Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сельское хозяйство






Реформы 60-х годов в СССР

Хрущёв

Важнейшей реформой, осуществленной в 1958-1964 гг., стала и реформа

системы народного образования.

Реформа образования должна была снять возникшее

противоречие между всеобщим стремлением к высшему образованию и

потребностями экстенсивной экономики в новых рабочих руках. Первые попытки

политехнизации школы в 1954 и 1955 гг. не увенчались успехом. Два с лишним

года шла в обществе дискуссия о том, как на практике приблизить школу к

жизни. Наконец, в 1958 г. был принят Закон об укреплении связи школы с

жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР.

Согласно закону, осуществление всеобщего среднего образования

(одиннадцатилетнего) оставалось важнейшей задачей, но средняя школа

приобретала «политехнический профиль». После получения всеобщего

обязательного восьмилетнего образования молодежь должна была «включаться в

посильный общественно полезный труд», и все дальнейшее обучение связывалось

с производительным трудом в народном хозяйстве.

Все желающие получить полное среднее образование должны были учиться

либо в средней общеобразовательной трудовой политехнической школе с

производственным обучением, либо в среднем профтехучилище (техникуме), либо

в вечерних (сменных) и заочных школах рабочей и сельской молодежи. Учеба в

вузах также максимально совмещалась с работой на производстве.



С самого начала осуществление реформы натолкнулось на многочисленные

трудности. Материально-техническая база школы оказалась не подготовленной к

реализации задач производственного обучения. В абсолютном большинстве школ

выбор профессий был невелик и чаще всего носил случайный характер.

К осени 1963 г. стало очевидным, что средняя школа не годится в

качестве основного источника пополнения предприятий и строек

квалифицированными кадрами. Не оправдали себя и заочные и вечерние формы

среднего образования. На практике основная масса желающих получить среднее

образование избирала одиннадцатилетнюю общеобразовательную школу. Общий

уровень подготовки учащихся понизился. Упал интерес к гуманитарным

предметам.

Итог реформы оказался неутешительным: общеобразовательный потенциал

общества снизился. С осени 1964 г. средняя школа вновь стала десятилетней.

 

Сельское хозяйство

Подъем сельского хозяйства стал возможен благодаря повороту к коренным

нуждам деревни. Хрущев внес в жизнь деревни много нового. Колхозы и совхозы

получили кредиты, новую технику. Однако приверженность руководства страны

определенным стереотипам, идеологическим догмам, безграничная вера в

возможности «колхозного строя», предубежденность против любой личной

собственности не позволили эффективно реформировать сельское хозяйство.

Хрущев был непоследователен в преобразованиях, начатых после 1953 г.

Вместо дальнейшего ослабления опеки над крестьянами, увеличения

материальной заинтересованности колхозников следовали указания «сверху»,

которые носили характер все более жесткой регламентации. Крестьянам в

приказном порядке навязывали посевы кукурузы и другие нововведения, что

приводило к колоссальным потерям. Государственные капиталовложения

постепенно были уменьшены. Село превратилось в полигон для разного рода

скороспелых решений и преобразований.

С середины 50-х годов начался новый этап укрупнения колхозов. В

1957—1966 гг. ежегодно ликвидировалось около 10 тыс. уже укрупненных ранее

колхозов. Одновременно многие колхозы «для укрепления» были преобразованы в

совхозы. К 1963 г. осталось лишь 39 тыс. колхозов вместо 91 тыс. в 1955 г.

Далеко идущие последствия для всей страны имела ликвидация в

марте 1958 г. МТС. Сложившаяся система технического обслуживания колхозного

производства через МТС была далека от совершенства. Колхозы были

единственными предприятиями в стране, которые сами не распоряжались

машинами — своими основными орудиями труда. Это создавало большие

неудобства. Опека со стороны МТС только связывала колхозы. 31 марта 1958

г. Верховный Совет СССР принял Закон о реорганизации МТС и продаже техники

колхозам. Прогрессивная реформа не была хорошо продумана, что в конечном

счете привело к резкому падению темпов производства сельскохозяйственной

продукции. Вместо запланированных на семилетку (1959—1965 гг.) 70 %,

реальный рост валовой продукции составил всего 15 %. Реформа

подорвала экономику колхозов. Не имея выбора, колхозы выкупали машины

немедленно и сразу оказывались в сложном финансовом положении. Большинство

из них резко снизило оплату трудодня, экономические стимулы вновь перестали

действовать. В немалой степени этому способствовала и незаконная ликвидация

в конце 50 — начале 60-х годов личного скота сельских жителей под предлогом

отвлечения их от труда в общественном хозяйстве. Личный скот, главным

образом коровы, в течение трех лет был частично сдан в общественные стада,

а основная часть была крестьянами уничтожена. В результате страна потеряла

миллионы голов скота.

Реформы 50 — начала 60-х встряхнули деревню. Однако главный итог был

неутешителен: кризис сельского хозяйства углубился, обострилась

продовольственная проблема в стране. Впервые за всю историю СССР в 1963 г.

были произведены закупки зерна за рубежом.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.