, на юге - также катком и лошадьми, изредка молотильной доской диканей, на открытых токах в поле, в Полесье - в гумне и клуне; в северных районах хлеб подсушивался в овинах. Зерно перерабатывалось на водяных и лодейных (установленных на лодках или плотах) мельницах, а также на ветряках и так называемых топчаках. Украинцы разводили крупный рогатый скот преимущественно серой степной и других пород, овец, лошадей, свиней, домашнюю птицу. Преобладали выгонная, а в Карпатах сезонная горно-отгонная формы выпаса животных. Пчеловодство и рыболовство играли в хозяйстве подсобную роль. Колоритной была фигура чумака - перевозчика грузов на большие расстояния, особенно соли и рыбы на больших возах мажарах, запряжённых волами. Значительное место в хозяйстве занимали разнообразные промыслы и ремёсла - ткачество, поташный, гутный (производство стекла), гончарный, сукновальный, деревообрабатывающий, кожевенный и др. Традиционные сельские поселения - сёла, слободы, хутора уличной, радиальной, разбросанной и иной планировки. Жилище дореволюционного крестьянства - избы (хаты), глинобитные или срубные, побелённые изнутри и снаружи были двух-трёхкамерными (типа хата - сени - хата или хата - сени - комора), а в бедняцких хозяйствах - однокамерными, с глинобитным полом, четырёхскатной соломенной, а также из камыша или дранки крышей. В Полесье и в ряде районов Восточной Галиции жилище оставалось вплоть до начала 20 века курным или полукурным. При наличии в различных историко-этнографических районах локальных особенностей жилища интерьер был довольно однотипным. При входе в хату справа или слева в углу располагалась печь, повёрнутая устьем к длинной стороне дома. По диагонали от неё в другом углу, парадном, украшенном вышитыми рушниками, цветами, висели иконы, стоял стол (у бедняков иногда - сундук-скрыня), на котором лежали хлеб и соль, накрытые скатертью. Вдоль стен от стола располагались лавы для сиденья. К печи вдоль тыльной стороны примыкал настил (пил) для спанья, над ним висела вешалка (жертка). На стене или в углу при входе устраивался " миснык" для посуды. Противоположная от входа стена, а также печь часто разрисовывались цветами, особенно если в семье была девушка. Крестьянский двор включал в зависимости от зажиточности хозяина одну или несколько хозяйственных построек: хлив, повитку, комору, на юге - загончики для скота и т.п. Украинцы жили также в многочисленных городах и местечках. Жилище бедных горожан мало отличалось от сельской хаты. Зажиточные жили в домах, нередко кирпичных или каменных, из нескольких комнат (зала, кухня, опочивальня и пр.), с крыльцом или верандой, снаружи часто окрашенных. Разнообразен и красочен был народный костюм.Женская одежда состояла из вышитой рубахи (сорочки - туникообразной, поликовой или на кокетке) и несшитой одежды: дерги, запаски, плахты (с 19 века сшитой юбки - спидници); в прохладную погоду носили безрукавки (керсетки, киптари и др.). Девушки заплетали волосы в косы, укладывая их вокруг головы и украшая лентами, цветами или надевая на голову венок из бумажных цветов, пёстрых лент. Женщиныносили различные чепцы (очипки), полотенцеобразные головные уборы (намитки, обрусы), позже - платки. Мужской костюм состоял из сорочки (с узким стоячим, часто вышитым воротом со шнурком), заправленной в широкие или узкие штаны, безрукавки и пояса. Головным убором служили летом соломенные брыли, в другое время - войлочные или каракулевые, часто так называемые смушкови (из смушек), цилиндроподобные шапки. Наиболее распространённой обувью были постолы из сыромятной кожи, а в Полесье - лычаки (лапти), среди зажиточных - сапоги. В осенне-зимний период и мужчины и женщины носили свиту и опанчу - однотипную с русским кафтаном длиннополую одежду из домотканого белого, серого или чёрного сукна. Женская свита была приталенной. В дождливую погоду носили свиту с капюшоном (кобеняк), зимой - длинные тулупы (кожухи) из овчины, у зажиточных крестьян покрытые сукном. Характерны богатая вышивка, аппликация и т.п. Пища сильно различалась у разных слоёв населения. Основу питания составляли растительная и мучная пища (борщ, галушки, разнообразные юшки), каши (особенно пшённая и гречневая); вареники, пампушки с чесноком, лемишка, лапша, кисель и др. Значительное место в пище занимала рыба, в том числе солёная. Мясная пища крестьянству была доступна лишь по праздникам. Наиболее популярными были свинина и свиное сало. Из муки с добавлением мака и мёда выпекали многочисленные маковники, коржи, кныши, бублики. Распространены были такие напитки, как узвар, варенуха, сиривець, разнообразные наливки и водка, в том числе популярная горилка с перцем. Как обрядовые блюда наиболее распространены были каши - кутя и колыво с мёдом. В общественной жизни украинского села до конца 19 века сохранялись пережитки патриархальных отношений, значительное место занимала соседская община - громада. Характерны были многие традиционные коллективные формы труда (толока, супряга) и отдыха (" парубочи громады" - объединения неженатых парней; вечорныци и досвитки, новогодние колядки и щедровки и др.). Господствующей формой семьи Украинцев была малая, с выраженной властью её главы - мужа и отца, хотя вплоть до начала 20 века, особенно в Полесье и в Карпатах, сохранялись остатки большой патриархальной семьи. Разнообразной была семейная обрядность, родильная, в особенности свадебная, со свадебными чинами, разделом каравая, сопровождаемая песнями и танцами. Богато и разнообразно народное творчество Украинцев: изобразительное (художественная роспись жилища, вышивка с её традиционными видами - занизування, заволикання и настилування и др.), песенно-музыкальное, хореографическое, словесный фольклор, в том числе колоритные специфические думы и исторические песни, слагавшиеся кобзарями и лирниками. Научно-технический прогресс и урбанизация, интенсивная мобильность населения привели к стиранию большинства особенностей отдельных этнографических районов и групп Украинцев. Оказался разрушенным традиционный быт села. Пагубные для села последствия насильственной коллективизации усугубились сильным голодом 1932-33, сталинскими репрессиями, в результате которых Украинцы потеряли свыше 5 млн. человек. Празднование Рождества и Нового года начинается вечером 24 декабря (6 января по новому стилю) и носит название “багатой кутьи”, “вылии” или “коляды”. Существует поверье, если ночь звездная — будет хороший урожай. Хозяин обвязывает соломенными жгутами деревья в саду, чтобы хорошо “родили”. На столе, кроме других яств, обязательно стоят “кутья” с медом или маком, покрытая кнышем (вид коржа), и “узвар” из сушеных яблок и других плодов. Стол украшен небольшим пучком соломы. Зажигается свеча. С появлением звезды начинается ужин, заканчивающийся кутьей. Первую ложку кутьи хозяин выносит во двор, приглашает Мороза отведать, чтобы не было поздних весенних заморозков. После ужина хозяин с закрытыми глазами вытягивает стебель из пучка соломы. Если он окажется длинный, то будет хороший урожай пшеницы. На Рождество и до праздника Богоявления девушки и дети колядками под окнами величают хозяина и его семью. В ответ их одаривают пирогами и деньгами. Колядники ходят с фонарем в виде звезды или луны. Парни ходят колядовать с “козой” (бревно, покрытое шубой). Ее водят с музыкой, под звуки которой она пляшет. На второй день праздника “Рождества Христова” женщины приносят хлебы в храм в честь родившей Богоматери. Народ верит, что в святые дни можно только ощипывать кур. Другую работу делать нельзя, так как в эти дни ведьмы шатаются по земле. Молодежь гадает. 31 декабря (13 января) на “ Меланки ” каждая хозяйка приготовляет “кныши”, пироги, колбасы, начиненные гречневой кашей, и вареники. Этот вечер называется “богатым” или “щедрым”. В этот день начинают приучать молодых волов к работе. Остатки соломы от “богатой кутьи” скармливают свиньям. Забывают ссоры, взаимные обиды, чтобы в Новом году все было хорошо. Дети ходят под окна к соседям петь “щедривки”, за что им дают немного денег и лакомства. При этом они наряжаются кто медведем, кто бабой (Меланка). 1 января мальчики ходят по хатам сеять-посыпать смесью ржи, пшеницы, гороха, проса хозяина и хату “на счастье, здоровье на новое лето”. Девушки гадают на суженого. Последнюю перед Великим постом неделю нужно провести весело, т. к. впереди целых семь недель сурового поведения и всяких ограничений. Каждый день этой недели имел определенные особенности и интересные обычаи. Рассмотрим каждый из них. В понедельник женщины шли в корчму и начинали праздник Масленицы. Если же к их компании хотели присоединиться мужчины, то им на шею цепляли колодку, снять которую можно было только выставив магарыч. Во вторник женщины опять в корчме. После гуляния в корчме все выходили на улицу, где устраивались веселые забавы, которые длились почти весь день. Среда не связана с какими-нибудь действами и называется “Знобы-бабы”. Понятно, что Масленица — это настоящий рай для женщин, т. к. в четверг они опять садятся за стол и поднимают рюмки. К тому же в этот день нельзя шить и прясть. В пятницу зять должен угощать свою тещу. После этого зять должен покатать свою тещу по улицам села или же города. Причем сервис в таком случае напрямую зависит от характера тещи, т. е. злую и сварливую везут по неровной дороге, и наоборот, если теща добрая, то и дорога ровная, как струна. В воскресенье проводились массовые гуляния, игры, забавы. В этот день нужно обойти всех родственников и соседей и попросить прощения за все обиды, чтобы очиститься перед Великим постом от всякой скверны. Шестое и последнее воскресенье семинедельного Великого поста называется Вербным, а неделя перед этим воскресеньем — Вербной. В дохристианские времена перед праздником весеннего обновления природы целую неделю праздновалось чествование Матери Вселенной — вербы. И до сих пор сохранились его обряды и название — “ вербная неделя ”, “вербное воскресенье”, “вербница”. Верба вошла и в христианские верования. Как утверждают легенды, именно вербовые ветви бросали под ноги Иисусу Христу, когда он последний раз шел в Иерусалим. В церквях в этот день проходят пышные богослужения с обязательным освящением вербовых ветвей. Придя домой, нужно несколько раз хлестнуть своего ребенка освященной веткой, при этом приговаривая: Ни в коем случае нельзя выбрасывать освященные веточки, ведь они помогают излечиться от разных болезней, дурного глаза. К тому же, если вы сохраните освященную вербовую веточку, то она защитит ваше жилище от пожаров. В Чистый четверг необходимо подготовить к Пасхе свое тело, то есть тщательно вымыться, особенно это касается детей и больных, ведь вода на Чистый четверг смывает все болезни и защищает от неприятностей. Сделанная в Чистый четверг страстная свеча защищает жилище от пожаров, тех, кто в ней живет — от болезней. Именно эта свеча приносит живой огонь, который в этот день зажигают в церквях. Необходимо несмотря ни на что, и ни в коем случае не затушив, донести тепло пасхального огонька до своего дома. Пасха — праздник праздников, самый главный православный праздник (в отличие от католиков, где пальма первенства отдается Рождеству). В ночь на Пасху спать нельзя вообще, потому что проспишь все на свете. Вечером все идут к церкви на всенощную. В красивых корзинах к церкви несутся разные блюда — сало, хрен, печенка, голубцы, все, на что способна кулинарная фантазия, кроме водки. Торжественная процессия с певчей и священником освящает и благословляет все это добро. Во время пасхального богослужения можно увидеть ведьм. Они могут касаться руки священника, а также пытаются остаться в храме после короткого вечернего богослужения, когда все люди должны выйти из церкви. Вернувшись домой, начинали разговляться, но перед тем, как сесть за стол, девушкам нужно умыться водой, в которой лежит свяченое Пасхальное яичко, чтобы была такой же красивой. Каким бы ни было кулинарное разнообразие стола, начинали обед всегда с пасхи. Даже крошки этого хлеба, которые упали на пол, ни в коем случае нельзя выбрасывать в мусор. Отрезанную горбушку нужно хранить всегда, как талисман, что приносит счастье. Один из самых поэтических летних праздников украинского обрядового календаря — Ивана Купала. Купальские огни вдохновляли великого Николая Гоголя, да и многих других писателей и поэтов. Церковь в этот день отмечает Рождество Ивана Крестителя. Еще в дохристианские времена славяне отмечали в это время праздник Купала, то есть Солнца. В результате слияния христианских и языческих традиций и появился праздник Ивана Купала. Специально к дню Купала парни и девушки изготовляли куклы-чучела Купало и Марену. Вокруг этих персонажей происходят главные события вечера на Ивана Купала. Марена представляет собой сделанную из соломы куклу, которую наряжают в женскую одежду; Купало также изготовляется из соломы, но одежда на нем мужская. Марену, соответственно, делают девушки, а Купало — хлопцы. Интересно, что происхождение ни того, ни другого образов неизвестно, зато известно, что и Купало, и Марену ожидает трагическая судьба. Их обоих либо топят, либо сжигают. Как известно, и этот обычай хорошо сохранился, главное развлечение вечера на Ивана Купала — прыжки через костер. Когда-то этот ритуал считался магическим. Если прыгнуть наиболее ловко, то у вас будет хорошее здоровье; если удачно перепрыгнут через пламя влюбленные, то они скоро обручатся. И не дай вам Боже попасть в огонь — бед в течение года не избежать. Это не касается лишь самых смелых и самых чистых сердцем, у которых есть шанс найти волшебный цветок папоротника и добыть все земные сокровища. Но помните: путь к цветку защищает нечистая сила, да и земные богатства, которые она открывает, еще никого до добра не доводили. В день Ивана Купала пытались исцеляться росой. Для этого нужно встать как можно раньше и пройтись босиком по целебной купальский росе. В этот день собирали лекарственные травы. Особенной целебной силы купальская трава набирает к восходу Солнца. Свадьба в Украине была настоящей торжественной драмой, что сопровождалась музыкой, пением, танцами, играми, приобретая характер народного праздника. Все начиналось со сватовства, когда представители семей молодого и молодой договаривались о свадьбе. Традиционное сватовство, особенно распространенное с XIX ст., происходило в форме переговоров послов молодого с родителями девушки. На свадьбе непременно действовали так называемые свадебные чины, каждый из которых исполнял свою определенную обрядовую роль. Распоряжался свадебным действом дружко или староста (сват), ему помогала сваха (свашка), которая распоряжалась подарками и проведением других традиционных свадебных действий. В свиту молодых входили и лица, которые выполняли какие-то одномоментные функции: свитилка, которая следила, чтобы не погасли свечи при выполнении обряда посада; хорунжий, который ходил со свадебной корогвой; соловьи, которые “продавали” приданое невесты; гудаки (музыки), которые обеспечивали музыкальное сопровождение свадьбы; кошельник — распорядитель обряда одаривания; обряд повязывания намитки (традиционный женский головной убор, который носили замужние женщины) выполняли приданки, закосяны, свашки; обряд выпекания каравая — коровайницы, изготовление венков — венкоплетницы, перевозка приданого — извозчики (кодаши). Все остальные участники свадьбы имели общее название свадебных гостей (сватов, сватьбовых). Важной составляющей свадебной обрядности является венчание — церковное освящение брака, введенное церковью в соответствии с указом Синода в 1843 г. Оно должно было проводиться в один день с народной свадьбой, но по традиции происходило преимущественно до посада — центрального действа в народной свадебной обрядности. Когда-то обряд расплетания косы и покрытия головы молодой очипком и наметкой осуществлялся в доме молодой приданками и свекровью, в конце же XIX ст. — как в доме молодой, так и в доме молодого приданками, свекровью, а иногда и самым молодым. Невесту сажали на кадку, брат или приданка расплетали ей косу и мазали волосы маслом или медом. Обряд посада нередко соединялся с покрытием: свахи покрывали голову невесты белой наметкой — серпанком, сверху которой надевали свадебный венок. Украинские народны танцы, издревле считались одними из самых красивых и заводных танцев народов мира. Им присущ неповторимый дух и зажигательный, быстрый ритм. Основные танца: гопак, Казачок и Коломыйка. В этой статьи мы опишем основные направления украинских народных танцев. Гопак (в переводе с украинского «гоп» — восклицание, которое произносится во время танца; от него произошли глаголы «гопкати» — прыгать, «гопати» — топать) — это народный украинский танец. Его танцуют в украинских национальных костюмах. Гопак пляшется очень энергично. Его основные движения: пробежки, пляска вприсядку, высокие и широкие прыжки со взмахами ног. Иногда в этом танце могут использоваться казачьи боевые сабли. Также известен танец гопак, как боевой, когда для движений используется холодное оружия и разные боевые приёмы. Казачок. Это украинский народный танец. Существует несколько его разновидностей: кубанский казачок, украинский казачок, терский казачок и др. В то же время казачок появляется в балетах Франции и становится особенно популярен в 20-х годах 19века после того, как русские войска побывали в Париже. Коломыйка. Коломыйка, или, как ошибочно его называют, “коломийка” (от укр. коломийка) – это украинский народный танец жителей Карпат. Он принадлежит к традиционному жанру украинской народной музыки. Время возникновения этого танца точно установить не удалось, однако его название указывает нам на место его возникновения: это город Коломыя (Ивано-Франковская область, Украина). Коломыйка, первое время являясь городским танцем, стал очень популярным в середине 19 века в соседних с Коломыей городах. Коломыйками также называют небольшие традиционные карпатские песни, которые являются сопровождением для танца, либо исполняются отдельно.
|