Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теории личности






Билет №4

1. учение о личности в психологии: многогранность понятия; личность, человек, индивид, индивидуальность, структура личности; этапы социализации личности.

Современные программы дошкольного образования и их общая характеристика

1. учение о личности в психологии: многогранность понятия; личность, человек, индивид, индивидуальность, структура личности; этапы социализации личности.

Человеческая личность – сложное, уникальное и многогранное понятие, рассматривается оно с точки зрения философии и психологии. Одна из главных тайн человека – тайна человеческой личности. Философы считают личность высшей ступенью эволюции человека как духовно-телесного существа. В трудах философов личность предстает со стороны своего телесно-духовного единства, целостности и непротиворечивости. Существенными признаками личности философы называют склонность и стремление к общению (коммуникации) и общности (социализации). В философии определились следующие черты личности: 1) способность к «трансцендированию», т. е. к выходу за собственные пределы; способность отказаться, «освободиться» от своего «я», чтобы открыться другому; 2) способность понимания другого, принятие его позиции, точки зрения. Понять – значит простить. Личность всегда склонна не к осуждению, а к прощению другого. Личность пытается найти вину в себе, а не вдругом; 3) способность взять на себя ответственность за судьбу другого, разделить с ним его огорчения, радости и заботы. Теперь рассмотрим представление о личности с точки зрения общей и дифференциальной психологии. Два подхода к личности: Основные разделы психологии личности: диагностика; - внутренняя регуляция деятельности: эмоции и воля; - строение личности (мотивационная сфера); - развитие личности. Основные тестовые методы исследования личности: - суррогатный; - популярный, непригодный для глубокого анализа; - субъективный. Однофакторные опросники легко просчитываются испытуемым. Многофакторные – более совершенные. Фактор – глубинная черта в основе поверхностных (Кеттел). \

Теории личности

  1. Психоанализ - представляет собой человека как существо, предопределенное биологическими инстинктами.
  2. Бихевиоризм - трактует людей практически как послушных и пассивных жертв сил окружающей среды.
  3. Гуманистическая психология - направление персонологии, считает, что человек от природы способен к самоутверждению.

4. Ярким представителем гуманистической психологии является К. Роджерс, который считает, что самая сокровенная сущность природы человека ориентирована на движение вперед к определенным целям. Доброта свойственна природе человека, и если дать возможность рас­крыть врожденный потенциал, он будет развиваться оптимально и эф­фективно.

5. Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все поведение вдохновля­ется и реагируется объединяющим мотивом, который охвачен тенден­цией актуализации. Эта тенденция ведет к самоактулизации и проявляется в желании достичь или завершить что-то, что сделает жизнь человека более разнообразной и совершенной.

 

В психологии выделяются несколько важных понятий, которые характеризуют духовный мир человека, его ценности, самосознание, мировоззрение и т. д. Понятие «индивид» рассматривает человека как представителя биологического класса homosapiens.

Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

 

Индивидуальные свойства характеризуют общее, что есть у всех людей, они врожденные, а некоторые из них и передаются по наследству. Особенные черты, которые присущи каждому отдельному человеку и отличают его от других, называют индивидуальностью. Индивидуальные особенности не наследуются, они связаны со спецификой работы нервной системы и поэтому проявляются с самого рождения. Два уровня в становлении индивидуальности: 1) связан с особенностями строения и динамики работы нервной системы; 2) сочетание разнообразных черт обеспечивает своеобразие поведения и познания человека, которое проявляется в индивидуальном стиле жизни человека. Понятие «субъект» говорит о том, что активность и энергия исходят только от него, а не извне, т. е. субъект сам выбирает объекты своего внимания, общения, дружбы. Из этого следует, что источник энергии в нем самом, а не во внешнем мире. Понятие «личность» включает все те качества, которые приобрел человек в процессе жизни под влиянием разных обстоятельств.

Социализация – это приобщение личности к духовным ценностям и нормам поведения, которые сложились в обществе. Личность в процессе своего формирования заимствует правила взаимодействия друг с другом, взгляды, убеждения, ориентации, доминирующие в окружающей его социальной среде. Она должна согласиться с господствующими представлениями о мире, включая образ жизни людей, признать своими способы жизнедеятельности, нравственные идеалы, правила «игры», доминирующие в обществе, или вступить с ним в конфликт.

Весь жизненный путь человека от рождения до смерти разделяется на отдельные периоды (этапы): детство, юность, зрелость, старость. На каждом из них личность усваивает ценности и нормы, сложившиеся в обществе, развивает свои индивидуальные качества, включается в систему социальных связей и взаимодействий.

Процесс социализации личности можно подразделить на два этапа:

1) первичная социализация– проходит в детские и подростковые годы жизни индивида;

2) вторичная социализация – это развитие личности в последующиегоды жизни.

На начальномэтапе социализации особенно сильно на становление личности влияет семья, дошкольные и школьные учреждения, а также группы равных – компаний друзей и сверстников.

Второй этап социализации связан с воздействием на личность сложного комплекса объективных и субъективных факторов, определяющих его социальные ориентации и поведение вюности, зрелости и старости. В эти годы на процесс социализации личности особенно сильно влияют различные социальные институты, включая систему образования, средства массовой информации, трудовые коллективы и других учреждения и организации, с которыми взаимодействует индивид.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.