Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация искусственных покрытий. Выбор типа покрытий в зависимости от категорий улиц и дорог






Лекция 12 (2 часа)

 

Вопросы:

1. Классификация искусственных покрытий. Выбор типа покрытий в зависимости от категорий улиц и дорог.

2. Конструктивные особенности дорожных одежд (цементо-бетонные, асфальтобетонные, штучные покрытия).

3. Покрытия тротуаров, пешеходных дорожек и площадок для отдыха.

 

Литература:

1. Владимиров, В.В. Инженерная подготовка и благоустройство городских территорий [Текст] / Владимиров В.В., Давидянц Г.Н., Растор­гуев О.С., Шафран В.Л. — Москва: Архитектура-С, 2004. — 240 с.

2. Инженерная подготовка городских территорий [Электронный ресурс] / Учебно-образовательный портал. – Режим доступа: https://www.mylect.ru/stroitelstvo/672-planirovanie-gorodskih-territorii.html? start=3. – Загл. с экрана.

3. Ландшафтная архитектура и зеленое строительство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://landscape.totalarch.com/node/9. - Загл. с экрана.

4. Ланцберг, Ю.С. Руководство по проектированию городских улиц и дорог [Электронный ресурс]. / Ю.С. Ланцберг, Ю.А. Ставничий. – Москва: Стройиздат, 1980. – Режим доступа: https://nashaucheba.ru/v34383/ланцберг_ю.с., _ставничий_ю.а._ред._руководство_по_проектированию_городских_улиц_и_дорог. – Загл. с экрана.

5. СП 42.13330.2011. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1200084712. - Загл. с экрана.

 

 

Классификация искусственных покрытий. Выбор типа покрытий в зависимости от категорий улиц и дорог

Важный элемент благоустройства территорий — искусственные покрытия (одежды) дорог, улиц, тротуаров, пеше­ходных дорожек и различных площадок. Искусственные покрытия должны обла­дать достаточной прочностью, обеспечи­вающей их устойчивость под динамичес­кой и статической нагрузкой в различ­ные времена года в зависимости от их предназначения.

В многослойных конструкциях различают следующие элементы дорожной одежды:

1) Земляное полот­но, габариты которого должны соответ­ствовать характеру принятого конструк­тивного (типового) поперечного профи­ля улицы или дороги с учетом всех его элементов. Представ­ляет собой выемку (дорожное корыто) для укладки в нем искусственных мате­риалов, составляющих дорожную одеж­ду. Для городских улиц и дорог с закры­той сетью водоотвода земляное полотно охватывает ширину всех элементов с ис­кусственным покрытием (проезжая часть, тротуары, центральная раздели­тельная полоса и пути трамвая). На до­рогах с открытой системой водоотвода (кюветами) ширина земляного полотна устраивается на ширину проез­жей части и обочин, а на внутри-микрорайонных проездах без тротуаров ее ши­рина увеличивается на 0, 5 м с двух сто­рон проезда. Глубина корыта зависит от толщины дорожной одежды. Земляное полотно должно быть прочным и устойчивым к действию нагрузок и природных факторов; дол­жно возвышаться над уровнем грунтовых вод и горизонтом вод длительного сто­яния (поэтому их ус­траивают в насыпи либо понижают уро­вень грунтовых вод путем дренирований). Дну корыта земляного полотна при­дают продольные и поперечные уклоны, соответствующие проекту вертикальной планировки улиц, дорог и проездов, затем его уплотняют с помощью катков.

2) По уплотненному дну корыта укла­дывают подстилающий слой, который выполняет дренирующие и термоизолирующие функции, а также уменьшает удельную нагрузку, передаваемую через покрытие на грунт, создает водно-тепловой режим в грунте земля­ного полотна и обеспечивает его устойчи­вость при изменяющихся температурно-­влажностных условиях. Для устройства дренирующих слоев при­меняют песок, гравий и другие материа­лы с коэффициентом фильтрации не ме­нее 3 м/сут. Воду из дренирующего слоя обычно отводят в водосточную сеть с по­мощью дренажей мелкого заложения. Подстилающий слой укрепляют путем обработки его в верхней части вяжущи­ми материалами. Толщину под­стилающего слоя назначают в зависимо­сти от типа грунта земляного полотна, климатических зон и условий увлажне­ния. Она может быть от 10 до 50 см.

3) Основание – главная несущая прочная часть одежды, обеспечивающая совместно перераспределение и снижение давления на расположенные ниже слои. Слои основания устраивают из материалов менее прочных, чем вышележащие, но из достаточно морозо- и водостойких материалов. Основание определяет степень прочности и долговечности одежды.

4) Покрытие - верхняя часть одежды, воспринимающая усилия от пешеходов и автомобилей и подвергающаяся непосредственному воздействию атмосферных факторов. Покрытие должно быть прочным, ровным, шероховатым, противостоять пластическим деформациям при высоких положительных температурах, соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и экономически эффективными (рис. 1).

 

Рисунок 1 – Элементы дорожной одежды

Дорожные одежды под­разделяются в основном по типам по­крытий в зависимости от категории улиц и дорог и бывают: простейшие; переходные; и усовершенствованные (облегченные и капитальные) (табл. 1)

Таблица 1 - Типы покрытий и конструкций проезжей части.

Категория улиц и дорог Тип покрытия и конструкции проезжей части
Скоростные дороги, магистральные улицы общегородского значения, дороги грузового движения.   Магистральные улицы районного значения     Улицы и дороги местного назначения; промышленных и складских районов жилые улицы и проезды поселковые улицы и дороги Усовершенствованные капитальные (цементно-бетонные и железобетонные, асфальтобетонные на прочных основаниях, мозаиковые мостовые на бетонных и каменных основаниях, брусчатые мостовые на основаниях, укрепленных вяжущими материалами) Усовершенствованные капитальные; усовершенствованные облегченные (из битумо-минеральных смесей или холодного асфальтобетона на основаниях из щебня и шлака, на грунтовых основаниях, укрепленных вяжущими материалами; щебеночные и гравийные, брусчатые мостовые на песчаном основании   Усовершенствованные капитальные или облегченные; переходные (укрепленные вяжущими грунты, щебеночные, гравийные и шлаковые с поверхностной обработкой вяжущими материалами, грунтощебеночные и грунтогравийные, обработанные вяжущими материалами, мостовые из булыжного и колотого камня). Усовершенствованные облегченные или переходные облегченные (гравийные, щебеночные, шлаковые, грунтовые, улучшенные местными минеральными материалами)

Выбор конструкции одежды проез­жей части производят в соответствии с данными технико-экономических расче­тов, проверки на прочность, морозоус­тойчивость, а для климатических райо­нов 1А, 1Б и 1Г — данными теплотехни­ческих расчетов.

Устройство покрытий с повышенным коэффициентом сцепления предусматривается на скоростных дорогах, магистральных улицах общегородского значения, мостах и путепроводах независимо от плана и профиля, на продольных уклонах свыше 30 о/оо; на горизонтальных кривых минимальных радиусов и на подходах к ним на расстоянии видимости; на остановочных пунктах общественного транспорта и на подходах к ним; на левоповоротных съездах пересечений в разных уровнях; на участках с ограниченной видимостью.

Конструктивные схемы одежды проезжих частей и тротуаров приведены на рис. 2.

Рисунок 2 - Конструктивные схемы дорожных одежд различных типов 1 — покрытие из монолитного бетона или железобетонных плит; 2 — подстилающий слой; 3 -асфальтобетонное покрытие; 4 — цементобетон или укрепленные вяжущими материалами щебень и гравий; 5 — брусчатка или мозаика; 6 - песчаная прослойка; 7 — укрепленные вяжущими материалами щебень или гравий; 8 —битумоминеральная смесь или холодный асфальтобетон; 9 — щебень, шлак или укрепленные вяжущими грунтовые смеси; 10 — обработанные вяжущими материалами щебень или гравий; 11 — щебень, гравий, шлак, грунтощебенъ или грунт, укрепленные вяжущими материалами; 12 — брусчатая мостовая; 13 — песок; 14 — асфальтогрунтовая смесь; 15 — защитный слой из битумоминерального материала; 16 — щебень, гравий, шлак, грунт или грунтощебенъ, укрепленные вяжущими материалами; 17 — грунт, обработанный вяжущими материалами; 18- бумажный камень; 19 — грунт с минеральными добавками.


-вопросы-






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.