Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В. Генетические классификации мышления.






1) наглядно-действ (через практическое действие с объектом),

2) наглядно-образн (с помощью образных представлений),

3) словесно-логич (с помощью логических понятий и знаков)

23. Развит мышлен в онтогенезе: сравнит анализ эмпирич хар-к допонятийн и понятийн мышл (по Л.М. Веккеру).

Мышл – высший псих процесс обобщенного и опосред отраж действит в ходе ее анализа и синт при обязат участ языка (речи).

В онтогенезе мышл развив по пути все большей генерализац признаков и объединен их в более крупные классы.

Допонятийн мышл:

1). Наглядно-действ – целенаправ планируемо, подкреплено различного рода мотивами, облад собственной стр-рой. В онтогенезе преоблад у ребенка до 2-3 лет.

2). Наглядно-образн – появл в 2-3 года и доминир до 6-7 лет. При допонятийном мышлен оперирован понятиями носит случайный неосознанный хар-ер и основу сост непосредств и конкретн отражение действит.

3). Понятийн мышл появл с 6-7 лет, основн ед – понятие, в кот отраж общие и max существенные св-ва, признаки предм и явл. Всегда осознанное и вербализованное мышление.

Веккер дает следующий попарный сравнительный перечень основных эмпирических характеристик «водораздела» между допонятийным и понятийным мышлением.

1. Эгоцентризм (допонят) в паре с интеллектуальной децентрацией (понят). Интел децентр осущ за счет преобраз координат, позволяющ выйти за пределы инд эгоцентрич сис

2. отсутствие адекватной согласованности объема и содержания (допонят), выраж демонстративн ошибками в содерж операндов мысли и в неадекватн оперир их объемом, что обусл неправ применен кванторов общности и существ — «все», «некоторые», «ни один», «не все» и т.п.

3. трансдуктивное мышл (допонят) состоит в оперир единичными случаями.

4. «синкретизм» -осмысливан предмета по одной несуществ его части

5. соотнош инвариантн и вариативн компонентов: неадекватное (допонят) адекватное (понят)

6. обратимости операций: необратимы (допонят) обратимы (понят)

7. чувствит к переносному смыслу и противоречиям: нет (допонят) есть (понят)

24. Понятия эгоцентризм и децентрация в стадиальной концепции интеллекта Жана Пиаже.

4 стадии разв интеллекта:

-стадия сенсомоторн интеллекта (0 - 2 года) - реб переходит к пониман того, что мир состоит из объектов и сам он - объект среди других.

-дооперационное мышление (2 - 7, 8 лет)

-период конкретных операций (7, 8 - 11, 12 лет) – на стадии 2 и 3 ребенок постигает объективн отнош м\у вещами и строит межличностн отнош в форме кооперации.

-период формальн операций (от 12 и развивается на протяжении всей жизни).

Эгоцентризм св-во допонятийн мышл, примат субъективного отнош к миру над его объективн пониман, доступным лишь социализир, логичному мышл. Эгоцентризм – то, что отделяет мышл ребенка от мышл взрослого. При этом социализация для Пиаже – единств основа разв псих ф-ий и понимается им как накладываемая извне на изначально эгоцентрич интел.

Децентрация – событие с разных точек зрения.

3 уровня, на которых осуществляется децентрация:

1) на ур сенсомоторн интел (к 1, 6-2 годам) – пониман, что мир состоит из объектов и он сам объект среди других, существующ независ от него в пространстве и времени,

2) дооперациональн стадия – недостаток различий м\у собственной и другой точкой зрения. К 7-8 годам реб постигает объективн отнош м\у вещами и строит межличност отнош в форме кооперации,

3) 11-14 лет – ребенок из абстрактного реформатора общества превращается в деятеля.

25. Стад формир понятия (по Л.С. Выготскому). Методы исслед и диагност понятийн мышл.

Понятийн мышл – ведущий вид мышл, хар-ся использ понятий, логич конструкций, кот существуют на базе языка и языковых средств. Понятийное мышл – осознанное вербальное мышл.Формируется в 6-7 лет.

стадии развития понятий: 1. Стад синкретического мышлен. Дети, находящиеся на этой стад, не справляются с решен задачи по формир понятий, и вместо поиска существ признаков понятия подбирают предметы на случайной осн. 2. Стадия комплексного мышлен. Предметы на данной стадии объед-ся детьми в гр на осн общих для них, объективн призн. Однако эти призн явл случайными, несуществ для сравнив предметов. 3. Стадия псевдопонятий. На этой стадии дети действ, казалось бы, правильно, подбирая предметы по их существ призн. Создается впечатление, что они понимают, что означает соответствующ понятие. Однако в этих опред не выделяются существ признаки соответств предметов. 4. Стадия настоящих понятий. На данной стад дети не только правильно действуют, но и дают верные словесн опред понят, выделяя в них наиб общие и существ призн соответств предм.

Методы исследования понятийн мышл связ и исслед вербальн форм мышл.

«Сравнен понятий» (существ признаки) - подсчитыв кол-во правильно указанных призн в соотв с групповой лингвистич нормой.

«Исключение лишнего», «Аналогии» - в этих методиках опред-ся умение испыт выделять существ признаки, сравнивать их м\у собой, исключать неподходящие, обобщать и классифицировать. Снижен и искажен ур обобщен явл одним из самых показат признаков при диагностике мыш.

Методика Выготского – Сахарова: исслед мышл, способн формир понят. Материал – набор объемных фигур, отличающихся др. от др. формой, цветом и величиной. На нижней поверхн объектов нанесены условн обозначен в виде бессмысленных искусств слогов (биг, цев, гур, лаг). Фигурам с одинак надписью присущи опред признаки. Задача – обобщить признаки по группам. Выготский диагностир нарушен процессов обобщен не только при явных расстройствах мышл, но и когда в обычной жизни трудно заметить наруш понятийн мышл. Стандартизации методики нет. Методика ориентирована на качеств анализ особ мышл.

Психофизиологические методы: ЭКГ, СС, температура.

26. Отнош мышл и речи. Роль внутр речи в процессе мышл (по А.Н. Соколову). Методы исслед внутр речи.

При переходе из внешн во внутр эгоцентрич речь постепенно исчезает. Выготский считал, что убыван внешн проявлен эгоцентрич речи = усиление абстракции мысли от звуковой стороны речи.

Ф-ии внутр речи:

1) Логич переработка сенсорн данных, их осознание и понимание

2) самоинструкции при выполнении произвольных действий

3) самоанализ и самооценка своих поступков и переживаний

Типы внутренней речи:

-Речь, как ср-во мышл; использует специфич стр-ру (коды образов и схем), осознается частично

-Внутр программир – формир и закреплен в специфич единицах замысла речевого высказ; осознается частично

-«Речь про себя» - внутр говорение, завершающее звено внутр речи как процесса перехода от мысли к слову; представляет направленн сознания на самый акт объективации мысли в слове, т.е. это осознанный процесс.

Основные характеристики внутренней речи:

-беззвучность

-свернутость, сокращенность по сравнению с внешней речью

-вторичность, производность от внешней речи

-процессуальность и изменение внутренней речи в зависимости от готовности ее перехода в речь внешнюю

Методы исследования внутренней речи:

1. принудит вербализац и одноврем выполнен мыслит операций – использречевых помех

2. электромиографические исслед

3. механич задержка артикуляции (зажимание языка зубами)

электроэнцифалограмма

27. Язык и речь: виды речи и ее функции

Речь - сложившаяся в процессе материальн преобразующ деят людей форма общен, опосредованная языком.

Речь - усилитель всех псих сил чела: познават процессов, чувств, волевых процессов.

Язык - сис знаков любой физич природы, служащая ср-вом чел общения, мыслит деят, способом выраж самосознан личности, передача от поколения к поколению и хранение инфо. Язык сущ и реализ через речь как звуко-словесное общение. Речь не исчерпывает природы языка.

Специфика речи: 1) способств разв других псих процессов, 2) сквозной процесс только у чела для осознанной психики 3) не интерперсональный, а межиндивидуальный хар-ер, 4) это не просто процесс, это деят.

Функции речи: анализирующая, планирующая, интеллектуальная, коммуникативная, регулирующая.

Классификация речи (по Л.С.Выготскому)

эгоцентрическая - речь, обращ к самому себе, регулирующ и контролир практич деят ребенка. Внутр речь - это различн виды использ языка вне процесса реальной коммуник. В онтогенезе внутр речь формир в процессе интериоризации внешн речи. Есть 3 типа внутр речи: а) «речь про себя»- внутр проговаривание, б) собственно речь - как средство мышлен, использующая специфич стр-ру (коды образов и схем), в) внутренне программирование - формир и закреплен в специфич единицах замысла речевого высказ. Внешн речь -вербальн общен при пом языковых ср-в, восприним на слух. Бывает: устная (монологич и диалогич речь) и письменная.

Виды речи: 1. устная и письменная 2. внешняя и внутренняя 3. монологическая и диалогическая 4. грамотная и неграмотная 5. выразительная и монотонная 6. быстрая и замедленная 7. активная (говорение, письмо) и пассивная (чтение, слушание)

Основные функции: 1. Экспрессивная 2. Сигнификативная 3. Интеллектуальна (как инструмент мышления) 4. Коммуникативн

Важно отличать язык от речи. Язык - это сист условных символов, с пом кот передаются сочетан звуков, имеющие для людей опред значения и смысл. Речь же - это совокупн произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.

 

28. Эмоции: их физиологич мех-мы и псих ф-ии. Псих теории эмоций.

Эмоции – непосредственное отражение отнош.ч-ка к миру, к тому что он испытывает и делает составляет сферу эмоций. Различные виды эмоц. проявлений(в широком смысле): 1. эмоции – ситуативны (предмет все же присутствует), чувства – предметны, 2.эмоц. тон – не уст., чувства – устойчивые, 3. эмоц.состояние – настроение.

Физиолог мех-мы: ЧСС, КГР и др. Вегетативн.н.с.: вегетативная нервная система усливает или ослабляет функцию специфически работающих органов. Симпатический осуществляет усиление окислительных процессов, потребление питательных веществ, усиление дыхания, учащение деятельности сердца, увеличение поступления кислорода к мышцам. Парасимпатическй отдел охраняющая: сужение зрачка при сильном свете, торможение сердечной деятельности, опорожнение полостных органов.

ВНС-Автономная н.с. так назыв.т.к. ч-к не может ей управлять полностью, только иногда и частично (йоги).Гумморальная регуляция: эндорфины, адренал(норадреналин), глюкоза.

Y Функции: Вильнюнас: 1) отражение (эмоц.переживаение-ф-ция субъект.отражен.ч-ка того смфсла, который имеет для него объект/ситуация), смысл: биологический или личностный; 2) регуляция (активация энергетической роли.)Связывая эм.переживание и мотивацию осознаем эмоции.

Т.эмоций. Вундт «измерение эмоции». Выделил св-ва простых чувств. Джеймс-Ланге: эмоц.переживание возникаетв ответ на физиолог.изменен.происходя.в организме ч-ка (измен.в мышцах-эмоция «грустим потому что плачем»). У.Кеннона, утилитарная т.: «событие» и параллельно происходит и «переживание эмоц». и «физиологические изменения». Когнитивные т.: 1.Шахтер – 2-хфакторн.т.эмоций (физ.комп.+собственн.интерпретация) Эксперимент: впрыскивание адреналина(физ.р-ра), с андреналином яростнее обсуждали тему. 2. Магда Арнольд – оценка события происходит интуитивно. 3. когнитивно-феноменологическая т. Лазаруса: 2 типа оценки 1)значимо ли? 2)есть ли ресурсы? Итог оценки 1+2 – эмоц.переживание. Коппинг реакции изменяют 1 и 2 оценки.

29. Классификация эмоций. Эмоции и чувства.

С точки зрения эмоциональных отношений, эмоции и чувства делятся на положительные (удовольствие, уверенность) и отрицательные (горе, тревога). Есть и амбивалентные (двойственные) чувства, когда одно и то же явление вызывает у человека одновременно и удовлетворение и неудовлетворение.

Классификация по знаку: Положительные, отрицательные

Основные виды эмоций (классификация по силе и деятельности проявлений):

Аффект – стремит бурно развивающ эмоц процесс взрывного хар-ра, кот при опред обстоят может дать разрядку в действ. Главнф-ция – следообразование.

Страсть – сильное, стойкое, длительное чувство, кот, пустив корни в челе, захватывает его, владеет им.

Собственно эмоции – более длит, чем аффекты. Р-я не только на событ свершившиеся, но и на вероятн. В отличие от аффектов могут слабо проявл.

Настроен – общеэмоц сост в течен длит врем. Окрашивает, придает эмоц тон. В отл от эмоций и чувств настроен не предметно, а личностно. Оно не ситуативно, а растянуто во врем.

Чувства - еще более, чем эмоции, устойчивые псих сост, имеющие четко выраж предметный хар-ер: они выражают устойчивое отнош к каким-либо объектам (реальн или воображ). Чув-ва транситуативны, одно и тоже чув-во может проявляться в разных эмоциях.

Стресс – эмоц сост, кот возник в необычно трудной ситу и переживаются с большой внутр напряженностью, тревожностью.

В завис от направленности выделяют следующие виды чувств:

моральные (переживан челом его отнош к другим людям),

интеллектуальн (чувства, связ с познавательной деятельностью),

эстетические (чувства красоты при восприятии искусства, явлений природы),

праксические (чувства, связанные с деятельностью человека).

Классификация П. Экмана: универсальные эмоции: радость, удивление, горе, гнев, страх, отвращение - распознаются по мимике представителями разных культур.

По критерию мобилизации ресурсов организма: - стенические (вызывают прилив энергии); - астенические.

Плутчик (связывает эмоции с адаптивной деятельностью человека): - Принятие (при поглощении воды и пищи). - Неприятие (при устранении, выделении, рвоте). - Гнев (при устранении препятствий на пути удовлетворения потребностей). - Страх (при защите, в ответ на боль или угрозу). - Радость (при воспроизведении потомства). - Горе (после лишения объекта, приносившего удовлетворение). - Испуг (при контакте с новым и потенциально-опасным). - Ожидание, любопытство (при исследовании в новой среде) Это первичные эмоции, но путем их соединения можно получить вторичные и троичные. Например, Любовь = радость + принятие.

К. Изард. Различает 10 фундаментальных эмоций, выделенных на основе комплексного критерия, охватывающего их нервный субстрат, экспрессию и субъективное качество. Фундаментальной считал радость. В жизни конкретного человека фундаментальные эмоции присутствуют в неких комплексах, выступающих как устойчивая характеристика человека, тип его эмоциональности. Интерес, волнение. Радость. Удивление. Горе, страдание. Гнев. Отвращение. Презрение. Страх. Стыд. Вина.

По степени осознанности: поддающиеся сознательному контролю и не поддающиеся.

 

30. Способы управления эмоциями. Защитные механизмы и совладаюшсе поведение.

Классический психоанализ ввел понятие психологической защиты (1894г.). Защитные механизмы – это психологические стратегии, с помощью которых люди избегают или снижают интенсивность таких негативных состояний, как конфликт, фрустрация, тревога, стресс. Защитные механизмы предполагают искажение реальности и не осознаются.

10 видов защитных механизмов:

Вытеснение Подавление
Отрицание Проекция
Смещение Регрессия
Идентификация Компенсация
Рационализация Изоляция
Реактивное образование Отмена
Сублимация – энергия переводится в соц. прием. русло.

Копинг (Лазарус)-способ взаимод. с трудной ситуацией в соответствии с её собственной логикой, значимой в жизни человека и его псих. возможностями. 1962 год вел Мерфи. Коппинг – приспособление к действительности, целенаправленное, во многом осознаваемое поведение, в случае защиты – здесь и сейчас снять напряжение, «отношение к помощи». Стресс рассматривается как результат между требованиями, которые предъявляются к человеку ситуацией и ресурсами, которые у него есть. Стресс бывает не только внешний, но и внутренний.

 

 

Коппинговая реакция, 2 типа(Лазарус, Фолкман, 1998 г):

-ориентированный на проблему (действия, помагающие решить трудность, 11 копинг.действий)

- ориентированный на эмоцию (действия, помагающие снять эмоциональное напряжение, 62 копинг.действий). Управление эмоциями: ( «понятие эмоц.комп.» Саловей: знание своих эмоций, управление эмоц., мотивирование себя, распозн.эм.др.людей, поддерж.отношений) )

Аффе́ кт-сильное, быстро возникающее и бурно протекающее психическое состояние, характеризующееся сильным и глубоким переживанием, ярким внешним проявлением, сужением сознания и снижением самоконтроля.Аффект(психология) -эмоциональный процесс, характеризующийся кратковременностью, интенсивностью и выраженными физиологическими проявлениями.Аффект(психиатрия) -настроение (как во внешнем выражении так и во внутреннем восприятии), а также степень выраженности эмоций, либо эмоциональный процесс в целом.Аффект(уголовное право)-кратковременное эмоциональное состояние человека, обычно вызванное травмирующими переживаниями, в котором он считается невменяемым или ограниченно вменяемым.

31. Психические состояния и их классификация

Психическое состояние- это целостное проявление психики человека, отражающее ее функциональные возможности в конкретный период времени и реализующие ряд функций уравновешивания человека как организма и личности с внешней и внутренней средой

Псих состояние человека проявляется в 2-ух вариантах:

1)в варианте индивидуального состояния (индивидуализировано)

2) массового состояния (эффект группы)

К психическим состояния относятся:

1.проявления чувств (настроения, аффекты, эйфория, тревога, фрустрация и др.),

2.внимания (сосредоточенность, рассеянность),

3.воли (решительность, растерянность, собранность),

4.мышления (сомнения),

5.воображения (грезы) и т. д.

Особенности П.С.: целостность(охват всей психики), подвижность(начало, динамика и конец), устойчивость, многообразность.

Психические состояния человека можно классифицировать по таким основаниям:

1) в зависимости от роли личности и ситуации в возникновении психических состояний — личностные и ситуативные;

2) в зависимости от доминирующих (ведущих) компонентов (если таковые явно выступают) — интеллектуальные, волевые, эмоциональные и т. д.;

3) в зависимости от степени глубины — состояния (более или менее) глубокие, либо поверхностные;

4) в зависимости от времени протекания — кратковременные, затяжные, длительные и т.д.

5) в зависимости от влияния на личность — положительные и отрицательные, стенические, повышающие жизнедеятельность, и астенические;

6) в зависимости от степени осознанности — состояния более или менее осознанные;

7) в зависимости от причин, их вызывающих;

8) в зависимости от степени адекватности вызвавшей их объективной обстановки.

32. Диагностические и прогностические возможности интеллектуального тестирования

В рамках тестологической парадигмы складываются две прямо противоположные по своим конечным теоретическим результатам линии трактовки природы интеллекта:

- одна связана с признанием общего фактора интеллекта, в той или иной степени представленного на всех уровнях интеллектуального функционирования (К. Спирмен), тест:

1." Прогрессивные матрицы" Равена,

2.обнаружение закономерности в последовательности цифр или фигур,

3.вербальные аналогии (задачи на установление сходства двух понятий),

4.угадывание содержания картинок, классификация фигур, понимание текста и т.п.

- другая – с отрицанием какого-либо общего начала интеллектуальной деятельности и утверждением существования множества независимых интеллектуальных способностей (Л. Терстоун).

Идея общего интеллекта трансформировалась в представление о возможности оценки уровня общего интеллекта на основе суммирования результатов выполнения некоторого множества тестов. Появились интеллектуальные шкалы, включающие набор вербальных и невербальных субтестов (например, интеллектуальная шкала Векслера для взрослых включала 11 субтестов, интеллектуальная шкала Амтхауэра - 9 субтестов).

Противоречия:

1.низкая надежность (интеллект приравнивается к способности к обучению)

2.интелл.тесты чувствительны к уровню социализации чел-ка

3.в оценках IQ представлены псих.св-ва чел-ка (например тревожность)

И т.д.

 

 

33. Понятие креативности. Дивергентное и конвергентное мышление

Концепция креативности как универсальной творческой способности была введена в науку Дж. Гилфордом. М.А.Холодная: Креативность – способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности. В узком значении слова – дивергентное мышление, которое отличается разнонаправленностью и вариативностью поиска разных, в равной мере правильных решений относительно одной и той же ситуации. В широком смысле – креативность = творческие интеллектуальные способности (например, способность привносить нечто новое в опыт и т.д.) Критерии креативн.: беглость, оригин-ть, восприим-ть, метафоричность.

Конвергентное мышление – характеризует адаптивные возможности индивидуального интеллекта с точки зрения успешности индивидуального интеллектуального поведения в регламентированных условиях деятельности (показатели эффективности процесса переработки информации, в показателях правильности и скорости нахождения единственно возможного ответа в соответствии с требованиями заданной ситуации). Конвергентное мышление (способности) представлено 3 свойствами интеллекта: 1.уровневые св-ва(уровень развития познав.ф-ции, диагносцируется интеллектуальной шкалой Векслера).2.комбинаторные(способн.к выявлению разных связей, отношений).3. процессуальные свойства – характеризуют элементарные процессы переработки информации, операции, приемы и стратегии интеллектуальной деятельности.

34. Воля как высший уровень психической регуляции. Основные теории воли.

Воля–сознаваемая способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая пи этом внутренние препятствия (т.е. свои непосредственные желания и стремления). Многообразие подходов: 1. Мотивационный подход означает, что воля, так или иначе, объясняется с помощью категорий психологии мотивации. В свою очередь он делится на: 1) теории, которые понимают волю как сверхчеловеческую, мировую силу (Гартман, Шопергауэр, Челпанов), 2) теории, рассматривающие волю как начальный момент мотивации действия(Гоббс, Рибо, Левин), 3) теории, понимающие волю как способность преодолевать препятствия(Узнадзе, Выготский). Достоинство: исследование воли как самостоятельного психического феномена, недостатки: объяснение механизмов возникновения воли не имело определенного источника: исходили то из телеологических интерпретаций, то из естественно-научных, то из причинно-следственных.

Челпанов: выделял стремление, желание и усилие; позднее стал связывать волю с борьбой мотивов.

Левин: волевое и полевое (определяющееся ситуацией) поведение.

Узнадзе соотносит формирование воли с деятельностью, которая направлена на создание независимых от актуальных потребностей человека ценностей. Удовлетворение актуальной потребности происходит с помощью импульсивного поведения. Другой вид – волевое поведение. Волевое поведение отличается, по Узнадзе, от импульсивного тем, что оно имеет предшествующий акту принятия решения период. Поведение становится волевым только благодаря мотиву, который так видоизменяет поведение, что последнее становится приемлемым для субъекта.

Выготский рассматривает преодоление препятствий как один из признаков воли. В качестве механизма усиления побуждения к действию он определяет операцию введения вспомогательного мотива (средства)

2. Подход свободного выбора состоит в соотношении волевых процессов с проблемой осуществления выбора, с ситуацией, в которой оказывается любой человек (Кант, Джемс, Рубинштейн).Рубинштейн различает волю в широком и специфическом смыслах слова. В первом случае – это сознательные, целенаправленные действия, включающие в себя целеустремлённость и регулирование хода действия в соответствии с целью. Во втором случае волевое действие совершается в условиях конфликта между желанной целью и нежелательными последствиями или трудностями.

3. Регуляционный подход соотносит волю не с определенными содержаниями, а с функцией осуществлять контроль, управление и саморегуляцию (Басов, Левин).

35. Уровни построения движений по Бернштейну. Схема управления движениями по Бернштейну, акцептор действия по Анохнину..

Бернштейн А.Н. опроверг принцип рефлекторной дуги и заменил его принципом рефлекторного кольца. Он пришел к выводу, что результат любого сложного движения зависит не только от собственно управляемых сигналов, но и от целого дополнительных факторов: исходное состояние мышц, инерционные силы. Они вносят отклонения в запланированный ход движения, сами же не поддаются предварительному учету. В результате окончательная цель движения может быть достигнута, только если в ход движения будут постоянно вноситься поправки ил коррекции.

Уровни построения движений:

1. Самый древний в филогенезе (палеокинетический) – обеспечивает бессознательную непроизвольную регуляцию тонуса мускулатуры (стучание зубами, дрожь). На этом уровне поступают сигналы от мышечных проприорецепторов, которые сообщают о степени напряжения мышц, а также органов равновесия (руброспинальный уровень ЦНС).

2. Уровень синергий. На этом уровне перерабатываются сигналы от мышечно-суставных рецепторов, которые сообщают о взаимном положении и движении частей тела. Этот уровень очень хорошо «осведомлен» о том, что делается в «пространстве тела», но оторван от внешнего пространства. Уровень 2 принимает большое участие в организации движений более высоких уровней, и там он берет на себя задачу, внутренней координации сложных двигательных ансамблей (вольная гимнастика, потягивание, мимика и др.) (таламо-палидарный уровень ЦНС).

3. Уровень пространственного поля. На него поступают сигналы от зрения, слуха, осязания, т.е. вся информация о внешнем пространстве, поэтому на нем строятся движения, приспособленные к пространственным свойствам объектов – к их форме, положению, длине, весу и т.п. (ходьба, бег, прыжки, броски мяча и т.п.) (пирамидо-стриальный – экстрапирамидный и пирамидный уровни ЦНС).

4. Уровень предметных действий. Этот корковый уровень заведует организацией действий с предметами. К нему относятся все орудийные действия, манипуляции с предметами (работа хирурга, движения жонглера, шнуровка ботинок). Движения сообразуются с логикой предмета (теменно-премоторный уровень ЦНС).

5. Группа высших кортикальных уровней символических координаций (письма, речи). Самый высший уровень. Движения определяются не предметным, а отвлеченным, вербальным смыслом.

Акцептор действия -псих. мех-м предвидения и оценки результатов действия в функц-ых системах. Термин введен П. К. Анохиным в 1955 г. В информационном аспекте А. р. д. представляет собой «информационный эквивалент результата», извлекаемый из памяти в процессе принятия решения, обусловлив. организацию двигательной активности организма в поведенческом акте и осуществляющий сличение результата с его «опережающим отражением». В случае их совпадения осуществленная функциональная схема распадается, организм может переходить к другому целенаправленному поведению; в случае частичного несовпадения вводятся поправки в программу действия; в случае полного несовпадения развивается ориентировочно-исследовательское поведение.

 

 

36. Нейродинамические, конституциональные и половозрастные особенности человека.

Конституциональные и нейродинамические свойства индивида.Кречмер.

Кречмером был выделен еще один тип телосложения — диспластический, но для него не удалось выявить соответствующего темперамента.Связь между телосложением и темпераментом Кречмер объяснял особенностями химического состава крови и гормональных систем.

К числу наиболее известных сегодня конституциональных типологий относится типология Шелдона. Выделил 3 компоненты телосложения, назвав их по имени зародышевых листков(эндоморф.мезоморф.эктоморф), из которых они развивались. Ввел количественную оценку (7-балльную) каждого компонента телосложения, что позволило объективировать и точно оценить тип телосложения.

И. П. Павлов: свойства нервных процессов определяют тип высшей нервной деятельности, который в свою очередь тесно связан с тем или иным типом темперамента человека.

Этими свойствами являются:

- сила нервной системы, т. е. ее способность выдерживать сильную и длительную нагрузку. Она характеризуется выносливостью и работоспособностью нервных клеток;

- слабость нервной системы – это свойство, по смыслу противоположное силе;

- уравновешенность определяет баланс между процессами торможения и возбуждения;

- подвижность как показатель быстроты смены процессов возбуждения и торможения. Подвижность обеспечивает приспособление индивида к резким и неожиданным изменениям обстановки.

Теплов, Небылицын: расширили представления о перечне основных свойств нервной системы. Экспериментально установлены следующие дополнительные основные свойства нервной системы:

1.динамичность – легкость, быстрота, с которой нервная система генерирует процесс возбуждения или торможения. Иными словами, динамичность характеризует легкость и скорость выработки условных рефлексов;

2.лабильность – скорость возникновения и прекращения возбудимого и тормозного процесса. Наряду с этим было обнаружено важное положительное свойство слабого типа – высокая чувствительность.

Ананьев: сочетание свойств нервной системы обусловливают не только тот или иной тип темперамента. Установлены зависимости между отдельными свойствами нервной системы и свойствами личности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.