Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отбор и методическая организация грамматического материала. Основные этапы работы над грамматическим материалом.






Сущность отбора грамматического материала для школы заключается в создании такого грамматического минимума, который был бы посилен для усвоения и достаточен для выполнения коммуникативно-значимых задач обучения. При решении вопроса об отборе грамматического минимума учитываются источники и принципы отбора.

Что касается источников отбора, то продуктивная грамматика отбирается из звучащей речи или диалогических образцов печатных текстов литературно-разговорного и художественного стилей, созданных носителями языка. Рецептивный грамматический минимум отбирается из печатных источников, отражающих специфику книжно-письменной речи. Продуктивная грамматика отбирается с учетом следующих принципов:

1) коэффициента стабильности (отбирается та грамматика, которая является употребительной в устном общении и встречается в большом количестве исследуемых выборок, т.е отличается не только частотностью, но и распространенностью)

2) образцовости; (под образцовостью понимается способность грамматических конструкций служить эталоном для образования по аналогии (например, степеней сравнения прилагательных))

3) исключения синонимических грамматических явлений (в продуктивный грамматический минимум включается лишь одно явление из синонимического ряда, что диктуется требованием экономности и необходимостью изоляции трудностей) (проще говоря из кучи примеров выводится одно правило)

В рецептивный грамматический минимум включаются явления, которые учащиеся должны понимать при чтении.

Из экспериментальных исследований, проводимых методистами, известно, что из общего количества информации, заключенной в печатном тексте, половина приходится на грамматику. Большое значение приобретает знание рецептивной грамматики при чтении текстов профильно-ориентированного характера, так как чем сложнее мысль, тем больше требуется умения для извлечения ее из форм языка. Овладение грамматическими средствами должно происходить в процессе их практического использования в реальной коммуникативной деятельности или в учебной ситуации, имитирующей реальное речевое общение.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ГРАММАТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ:

1. Материал для обучения грамматике должен отражать естественное использование языка в общении без искусственных примеров и надуманных ситуаций.

2. В учебном материале следует четко выделять формальные
и функциональные аспекты, для того чтобы учащиеся могли
установить связь между ними в определенных контекстах.

3. Грамматический материал целесообразно предъявлять в
доступном объеме с целью возможности его закрепления в новых контекстах.

4. Введению нового материала необходимо предпосылать
повторение ранее усвоенного и широко использовать в качестве опоры иллюстративную наглядность, схемы, таблицы и др.

5. Пояснения и правила должны быть краткими, точными и
простыми, адекватно отражающими специфику грамматического материала.

6. Для закрепления грамматических явлений следует использовать различные виды общения, в том числе парную и групповую работу.

К основным этапам работы над новым грамматическим явлением относятся:

1) ознакомление;

2) первичное закрепление;

3) развитие навыков и умений использования грамматики в устном и письменном общении.

Объяснение (ознакомление), может осуществляться двумя способами: дедуктивным методом (от общего к частному) или индуктивным методом (от частного к общему)

Обучение грамматике учащихся младшего школьного возраста строится преимущественно на индуктивной основе с опорой на имитацию.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.