Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Направленность личности. Потребности, мотивы, мотивация. Ценностные ориентации






Направленность — это установки, став­шие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влече­ние, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Чаще всего в отеч.совр.лит-ре л под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Направленность личности всегда социально обусловлена и форми­руется в процессе воспитания.Исходным звеном НАПРАВЛЕННОСТИ является потребностно-мотивационная сфера личности, которая выступает как системообразующее свойство личности.

Направленность - система доминирующих мотивов (Мясищев). Направленность - стремления, которые свойственны человеку, мотивы, в соответствии с которыми он действует. Стороны направленности: - отражение (целеобразование); - регулятивная (регуляция деятельности проявляется в виде динамической совокупности мотивов).

Направленность характеризуется иерархичностью, наличием в ней доминирующих мотивов, определяющих основные вектора активности личности (отношение к окружающей действительности, другим людям, к самому себе как преимущественная направленность на предметную деятельность, на других людей, на себя лично).

Характеристики направленности: - Стремление, - Потребности, интересы, идеалы.

Потребность -состояние нужды человека в определен­ных условиях жизни и деятельности или материальных объектах. По­требность, как и любое состояние личности, всегда связана с наличием у человека чувства удовлетворенности или неудовлетворенности. Характеристики потребностей — сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополни­тельной, но существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности (материальное, духовное). Потребность объективна, мотив - субъективен. Связь между потребностями и мотивами неоднозначна. Потребность может вызвать несколько мотивов, и мотив может быть вызван несколькими потребностями. Т. потребностей по Ломову. Ломов выделял три группы потребностей:

базовые – материальные условия, средства жизни, общение, отдых

производные – эстетические, потребность в обучении

высшие – потребность в творчестве

Мотив – это побуждение к деятельности, которое связано с удовлетворением потребности субъекта и с разной степенью осознаваемое либо неосознаваемое им вообще. Под мотивом также часто понимают причину, которая лежит в основе выбора действия. Мотив отличается от мотивации тем, что он принадлежит самому субъекту деятельности, он является его устойчивым свойством, которое изнутри побуждает к действию. Может быть осознаваемым (сюда относят влечение, гипнотические внушения, установки, фрустрационные состояния) и неосознаваемым (интересы, желания, убеждения).

Функции мотива -должен дать ответы на вопросы: почему, для чего, почему именно так, каков смыл, для кого, ради чего. Эти вопроы зависят от того какой смысл имеет деятельность человека: личностный или общественный. Так, Л.И. Божович говорит о личностных и общественных мотивах.

Мотивационная сфера личности - вся совокупность ее мотивов, которые формируются и развиваются в течение жизни. Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов — диспозиций (мотивов), потребностей и целей. Чем больше у человека разнообраз­ных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.

Классификация мотивов Ильина. Мотив состоит из трех блоков:

-потребностный блок, в кот входят: биологические и социальные потребности, осознание необходимости, долженствования («квазипотребности» (потребностей вторичного происхождения, возникших на основе познавательной переработки условий поведения с позиции истинной потребности) по К.Левину):

-блок «внутреннего фильтра» сост из нравственного контроля, оценки внешней ситуации, оценки своих возможностей (знаний, умений, качеств), предпочтения (интересы, склонности, уровень притязаний);

-целевой блок сост из: образ предмета, который может удовлетворить потребность, опредмеченное действие (налить воды, решить задачу), потребностная цель (удовлетворить жажду), представление процесса удовлетворения потребности (попить).

Виды мотивов. Ильин делит мотивы на основании их структуры:

первичные (абстрактные) – здесь наличие только абстрактной цели;

вторичные – наличие конкретной цели:

а) полные – присутствуют компоненты всех блоков:

б) укороченные – они сформировались без участия блока внутреннего фильтра

Мотивация используют как 1) обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (потребности, мотивы, цели, намерения) и 2) как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность человека. Мотивация бывает:

• Позитивная и негативная. • Внутренняя и внешняя.

 

42. Понятие «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность» в комплексном подходе Б.Г. Ананьева.

Понятие «индивид» имеет несколько толкований. Биологическое, индивид— это человек как единичное природное существо, предста­витель вида Homo sapiens. Иногда понятие «индивид» используют для обозначения человека как отдельного представителя человеческой общности, как социальное существо, использующее орудия труда. Одна­ко и в этом случае не отрицается биологическая сущность человека. Ч-к как индивид обладает первичными и вторичными св-ми. Первичные-индивидуально-типические свойства — кон­ституциональные (общесоматические), нейродинамические и билате­ральные (особенности симметрии организма). Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства — структуру ор­ганических потребностей и сенсомоторную организацию, которые также зависят от таких факторов, как половой деморфизм и возраст. Личность -общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Понятие «личность» характеризует человека как социальное существо. В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темпера­мент, способности и характер. Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности включает в себя: сознание, активность, деятельность.Человек — это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности. Объединение этих трех уровней в одно целое формирует интегральную характеристику человека — его инди­видуальность. Ананьев выделял два аспекта индивидуальности:

биологическая индивидуальность → индивидуально-типологические свойства

теория социальной активности → индивидуальность формируется в ходе социального развития.

43.Развитие сознания и самосознания в онтогенезе. Функции самосознания: самопознание, саморегуляция и самоорганизация.

Сознание – непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно встающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность. Высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку. Самосознание - осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. Блоки самосознания: 1)Когнитивный - самооценка, самоанализ, самонаблюдение 2)Аффективный - самочувствие, самолюбие 3)Волевой - самоконтроль, саморегуляция. Онтогенез: 2 года ребенко узнает себя в зеркале-> появл.местоимения «я» к 3г.-> активн.разв.самооценки и осознание своих переживания «я огорчен»-> осознание себя во времени 6-7 лет-> мл.школьн.возраст – осознание себя в мире общественных отнош.-> развитие сознания стихийно, есть потребность познать себя как личность отличную от других – подростковый возраст - происходит включение в систему социальных связей => активное самопознание. Самопознание - сложный многоуровневый процесс, индивидуализированно развернутый во времени. Очень условно можно выделить 2 стадии: познание своих особенностей через познание особенностей другого, сличение и дифференциацию; на 2-й стадии подключается самоанализ. Ребенок усваивает и использует в самопознании:

1. Ценности, параметры оценок и самооценок, нормы;

2. Образ самого себя;

3. Отношение к себе и оценку себя родителями;

4. Чужую самооценку (например, родительскую);

5. Способы регуляции поведения;

6. Уровень ожиданий и притязаний.

Самопознание - процесс динамический и никогда не завершающийся, с постоянной проверкой на адекватность и коррекцией. Саморегуляция - один из уровней регуляции активности посредством психических средств отражения и моделирования действительности; также связана с рефлексией личности. Саморегуляция тесно связана с таким эмоциональным компонентом самосознания, как отношение к себе, самоуважение и самооценка. Самооценка - результат интегративной работы в сфере самопознания с одной стороны, и в сфере эмоционально-ценностных самоотношений, с другой. Непостоянный конструкт. Обусловлена сочетанием знания о себе и мировоззрения, норм и ценностей, присущих человеку. Самоорганизация - процесс, растянутый во времени, обеспечивающий координацию всей личности в целом, связанный с планированием личностных изменений, с самовоспитанием личности.

44. «Я-концепция»: структура, этапы формирования, функции и механизмы защиты.

Я-концепция - динамическая совокупность свойственных каждой личности установок, направленных на саму личность. У.Джемс (функц-лизм)

Основные положения «Я-концепции» К. Роджерса.

1.представление и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение 2.обладает стабильностью и обеспечивает устойчивые способы поведения человека 3.обладает индивидуальностью и уникальностью.

4.расхождение между опытом индивида и его «Я-концепцией» нейтрализуется с помощью механизмов психологической защиты 5.лизко к понятию «самосознание», однако скорее «Я-концепция» является результатом самосознания 6. возникает как результат психического развития в процессе социального взаимодействия со средой обитания. Социальная среда (в отличие от генетических факторов) играет определяющее влияние на формирование «Я-концепции», однако затем «Я-концепция» начинает определять способ взаимодействия человека с социальной средой.

 

45. Личность как субъект и объект общественно-исторического развития (Ананьев, Выготский, Рубинштейн)

Ананьев: Личность как общественный индивид всегда выполняет определенную совокупность общественных функций. Каждая из этих функций осуществляется путем своеобразного общественного поведения, строится в виде известных процедур поведения и обусловливающих их мотиваций. Любая деятельность человека осуществляется в системе объектно-субъектных отношений, т. е. социальных связей и взаимосвязей, которые образуют человека как общественное существо – личность, субъекта и объекта исторического процесса. Формирование личности путем интериоризации – присвоения продуктов общественного опыта и культуры в процессе воспитания и обучения – есть вместе с тем освоение определенных позиций, ролей и функций, совокупность которых характеризует ее социальную структуру. Поэтому субъект деятельности – личность и характеризуется теми или иными правами и обязанностями, которые общество ей присваивает, функциями и ролью, которую она играет в малой группе, коллективе и обществе в целом.

Выготский: выдвинул теорию происхождения, структуры и развития ВПФ.

Общий генетический закон культурного развития ” Выготский сформулировал так: «Всякая высшая психическая функция необходимо проходит через внешнюю стадию в своём развитии, т.к. она является первоначально социальной функцией». Различал два уровня психического - натуральные и высшие психические функции. Натуральные функции даны человеку как природному существу (механич.запоминание, непроизвольн.внимание и др.) Центр.момент - возникновение символической деятельности, овладение словесным знаком. Именно он выступает тем средством, которое, став внутренним, кардинально преобразует психическую жизнь. Всякая высшая психическая функция в своем развитии проходит две стадии. Первоначально она существует как форма взаимодействия между людьми и лишь позже - как полностью внутренний процесс, это обозначается как переход от интерпсихического к интрапсихическому. Через общение человек овладевает ценностями кулътуры, овладевая знаками, человек приобщается к культуре, основными составляющими его внутреннего мира оказываются значения (познавательные компоненты сознания) и смыслы (эмоционально-мотивационные компоненты).

С.Л.Рубинштейн: Личность - это субъект жизни, она связывает клубок из всех нитей - возрастной, событийной, продуктов творчества, социальных достижений - своим собственным уникальным узлом, определяя качество своей жизни. Рассматривает сознание как выражение отношения субъекта к миру, как возможность его самоопределения. Психика, сознание не самодостаточны, не существуют в себе, а принадлежат личности. Связь сознания и деятельности становится личностно опосредованной. Личность рассматривается в деятельности, в которой она проявляется, формируется, претерпевая разнообразные изменения, и которой определяется и скрепляется целостность ее структуры. Деятельность придает единство не только внутренней структуре личности, но и целостность, системность связям личности с миром. Личность не растворяется в деятельности, через нее она изменяет мир.

46. Личность как система отношений в ленинградской психологической школе. (В.М. Бехтерев, А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев).

Органическая концепция личности – В.М. Бехтерев. Личность – это то объединяющее и направляющее начало, «которое руководит мыслями, действиями и поступками человека. Таким образом, кроме внутреннего объединения и координации, личность, как понятие, содержит в себе и активное отношение к окружающему миру, основанное на индивидуальной переработке внешних воздействий». В.М. Бехтерев особо подчеркивает, что психическая жизнь «есть не только ряд субъективных переживаний, но она вместе с тем выражается всегда и определенным рядом объективных явлений. В этих объективных явлениях собственно и содержится то обогащение, которое вносит личность в окружающий ее внешний мир. Только объективные проявления личности доступны внешнему наблюдению, и только они одни составляют объективную ценность…личность с объективной точки зрения есть не что иное, как самодеятельная особь со своим психическим укладом и с индивидуальным отношением к окружающему миру». Понятие " отношение" (" соотношение") означало не столько целостность, сколько активность, т. е. способность психики не только отражать среду, но и преобразовывать ее

Концепция личности А.Ф. Лазурского. Значение этой концепции в том, что впервые было выдвинуто положение об отношениях личности, представляющих собой ядро личности. Особое же значение ее еще и в том, что идея отношений личности стала отправной для многих отечественных психологов, прежде всего представителей ленинградской-петербургской школы психологов. Основная задача личности – это приспособление (адаптация) к окружающей среде, которая понимается в самом широком смысле (природа, вещи и т.д).Мера (степень) активности приспособления личности к окружающей среде может быть разной, что находит отражение в трех психических уровнях – низшем, среднем и высшем. Фактически эти уровни отражают процесс психического развития человека.

Личность-единство двух психологических механизмов.

Для А.Ф.Лазурского понятие " отношение" имело три значения:

1) на уровне эндопсихики - взаимная связь сущностных единиц психики(основные псих. функ-ции: внимание, память, воображение и мышление, способность к волевому усилию, эмоциональность, импульсивность, т. е. в темпераменте, умственной одаренности, наконец, характере) – ядро личности;

2) на уровне экзопсихики - феномены, появляющиеся в результате взаимодействия психики и среды; 3) взаимодействие эндо- и экзопсихики.

Например, развитое воображение, обусловливающие и способности к творческой деятельности, высокая чувствительность и возбудимость – все это предполагает к занятиям искусством.

М.Я.Басов Считал расчленение единого процесса жизни на две несоединимые половины - физическую и психическую - одной из самых удивительных и роковых иллюзий человечества. Отношения организма/личности и среды взаимны, причем среда представляет собой объективную реальность в ее отношении к организму/личности.

В.Н. Мясищев, унаследовав научный и методологический потенциал своих учителей - В.М. Бехтерева, А.Ф.Лазурского и своего коллеги М.Я.Басова, обратился к тезису К.Маркса о том, что " сущность человека есть совокупность общественных отношений". В своем учении Мясищев не только интегрировал идеи Бехтерева, Лазурского и Басова, но и выдвинул свои собственные. Он выделял уровни (стороны) отношений, которые формируются в онтогенезе:

1) к другим людям в направлении от формирования отношения к близким (мать, отец) к формированию отношения к " дальним";

2) к миру предметов и явлений;

3) к себе.

 

47. Личность, сознание, деятельность в концепциях Московской психологической школы (А.Н. Леонтьев и др.).

Культурно-историческая теория, разработанная Л.С.Выготским (1896-1934). “ Общий генетический закон культурного развития ” Выготский сформулировал так: «Всякая высшая психическая функция необходимо проходит через внешнюю стадию в своём развитии, т.к. она является первоначально социальной функцией». Различал два уровня психического - натуральные и высшие психические функции. Натуральные функции даны человеку как природному существу (механич.запоминание, непроизвольн.внимание и др.) Центр.момент - возникновение символической деятельности, овладение словесным знаком. Именно он выступает тем средством, которое, став внутренним, кардинально преобразует психическую жизнь. Всякая высшая психическая функция в своем развитии проходит две стадии. Первоначально она существует как форма взаимодействия между людьми и лишь позже - как полностью внутренний процесс, это обозначается как переход от интерпсихического к интрапсихическому. Через общение человек овладевает ценностями кулътуры, овладевая знаками, человек приобщается к культуре, основными составляющими его внутреннего мира оказываются значения (познавательные компоненты сознания) и смыслы (эмоционально-мотивационные компоненты).

А.Н.Леонтьев Теория деятельности. Предмет рассмотрения в теории деятельности – целостная деятельность субъекта как органическая система во всех ее формах и видах. Генетически исходной является внешняя, предметная, чувственно-практическая деятельность, от которой производны все виды внутренней психической деятельности сознания. Обе эти формы имеют общественно-историческое происхождение и принципиально общее строение. Характеристикой деятельности является предметность. Первоначально деятельность детерминируется предметом, а затем она опосредуется и регулируется его образом как своим субъективным продуктом.

Взаимно превращающимися единицами деятельности считаются потребность < => мотив < => цель < => условия и соотносимые с ними деятельность < => действия < => операции. Под действием подразумевается процесс, предмет и мотив которого не совпадают между собой. Мотив и предмет должны быть отображены в психике субъекта: иначе действие лишается для него смысла. Действие внутренне связано с личностным смыслом. Личность в теории деятельности – это внутренний момент деятельности, некоторое неповторимое единство, выполняющее роль высшей интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами, целостное психологическое новообразование, которое формируется в отношениях индивида в результате преобразования его деятельности. Личность впервые возникает в обществе.

48. Сознательное и бессознательное в личности: отечественный подход (школа установки Д.Н. Узнадзе) и зарубежный подход (психодинамические концепции).

Изучению бессознательного всегда придавалось меньше значения, чем изучению сознания.

Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Это – те явления и процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются.

З. Фрейд рассматривал бессознательное как самую глубокую и значимую часть человеческого разума. Это хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного (н-р, травмы детства, скрытые враждебные чувства к родителю, подавленные сексуальные желания). Теория бессознательного: в психике человека существует три сферы: сознание, предсознание, бессознательное.

Сфера бессознательного: она действенна, но она с трудом переходит в сознание. Это работает благодаря двум механизмам: вытеснение и сопротивление. Три формы проявления бессознательного: сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы.

В России материалистическое понимание бессознательных явлений психики связано с именами Сеченова, Бехтерева, Павлова. В советской физиологии и психофизиологии неосознаваемые явления ВНД традиционно изучались в связи с проблемами субсенсорики, регуляции движений, корково-подкорковых отношений, сна, гипноза и др.

Узнадзе. Экспериментально разработанная теория неосознаваемой психической установки. Установка формируется непроизвольно, бессознательно, но это не мешает ей оставаться действующей силой. Особенности бессознательного: 1.нечувствительность к противоречиям, 2.вневременной процесс. Явления неосознаваемой установки. Д.Н.Узнадзе. Установка – досознательная стадия психики (т.к. гипноз – ничего неосознается). С точки зрения филогенеза – промежуточная ступень сознание – неосознание. Установка предваряет появление определенных фактов сознания или предшествует им. Установка характеризуется:

1. Целостное состояние субъекта (не частичное содержание сознания, не изолированное психическое содержание, которое противопоставляется другим содержаниям сознания и вступает с ними во взаимодействие);

2. Это момент динамической определенности психической жизни;

3. Целостная направленность сознания на определенную активность. Необходимыми условиями появления установки в определенном направлении является потребности и соответствующие им ситуации.

Примеры: моторная установка: спринтер на старте, готовый к рывку; перцептивная установка: ожидание угрозы – слышатся шаги, шорохи; умственная установка – пример в тригонометрических символах – решать при помощи тригонометрических формул. Состояние установки имеет важное функциональное значение: субъект подготовлен к определенному действию, имеет возможность осуществить его быстро и точно, т.е. более эффективно, но могут быть ошибки установки.

Установка лежит в основе волевого поведения и проявляется в момент принятия решения. Мотив решения – осознание преимущества ценности, присущей тому или иному поведению.В случае импульсивного поведения установку создает актуальная ситуация.

Личность человека создают исключительно эти установки.

Эксперименты Узнадзе: иллюзии объема (эксперимент с шарами в левой и пр.руках разного размера).Обнаружились контрастные иллюзии установки и ассимилятивные иллюзии установки.

Соотношение бессознательного и сознательного: Выготский. Бессознательное не отделено от сознания какой-то непреодолимой стеной, между ними есть постоянная взаимосвязь. Бессознательное влияет на наши поступки, через которые мы можем его распознать. Главные связующие звенья бессознательного и сознания - память, речь, внимание. Бессознательное - это невербализированное психическое.

 

49. Исследование личности и техники воздействия в гуманистическом (К. Роджерс, А. Маслоу), экзистенциальном (В. Франкл, Р. Мэй, А. Лэнгле), гештальт (Ф. Перлз, К. Левин), когнитивно-бихевиоральном (А.Бек, А.Эллис), психодинамическом подходах.

Гетеростатические т. (развитие) Ориентация на конфликт Ориентация на согласие
Марксисткая пси/экзистенц.пси Гуманизм
Гомостатические т. (адаптация) Психоанализ Когнитивная пси/бихевиоральная пси

Экзистенциальная психология -направление, основанное на принципах гуманистической психологии. Исходит из первичности бытия человека, с которым органически связаны базовые экзистенциальные проблемы, стресс и тревога. Основной рассматривается проблема человека, который рефлексирует и подтверждает себя в процессе обретения смыслов. В центр внимания ставятся не внешние силы, обусловливающие поведение человека, но его собственная индивидуальность, которая себя узнает (Хайдеггер), проверяет (Сартр) или осуществляет (Франкл). Эта индивидуальность проявляется в различных формах любви, при переживании стыда, при смене настроений. Выделяется ряд проблем: жизни и смерти; свободы и ответственности; общения и одиночества: смысла и бессмысленности существования. Вместе с тем, считается, что конкретный человек имеет уникальный личный опыт, который не может быть сведён к универсальным правилам.

В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США. Гуманистическая психология в качестве своей философской базы опирается на экзистенциализм. Методологические позиции гуманистической психологии сформулированы в следующих посылках:

Человек целостен;

Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи;

Главной психологической реальностью являются переживания человека;

Человеческая жизнь — единый процесс;

Человек открыт к самореализации;

Человек не детерминирован только внешними ситуациями.

Лечебными факторами в работе гуманистического психолога и психотерапевта являются, прежде всего, безусловное принятие клиента, поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, стимулирование осуществления выбора и принятия решений, подлинность. Одно из базовых убеждений гуманистически-ориентированных специалистов заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал выздоровления. Поэтому работа гуманистического психолога направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для реинтеграции личности в процессе терапевтических встреч.

Теория гештальт-терапии основывается на следующих положениях:

Базовая идея основана на способности психики к саморегуляции, на творческом приспособлении организма к окружающей среде и на принципе ответственности человека за все свои действия, намерения и ожидания.

1.Человек представляет собой целостное социобиопсихологическое существо. Человек и окружающая его среда представляют собой единый гештальт, структурное целое, которое называют полем организм/окружающая среда. Среда влияет на организм, а организм преобразует свою среду.

2. Человеческое поведение согласно теории гештальт-терапии подчиняется принципу формирования и разрушения гештальтов. Здоровый организм функционирует на основе саморегуляции. Насущная потребность возникает и начинает занимать доминирующее внимание организма - фигура появляется из фона. Далее организм ищет во внешней среде объект, который способен удовлетворить эту доминирующую потребность, например, пищу при чувстве голода.

Контакт - базовое понятие гештальт - терапии. Все основные потребности могут удовлетворяться только в контакте с окружающей средой

Осознавание - осведомленность о том, что происходит внутри организма и в его окружающей среде.

Здесь-и-теперь - принцип, который означает, что актуальное для организма всегда происходит в настоящем, будь то восприятия, чувства, действия, мысли, фантазии о прошлом или будущем, все они находятся в настоящем моменте.

Использование этого принципа позволяет интенсифицировать процесс осознания.

Ответственность - способность отвечать на происходящее и выбирать свои реакции. Реальная ответственность связана с осознанием. Чем в большей степени человек осознает реальность, тем в большей степени он способен отвечать за свою жизнь - за свои желания, действия, говоря словами Перлза, опираться на себя.

Феноменологический подход в гештальт-терапии реализуется через то, что терапевт с уважением относится как к субъективному опыту клиента, так и к своему личному субъективному опыту.

Главная цель гештальт-терапии - достижение возможно более полного осознавания себя: своих чувств, потребностей, желаний, телесных процессов, своей мыслительной деятельности, а также насколько возможно полного осознавания внешнего мира, прежде всего мира межличностных отношений.

Бихевиоральная психотерапия непосредственно связана с научением, базисная терминология отражает основные концепции научения в том виде, в каком они сложились в бихевиоризме.

Обусловливание – это понятие, охватывающее всю область воздействия на поведение. Существует две теории обуславливания:

-классическое обусловливание (павловское), когда научение происходит благодаря подкрепляющему сочетанию стимулов исходит из того, что первоначально нейтральный раздражитель через совпадение во времени с безусловным, вызывающим рефлекс раздражителем, становится условным раздражителем.

-оперантное обусловливание (скиннеровское), когда научение происходит путем выбора стимула, сопровождающегося положительным (в противовес отрицательному) подкреплением.

Единого определения поведенческой терапии не существует, однако:

-тесная связь с фундаментальными областями академической психологии (психологии научения, памяти, мотивации, эмоций и социальной психологии и др.);

-ориентация на поведение как на психическую переменную, которая может быть сформирована или подавлена в результате научения;

-преимущественная фиксация на настоящих, а не прошедших детерминантах поведения;

-подчеркивание эмпирической проверки теоретических знаний и практических методов;

-преобладание методов, основанных на тренировке. Характерным признаком поведенческого направления в консультировании является стремление к выработке четкой программы целей и средств изменения поведения в желаемом направлении. В бихевиоральной парадигме успешность изменения (формирования) выступает самодовлеющим критерием применяемой психотехники. В последние годы наметилось значительное влияние когнитивной психологии на бихевиоральную парадигму в консультировании и психотерапии. Результат-появление когнитивного направления в

психотерапии и консультировании: рационально-эмотивной терапии А. Эллиса, когнитивной психотерапии А. Бека.

50. Этапы развития личности в жизненном цикле человека: психосексуальный (З.Фрейд), психосоциальный (Э.Эриксон), когнитивно-эволюционный (Ж.Пиаже, Л.Колберг), социально-когнитивный (А. Бандура, Б. Роттер), культурно-исторический (Л.С. Выготский), деятельностный (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) подходы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.