Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






У каждого человека в душе






есть ворота перемен…»

 

Зачастую, в трудной жизненной ситуации мы склонны искать причины наших бед в чем и в ком угодно, только не в самих себе. Сначала мы сетуем на плохую работу, недоброжелательный коллектив, начальника-самодура, затем жалуемся на отсутствие понимания со стороны родных и близких! Стресс за стрессом — и вот уже весь мир против нас, и несправедливость, как нам кажется, достигает критической отметки. В скором времени наше самочувствие ухудшается, «всплывают» хронические заболевания, с которыми мы начинаем бороться, не осознавая, что лечим лишь симптомы, а не болезнь как таковую… Однако, не все так плохо, и разорвать этот порочный круг можно!

О том, как оставаться в гармонии с собой и окружающими нам рассказал врач-психотерапевт, руководитель Саратовского филиала международного психологического клуба «КРОСС» Сергей Левит.

— Сергей, хотелось бы начать разговор с вашего клуба «КРОСС». Расскажите о нем.

— Клуб КРОСС создал ростовский психотерапевт М.Е. Литвак в 1984 году. Он занимался лечением пациентов и пришел к выводу, что таблетками неврозы не вылечить. Пока человек пьет таблетки и находится в клинике, у него может быть положительная динамика, однако как только он выходит из больницы и погружается в прежнюю среду (семья, работа), он снова «зарабатывает» нервный срыв.

В скором времени Михаил Ефимович стал заниматься психопрофилактикой, проводить встречи и беседы с пациентами, так и образовался клуб. Его деятельность продолжается уже 30 лет, и сейчас филиалы КРОСС-клуба существуют во многих городах России и даже за рубежом (в Праге, Лондоне). В прошлом году я организовал филиал этого клуба в Саратове. За год работы, мы вырастили своих тренеров, и у нас есть команда, готовая проводить тренинги самой разной направленности.

— То есть деятельность клуба направлена, прежде всего, на поддержание достойного качества жизни, ведь «КРОСС» — это Клуб Решивших Овладеть Стрессовыми Ситуациями. Насколько реально человеку овладеть стрессовыми ситуациями и стать хозяином своих эмоций?

— Это не просто реально! Это необходимо! Стрессовые ситуации возникают ежедневно, поэтому эмоции надо контролировать, чтобы не разрушить себя. Несомненно, это требует определенных усилий и тренировок. На мой взгляд, символом того, кто владеет собой в сложных ситуациях, является детская «кукла-неваляшка». Ее прижимают к полу, а когда отпускают, она возвращается в исходное положение, как ни в чем не бывало! В чем секрет? Она внутри уравновешена. Так и человека, который уравновешен, стрессовая ситуация не может выбить из колеи.

— А если человек по природе своей слишком эмоциональный?

— От природы мы все уравновешенные. Конечно, у каждого — свой темперамент — скорость протекания психических процессов. Но характер, то есть отношение человека к стрессам, формируется под влиянием воспитания. Это значит, что и перевоспитать себя возможно, хотя это и непросто.

— Существует мнение, что человек не меняется. Если он получил с детства определенные психологические установки, то они останутся с ним навсегда…

— Человек способен измениться! Есть хорошая фраза: «У каждого человека есть в душе ворота перемен». Когда мы открываем эти ворота, мы начинаем меняться, но хитрость в том, что ворота заперты изнутри. Пока ты сам их не откроешь, извне никто тебя поменять не сможет.

— Как понять, когда их нужно открывать? Ведь зачастую человек не осознает необходимость перемен...

— Когда станет очень плохо! Иногда нужно упасть «на дно», чтобы начать меняться. Да, человек может прожить всю свою жизнь и до самой смерти думать, что мир отвратителен, люди плохие, все несправедливо. Как только у него закрадется мысль: «Раз все так плохо, быть может, дело во мне?», он начнет меняться.

— Существует ли «золотое правило», как стать хозяином своих эмоций?

— Есть такая молитва: «Дай мне, Господи, мужество принять то, что я не могу изменить! Дай мне разума изменить то, что я могу изменить! И дай мне мудрость отличить одно от другого». В стрессовой ситуации нужно задать себе вопрос: что я сейчас могу сделать? Делайте то, что вы сейчас можете сделать. Если вы это сделать не можете, то размышлениями вы только усиливаете стресс. Другими словами, нужно немного расслабиться. Современные люди страдают манией величия: они считают, что они все могут сделать! Мы уверены, что должны быть идеальными, успешными, уравновешенными, что люди вокруг нас должны думать только о том, как не испортить нам настроение. Более того, отдельные личности считают, что светофоры для них должны гореть только зеленым светом, что небо над головой должно быть ясным, и когда такие ожидания нарушаются, они попадают в стрессовую ситуацию! Мы все не идеальны! Об этом необходимо помнить.

— Теперь о ваших тренингах. На что они рассчитаны, ведь они не могут обеспечить психокоррекцию и полноценное консультирование? Кому лучше на них ходить?

— Тренинг проводится, прежде всего, для того, чтобы люди задумались, что и как менять в своей жизни. Я убежден, что менять надо личность, характер. Сам я занимаюсь личностно-ориентированной психотерапией, потому что остальные методики в итоге оказываются не очень эффективными. Например, я долгое время занимался гипнотерапией: эффект от нее быстрый, хороший, но от гипноза характер не меняется! От таблеток характер не меняется! Характер меняется от работы над собой!

— Снова возвращаемся к тому, что человек должен осознать необходимость перемен. А можно ли помочь человеку прийти к этому пониманию?

— Можно подтолкнуть. Порой, мне кажется, что я работаю не как врач, а как тренер. Когда человек приходит к тренеру, тот может объяснить ему, как выполнять упражнение, и уже по ходу его выполнения давать подсказки, если что-то не получается. Но главное: нужно начать что-то делать! Если человек ничего не выполняет и просит волшебную таблетку, мне становится скучно работать.

— Прежде, чем пойти на психологический тренинг или обратиться к психиатру, человек должен понимать, для чего ему это нужно. Однако зачастую случается так, что проблемы могут быть заметны близким людям, но не самому человеку. Как быть в такой ситуации?

— Да, принудить к изменениям в себе вменяемого человека нельзя: наоборот, он побежит как можно дальше от психоаналитика. В кабинете психотерапевта можно решать только проблемы того, кто пришел в этот кабинет. Например, я не могу решать проблему алкоголика с женой алкоголика. С ней я могу решать ее проблемы, чтоб ей самой не разрушаться: почему она живет с алкоголиком, как себя с ним вести. В таких случаях родственник может сформулировать запрос, ведь ему тоже плохо, от того, что его близкий что-то не так делает. Мы будем говорить с родственником, как помочь, прежде всего, ему самому. Я не даю рекомендаций, как убедить человека обратиться к психотерапевту.

Семья — это закрытая система, где люди часто связаны между собой психологическими играми, а в игре, как правило, задействовано двое или больше игроков. Когда убеждаешь одного не участвовать в игре, она рушится, и партнер может сам прийти на осмотр. Другими словами, если хотя бы один человек начнет вести себя нормально, в семье все меняется. Не нужно менять близких, нужно менять себя. Вы все равно незримо связаны со своими родными. Хотите, чтобы они были счастливы, станьте счастливы сами, покажите пример! Здесь снова вспоминаем манию величия: вы хотите изменить кого-то, но вы этого сделать не можете! Это нужно понять.

— Вы занимаетесь семейной психологией. С какими проблемами чаще всего к вам обращаются и кто именно из членов семьи?

— Чаще всего приводят детей разного возраста. Дети — самые уязвимые члены семьи. Когда атмосфера в семье отвратительная, удушливая, то первый, кто заболевает — это ребенок. Такой член семьи называется носителем симптома. То есть пьет кто-то в семье — ребенка привели, ссорится кто-то — снова привели ребенка и т.д. Он — носитель симптома, но больна-то вся семья. Во вторую очередь приходят женщины, мужчины приходят редко.

— С чем это связано?

— Это воспитание: мужчина должен быть сильным, а делиться своими проблемами с психотерапевтом — проявление слабости. Отсюда все известные установки: мужики страдают в одиночестве, «лечатся» алкоголем. Однако последнее время все же тенденция начинает меняться, но, к сожалению, очень медленно.

— Можно ли оценить, сколько необходимо времени, чтобы помочь человеку? Понятно, что каждый случай индивидуален, но если взять в среднем?

— Я не сторонник долгого лечения. Мне ближе краткосрочная психотерапия, встреч может быть 5 — 10. Если человек настроен измениться, за это время его можно познакомить с собственным характером и т.п. Когда он понял, что делать, ему нужно прекращать заниматься самоанализом. В нашей стране люди склонны к «самокопанию», психология — это хорошая наука, чтобы помогать людям, но она не должна заменять жизнь. Некоторые готовы годами анализировать, читать различные книги с надеждой что-то понять, но в итоге: никаких действий — только самоанализ. Как только становится ясно, что делать, нужно начинать действовать. Как я уже сказал, чтобы это понять бывает достаточно 5 — 10 встреч. Затем, если у пациента что-то не получается, мы снова можем встретиться и обсудить проблемы. Это режим лайф-коучинга, мы разбираем все необходимые вопросы по мере их поступления. Это может продлиться и всю жизнь: периодически нужно обращаться к специалисту, порой и для профилактики.

— То есть вы рекомендуете всем обращаться к психотерапевту для профилактики?

— Да, время от времени, к специалистам надо обращаться, тем более, если есть такая потребность. Если у вас проблемы с психикой, надо обращаться к психологу, психотерапевту.

— Как понять, что эти проблемы есть?

— Это легко. Если у тебя плохо на душе, значит, у тебя — проблемы с психикой. Если есть ощущение, что ходишь по кругу, и ничего не меняется в лучшую сторону, значит, проблема все же в тебе.

Почему вы стали заниматься психотерапией?

— Все получилось само собой. Начал учиться — увлекся. Но главное, что сам, наверное, имел много проблем. Часто именно так и бывает. Возможно, если человек не имел личных проблем, он и не сможет качественно помогать. Во всяком случае, человек с личным опытом не скажет другому: «Да ладно, успокойся! Возьми себя в руки!» Это нелепый совет. Если бы человек мог успокоиться, он бы успокоился. Личный опыт помогает эмпатии другого человека. Однако своих «тараканов» нужно обязательно вывести, чтобы не «заражать» ими окружающих. Я думаю, на занятия психологией людей подвигает желание разобраться в себе.

Индивидуальное консультирование и тренинговые занятия сильно отличаются друг от друга. Что, на ваш взгляд, наиболее эффективно, и в каких случаях?

— Во многих случаях групповые методы наиболее эффективны. Существует групповая психотерапия, когда собираются пациенты со схожими проблемами. Постепенно они делятся своими проблемами друг с другом, открываются. Здесь главная особенность в том, что восстанавливается доверие к окружающим. У многих людей в характере заложено патологическое недоверие к людям: они ждут гадостей, отсюда — и застенчивость, тревожность. В групповом занятии есть возможность понять, что окружающие — хорошие, ведь ты получаешь от них поддержку, тепло и понимаешь, что ты в страдании не один, у других тоже есть проблемы. Жизненный тупик в коллективе рушится быстрее.

Индивидуальные встречи, конечно, также полезны. Для начала всегда нужно разбираться, можно ли пациенту заниматься в группе или нет. У любого человека есть темы, на которые существует внутренний запрет.

— Общественность часто с недоверием относится к психоанализу. Были времена, когда его обвиняли в ненаучности и многие методы считали опасными и мало обоснованными. Как обстоят дела сегодня?

— Я думаю, сегодня картина другая. Психоаналитические методики активно развиваются. И сам психоанализ претерпел изменения. Например, в психологическом медицинском сообществе сегодня не так много сторонников, готовых по 5 — 10 лет анализировать пациента. Сегодня делается упор на более эффективные и быстродействующие методики. Психоанализ сегодня сильно модифицировался. Я считаю, что это прогресс.

— Легко ли вам было начать заниматься частной практикой?

— Это востребовано, поэтому да. Если тебе это интересно, то заниматься этим легко.

— Ранее вы говорили о том, что приходилось ходить по школам и детским садам и предлагать свои услуги бесплатно…

— Конечно, сначала необходимо «предлагать себя». Я считаю, профессионал должен иметь не только навык в своей профессии, но и навык продавца. Этому нужно учиться, воспитывать и тренировать в себе. В любом случае, первые шаги нужно делать самостоятельно, а потом уже можно искать того, кто займется вашим продвижением как профессионала.

— Помогает ли вам психоанализ в жизни? Поговорка «сапожник без сапог» — это не про вас?

— Психоанализ полезно отключать. Представьте, вы любуетесь закатом и включаете психоанализ: «Вот, дисперсия света…» Как только вы это сделали, закат закончился. Нужно уметь снимать с себя белый халат. В некоторых конфликтных ситуациях, безусловно, я действую, как психиатр. И всем это рекомендую: внутри каждого из нас живет психолог-наблюдатель, и как только начинают на вас кричать или вызывать на конфликт, включайте доктора!

— Как вы относитесь к людям, которые увлечены психологией, покупают без разбора литературу сомнительного характера, не прибегая при этом к профессиональной помощи?

— Я считаю, это способ уйти от проблем. Одни ищут волшебную таблетку, а другие — волшебный совет. Такие люди думают, что если они прочитают какую-то книгу, что-то такое щелкнет, и все сразу будет хорошо! Не щелкнет! Я был знаком с человеком, который прочитал великое множество книг, а я однажды предложил ему заниматься утренним бегом. После чего он мне сказал, что неделя пробежек для настроения и самооценки дала ему больше, чем все книги, которые он прочел. Книгу надо читать под конкретную проблему, знать, какую и какого автора.

— Как вам удается не принимать слишком близко к сердцу проблемы пациентов, не принимать весь негатив на себя?

— Я должен находиться в позиции наблюдателя, решать ряд задач: что мне делать с пациентом, как ему помочь и т.д. Совсем эмоции убрать нельзя, тем более необходимо искреннее сопереживание, сочувствие. А со своими негативными эмоциями специалисту надо работать. Доктор должен быть нейтральным, зеркалом, в котором пациент видит самого себя.

Кристина Фомина,

портал «Мастер-класс»

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.