Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие речевой ситуации и способов ее создания на уроке иностранного языка. Примеры речевых ситуаций для обучения диалоговой речи.






Основной целью обучения английскому языку в школе является развитие у школьников способности к общению на изучаемом языке. В процессе диалогического общения принимают участие более двух учеников, между которыми происходит многократный обмен мнениями, что предполагает формирование у учащихся коммуникативной компетенции.

Коммуникативная компетенция – это способность и возможность учащихся осуществлять иноязычное, межличностное и межкультурное общение с носителями языка в заданных стандартом предметах.

Главная задача учителя– научить учеников применять известные знания на практике и выработать навык. Навык – способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автоматизированным.

Речь не бывает вне ситуации, иначе это не речь или речь только по форме, а не по сути. Любая ситуация определяется местом, временем, характерами партнеров по общению, их ролями, а также той речевой задачей, которую они хотят решить в ходе общения.

На уроке бывают различные ситуации общения:

-реальные

-проблемные

-условные

 

РЕАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ на уроке ограничены ролями учителя и учеников, а значит, и не столь многочисленны. В основном они касаются опозданий, выполнения или невыполнения дом. задания, самочувствия и просьб…

-поздороваться, попрощаться с учителем, с одноклассниками.

-поблагодарить за урок, помощь

-поздравить с праздником

-попроситься выйти, ответить на вопрос, пересесть

-попросить ножницы, запасную ручку

- уточнить домашнее задание

-спросить о разнице понятий между словами

-восхититься, порадоваться выходным или каникулам.

 

 

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ возникает тогда, когда существует несколько различных точек зрения или по крайней мере две взаимоисключающие друг друга. Это столкновение двух разных точек зрения, двух разных видений подталкивает человека к тому, чтобы в этой ситуации начать самому конструировать, реконструировать и переконструировать имеющееся знание.

Участвуя в решении проблемной задачи, ученики формируют свои способности воспринимать и получать знания в виде готовой информации, соотносить знания из разных дисциплин друг с другом, творить и нести полученные знания другим.

Проблемные ситуации, как правило, создаются учителем. Это не так сложно сделать. Достаточно задать проблемный вопрос, который заведомо предполагает возможность различных ответов, столкновение мнений, рассмотрение одного и того же предмета обсуждения с нескольких сторон.

Высказывая свою точку зрения, мотивируя свое согласие или несогласие с товарищами, учащиеся учатся воспринимать и понимать чужую позицию, аргументировать свой выбор, участвовать в реальном общении, а значит, их высказывания можно смело назвать речью по сути.

 

 

УСЛОВНЫЕ СИТУАЦИИ могут лучше всего моделировать реальные ситуации общения, охватывать различные типы речевого поведения, способствовать обогащению социального опыта учащихся за счет расширения спектра коммуникативно проигрываемых ролей. При этом условные ситуации не так просто создать на уроке, как например, проблемные.

Например, банальный диалог в магазине. Так ли уж он банален? Как его воссоздать на уроке? Очевидно, что если вы просто скажите: «Вы – продавец, а вы – покупатель», то это вряд ли будет способствовать усилению речевой направленности.

В реальной ситуации я точно знаю, в какой магазин я иду, что хочу купить, сколько у меня на это есть времени и денег. По выражению лица продавца и его манере поведения я могу определить, хочу ли я попросить помощи в выборе товара и т.д. Продавец в свою очередь также хорошо понимает, работает ли он в дорогом бутике или на оптовом рынке, а отсюда и его отношение к капризам/запросам покупателя. У продавца может быть хорошее или плохое настроение. Ассортимент его магазина может быть временно ограниченным или полным и т.д.

Чтобы создать условную ситуацию и спровоцировать определенные высказывания, надо:

- представить себе подобную ситуацию в реальном общении.

- определить место и время данной ситуации.

- определить партнеров по общению и их характеры.

- определить цель общения.

- довести эту информацию до учащихся.

- с целью повышения мотивации и коммуникативности общения сделать так, чтобы партнеры не знали точно, что включает в себя роль другого, т.е. создать «информационный пробел».

 

10.Связь методики обучения иностранным языкам с другими науками: методика и педагогика.

Развитие методики осуществляется в неразрывной связи с други­ми науками

Педагогика распространяет на методику свои основные по­ложения теориивоспитания, обучения и образования, воплощен­ные в педагогических принципах.

Педагогика и методика имеют общий объект исследования – учебно-воспитательный процесс.

Педагогика изучает этот процесс в целом, а методика – применительно к данному предмету.

Положения педагогики служат исходными для построения системы обучения ин.языкам, для построения ступеней обучения, и так же едиными являются методы обучения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.