Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Позднеантичный идеал мудреца: эпикуреизм и стоицизм






Социальная этика Платона и Аристотеля уступает место индивидуальной этике эпикурейцев и стоиков. Если Платон и Аристотель главное средство нравственного совершенствования индивида видели в его включенности в общественное целое, то теперь, напротив, философы считают условием добродетельной и счастливой жизни освобождение человека от власти внешнего мира, и, прежде всего, от политической сферы. Такова, в частности, установка Эпикура и его последователей — эпикурейцев и стоиков: Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия.

Эпикурейцы и стоики возрождают субъективистско-антропологическую традицию, берущую свое начало в философии софистов и Сократа. Для них философия — это учение о мудрости. Мудрость же, для представителей этих школ, не столько идеал знания, сколько нравственный образ жизни. Однако одинаковый подход в понимании предназ- начения философии в эпикурействе и стоицизме не озна- чает отсутствие различий в решении конкретных проблем. Философско-этическая система Эпикура направлена на обоснование идеи о возможности и необходимости дости- жения индивидом счастливой жизни. Для того чтобы стать счастливым, человек должен побороть страх перед бога- ми, страх перед смертью, быть уверенным в возможности поступать в соответствии со своими желаниями. Эпикур признает вечность и неизбежность бытия. Вселенная всегда будет таковой, какова она есть, поскольку нет ничего, что могло вторгнуться в нее и произвести изменения. Конкретное же учение об устройстве бытия Эпи- кур развивает на основе демокритовского атомизма. Ос- новными слагаемыми бытия у Эпикура, также как и у Демокрита, являются атомы и пустота. Однако Эпикур вно- сит в атомистику одно существенное новшество — идею о том, что при образовании вещей атомы движутся не по за- данной траектории, а как бы случайно, в сторону от пря- мой линии.

Признание случайности в учении Эпикура направлено против идеи господства в человеческой судьбе Рока, идеи предопределения всего устройства жизни Вселен- ной. Оно имело цель освободить людей от чувства обреченности и привести к одному из важнейших понятий его этики — понятию свободы. На достижение этих же целей ориентирована и его трактовка религии. Признавая существование богов, Эпикур отрицал их влияние на жизнь людей. Боги, по учению Эпикура, живут в Межировых про- странствах (интермундиях) и совершенно не интересуются жизнью природы и делами людей. Человек, с точки зрения Эпикура, это, прежде всего, телесное чувственное существо. И всякое благо, и зло в жизни человека проистекает от его способности управлять своими ощущениями. Высшим благом для человека Эпикур считал достижение им блаженства, наслаждения. Добродетель нужна не сама по себе, а только потому, что она способствует достижению блаженства. Однако не следует упрощенно представлять эпикурейство как учение, благословляющее удовлетворение низменных инстинктов человека. Эпикур разделяет желания человека на естественные и необходимые. Желание пищи естественно и необходимо. Естественные и необходимые желания нужно удовлетворять, от суетных желаний надо избавляться, ибо они могут вызвать смятение и беспокойство. Естественные и необходимые желания надо удовлетворять умеренно, ибо удовольствие имеет свой предел.

Действительно длительными и прочными, с точки зрения Эпикура, могут быть только духовные наслаждения и блага. Высшая форма блаженства, по Эпикуру, — это состояние полного душевного покоя, невозмутимости, отрешенности от всех проблем этого мира — атараксия.

Несколько иное решение «мудрой жизни» предлага- ет стоицизм. Он также подчеркивает практическую нрав- ственную направленность философии, призванную, по их мнению, научить человека жить «сообразно природе». Стоицизм исходит из представле- ния о предопределенности всего существующего. Все со- бытия, происходящие в природе и обществе, подчинены строжайшей закономерности, которая выступает как не- отвратимая необходимость. Все в мире жестко детермини- ровано. Бог также подчинен необходимости, точнее, он есть сама необходимость. Таким образом, мировоззрению сто- иков присущ глубокий фатализм: Человек ничего не мо- жет изменить в порядке вещей.

Поступать разумно — та- ков главный принцип этики стоицизма. Стоики призывают людей не верить сказкам о загроб- ной, потусторонней жизни, в которой человека якобы ждут прекращение страдания и приобретение счастья.

Самое главное, чтобы человек вы- работал свое отношение к смерти как к чему-то неизбежно- му и безропотно ждал смерти как простого разложения тех элементов, из которых он состоит

Человек должен правильно сориентировать себя, закалить свою волю так, чтобы напря- жение души противопоставить потоку событий.

Однако человек находится в зависимости не только от внешних вещей и явлений, на него оказывают свое нега- тивное воздействие и психологические переживания — страсти: страх, печаль, вожделения, удовольствия. Ради полной свободы человек, по учению стоиков, должен иско- ренить в себе страсти.

Человек, по мнению стоиков, постоянно стремится стать свободным. Но от него зависит только духовная свобо- да. Остальное не в его власти и не в его силах.

Истинная свобода заключается лишь во внутренней, духовной независимости человека и, чтобы обрести такую свободу, человек не дол- жен желать того, что не находится в его власти, в том числе и не должен требовать изменения сложившегося порядка вещей.

Если нас постигнет несчастье, бедность, мы должны употребить усилия, чтобы освободиться от них.

Этические идеи эпикурейцев и стоицизма оказывали ог- ромное влияние на дальнейшее развитие философской мыс- ли Стоический идеал мудреца, как духовно свободного чело- века, безропотно сносящего удары судьбы, сдерживающего свои страсти и привыкшие к страданиям, способного к любви и всепрощению, был полностью воспринят христианством.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.