Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Порядок проведения эксперимента






 

Опыт 1. Поверхностное натяжение.

Кусочек тонкой металлической проволоки длиной 1, 5–2см аккуратно при помощи пинцета кладут положить на поверхность воды. Отметить характер поверхности жидкости вокруг проволочки.

Погрузить проволочку ниже поверхности воды.

Повторить опыт, предварительно добавив в воду 2-3 капли жидкого мыла.

Почему проволочка не тонет в первом случае, и тонет при погружении ниже уровня воды?

Почему проволочка не плавает в воде, содержащей ПАВ.

Опыт 2. Взаимная смачиваемость жидкостей.

В стаканчик налить ~ 10 мл растительного масла. На поверхность масла при помощи пипетки аккуратно поместить каплю воды.

Вторую каплю воды поместить на дно стаканчика под слой масла при помощи пипетки, погруженной до дна стаканчика.

Почему одна капля воды плавает на поверхности масла, а вторая не всплывает из глубины?

В стаканчик налить ~ 10 мл воды. Из пипетки, опущенной к дну стаканчика, выпустить каплю растительного масла. Что при этом происходит?

Почему капля масла не остается на дне стаканчика? Почему масло распределяется тонкой пленкой по поверхности воды, а вода находится на поверхности масла в виде капли?

Опыт 3. Стягивающее действие капиллярного давления.

Два сухих предметных стекла положить друг на друга. Поднять верхнее стекло, не затрагивая нижнего.

Между стеклами поместить каплю воды и снова поднять верхнее стекло не затрагивая нижнего.

Чем объясняется „притяжение стекла” во втором случае?

Опыт 4. Поднятие жидкости в капиллярах.

Соединить две стеклянные пластины друг с другом так, чтобы между ними образовался воздушный клин (рис. 10). Для этого между пластинами с краю поместить кусочек пластилина.

Отпустить пластинки в стакан на глубину 0, 5 – 1 см. наблюдать за поднятием воды между пластинами.

Какая сила заставляет воду подниматься между пластинами? Что можно сказать о зависимости высоты поднятия воды от толщины промежутка между стеклами?

Опыт 5. „Кораблик”.

Поместить „кораблик” (рис. 11) в кристаллизатор, заполненный водой. Капнуть в середину отверстия жидкое мыло. Добавить еще несколько капель мыла.

Почему „кораблик” начал двигаться? Почему „кораблик” не продолжает двигаться при повторном добавлении мыла?

Опыт 6. Получение коллоидных систем различной степени дисперсности.

В стаканчик наливают 20 капель спиртового раствора ментола и приливают ~ 10 мл дистиллированной воды. Содержимое стаканчика перемешивают. Отмечают степень помутнения раствора.

В стаканчик наливают ~ 10 мл дистиллированной воды, добавляют по каплям 20 капель спиртового раствора ментола и перемешивают. Отмечают степень помутнения раствора.

Какой способ получения коллоидной системы использован в данном опыте? Чем объясняется различная степень помутнения растворов?

Опыт 7. Получение „химического” дыма.

Внимание! Опыт проводится только в вытяжном шкафу!

В стаканчик налить концентрированный раствор аммиака.

Во второй стаканчик налить концентрированную соляную кислоту.

К обоим стаканчикам поднести кусочки влажной индикаторной бумаги. Отмечают изменение окраски индикаторной бумаги. О чем свидетельствует это изменение?

Стаканчик с соляной кислотой поднести к стаканчику с аммиаком. Отметить наблюдаемый эффект. Записать уравнение происходящей реакции.

В образующийся дым внести предметно стекло и через некоторое время наблюдать выделение на его поверхности хлористого аммония.

В образующийся дым внести кусочек влажной индикаторной бумаги. Отметить изменение окраски индикаторной бумаги. Какова причина этого изменения? Записать реакцию гидролиза хлористого аммония.

Какой способ получения коллоидной системы использован в данном опыте?

Опыт 8. Приготовление эмульсии подсолнечное масло – вода. Обращение фаз эмульсии.

В две колбы на 150см3 налить по 10см3 подсолнечного масла и по 10см3 дистиллированной воды.

В первую колбу добавить небольшое количество хлористого кальция.

Во вторую колбу добавить небольшое количество карбоната натрия.

В обе колбы добавить небольшое количество красителя судан III.

Закрыть колбы пробками и интенсивно взбалтать до получения однородной эмульсии. Какие происходят при этом реакции? Записать их уравнения. Какие вещества играют роль эмульгаторов?

Капли окрашенной эмульсии нанести на предметное стекло и, рассмотреть их под микроскопом. Определить, в каком случае окрашены капельки эмульсии, а в каком окружающая их жидкость. К какому типу относится каждая из полученных эмульсий? Каким образом тип эмульсии зависит от природы эмульгатора?

К остатку эмульсии в колбе, в которой эмульгатором является олеат натрия, присыпать избыток \хлористого кальция, взболтать и определить тип эмульсии. Почему произошло обращение фаз эмульсии?

В выводе необходимо указать какие явления были изучены в работе. Какие были использованы способы получения коллоидных систем.

Вопросы к лабораторной работе №4

1. Какая величина называется поверхностным натяжением?

2. В чём заключается явление смачивания? Какая величина называется краевым углом?

3. Каковы причины капиллярных явлений?

4. Какие вещества называются поверхностно-активными? В чём заключается особенность строения молекул поверхностно-активных веществ?

5. Какое явление называется адсорбцией?

6. Какие системы называются коллоидными? Типы коллоидных систем.

7. Какие свойства отличают коллоидные системы от гомогенных систем?

8. Каковы особенности поведения растворов полимеров? В чём заключается явление тиксотропии?

9. Какие системы называются студнями?

10.Какие системы называются аэрозолями? Как они классифицируются?

11.Какие системы называются суспензиями? Каким образом достигается агрегативная устойчивость суспензий?

12.Какие системы называются эмульсиями? Как осуществляется обращение фаз эмульсий.

13.Какие системы называются пенами? Какие существуют способы получения и разрушения пен?

14.Приведите примеры коллоидных систем, применяемых при производстве продуктов питания.


 

Лабораторная работа № 5






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.