Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образование в России или за рубежом






М. Гаврилина

ЧТО НЕ ТАК В РАЗГОВОРАХ ОБ ОБРАЗОВАНИИ

Как что в стране не так, мы вспоминаем об образовании. И начинаем предъявлять к нему претензии, искать виноватых, менять... Забывая о том, что нынешние проблемы в образовании — результат действий и решений десяти-, пятнадцати-, двадцатилетней давности. Иначе никак. Образование — это стратегическая сфера жизни. То, что вам не нравится сегодня, может оказаться самым эффективным в будущем, то, что вам казалось идеальным в прошлом, оказывается прямой дорогой в тупик, который стал виден только сегодня. Слабое звено при обсуждении стратегических сфер — потребители-непрофессионалы, опирающиеся только на свой личный опыт и не видящие ни систему в целом, ни уж тем более не имеющие возможности увидеть систему систем.

Передо мной интервью известного человека, чья известность, к сожалению, вводит в заблуждение неискушенного читателя и придает вес словам, которые по сути ничего не весят. Но взбаламучивают родителей и общественность, начинающих суетиться, нервировать детей и мешать учителям. Мое мнение — это тоже мнение. Но все-таки я — так или иначе — внутри системы. Пять лет в школе учителем, десять — в сфере предвузовской подготовки, еще пять — в системе дополнительного профессионального образования в качестве бизнес-тренера, десять — опыт частного репетиторства. Я — пахарь. Тот самый, кто принимает на себя удары и снизу, и сверху. Но сбоку — я не согласна.

 

Источник повода — https://mel.fm/2016/08/08/arbatova.

 

Мы часто склонны идеализировать западное образование, считая, что процесс обучения поставлен там на принципиально другой уровень. Но писательница и телеведущая Мария Арбатова убеждена, что наше образование ничуть не хуже, притом что обходится в разы дешевле. Хотя и проблем никто не отменял: насилие, хамство, несовершенство образовательных программ. О том, как с ними бороться и чем была так хороша советская система образования, Арбатова рассказала корреспонденту «Мела» Софье Давыдовой.

ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ ИЛИ ЗА РУБЕЖОМ

Если навскидку сравнивать уровень образования моих сыновей-гуманитариев и их сверстников, окончивших западные вузы, сравнение, безусловно, в нашу пользу.

Если навскидку сравнивать уровень образования моих детей-гуманитариев, окончивших МГУКИ, и многих их сверстников, окончивших тот же вуз или вузы неизвестного квалификационного уровня, то сравнение будет, безусловно, в пользу моих детей. И это было бы при любом раскладе. Просто они хотели учиться. Нет, не в МГУКИ. Так получилось. Но они использовали свой шанс перебраться из провинции в культурный центр страны по максимуму. Просто результат образования во многом зависит от того, кто и как учится. И в этом смысле западный вуз не лучше и не хуже российского.



Но в очередных мировых рейтингах вузов выясняется, что мы где-то в самом конце туннеля, а американцы — в самом начале.

Что касается рейтингов, то всегда нужно выяснять, кто и как их составлял, по каким критериям оценивался вуз, кто и как их оценивал и так далее. Это очевидно. Если, например, заложить критерий цветовой насыщенности в оценку живописных работ, то вряд ли картины Рафаэля займут первое место. Так что к рейтингам нужно относиться спокойно. А если они важны для удовлетворения тщеславия или имеют политическое и коммерческое значение, то нужно либо свои рейтинги организовывать, либо играть по правилам, которые придумали авторы игры. Со своим уставом в чужой монастырь приходить, конечно, можно, но стоит ли?

При этом все знают, что рейтинги дорогих вузов завышены потому, что они составляют очень большую часть американской экономики.

Раз все это знают, так тем более чего переживать. Каждый сам обманываться рад.

Люди берут бешеные кредиты на обучение, потом не находят работы, и самые неудачливые выплачивают эти кредиты до пенсии, поддерживая банковскую систему.

Брать или не брать кредит — это дело того, кому нужны деньги. Это личный выбор, личная ответственность. У нас даже не на образование люди берут бешеные кредиты, с которыми потом не могут справиться. Кто их подвигал на это? Только собственная глупость, неумение формировать личный бюджет, неспособность проанализировать рекламную, финансовую и юридическую информацию. Кто виноват в этом?

Если вы, получив образование, не смогли найти работу, то либо вы получили не то образование, либо ищете не ту работу. Опять же — кто в этом виноват? Может, образование нужно было получать другое — другую специальность, в другом вузе... А может, вообще надо было колледж заканчивать и начинать с рабочей профессии, а с высшим образованием подождать, чтобы лучше понять, к чему душа лежит.

То, что самые неудачливые, выплачивают эти кредиты до пенсии, поддерживая банковскую систему, никак не связано ни с образованием, ни с банковской системой. Любой кредит может оказаться таковым, что вам придется выплачивать его до пенсии, если вы не справляетесь со своим бюджетом. Можно даже имущество потерять, если плохо сориентироваться в финансовом пространстве. При чем тут система образования? А если не хотите поддерживать банковскую систему, так не пользуйтесь услугами банков.

Но когда мы открываем статистику, то выясняем, что на международной олимпиаде победили то наши программисты, то наши молодые биологи, то наши молодые физики.

Если открыть статистику, то выясним, что на международных олимпиадах побеждают не только наши программисты, биологи и физики. Побеждают таланты. Побеждают те, рядом с кем нашлись честолюбивые взрослые, которые помогли детям добраться до этих олимпиад. Ведь это редкий шанс стать замеченным и расширить границы собственного мира. Ведь вопрос не в том, кто победил на олимпиаде, а что сталось с этим талантом дальше. А такой статистики уже нет.

Так что стоимость обучения в американских вузах дутая и неадекватная.

Стоимость обучения в наших вузах тоже порой вызывает вопросы.

По этой причине в последнее время наблюдается отток обучающихся европейцев в ту же Польшу, а исламских студентов — в Турцию.

Если речь идет о том, чтобы не переплачивать за хорошее образование, то почему же отток идет в Польшу и в Турцию, а не в Россию и Татарстан? Вряд ли дело в рейтингах. Если про рейтинги все всё знают и наше образование лучше, то текли бы к нам и к соседям. Только, подозреваю, дело не только в деньгах. Скорее, в перспективах...

Я против того, чтобы дети учились за границей, и вижу массу подтверждений этого среди знакомых, отправивших детей учиться подальше.

За или против обучения за границей — выбор каждой семьи. Среди моих знакомых тоже большой вопрос — учиться их детям в родном городе или все-таки попытаться поступить в столичный вуз или в узкоспециализированный с высокой репутацией. И большинство мамашек со слезами на глазах в ужасе делятся со мной будущими(!) переживаниями о том, что не будут видеть ребенка каждый день, слышать его голос и подавать ему еду из ложечки.

Дочь делилась впечатлениями о своих (таких же иногородних, как она) соседках по общежитию. Они, получая специальность культуролога, утром ходили на лекции, а после обеда возвращались в комнату и там сидели, расширяя свой кругозор с помощью компьютера и телевизора, каждые два часа перезваниваясь с мамами и бабушками и рассказывая, что сегодня ели и пили, что надевали и какая погода за окном. Тут хоть у нас, хоть за границей. Если человек не использует возможности, ему ничто не поможет.

Да и вообще, я считаю, что вуз должен быть максимально близко от дома — молодой человек ещё растёт, безумно устаёт. Он должен нормально питаться и высыпаться, что нереально ни в одном студенческом общежитии мира.

Вуз, максимально близкий от дома, удобен, безусловно. Но — родителям, особенно мамам. Молодой человек не просто растет, он должен расти. Причем социально. А тут мама: где был, почему так поздно, что ел, что пил, с кем спал? Человеку бы с собой разобраться самостоятельно, набить шишек, научиться свой день планировать и свои финансы... А тут мама — на тебе денежку, на тебе рефератик, на тебе чертежик, на тебе салфетку для сопелек и бумажку для попки...

Если растущий организм захочет выспаться, он выспится. Если сочтет, что ему в данный момент нужна мобилизация сил, то он мобилизуется. И выспится потом. Это ведь вопрос приоритетов и самоорганизации. Но выбор растущий человек должен учиться делать сам. Если он не научится делать это в мелочах, он и с глобальным выбором потом не справится. Мелочи — это ведь тренировка.

Поэтому я за то, чтоб мы улучшали собственное образование, приглашали иностранных преподавателей, а не отправляли туда учиться детей. При наличии интернета в мире уже нет ничего такого, чему нельзя было бы научиться в любой точке планеты.

Вот тут спорить не с чем! Улучшать образование — это всегда «да»! Только раз его надо улучшать, значит, оно не такое уж хорошее. Так откуда же берется «в нашу пользу»?

Приглашать иностранных преподавателей — тоже «да»! Значит, они все-таки лучше? Если наше образование такое хорошее, зачем же нам иностранные преподаватели? Мы сами с усами. Наши же в олимпиадах побеждают! А! Поняла: иностранные преподаватели должны сюда приезжать, чтобы перенимать опыт! Точно!

И детей «туда» не отправлять — ни-ни! А то не дай бог увидят другую жизнь, научатся чему-нибудь, а главное, увидят цивилизационную пропасть между странами с разным экономическим и историческим прошлым, увидят другие пути решения схожих проблем, увидят тупики, в направлении которых мы только двинулись, теряя время, вместо того, чтобы избегать этих тупиков. Не-а! Нужно держать детей в границах. Если талантливые, изобретут велосипед или даже колесо. Ничего, что это уже сделано. Пусть пройдут весь путь, нечего использовать то, что уже сделано и двигаться дальше. Нет! Только свое, родное, кровное!






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.