Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Природа как объект философского анализа.






Одной из сфер бытия выступает природа. Понятие «природа» может использоваться в трёх значениях: широком, узком и специальном. В широком смысле это всё, что существует во Вселенной. В этом значении понятие «природа» почти совпадает с понятием «бытие». Весьма близки по своему значению термины «природа» и «материя». Материя в отличии от природы не содержит психические явления мира животных, в остальном природа и материя совпадают. Природа в узком смысле слова – естественная среда, окружающая человека. Данное смысловое значение термина «природа» является наиболее употребимым в социальной философии и охватывает как естественную среду обитания людей «первую природу», так и искусственную, созданную руками человека «вторую природу». Особенности, которые присущи исключительно человеку и обществу, в природу не входят, хотя человек является природным существом. Употребление термина «природа» в специальном значении состоит в том, что в философии зачастую возникает необходимость выявить суть, основное содержание того или иного предмета, тела, существа и т.п. Например, какова природа человека, шаровой молнии и т.п. В основном в философии и науке больше используется второй вариант в силу резко возросшего внимания к экологическим проблемам.

На протяжении всей истории люди по-разному относились к природе.

Первобытный человек довольствовался тем, что ему давала природа. Это было то, что вокруг него росло, бегало, ползало, плавало и годилось в пищу. Тогда человек был полностью, как бы растворён в природе и находился в полной зависимости от неё. Он не выделялся из неё и не противопоставлял себя ей. По этой причине, а также в силу своей малочисленности, первобытный человек не мог нанести ощутимого ущерба окружающей среде. В эпоху античности природа, хотя и продолжала оставаться грозной силой, превосходящей человека практически во всём, но греческие философы не противопоставляли природу человеку. Они призывали жить в согласии с ней и по её законам.

В Средние века распространяется религиозное убеждение в том, что природа сотворена Богом. Природа – отражение божественного мира, причем далеко не совершенное.отсюда ориентация на возвышение человека, наделённого бессмертной душой, над тленной природой. Природа рассматривалась как некоторый текст, написанный «божьими письменами». Задача человека - расшифровать эти скрытые смыслы божественного плана творения. Трактовка природы как книги, которую нужно прочесть ученому, составляла основу средневековой науки.

В эпоху Возрождения и Новое время меняется отношение человека к природе. В философии эпохи Возрождения природный и божественный мир сливаются воедино (пантеизм). Природа наделяется божественными свойствами. Человек, как творец, уподобляется Богу. Природные (чувственные) устремления человека считаются естественными и нормальными. В Новое время укрепляется научное и, вместе с тем, практическое отношение к природе. Человек стремится подчинить себе природу. Он превращается как бы в земного бога, который должен господствовать над природой и преобразовывать её в соответствии со своими потребностями. Природа начинает пониматься как сложная система механизмов, которые можно познать, усовершенствовать. Иными словами, формируется научно-техническая модель отношения человека к природе, где природа становится объектом технической эксплуатации, насилия со стороны человека. Такой стиль мышления стал доминирующим во всех индустриальных странах вплоть до наших дней. Этому в значительной мере способствовали и серьёзные успехи в развитии науки, и технические достижения, все больше вселявшие в человека уверенность в своих силах. Только в последнее время люди стали осознавать, что природа в состоянии лишь в определённых пределах справляться с антропогенными нагрузками, пока сохраняется мера, в рамках которой отходы экономической деятельности утилизируются естественным путём. Нарушение этой меры ведет к качественным изменениям биосферы, зачастую необратимым. Такое положение характеризуется как экологический кризис. Чтобы его решить необходимо поменять мировоззрение. Есть мудрая индийская пословица, которая гласит: «Когда Вы убьёте последнего зверя и отравите последний ручей, тогда Вы поймете, что деньгами питаться нельзя».

В настоящее время перед человечеством стоит очень трудная задача – обеспечить совместную эволюцию общества и природы, т.е. коэволюцию. Этот процесс предполагает совместное развитие биосферы и человеческого общества в направлении оптимального соотношения интересов человека и всей остальной биосферы. В частности, чтобы обеспечить своё будущее, человечество должно не только изменять естественную среду обитания, приспосабливая её к своим потребностям, но и изменяться само, приспосабливаясь к объективным требованиям природы. Этот процесс должен привести к тому, что биосфера Земли должна перейти в новое состояние, которое В.И.Вернадский предложил назвать ноосферой, т.е. сферой разума.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.