Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания для самостоятельного выполнения. Форма контроля самостоятельной работы:






  1. Специалисты по охране окружающей среды часто говорят об опасности " кислотных дождей". Что в большей степени подвержено разрушению под действием кислотного дождя - гранитная, бронзовая или мраморная статуя, находящаяся под открытым небом?
  2. Известно, что накипь внутри чайника состоит из карбоната кальция, а избавиться от нее можно с помощью столового уксуса. Как это сделать практически? Напишите " инструкцию для домохозяйки" по удалению накипи столовым уксусом.

Форма контроля самостоятельной работы:

Ответы на вопросы на уроке.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1.Раскрыть понятия: Химическая реакция. Реагенты. Продукты реакции. Катализаторы. Уравнение химической реакции.

2. Дать характеристику типов химических реакций.

Раздел 2. Неорганические соединения

Тема 2.1 Классификация неорганических соединений

Основные понятия и термины по теме

Простые вещества. Сложные вещества. Оксиды. Кислоты. Основания. Соли. Водородный показатель.

План изучения темы

1. Классификация неорганических соединений.

2. Простые вещества. Сложные вещества.

3. Оксиды.

4. Кислоты.

5. Основания.

6. Соли.

7. Водородный показатель (рН) раствора.

8. Важнейшие соединения металлов и неметаллов в природе и хозяйственной деятельности человека.

Краткое изложение теоретических вопросов:

В настоящее время известно более 500 тысяч неорганических соединений, знать их формулы, названия, а тем более свойства практически невозможно. Для того чтобы легче ориентироваться в огромном многообразии химических веществ, все вещества разделены на отдельные классы, включающие соединения, сходные по строению и свойствам.

Первоначально все химические вещества делятся на простые и сложные. Простые вещества подразделяются на металлы и неметаллы. Помимо типичных металлов и неметаллов есть большая группа веществ, обладающая промежуточными свойствами, их называют металлоидами.

Сложные вещества подразделяются на четыре класса химических соединений: оксиды, основания, кислоты и соли. Эта классификация разработана выдающимися химиками XVIII–XIX веков Антуаном Лораном Лавуазье, Михаилом Васильевичем Ломоносовым, Йёнсом Якобом Берцелиусом, Джоном Дальтоном.

Простые вещества – вещества, молекулы которых состоят из атомов одного вида (атомов одного элемента). В химических реакциях не могут разлагаться с образованием других веществ.

Сложные вещества (или химические соединения) – вещества, молекулы которых состоят из атомов разного вида (атомов различных химических элементов). В химических реакциях разлагаются с образованием нескольких других веществ.

Простые вещества разбиваются на две большие группы: металлы и неметаллы.Металлы – группа элементов, обладающая характернымиметаллическими свойствами: твёрдые вещества (исключение составляет ртуть) имеют металлический блеск, являются хорошими проводниками теплоты и электричества, ковкие (железо (Fe), медь (Cu), алюминий (Al), ртуть (Hg), золото (Au), серебро (Ag) и др.).

Неметаллы – группа элементов: твёрдые, жидкие (бром) и газообразные веществ, которые не обладают металлическим блеском, являются изоляторы, хрупкие.

А сложные вещества в свою очередь подразделятся на четыре группы, или класса: оксиды, основания, кислоты и соли.

Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород в степени окисления -2.
Оксиды получаются обычно при взаимодействии простых веществ с кислородом, разложением солей, кислот, гидроксидов.
Оксиды делятся на солеобразующие (Na2O, P2O5, CO2 и т.д.) и несолеобразующие, для которых неизвестны гидроксиды (NO, CO, N2O).
Оксиды, образующие соли, подразделяются на основные, амфотерные и кислотные.
Основные оксиды – это оксиды металлов, имеющие низкую степень окисления (+1, +2): щелочных, щелочно-земельных металлов, магния, меди, железа и др.
Свойства основных оксидов.
Основные оксиды – твердые вещества, как правило, устойчивы. При обычных условиях или при нагревании вступают во взаимодействие с кислотными, амфотерными оксидами и кислотами:

CaO + CO2 = CaCO3
BaO + Al2O3 = Ba(AlO2)2
CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O

С водой взаимодействуют только оксиды щелочных и щелочно-земельных металлов:

Li2O + H2O = 2LiOH
BaO + H2O = Ba(OH)2

Кислотные оксиды – это оксиды всех неметаллов (исключение – F, благородные газы), а также металлов в высокой степени окисления (+5, +6, +7) (CrO3, Mn2O7 и др.).
Свойства кислотных оксидов
Взаимодействие с основными, амфотерными оксидами и щелочами:

NaOH + CO2 = NaHCO3

Большинство кислотных оксидов непосредственно взаимодействуют с водой с образованием кислот:

SO2 + H2O = H2SO3

Амфотерные оксиды – это оксиды, которые проявляют как основные, так и кислотные свойства. Такие оксиды образуют некоторые металлы в степени окисления +2 (BeO, ZnO) и почти все металлы в степени окисления +3 и +4 (Al2O3, Cr2O3, MnO2):

ZnO + 2HCl = ZnCl2 + H2O
(оксид проявляет основные свойства),
ZnO + 2NaOH = Na2ZnO2 + H2O (сплавление)
(оксид проявляет кислотные свойства).

Кислоты – это электролиты, при диссоциации которых в качестве катионов образуются ионы водорода; анионами являются кислотные остатки.
Число ионов водорода определяет основность кислоты. Так HCl, H2CO3, H3PO4 – примеры одно-, двух- и трехосновных кислот. Хлороводородная – бескислородная; угольная и ортофосфорная – кислородсодержащие или оксокислоты.Общие свойства кислот определяются наличием в их растворах катионов водорода: изменение окраски индикаторов, взаимодействием с основными и амфотерными оксидами, с металлами, стоящими в ряду напряжений до водорода, с солями и основаниями.
Основания – сложные вещества, при диссоциации которых в качестве анионов образуются гидроксид-ионы; катионами являются ионы металла.
Кислотность основания определяется числом гидроксогрупп. Так, NaOH, Ca(OH)2, Al(OH)3, соответственно одно-, двух- и трехкислотные основания.
В воде хорошо растворимы только гидроксиды щелочных металлов, хуже – щелочно-земельных металлов, остальные – малорастворимы.
Для оснований характерны реакции с кислотами, кислотными оксидами; амфотерные основания реагируют с кислотами, и со щелочами. Нерастворимые основания при нагревании разлагаются.

Соли – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотных остатков.
Средние соли – это электролиты, диссоциирующие на катионы металла (аммония) и анионы кислотного остатка: K3PO4 = 3K+ + PO43-

Основные соли - это электролиты, диссоциирующие на катионы металла, гидроксид-ионы и ионы кислотного остатка (если соль сильного основания): СаOHCl = Са2+ + OH- + Cl-

Кислые соли - это электролиты, диссоциирующие на катионы металла (аммония), катионы водорода и ионы кислотного остатка(если соль сильной кислоты): KHSO4 = K+ + H+ + SO42-

Для характеристики свойств солей принято рассматривать их растворимость в воде, термическую устойчивость, взаимодействие с водой с образованием слабых электролитов (гидролиз), а также ОВР, обусловленные катионами или анионами, входящими в состав некоторых солей.

Водородный показатель (рН) величина, характеризующая актив­ность или концентрацию ионов водорода в растворах. Водородный показатель обозначается рН.
Водородный показатель численно равен отрицательному десятичному логарифму активности или концентрации ионов водорода, выраженной в молях на литр:
pH=-lg[ H+ ] Когда концентрации обоих видов ионов в растворе одинаковы, говорят, что раствор имеет нейтральную реакцию. При добавлении к воде кислоты концентрация ионов водорода увеличивается, а концентрация гидроксид-ионов соответственно уменьшается, при добавлении основания — наоборот, повышается содержание гидроксид-ионов, а концентрация ионов водорода падает. Когда [H+] > [OH] говорят, что раствор является кислым, а при [OH] > [H+] — щелочным. Для определения значения pH растворов широко используют несколько методик. Водородный показатель можно приблизительно оценивать с помощью индикаторов, точно измерять pH-метром
Лабораторные работы– «не предусмотрено»

Практические занятия:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.