Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О школьной программе






Новая школьная программа совершенно запредельна. Как-то мы с мужем пытались сделать уроки с девятилетним ребёнком. У мужа образование физико-математическое, у меня — гуманитарное. Нам не удалось сделать ни русский, ни математику. Эти тетради-шифровки были написаны не по-русски, и непонятно, как в них разбираются дети. И для чего допущено такое надругательство над образованием самых маленьких. Считаю подобный подход к обучению вредительством и вопросом национальной безопасности. Я не вижу, чтобы он развивал, я вижу только, что он ставит детей в тупик и снижает им самооценку. Люди, неспособные изложить задание хорошим русским языком, не имеют права подходить к обучению. Я бы вернула прежнее советское классическое образование, потому что оно шло навстречу ребёнку, а не било его молотком по голове.

Если родитель не может выполнить домашнее задание по предмету, говорит лишь о том, что он просто забыл, как это делается. Не знаю, что там в математике, но уверяю все родителей, что содержание программы по русскому языку не изменилась с тех пор, как вы учились в школе. Правила орфографии и пунктуации все те же, требования к написанию изложений и сочинений — тоже. Вы просто зашли на территорию, карта которой у вас утеряна. Тут любой заблудится. Если что-то не так в задании, то это предмет для обсуждения и корректировки. Но — не расстрела. Некоторых детей в тупик ставит любое задание. Это вопрос не к заданию, а к детям, родителям и — правда — иногда учителям.

У меня есть любимая история прошедшего учебного года. Приходит одиннадцатиклассница (!) готовиться к ЕГЭ по русскому языку. Кладу перед ней тест, прошу решить, чтобы оценить стартовый уровень. Она взяла ручку, посмотрела на лист:

— Скажите, что делать.

— Тебе нужно прочитать текст задания и выполнить его.

Она начинает ныть:

— Скажите, что делать. Я не понимаю, что тут написано.

— В смысле?

— Вот тут написано: «Прочитайте текст и выполните задания к нему». Что я должна делать? Скажите.

—?..

Конечно, мы разобрались. Но, полагаю, Гоголь тут отдыхает. И вряд ли в подобной ситуации могут быть какие-то претензии к школьной программе.

Прежнее советское образование, которые многие считают классическим, просто кажется более привычным. Причем только родителям. Дети-то про него ничего не знают. Навстречу ребенку оно шло только в том смысле, что шаг влево или вправо, лишний вопрос или недоверие к словам учителя рассматривались как стремление к самостоятельности, которая для незрелой личности может быть опасна. Молоток же был таким же. Все зависело лишь от совпадения или несовпадения предложенного с интересами ребенка.

Чтобы оценить работу учителя с методической точки зрения, нужно иметь представление не только о предмете, но и о различных методиках обучения. То, что кажется удобным родителю, может не быть эффективным для ребенка или для решения конкретной задачи. Оценка работы учителя — это оценка не только того, как он улыбается и выглядит. Если вы не все средства обучения можете увидеть и оценить, это не значит, что учитель делает что-то не так. Обучение — многозадачный и многоэтапный процесс. Когда вы пытаетесь оценить работу учителя, посетив один урок или услышав одно мнение, вспомните притчу о слепых и слоне.

Резюме

В любом обществе, на любом этапе его развития будут вопросы к образованию, потому что это единственный пока способ передачи накопленного человечеством знаний и опыта. И это единственный способ подготовки новых поколений к жизни в этом данном обществе. Ключевые слова — «в этом данном». Если мы хотим жить в другом обществе, нужно получать образование в другом обществе. Если мы хотим изменить данное конкретное общество, мы должны изменить систему образования в этом данном обществе. Поскольку будущего не существует, к нему нет единственно верного пути. Мы можем только придумать желаемую модель и предположить, что нужно сделать, чтобы реализовать ее в жизни. Правда лишь в том, что модель будущего мы строим на основе имеющегося опыта. А получив новый опыт, мы не сможем не учесть его. И модель будет меняться, едва возникнув, а путь мы будем проходить на ощупь, сверяясь с меняющейся целью и вновь возникающими потребностями, на ходу исправляя только что сделанные ошибки.

Идеальной модели образования не существует. Если то, что имеется, не решает задач и не приводит к поставленным целям, разумеется, нужно искать новые формы и пути. Но, может, для начала поставить цель? А если нет единой цели, так, может, принять их множественность и под каждую цель предложить свои пути достижения?

Если вы хотите учиться за границей, у вас должна быть такая возможность. Если вы хотите учиться дома, вы должны иметь такую возможность и это должно приниматься системой. Если вы хотите учиться возле дома или хотя бы недалеко, у вас должна быть такая возможность. Хотите дистанционно — получите. Инклюзивно — получите. Критерий должен быть один: есть государственный образовательный стандарт — ему ваше образование, полученное в любой форме, должно соответствовать, способ оценки — единый для всех по форме и содержанию экзамен. Решили, что готовы его сдать, — пишите заявление, приходите в официальное сертифицированное учреждение и сдавайте — при свидетелях, под камерами, при наличии стандартизированной проверки, в том числе экспертной. Хотите перейти на следующий этап — милости просим. Новый круг на новом уровне.

Стандартизированные требования, стандартизированное содержание, стандартизированная процедура... На выходе — документ, как минимум всеми признаваемый и принимаемый. Такой, глядя на который все понимают, что за ним скрывается. Но путь к этому экзамену должен быть вашим выбором. Хотите — учитесь в школе, хотите — дома, в том или ином вузе, в нашей стране или за границей. Не нравится результат — для начала измените стандарты.

Говорить же, что какое-то образование лучше или хуже другого, это непродуктивно. Разное образование служит достижению разных целей. Начните с них.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.