Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






РАЗДЕЛ 4. Концептуальные основы развития ДЮЦ «ВО».






ДЮЦ «ВО» способствует достижению высокого уровня креативности воспитанников при обеспечении целостного интегрирования полученных творческих навыков в системы знаний, профессиональных и социальных навыков, духовных ценностей.

Формирование общей и предметной креативности воспитанников происходит на основе усвоения содержания программ дополнительного образования и реализации приобретенных навыков в жизни, закладывая основы для последующего успешного освоения профессиональных образовательных программ, развития уверенности и ответственности, воспитания гражданственности и любви к Родине.

Дополнительное образование детей способствует решению ключевых задач социально-экономического развития Санкт-Петербурга. Оно способно влиять на качество жизни, так как приобщает юных петербуржцев к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению общественно значимого результата. Этот вид образования способствует развитию склонностей, способностей и интересов, гражданских и нравственных качеств, жизненному и профессиональному самоопределению подрастающего поколения.

ДЮЦ «ВО» – образовательное учреждение, ориентированное на интеграцию основного, общего и дополнительного образования, ориентированное на обучение и воспитание креативной, высоконравственной, уверенной в себе, ответственной и интеллектуальной личности.

ДЮЦ «ВО» призван обеспечить высокий уровень формирования креативной компетентности молодежи, с учетом общественной потребности в инициативных, способных творчески мыслить и находить нестандартные решения, умеющих выбирать профессиональный путь, готовых обучаться в течение всей жизни личностях.

Здесь необходимо зафиксировать важную для нас позицию относительно понятий «Креативность», «Компетентность» и «Креативная компетентность»

Креативность – это система интеллектуальных и личностных творческих способностей. Креативность нами рассматривается в широком смысле, как способность к эффективной деятельности в ситуации неопределенности, направленной на получение результатов, обладающих объективной или субъективной новизной. В этом плане творчество не обязательно связано с такими видами деятельности, традиционно относимыми к «творческим», как рисование, сочинение музыки или стихов, игра на сцене и т.п. Оно имеет место всегда, когда приходится действовать в ситуациях неопределенности, отсутствия четких алгоритмов, неизвестности сути и способов решения встающих перед человеком проблем, непредсказуемо меняющихся условий.

Компетентность - интеллектуально- и личностно-обусловленная социально-профессиональная жизнедеятельность человека, целостно интегрирующая полученные им знания, умения и навыки. В зависимости от рассматриваемой сферы жизнедеятельности различают:

- ключевые компетентности - те минимально необходимые компетентности, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека в социуме;

- профессиональные и учебные компетентности - формируются и проявляются в данных видах деятельности человека, т.е. в профессиональной и учебной;

- социальные (в узком смысле слова) компетентности, которые характеризуют эффективное взаимодействие человека с обществом, социумом, другими людьми.

Компетенции - это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы/алгоритмы действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях. При этом отметим, что компетентность всегда есть актуальное проявление компетенции.

Креативная компетентность – сложное личностное образование, включающее интеллектуальные, эмоциональные, нравственные и другие приобретенные знания, умения и навыки, позволяющее на принципиально новом, интегративном уровне переносить приобретенные компетентности из одной области жизнедеятельности в другую, с целью либо достижения принципиально нового результата деятельности, либо выполнения деятельности на принципиально новом качественном уровне.

Комплектование коллективов ДЮЦ «ВО» осуществляется на основе заявлений. К занятиям допускаются все желающие дети. Воспитанники обучаются в различных творческих объединениях, которые могут быть одно-, двух- и трехступенчатого уровня.

Данная Концепция явилась основой для разработки нашей Программы развития с учетом культурных, социально-экономических, демографических, других особенностей Санкт-Петербурга, которые отразились в следующих концептуальных идеях и ориентирах развития ДЮЦ «ВО»:

· Приоритет добровольности самореализации каждого воспитанника.

· Преемственность основного базового и дополнительного образования.

· Динамичность образовательного процесса, гибкая, оперативная адаптация его к современным научным достижениям, возрасту и уровню развития ребёнка, новым педагогическим и информационным технологиям.

· Открытый характер образовательного процесса, предполагающий связь с ВУЗами, научными, производственными, культурными и военными учреждениями, поддержку инициативы поиска, творчества, авторских проектов и образовательных программ.

· Творчество – процесс создания субъективного нового, основанный на способности и порождать оригинальные идеи и новые возможности, трансформировать интуитивные предложения в вербальные и категорийные формы.

· Самореализация – умение самопроизвольно управлять собственной деятельностью, целенаправленно строить процесс обучения с учётом индивидуально-своеобразных способов интеллектуального отношения к происходящему.

· Инициативность – желание самостоятельно, по собственному побуждению, отыскивать новую информацию, осваивать новые технологии, иметь открытую познавательную позицию.

Основные цели образовательной и воспитательной деятельности ДЮЦ «ВО»:

Достижение высокого уровня креативности воспитанников при обеспечении целостного интегрирования полученных творческих навыков в системы знаний, профессиональных и социальных навыков, духовных ценностей.

Формирование определенных качеств личности, которые востребованы современным типом цивилизации - активность, самостоятельность, предприимчивость, способность к самообразованию и самореализации.

Воспитание гражданственности, развитого правосознания.

Воспитание высоких нравственных качеств личности: гуманность, способность к сопереживанию, сочувствию, социальной отзывчивости.

Формирование патриотизма, любви к своей многонациональной Родине, способности понять ее место среди других народов и государств, оценить вклад России в мировую материальную и духовную культуру.

Реализация программы строится на следующих принципах:

- программно-целевого подхода, который предполагает единую систему планирования и своевременное внесение корректив в планы;

- преемственности данной программы развития и программы развития образовательного учреждения, реализованной ранее;

- информационной компетентности участников образовательного процесса о происходящем в ДЮЦ «ВО»;

- вариативности, который предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития ДЮЦ «ВО»;

- включения в решение задач программы развития всех субъектов образовательного пространства.

Модель воспитанника-выпускника ДЮЦ «ВО»

Воспитанник ДЮЦ «ВО» должен адаптироваться к окружающей социоприродной среде, к выполнению общих для общества социальных функций, к самообразованию и самореализации своей личности. У него должна быть выработана своя система ценностей, адекватная общим и лично избранным сферам социально-полезной деятельности, уверенность в себе, способность брать на себя ответственность и готовность к самореализации.
Важнейшим средством самореализации человеком своих сил и способностей является способность применять наработанные навыки на практике в различных жизненных сферах. С самого раннего детства, у человека начинают развивать способности, сначала через музыку, рисование, танцы, потом через сценическое искусство, дизайн, через сугубо творческие (креативные) дисциплины, которые в дальнейшем влияют у кого-то на весь ход его самоопределения, а у кого-то остаются только на уровне креативных компетентностей, которые они могут применять в жизни. Базисными способностями, развиваемые в рамках обучения и воспитания могут выступать: интеллектуальные, умственные, коммуникативные и творческие.

Основная задача – развить личность, которая, накапливая знания и навыки, накапливая социальный опыт, вступает во взаимоотношения с окружающими, активно использует имеющиеся творческие навыки в учебе и работе, формируют личностную базу для креативного отношения к действительности. Для нас важно, чтоб любой выпускник ДЮЦ «ВО» смог получить здесь не только профильные знания в любых областях науки или искусств, но и навыки, которые позволят ему шире смотреть на вещи. Молодым «ученым» - в полной мере владеть собой и аудиторией при публичных выступлениях, а молодым «дарованиям», уметь аналитически мыслить, заглядывая в глубины искусства, которое ими осваивается.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.