Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
    Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое расписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
    Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
    Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
    Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
    Персонализирует скидки, чаевые, кэшбэк и предоплаты;
    Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
    Начать пользоваться сервисом
  • Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы






    I. Артикуляционная разминка

    II. Жилин и Костылиндва разных характера, две разные судьбы
    Беседа
    Работу начнем с выяснения впечатлений от рассказа.
    — Интересно ли вам было читать рассказ? Какие эпизоды вызвали грусть, сочувствие, радость? Какие эпизоды вам хотелось бы перечитать?
    — Кто из героев вызвал уважение, кто — неприязнь?
    — Почему рассказ называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», ведь пленников было двое?
    Рассказ назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», потому что главное внимание писатель уделяет рассказу о Жилине. Жилин и Костылин — герои рассказа, но подлинным героем можно назвать только Жилина.

    Составление сравнительной таблицы
    Беседуя о Жилине и Костылине, мы начинаем обучение детей сравнительному анализу. От качества работы на этом уроке будет зависеть формирование умения проводить сравнительную характеристику героев в дальнейшем, поэтому уделим особое внимание составлению сравнительной таблицы. Сначала обсудим значение фамилий героев.
    Ход работы: ученики по очереди начинают читать текст рассказа. Находя определения или факты, которые характеризуют героев с той или другой стороны, ученики по предложению учителя останавливают чтение и выписывают цитату, черту характера или поступок героя в таблицу. Составление таблицы будет закончено дома.

    Вариант таблицы

    Качество Жилин Костылин
    Смысл фамилии Жилы — кровеносные сосуды, сухожилия. Жилистый — сухощавый, мускулистый, с выступающими жилами Костыль — палка с поперечиной, закладываемой под мышку, служащая опорой при ходьбе хромым людям или тем, у кого больные ноги
    Внешность «А Жилин хоть не велик ростом, да удал был» «А Костылин мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет»
    Предусмотрительность «— Надо выехать на гору поглядеть, а то тут, пожалуй, выскочат из-за горы и не увидишь». «Жилин уж наперед прикормил ее» (собаку)  
    Отношение к лошади «Лошадь под Жилиным была охотницкая (он за нее сто рублей заплатил в табуне жеребенком и сам выездил)...» «...Матушка, вынеси, не зацепись ногой...» «Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого»
    Храбрость — трусость «—...Не дамся же живой...» «—...С ними что робеть, то хуже» «А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости». «А Костылин заробел». «Костылин так и упал со страху»
    Поведение в плену «Написал Жилин письмо, а на письме не так написал, — чтобы не дошло. Сам думает: „Я уйду“». «А сам все высматривает, выпытывает, как ему бежать. Ходит по аулу, насвистывает, а то сидит, что-нибудь рукодельничает — или из глины кукол лепит, или плетет плетенки из прутьев. А Жилин на всякое рукоделье был мастер» «Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет; или спит»
    Мнение татар о пленниках «Джигит» «Смирный»
    Наблюдательность, любознательность «Стал Жилин немножко понимать по-ихнему». «Встал Жилин, раскопал щелку побольше, стал смотреть»  
    Выносливость, мужество «Попрыгивает с камушка на камушек да на звезды поглядывает» «Костылин все отстает и охает»
    Верность, преданность «...не годится товарища бросать» Костылин бросил Жилина в беде и ускакал на лошади

    Домашнее задание
    Закончить составление таблицы.
    Подготовить устное сочинение на тему «Жилин и Костылин».

     

     


    Жилин и татары. Жилин и Дина. Мысль писателя о дружбе разных народов как о естественном законе человеческой жизни. Картины природы в рассказе

    I. Проверка домашнего задания
    После артикуляционной разминки ученики рассказывают, как они закончили составление таблицы.
    Слушаем устные сочинения одного-двух учеников.
    Подводим итоги работы по сравнению двух героев: слабодушию и пассивности Костылина писатель противопоставляет активность, стойкость и человечность Жилина. Мужество и выдержка помогли ему бежать к своим, преодолевая все преграды.
    Главная идея рассказа — показать, что можно не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, нужно упорно добиваться своей цели.

    II. Жилин и татары. Жилин и Дина. Мысль писателя о дружбе разных народов как о естественном законе человеческой жизни
    Беседа
    — Как показана жизнь аула: глазами Костылина или глазами Жилина? Почему?
    Предложим ученикам найти в тексте описания жизни аула, прочитать и пересказать эти описания близко к тексту.
    Татарская деревня представилась Жилину утром мирной, спокойной. Люди просыпаются, все заняты своим делом, женщины приносят воду, мальчишки балуются. Жилин насчитал домов десять и церковь татарскую, с башенкой (т. е. мечеть с минаретом).
    Когда Жилин вошел в дом, он увидел, что стены гладко вымазаны глиной, горница хорошая. На стенах висят дорогие ковры, на коврах оружие в серебре. Печка маленькая, а пол земляной, чистый. Передний угол устлан войлоками, на них ковры, на коврах пуховые подушки. Здесь сидят татары и угощаются.
    Жилин наблюдал, как одеваются татары — и мужчины, и женщины, заметил, что они очень любят серебро. В доме обратил внимание, что они первые, большие башмаки оставляют у порога, а в других, внутренних башмаках садятся на ковры. Еще Жилин заметил, как они моют руки и молятся после еды. Слуг на ковры с подушками не пускают. Женщины только прислуживают за едой, но не сидят вместе с мужчинами.
    Обратим внимание детей на описание похорон татарина, на детали, рассказывающие о богослужениях и о жизни женщин в селении.
    — Почему старуха разбила первую куклу Дины?
    Мусульманская традиция запрещает изображать людей. Кроме того, вероятно, старуха злилась на русского.
    — Как относились татары к Жилину? Почему Абдул-Мурат полюбил Жилина?
    К Жилину татары относились с уважением за то, что он не дал себя запугать, когда с него требовали выкуп, и за то, что он многое умел делать. Абдул-хозяин говорил, что полюбил Жилина. Красный татарин и старик, который жил под горой, ненавидели всех русских, и Жилина тоже.
    — Расскажите об отношениях Дины и Жилина. Почему Дина помогала Жилину?
    Жилин был благодарен Дине за помощь. Дина помогала Жилину, приносила ему еду, потому что Жилин проявил к ней доброту, сделал ей куклу, потом вторую. После грозы он сделал игрушку для детей — колесо с куклами. Описывая дружбу девочки и пленного русского офицера, Толстой хочет сказать, что чувство вражды не является врожденным. Дети-чеченцы относятся к русским с простодушным любопытством, а не враждебно. И Жилин воюет со взрослыми чеченцами, которые на него напали, но не с детьми. С уважением и благодарностью он относится к храбрости и доброте Дины. Если бы отец узнал, что Дина помогала Жилину, он бы ее жестоко наказал.
    Автор хочет сказать, что вражда между народами бессмысленна, что дружба людей — это норма человеческого общения, и подтверждает это примером дружбы Жилина и Дины.

    III. Картины природы в рассказе
    Выразительное чтение
    Отметим, что в рассказе нет больших описаний: картины природы краткие и емкие.
    Прочитаем описание гор, которые увидел Жилин, сидя на вершине горы (глава четвертая), от слов: «Уговорил малого, пошли» — до слов: «И так думается ему, что это самое — крепость русская».
    — В чем особенность этого описания?
    Отметим, что очень мало прилагательных. Пейзаж показан будто в действии.
    — Где еще в рассказе мы видим изображение природы, словно бы активно сопровождающей действия человека?
    Читаем выразительно эпизод из главы шестой от слов: «Перекрестился Жилин, подхватил рукой замок на колодке...» — до слов: «Только слышно, внизу речка журчит».
    Будем стремиться к тому, чтобы текст рассказа прозвучал на уроке в чтении учеников. Рассказ о втором побеге Жилина должен быть обязательно прочитан целиком.

    Домашнее задание
    Выписать редкие, устаревшие слова и выражения, объяснить их. (Распределим класс на четыре-пять групп и предложим каждой группе поработать с текстом одной из глав.)

     

     


    Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения

    Урок развития речи

    I. Краткость и выразительность языка рассказа
    Эта работа была уже начата на предыдущем уроке. Обратим внимание учеников на короткие предложения, которыми написан рассказ. Краткость и в то же время глубина — главные достоинства рассказа.

    Словарная работа (по группам)
    Каждая группа школьников, которые работали с редкими, малопонятными словами и выражениями из глав рассказа, обсуждает друг с другом слова, которые ученики выписали дома. Очень важна работа по объяснению смысла слов путем подбора синонимов и обращения к толковым словарям. Группа выделяет одного-двух представителей, которые готовятся отвечать от ее имени. Затем слушаем ответ учеников о значении редких слов.
    Внимания требует значительное количество слов и выражений. Будем помнить, что кажущееся естественным и понятным нам, взрослым, может вызывать значительные трудности для детей. В то же время незнание значения даже одного слова в предложении (тем более если оно ключевое) часто делает для детей непонятным все предложение.

    Глава первая
    Выправил отпуск — оформил отпуск.
    Провожатые солдаты — солдаты, которые сопровождали группу людей; охрана.
    Солнце уже и за полдни перешло — миновал полдень.
    Нападусь на татар — внезапно встречу татар.
    Лошадь охотницкая — лошадь, которую не надо понукать, которая легко понимает, что нужно делать.
    Взнесла его на кручь — лошадь вместе со всадником легко поднялась на крутую гору.
    Плетью ожаривает — сильно бьет плетью.
    Стал он окорачивать — стал натягивать поводья, чтобы остановить лошадь.
    Лошадь разнеслась — лошадь мчится, не может остановиться.
    Трепенулась — вздрогнула.
    Ногаец — ногайцы — народ в России, говорят на языке тюркской группы.

    Глава вторая
    Распояской — без пояса.
    Бешмет — мужская и женская распашная одежда, поддеваемая под кафтан, чекмень, черкеску у народов Средней Азии, Кавказа, Сибири.
    Храп мокрый — морда мокрая.
    Галунчиком обшит. Галун — плотная лента или тесьма, часто с серебристой или золотой нитью.
    Башмачки сафьянные. Сафьян — тонкая, мягкая, обычно ярко окрашенная кожа, выделанная из шкур коз или овец.
    На рукавах оторочено красным — рукава обшиты красным (галуном, тесьмой, лентой).
    Монисто из русских полтинников — ожерелье из русских монет в 50 копеек (в то время полтинники были серебряными).
    Церковь ихняя, с башенкой — мечеть с минаретом.
    Чистый, как ток. Ток — площадка для молотьбы; на току всегда чисто, потому что здесь собирают зерна и сметают в сторону полову.
    Войлок — плотный толстый материал из валяной шерсти.
    Масло коровье распущено в чашке — масло коровье (сливочное) лежит, растаявшее, в чашке.
    Лоханка — деревянная круглая или продолговатая посуда, здесь — для мытья рук.
    Ружье осеклось — ружье дало осечку, т. е. не выстрелило из-за неисправности оружия или патрона.

    Глава третья
    Три аршина. Аршин — мера длины, равная 71, 12 см; три аршина — 2, 13 м.
    Утвердил их — твердо, устойчиво поставил, прикрепил.
    Захрапит и отвернется (старик) — начнет возмущенно дышать, так что возникает звук, похожий на храп, и отвернется, чтобы не смотреть на человека другой веры.
    За камень притулиться — спрятаться за камнем, прижавшись к нему.

    Глава четвертая
    Под мышки да под лытки — под мышки и за ноги под сгибы коленей.
    Заробел — испытал робость, испугался.

    Глава пятая
    Овца перхает в закуте — овца судорожно кашляет в закуте, т. е. в хлеву для мелкого скота.
    Высожары спускаться стали. Высожары, или Стожары, или Плеяды — рассеянное звездное скопление в созвездии Тельца; в летнее время Стожары в первую половину ночи стоят высоко в небе, а во второй половине ночи постепенно спускаются к горизонту.
    Рассолодел. Солод — продукт, который приготовляется из зерна, пророщенного во влаге и тепле, затем засушенного и крупно смолотого; здесь рассолодел — стал влажным (потным), словно бы рыхлым (слабые мышцы), вялым.

    Глава шестая
    Камень вострый — камень острый.
    Лягу в лесу, передню́ ю — спрячусь в лесу, пережду день, дождусь темноты.

    Подведем итоги: краткость языка рассказа делает его понятным и увлекательным, употребление старинных народных слов делает рассказ выразительным и запоминающимся.

    II. Рассказ, сюжет, композиция, идея рассказа
    В учебнике (с. 278) даны определения: идея, сюжет, рассказ, эпизод. Определение композиция можно посмотреть в словаре, на с. 309 учебника. Будем работать с ними исходя из того, что дети знают о повествовании из уроков русского языка. Запишем определения в тетрадь.

    Сюжет — это цепь событий, происходящих в произведении.

    — В чем заключается сюжет рассказа «Кавказский пленник»?

    Рассказ — небольшое повествовательное произведение, которое объединено одним сюжетом и состоит из нескольких эпизодов.

    — Какие из прочитанных в 5 классе произведений мы можем назвать рассказами?
    Композиция — явление, которое знакомо детям на уровне представления.
    Композиция — построение произведения, расположение частей, эпизодов и образов в значимой временнó й последовательности.
    Скажем, что такая последовательность никогда не бывает случайной.
    Композиция рассказа «Кавказский пленник» основана на его сюжете. Выделим в произведении экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и эпилог.
    Экспозиция и эпилог у Толстого стремительные, умещаются в одной-двух фразах.
    Завязка — получение письма матери. Действие быстро развивается и приводит к кульминации — второму побегу Жилина.
    Развязка — Жилин успевает добежать до своих.
    (Часто понятие композиции повествовательного произведения дается на уроках русского языка, поэтому мы не пишем здесь подробно о структурных элементах композиции повествовательного произведения.)
    Побеседуем по 7-му вопросу (с. 278 учебника):
    — Что взял писатель из воспоминаний офицера Ф. Ф. Торнау, что является авторским вымыслом? Какие идеи, мысли, чувства хочет сообщить читателю автор рассказа?
    Толстой взял из воспоминаний идею о дружбе пленного офицера с татарской девочкой, которая прибегала его проведать и приносила еды. Ф. Ф. Торнау рассказывает, что он прикормил собаку, которая его охраняла. Он рисовал фигуры и резал по дереву так, что даже черкесы просили его вырезать для них палки. Эти факты, немного изменив, использовал Толстой. Из своей жизни он взял воспоминания о том, как за ним гнались чеченцы и чуть не взяли его в плен.
    Писатель использовал авторский вымысел. Он придумал, что пленников было два, и домыслил историю первого и второго побегов. Автор хочет вызвать у читателей чувство гордости за русского офицера, который попал в плен, сражаясь с врагами, в плену вел себя достойно и сумел бежать.

    Идея — главная мысль произведения.

    Идея рассказа в том, что упорство и мужество всегда побеждают. Писатель осуждает вражду между народами, считает ее бессмысленной.

    Домашнее задание
    Письменно подготовить ответ на вопрос: в чем, по-вашему, заключается идея рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»?






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.