Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гла­ва 2: О по­рица­нии но­вов­ве­дения и лю­дей, при­дер­жи­ва­ющих­ся но­вов­ве­дений.






Пе­реда­ет­ся от ‘А­иши (да бу­дет до­волен ею Все­выш­ний Ал­лах), что Пос­ланник Ал­ла­ха (да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет) ска­зал: «Тот, кто вы­дума­ет в этом [в этой ре­лигии] то, че­го нет, то это бу­дет от­вер­гну­то».

Так­же пе­реда­ет­ся, что Про­рок (да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет) ска­зал: «Тот, кто со­вер­шил пос­ту­пок [на ко­торо­го не бы­ло сог­ла­сия или] при­каза, то он бу­дет от­вер­гнут». (аль-Бу­хари, Мус­лим).

И пе­реда­ет­ся от Аб­дулла­ха ибн Ума­ра, что Про­рок (да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет) ска­зал: «Тот, кто стре­мить­ся ис­кать дру­гую Сун­ну, тот не от­но­сит­ся к нам». Точ­но так же, как Ал­лах ска­зал в Ко­ране: «Тот, кто стре­мить­ся ис­кать дру­гую ре­лигию, по­мимо Ис­ла­ма, то это не бу­дет при­нято от не­го» (3: 85).

Пе­реда­ет­ся, что аль-Ар­ба­ух ибн Са­рия, спод­вижник Про­рока, ска­зал: «Од­нажды Про­рок про­пове­довал нам так, что сжа­лись на­ши сер­дца и гла­за ув­лажни­лись сле­зами. И тог­да один че­ловек вы­шел и ска­зал: «О, Пос­ланник Ал­ла­ха! Та­кое ощу­щение, что эта про­поведь пос­ледняя! Так что же ты за­веща­ешь сде­лать нам». И тог­да Про­рок (да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет) от­ве­тил: «Я за­вещаю вам бо­ять­ся [Од­но­го лишь] Ал­ла­ха; слу­шать­ся и по­вино­вать­ся, да­же ес­ли пра­витель над ва­ми бу­дет раб из Эфи­опии. Тот, кто бу­дет жив из вас пос­ле ме­ня, уви­дит ог­ромное ко­личес­тво раз­ногла­сий, и [по­это­му] вы дол­жны при­дер­жи­вать­ся мо­ей Сун­ны и Сун­ны пра­вед­ных ха­лифов, ко­торые идут пря­мым пу­тем. Дер­жи­тесь за неё сво­ими ко­рен­ны­ми зу­бами [то есть креп­ко]. И я пре­дос­те­регаю вас от то­го, что бу­дет вве­дено [из но­вов­ве­дений], ибо, по­ис­ти­не, каж­дое нов­шес­тво яв­ля­ет­ся заб­лужде­ни­ем»». Ска­зал ат-Тир­ми­зи: «Этот ха­дис ха­сан са­хих (хо­роший и дос­то­вер­ный)».

Пе­реда­ет­ся от ибн Мас’уда, что Про­рок (да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет) ска­зал: «Я встре­чусь с ва­ми у [сво­его во­до­ема, ко­торый на­зыва­ет­ся] Ха­уд. И со мной бу­дут лю­ди, ко­торых от­го­нят от это­го ис­точни­ка. И я ска­жу: «О, Гос­подь! Это же мои ас­ха­бы?!» И мне бу­дет от­ве­чено: «Ты не зна­ешь о том, что они со­вер­ши­ли пос­ле те­бя»» (аль-Бу­хари, Мус­лим). Пе­реда­ет­ся, что Аб­дуллах ибн Мах­риз ска­зал: «Эта ре­лигия бу­дет ухо­дить Сун­на за Сун­ной, точ­но так же, как эта ве­рев­ка раз­ры­ва­ет­ся по час­тям».

Пе­реда­ет­ся, что од­нажды к Та­вусу ибн Кай­сан при­шел не­кий че­ловек и стал ему го­ворить про му’та­зили­тов, [так как он был од­ним из них]. И тог­да Та­вус ибн Кай­сан вста­вил свои паль­цы в уши для то­го, что­бы не слу­шать его, и за­тем он об­ра­тил­ся к сво­ему сы­ну, ска­зав: «Сы­нок! Сде­лай то же са­мое, что­бы не слы­шать ни­чего из то­го, что он го­ворит, [по­тому что] это сер­дце очень сла­бо». И он (Та­вус ибн Кай­сан) это го­ворил до тех пор по­ка этот но­вов­ве­денец [из чис­ла му’та­зили­тов] не вы­дер­жал и не ушел от них. (Ком­менти­руя вы­раже­ние - «Точ­но так же, как эта ве­рев­ка раз­ры­ва­ет­ся по час­тям...» – Мы ска­жем: «Ве­рев­ка сос­то­ит из мно­гих во­локон, и она рвет­ся не це­ликом, а пос­те­пен­но: сна­чала од­на часть, по­том дру­гая, третья и т.д. И та­ким об­ра­зом Сун­на уми­ра­ет пос­те­пен­но од­на за дру­гой. И Про­рок на воп­рос о гу­раба (стран­ные лю­ди, ко­торые по­лучат наг­ра­ду в Раю) от­ве­тил: «Это те лю­ди, ко­торые бу­дут вос­кре­шать мою Сун­ну тог­да, ког­да эта ум­ма пог­ру­зит­ся в «фа­сад» [раз­врат, бид’а, не­чес­тие, заб­лужде­ние и про­чие сквер­ные ве­щи]»». А Ал­лах зна­ет луч­ше!)

[И да­лее в кни­ге Таль­бис Иб­лис пе­реда­ет­ся], что к Иб­ра­химу ан-На­хии [учи­телю зна­мени­того фа­киха и ос­но­вате­ля од­но­го из рас­простра­нен­ных маз­ха­бов Абу Ха­нифы ан-Ну’ма­на ас-Са­бита] при­шел не­кий че­ловек из чис­ла ир­джа’ [то есть из чис­ла мур­джи’итов], и ан-На­хии к не­му об­ра­тил­ся, [зная о том, что этот че­ловек мур­джи’ит]: «Ког­да за­кон­чится этот урок, встань и уй­ди от­сю­да и [сде­лай так, что­бы я те­бя боль­ше] не ви­дел, [ибо ты – че­ловек, ко­торый от­вра­тил­ся от Ис­ти­ны, от Сун­ны]».

И так­же пе­реда­ет­ся, что Суфь­яну ибн ‘У­ей­на со­об­щи­ли, что Иб­ра­хим ибн Яхья стал го­ворить неп­ра­виль­ные ве­щи ка­сатель­но пре­доп­ре­деле­ния (аль-кад­ра). На что Суфь­ян от­ве­тил: «Лю­ди зна­ют, кто он та­кой [так не на­до пов­то­рять о нем сно­ва и сно­ва, зная, что он ере­тик]; луч­ше поп­ро­сите про­щения у Ал­ла­ха для ме­ня [ведь я, как и вы, нуж­да­юсь в ва­ших моль­бах-ду’а]». И пе­реда­ет­ся, что к Му­хам­ма­ду ибн Си­рину при­шел один че­ловек [из чис­ла ка­дари­тов] и стал раз­го­вари­вать про кадр (пре­доп­ре­деле­ние) [сек­та ка­дари­тов пол­ностью от­верга­ет пре­доп­ре­деле­ние Ал­ла­ха (а’у­узу биЛ­лях)]. И тог­да Ибн Си­рин ска­зал: «Ли­бо ты уй­дешь от нас, ли­бо мы уй­дем от те­бя».

«Лю­ди зна­ют, кто он та­кой…» - «То есть лю­ди и так зна­ют кто он та­кой, что­бы раз­го­вари­вать о нем ог­ромное ко­личес­тво раз, и пос­то­ян­но оп­ро­вер­гать их и т.д. Суб­ха­наЛ­лах! Нап­ро­тив, из луч­ше­го при­мера уче­ных на­шей ум­мы - это ос­тавле­ние тех но­вов­ве­ден­цев, про ко­торых не на­до раз­го­вари­вать, про ко­торых не на­до го­ворить о том, как нам нуж­но от­но­сить­ся к этим лю­дям.

И Ал­лах в Ко­ране не упо­мянул про са­мую круп­ную сму­ту на зем­ле во все вре­мена [на­чиная от Ада­ма и за­кан­чи­вая Суд­ным днем] – о Ма­сихе Дад­жа­ле [Ан­тихрис­те, ко­торый явит­ся в кон­це вре­мен и ко­торый бу­дет убит Исой ибн Марь­ям]. И это по­тому, что Ал­лах хо­чет уни­зить Ан­тихрис­та [Дад­жа­ля], как об этом пи­сал имам аль-Джа­узи, Ибн Ка­сир и мно­гие дру­гие тол­ко­вате­ли Ко­рана и Сун­ны» [Так да­вай­те же и мы не бу­дем лиш­ний раз упо­минать о раз­личных ере­тиках и сек­тантах, ко­торые сби­лись с Ис­ти­ны, да­бы уни­зить их – они не дос­той­ны то­го, что­бы их пос­то­ян­но вспо­минать! ].

И пе­реда­ет­ся что при­шел к А­юбу ас-Сих­та­яни один че­ловек из ах­люль-бид’а (но­вов­ве­ден­цев) и спро­сил: «О, шейх! Раз­ре­ши мне ска­зать од­но сло­во?» На что А­юб от­ве­тил: «Нет! Ты не ска­жешь и по­лови­ны сло­ва».

А­юб ас-Сих­та­яни ска­зал: «Каж­дый раз, ког­да при­вер­же­нец но­вов­ве­дения де­ла­ет ит­жди­хад [вы­носит бо­гос­лов­ско-пра­вовое ре­шение, а в его слу­чае уве­личи­ва­ет чис­ло но­вов­ве­дений], Ал­лах при­бав­ля­ет ему толь­ко от­да­лен­ность [от Ис­ти­ны]».

И в ком­мента­рии к это­му из­ре­чению при­водит­ся, что Аб­дуллах ибн Мас’уд ска­зал: «Тот, ко­го не за­щища­ет его на­маз от гре­хов и не­чис­ти, тот не по­лучит от Ал­ла­ха ни­чего кро­ме от­да­лен­ности [от Ал­ла­ха, и Его Про­роков, и Ис­ти­ны, и Ис­ла­ма в це­лом]».

Пе­реда­ет­ся, что имам Суфь­ян ас-Са­ури ска­зал: «Иб­лис боль­ше все­го лю­бит бид’а [ког­да че­ловек со­вер­ша­ет нов­шес­тво], и для не­го пред­почти­тель­ней нов­шес­тво, чем тяж­кий грех [ибо че­ловек пос­ле тяж­ко­го гре­ха де­ла­ет та­убу (по­ка­яние), а ког­да де­ла­ет бид’а, не ка­ет­ся и уми­ра­ет в этом сквер­ном по­ложе­нии, кро­ме тех, ко­го Ал­лах по­мило­вал и нап­ра­вил на Ис­ти­ну]».

Со­об­ща­ет­ся, что од­нажды по­гиб [один из ос­но­вопо­лож­ни­ков сек­ты мур­джи’итов] Абд аль-Азиз ибн Абу Да­уд, и лю­ди приш­ли на его по­хоро­ны, и клад­би­ще пе­репол­ни­лось людь­ми. [И в этот мо­мент был еще жив Суфь­ян ас-Са­ури], и ког­да он при­шел на клад­би­ще, лю­ди рас­сту­пились пе­ред ним, по­думав, что он со­бира­ет­ся про­читать по не­му джа­наза [за­упо­кой­ную мо­лит­ву]. Но он при­шел на по­хоро­ны спе­ци­аль­но, что­бы по­казать, что он не бу­дет чи­тать на­маз по не­му. За­тем он раз­вернул­ся и ушел.

Суфь­ян ас-Са­ури ска­зал: «Тот, кто бу­дет слу­шать при­вер­женца но­вов­ве­дений, то­му Ал­лах ни­ког­да не по­может, и не даст ему поль­зу в том, что он ус­лы­шал. Тот же, кто по­жал ру­ку [но­вов­ве­ден­цу], тот раз­ру­шил Ис­лам – часть за частью».

Пе­реда­ет­ся, что ког­да Су­лей­ман ат-Тай­мий тя­жело бо­лел и на­ходил­ся при смер­ти, он за­рыдал. И спро­сили его: «Что зас­тавля­ет те­бя пла­кать? Не­уже­ли ты бо­ишь­ся смер­ти?» Он от­ве­тил: «Нет! Но од­нажды я поп­ри­ветс­тво­вал ка­дари­та, и я бо­юсь за то, что те­перь Гос­подь ме­ня спро­сит за это [за то, что я от­несся к не­му с на­илуч­шим по­жела­ни­ем, с на­илуч­шим от­но­шени­ем]».

Фу­дей­ль ибн Ий­яд ска­зал: «Тот, кто бу­дет си­деть вмес­те с но­вов­ве­ден­цем - ос­те­регай­тесь это­го че­лове­ка». Так­же Фу­дей­ль ска­зал: «Тот, кто по­любил но­вов­ве­ден­ца, Ал­лах унич­то­жит его пос­тупки, и Ал­лах вы­ведет свет Ис­ла­ма из его сер­дца». Так­же он ска­зал: «Ес­ли ты уви­дишь но­вов­ве­ден­ца на сво­ей до­роге, то свер­ни на дру­гую до­рогу, по­тому что его наг­ра­да не под­ни­ма­ет­ся к Все­могу­щему Ал­ла­ху. А тот, кто по­мога­ет это­му че­лове­ку, по­мога­ет раз­ру­шать Ис­лам».
И так­же пе­реда­ет­ся, что один че­ловек ска­зал Фу­дай­лю: «Тот, кто вы­дал свою дочь за не­чес­тивца, тот ра­зор­вал ее чре­во [то есть ее по­томс­тво]». И Фу­дай­ль так­же ска­зал сле­ду­ющие сло­ва [ко­торые ска­жет по­том ве­ликий уче­ный и ос­но­ватель хан­ба­лит­ско­го маз­ха­ба - имам Ах­мад]: «А тот, кто вы­дал свою дочь за но­вов­ве­ден­ца, то он та­ким об­ра­зом раз­ру­шил ее чре­во (унич­то­жил ее род), а тот, кто ся­дет ря­дом [с этим но­вов­ве­ден­цем], тот не по­лучит муд­рости от Все­могу­щего Ал­ла­ха. И ес­ли Ал­лах зна­ет о том, что этот че­ловек не­нави­дит но­вов­ве­ден­ца, то я [го­ворит Фу­дай­ль ибн Ий­яд] рас­счи­тываю, что Ал­лах прос­тит ему [его] гре­хи [из-за этой не­навис­ти]».

Пе­реда­ет­ся, что ал-Ляйс ибн Са’д ска­зал: «Ес­ли бы я уви­дел но­вов­ве­ден­ца, ко­торый идет по во­де(!), я бы [и тог­да] не при­нял его».

Имам аш-Ша­фи’и ус­лы­шав эти сло­ва про­из­нес: «[Нет! ] Ес­ли бы я уви­дел но­вов­ве­ден­ца, ко­торый идет по воз­ду­ху(!!!), я бы не при­нял его».

Ибн Ха­рис ска­зал: «Од­нажды скон­чался аль-Му­рай­сий [один из пред­во­дите­лей ка­дари­тов], и в это вре­мя я был на рын­ке, и ес­ли бы это мес­то [т.е. ры­нок] рас­по­лага­лось бы для то­го, что­бы сде­лать сад­жда (зем­ной пок­лон), я бы сде­лал его, бла­года­ря и вос­хва­ляя Ал­ла­ха за то, что он умер­твил это­го че­лове­ка».

Так­же пе­реда­ет­ся, что имам аль-Кур­ба­ний раз­го­вари­вал о лю­дях, при­дер­жи­ва­ющих­ся но­вов­ве­дений. И ког­да к не­му об­ра­тились лю­ди: «Ес­ли бы ты рас­ска­зывал ха­дисы», он раз­гне­вал­ся и пос­ле че­го ска­зал: «Мои сло­ва про но­вов­ве­ден­цев [по­рицая их и пре­дос­те­регая от них] бо­лее лю­бимы мною, чем пок­ло­нение, в те­чение 60 лет».

[И пос­ле то­го, как ибн аль-Джа­узи при­вел ха­дисы от Про­рока Му­хам­ма­да и его спод­вижни­ков и из­ре­чения пра­вед­ных пред­шес­твен­ни­ков (са­ляфов), он про­дол­жил в сво­ей кни­ге]: «Но как же мы мо­жем оп­ре­делить, ка­кой че­ловек яв­ля­ет­ся но­вов­ве­ден­цем, а ка­кой из Ах­люс-Сун­на? [Как мы это оп­ре­делим? Ибо каж­дый но­вов­ве­денец ут­вер­жда­ет, что он прав­див и от­но­сит­ся к Ах­люс-Сун­на.]» От­вет: «Сун­на в язы­ковом зна­чении это­го сло­ва оз­на­ча­ет до­рога (та­рик). И нет сом­не­ния в том, что лю­ди, ко­торые пе­реда­вали ха­дисы от Про­рока (да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет) сле­дова­ли за ним и его спод­вижни­ками во всем, [и они на­ходи­лись на этом пу­ти]».

[Имен­но по­это­му, ког­да мы го­ворим, что на­ша обя­зан­ность, как му­суль­ман, сле­довать Ко­рану и Сун­не, мы до­бав­ля­ем: в по­нима­нии са­ляфов (пра­вед­ных пред­шес­твен­ни­ков) на­шей ум­мы! ] [И да­лее, про­дол­жая от­вет, ибн аль-Джа­узи пи­шет]: «А нов­шес­тва про­изош­ли пос­ле смер­ти Про­рока (да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет) и его спод­вижни­ков» [и нов­шес­тво – это пос­ту­пок, ко­торо­го не бы­ло тог­да].

Бид’а (нов­шес­тво) – это де­ло, ко­торо­го не бы­ло [во вре­мена Про­рока и спод­вижни­ков]. И боль­шинс­тво из них (но­вов­ве­дений) про­тиво­речит ша­ри’ату: ли­бо до­бав­ле­ни­ем че­го-то, ли­бо сок­ра­щени­ем че­го-то. И да­же ес­ли нов­шес­тво не про­тиво­речит ша­ри­ату, то боль­шинс­тво на­ших пра­вед­ных пред­ков не­нави­дело это нов­шес­тво, и они убе­гали от каж­до­го но­вов­ве­ден­ца.

И ког­да к Зай­ду бин Са­биту приш­ли Абу Бакр и Умар (да бу­дет до­волен ими обо­ими Ал­лах) с воп­ро­сом о сбор­ке Ко­рана, он воп­ро­сил: «Как вы мо­жете де­лать то, че­го не де­лал Пос­ланник Ал­ла­ха, да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет?»

И так­же пе­реда­ет­ся, что Са’д ибн Ма­лик (Абу Вак­кас) ус­лы­шал че­лове­ка, ко­торый об­ра­щал­ся: «Я пе­ред То­бой, о, Об­ла­датель Ми’рад­жа (воз­не­сения на не­бо)!», он (Са’д) ска­зал: «Мы не го­вори­ли это­го во вре­мена Про­рока, да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет».

И так­же пе­реда­ет­ся, что во вре­мена Абу Му­сы аль-Аш’ари воз­никла та­кая си­ту­ация: лю­ди пос­ле маг­ри­ба соб­ра­лись в ме­чети и ста­ли го­ворить: «Де­лай­те тас­бих: столь­ко-то раз «Суб­ха­наЛ­лах», столь­ко то раз «Аль-Хам­ду­лиЛ­лях» на ка­муш­ках». И ког­да Абу Му­са вы­шел из ме­чети, то встре­тил Аб­дулла­ха ибн Мас’уда и рас­ска­зал, что про­изош­ло. Он от­пра­вил­ся для то­го, что­бы по­гово­рить с ни­ми. И ког­да он уви­дел, как они со­вер­ша­ют зикр [с по­мощью ка­мушек] он ска­зал: «Кля­нусь Ал­ла­хом, кро­ме ко­торо­го нет ино­го бо­жес­тва [дос­той­но­го для пок­ло­нения], вы при­вели сю­да бид’а (нов­шес­тво)». И в дру­гом ри­ва­яте пе­реда­ет­ся так: «Да­вай­те вы сде­ла­ете так: вы на­чинай­те счи­тать на этих сво­их ка­муш­ках гре­хи, а я даю вам га­ран­тию, что вы не по­теря­ете ни­чего из сво­их ха­сана­тов».

Да­лее пи­шет Абу аль-Фа­радж ибн аль-Джа­узи: «Мы объ­яс­ни­ли вам, что эти лю­ди (са­ляфы) опа­сались каж­до­го нов­шес­тва, да­же ес­ли в этом не бы­ло ни­чего про­тиво­ес­тес­твен­но­го, [ни­чего пло­хого]». Ибн аль-Джа­узи упо­мина­ет си­ту­ацию Ума­ра ибн аль-Хат­та­ба. Ког­да Про­рок (да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет) чи­тал та­равих, то пер­вые дни он чи­тал в ме­чети вмес­те с джа­ма’атом, а за­тем он от­да­лил­ся и чи­тал до­ма. И ког­да его спро­сили: «По­чему?» Он от­ве­тил: «Для то­го, что­бы Ал­лах не ус­та­новил это обя­зан­ностью для вас». Но за­тем ибн Умар [сын Ума­ра ибн аль-Хат­та­ба] [пос­ле смер­ти Про­рока] приз­вал лю­дей чи­тать та­равих в ме­чети. И ска­зал Умар ибн аль-Хат­таб: «Это хо­рошее бид’а (но­вов­ве­дение)». Но в ос­но­ве это не бы­ло но­вов­ве­дени­ем в ша­ри­ат­ском смыс­ле это­го сло­ва.

У каж­до­го сло­ва в араб­ском язы­ке есть язы­ковое и ша­ри­ат­ское оп­ре­деле­ние. В ша­ри­ат­ском зна­чении дан­ное дей­ствие не бы­ло бид’а, а в язы­ковом – бы­ло [ибо это бы­ло то, что не де­лал Про­рок, но ша­ри­ат­ская ос­но­ва бы­ла]. По­это­му Про­рок ска­зал: «При­дер­жи­вай­тесь мо­ей Сун­ны и Сун­ны пра­вед­ных ха­лифов, ко­торые идут пра­виль­ным пу­тем». Ес­ли эта вещь име­ет ос­но­ву в ша­ри­ате, тог­да она не яв­ля­ет­ся прок­ли­на­емой и осуж­да­емой бид’а!!!

Аль-Бу­хари и Мус­лим при­вели ха­дис от Пос­ланни­ка Ал­ла­ха (да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет), ко­торый ска­зал: «Бу­дут лю­ди из мо­ей ум­мы, ко­торые бу­дут сто­ять от­кры­то [на ис­ти­не] до тех пор, по­ка к ним не при­дет при­каз Ал­ла­ха, и они бу­дут в этом же по­ложе­нии». Так­же от Са­уба­на при­водит­ся, что Про­рок (да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет) ска­зал: «Бу­дет груп­па из мо­ей ум­мы, ко­торая бу­дет твер­до при­дер­жи­вать­ся ис­ти­ны; и им не нав­ре­дит тот, кто бу­дет уни­жать их, до тех пор, по­ка не при­дет при­каз Ал­ла­ха, и они в этом же по­ложе­нии». На воп­рос, кто эта груп­па, ко­торая бу­дет твер­до при­дер­жи­вать­ся ис­ти­ны, Али ибн аль-Ма­дини ска­зал: «Это ‘ас­хаб аль-ха­дис’». [Ас­хаб аль-ха­дис – дос­ловно пе­рево­дит­ся как «лю­ди ха­дисов», то есть лю­ди, ко­торые сле­ду­ют то­му, что бы­ло пе­реда­но в ха­дисах от Про­рока Му­хам­ма­да (да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет)]. И Про­рок (да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет) по-раз­но­му опи­сывал эту груп­пу [ас­хаб аль-ха­дис].

Нап­ри­мер Мус­лим при­водит сле­ду­ющий ха­дис от Джа­бира, где Про­рок (да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет) ска­зал: «Из мо­ей ум­мы бу­дет груп­па, ко­торая бу­дет сра­жать­ся на ис­ти­не. И им не нав­ре­дит тот, кто бу­дет их уни­жать, до тех пор, по­ка не при­дет при­каз Ал­ла­ха, и они бу­дут в этом же по­ложе­нии [то есть сра­жать­ся на ис­ти­не]».

И в сво­ем шар­хе имам ан-На­вави ука­зыва­ет: «Это груп­па и есть ас­хаб аль-ха­дис». Сле­ду­ет от­ме­тить, что уче­ные рас­хо­дились по по­воду этой груп­пы, кто они.

Ибн Хад­жар [сос­та­витель зна­мени­того тол­ко­вания ха­дисов из сбор­ни­ка аль-Бу­хари – Фатх аль-Ба­ри] ска­зал: «Нель­зя ска­зать, что эта груп­па на­ходит­ся в оп­ре­делен­ном мес­те или в оп­ре­делен­ное вре­мя; нап­ро­тив, эта груп­па [ко­торая бу­дет сра­жать­ся на ис­ти­не] бу­дет всег­да и вез­де». Ска­жу так­же, что дос­то­инс­тво этой груп­пы очень ве­лико!

И так­же при­водит­ся в сбор­ни­ках у ат-Тир­ми­зи, Абу Да­уда и про­чих сбор­ни­ках, что Про­рок (да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет) го­ворил: «Они [груп­па, сра­жа­юща­яся на ис­ти­не] бу­дут и в Ша­ме [тер­ри­тория Си­рии, И­ор­да­нии, Па­лес­ти­ны], и они бу­дут в Па­лес­ти­не, и они бу­дут в маг­ри­бе [на тер­ри­тории гар­ба]».

Уче­ные [му­жи Ис­ла­ма] ска­зали: «То, что Про­рок упо­мянул, что эти груп­пы бу­дут в раз­ных тер­ри­тори­ях, ука­зыва­ет на то, что их бу­дет ог­ромное ко­личес­тво, и они бу­дут при­дер­жи­вать­ся это­го [сра­жать­ся на ис­ти­не, на­ходясь в раз­ных кон­цах]».

Имам ан-На­уауи ска­зал про ха­дис, ука­зыва­ющий на мес­то­поло­жение этих групп: «И мо­жет быть, что эта груп­па раз­де­лена на ог­ромное ко­личес­тво лю­дей; и сре­ди них [мо­гут быть] пред­во­дите­ли битв [муд­жа­хиды], и сре­ди них уче­ные, и сре­ди них ха­дисо­веды, и сре­ди них ас­ке­ты [ко­торые в этой мир­ской жиз­ни до­воль­ству­ют­ся ма­лым], и сре­ди них те, ко­торые при­зыва­ют к одоб­ря­емо­му и зап­ре­ща­ют по­рица­емое». Уче­ные ска­зали, что во­ины тер­ри­тории гар­ба бу­дут силь­ны (шид­да) по от­но­шению к вра­гам.

[Да­лее ав­тор кни­ги, Абу аль-Фа­радж ибн аль-Джа­узи спра­шива­ет]: «Зна­ете ли вы ка­кие бу­дут те сек­ты, [о ко­торых ска­зано в ха­дисе]?»

Мы от­ве­тим: Мы зна­ем раз­де­ление, ко­торое про­изош­ло в на­шей ум­ме и зна­ем ос­но­вы это­го раз­де­ления; и каж­дая сек­та раз­де­лилась на до­бавоч­ные сек­ты. Да­же ес­ли мы не зна­ем боль­шинс­тво имен этих групп и их убеж­де­ния, то мы зна­ем ос­новных ка­тего­рий но­вов­ве­ден­цев. И это: 1) Ха­варид­жы (ха­рид­жи­ты); 2) Ка­дари­ты; 3) Джах­ми­ты; 4) Мур­джи’иты; 5) Джа­бари­ты; 6) Ра­фиди­ты (ши’иты).

Ибн аль-Джа­узи пи­шет: «В ос­но­ве ум­ма раз­де­лилась на 6 этих сект, и каж­дая сек­та раз­де­лилась на 12 дру­гих сект. [В об­щей слож­ности по­луча­ет­ся 72 сек­ты. И сра­зу же вспо­мина­ет­ся ха­дис о 73 те­чени­ях, 72 из ко­торых в Ог­не]».

Крат­ко опи­шем эти 6 ос­новных те­чений. Ес­ли на то бу­дет во­ля Ал­ла­ха.

1. Аль-Ха­рурийа (ха­варид­жы). Они бы­ли проз­ва­ны Ха­рури­тами, по­тому что они жи­ли в се­лении, ко­торое так на­зыва­лось, близ Ку­фы [го­род в Ира­ке].

От Абу Ху­рай­ры пе­реда­ет­ся, что Про­рок (да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет) ска­зал: «И­удеи раз­де­лились на 71 груп­пу, хрис­ти­ане на 72, а эта ум­ма [му­суль­ман] раз­де­лит­ся на 73 груп­пы» Ска­зал ат-Тир­ми­зи [ве­личай­ший ха­дисо­вед, ав­тор сбор­ни­ка ха­дисов «аль-Джа­ми’а ат-Тир­ми­зи», в ко­торый вош­ли 4058 ха­дисов]: «Ха­дис дос­то­вер­ный».

В еще од­ной вер­сии, Про­рок до­бав­ля­ет: «И все они в Ог­не, кро­ме од­ной; и это те, ко­торые при­дер­жи­ва­ют­ся то­го, че­го при­дер­жи­ва­юсь се­год­ня я и мои спод­вижни­ки». В дру­гой вер­сии Про­рок ска­зал: «И это аль-Джа­ма’а».

Они [ха­варид­жы] наш­ли там при­бежи­ще пос­ле то­го, как враж­до­вали с ‘Али ибн Абу Та­либом, и пос­ле то­го как он раз­гро­мил их вой­ска; [они об­ви­нили ‘Али не­веру­ющим (ка­фиром)].

Так­же есть ис­то­рия, в ко­торой рас­ска­зыва­ет­ся, что к ‘А­ише бинт Абу Бакр [же­не Про­рока] (да бу­дет до­волен ею Ал­лах) приш­ла жен­щи­на и спро­сила: «По­чему жен­щи­на, у ко­торой бы­ли ме­сяч­ные вос­ста­нав­ли­ва­ет пост, но не вос­ста­нав­ли­ва­ет на­маз?» [Жен­щи­на за­дала этот воп­рос, про­явив наг­лость и не­ува­жение к же­не Про­рока]. И ‘А­иша от­ве­тила: «Ты [слу­чай­но не из чис­ла] ха­рури­тов?».

Так­же из чис­ла их имен – аш-Шу­рат.

Они проз­ва­ны так от­то­го, что они ска­зали: «Мы про­дали на­ши ду­ши ра­ди Ал­ла­ха, [в ре­зуль­та­те че­го пош­ло наз­ва­ние «про­дан­ные» (шу­рат)]».

И так­же из их наз­ва­ний – «аль-хук­мий­йа». Их ста­ли так на­зывать, по­тому что они ста­ли от­ри­цать то, что до­говор меж­ду ‘Али и Му’ави­ей [ибн Абу Суфь­яном] мог ре­шать кто-то из лю­дей. Они ска­зали: «Хукм при­над­ле­жит толь­ко Ал­ла­ху, [и в ре­зуль­та­те это­го они выш­ли из вой­ск обе­их сто­рон, и тем са­мым еще и выш­ли из Ис­ла­ма]».

Они от­ри­цали Абу Му­су аль-Аш’ари и Ам­ра ибн ‘Аса, ко­торые выс­ту­пали судь­ями [со сто­роны ‘Али и Му’авии со­от­ветс­твен­но].

Так­же ха­варид­жей на­зыва­ют «аль-ма­рика» (от­ступ­ни­ки, вы­шед­шие из Ис­ла­ма).

Ибн аль-Джа­узи ска­зал: [По­чему их на­зыва­ют ‘аль-ма­рика’, то есть от­ступ­ни­ки? ] По­тому что Про­рок (да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет) ска­зал: «Они вы­ходят из ре­лигии точ­но так­же как стре­ла, вы­пущен­ная ми­мо це­ли».

Ко­неч­но же са­ми ха­рид­жи­ты от­ри­ца­ют это по­ложе­ние и не на­зыва­ют се­бя та­ковым име­нем.

2. Ка­дари­ты. Груп­па [ка­дари­тов] бы­ла наз­ва­на так, по­тому что они от­ри­ца­ют пре­доп­ре­деле­ние Ал­ла­ха [т.е. кадр от­сю­да -& gt; ка­дари­ты] и [со­от­ветс­твен­но от­ри­ца­ют] Его Всез­на­ние. Они ска­зали [сле­ду­ющее по это­му по­воду]: «Все пос­тупки ра­бов сот­во­рены, они са­ми тво­рят их без учас­тия Ал­ла­ха». [То есть, ес­ли че­ловек со­вер­шил ка­кой-то пос­ту­пок, то он яв­ля­ет­ся сам твор­цом это­го пос­тупка, а не Ал­лах. Это бы­ло од­но из круп­ней­ших заб­лужде­ний]. [За­тем они ска­зали]: «Ал­лах хо­чет че­го-то от лю­дей, но не до­бива­ет­ся это­го». (А’у­узу биЛ­лях!).

И пер­вый, кто про­из­нес этот куфр [сло­ва, ука­зыва­ющие на не­верие] был хрис­ти­анин из Бас­ри. От не­го же взял это выс­ка­зыва­ние Ма’абад аль-Джу­хани. И это же выс­ка­зыва­ние по­том [во вре­мена прав­ле­ния ха­лифа Ума­ра ибн Абд аль-Ази­за] рас­простра­нил Гей­лан ад-Ди­маш­ки, [ко­торый стал из­вестен как ро­дона­чаль­ник сек­ты ка­дари­тов].

3. Джах­ми­ты. Это сто­рон­ни­ки Джах­ма ибн Саф­ва­на. Он был ро­дом из го­рода Тер­мез.

Они [джах­ми­ты] ска­зали: «Лю­ди вы­нуж­де­ны де­лать те или иные пос­тупки, по­тому что Ал­лах пред­пи­сал им это сде­лать; че­ловек не мо­жет выб­рать [меж­ду тем или иным пос­тупком], по­тому что за не­го уже ре­шено».

И они ска­зали: «Рай и ад - не ве­чен [они бу­дут унич­то­жены ра­но или поз­дно]».

И они ска­зали: «Иман (ве­ра) – это [лишь] зна­ние об Ал­ла­хе [то есть Ал­лах су­щес­тву­ет, мы это зна­ем, нам это­го дос­та­точ­но и у нас есть иман]».

Кста­ти, в этом убеж­де­нии они пол­ностью схо­жи с мур­джи’ита­ми [о ко­торых речь пой­дет даль­ше (по во­ле Ал­ла­ха)].

4. Мур­джи’иты. Наз­ва­ние те­чения бе­рет свое на­чало от сло­ва «аль-ир­джа’ (дос­ловно – от­тя­гива­ние, отс­тра­нение)». Они бы­ли наз­ва­ны так, по­тому что отс­тра­няли пос­тупки от има­на (ве­ры).

[То есть они го­ворят, что пос­тупки и иман это не еди­ное це­лое: они отс­тра­ня­ют пос­тупки и ос­тавля­ют толь­ко иман].

Они [так­же] ска­зали: «Иман – это то, что че­ловек приз­на­ет Ал­ла­ха, ве­рит в Его Про­роков и то, что приш­ло от Ал­ла­ха [Ко­ран]».

[Что ка­са­ет­ся пос­тупков (де­яний)], они ска­зали: «Это не от­но­сит­ся к ве­ре (има­ну) ни в чем».

Мур­джи’иты яв­ля­ют­ся край­ни­ми в по­нима­нии ‘на­деж­ды на Ал­ла­ха’ (ар-Рад­жа).

[Как мы зна­ем каж­дый обя­зан пок­ло­нять­ся Ал­ла­ху из трех ка­честв: из люб­ви к Ал­ла­ху, из бо­яз­ни Ал­ла­ха, на­де­ясь на Ал­ла­ха. Но страх пе­ред Ал­ла­хом дол­жен пре­об­ла­дать над на­ми, по­ка мы жи­вы].

Мур­джи’иты от­ли­ча­ют­ся тем, что они пол­ностью от­верга­ют уг­ро­зы Ал­ла­ха, ко­торые приш­ли к нам из Ко­рана и Сун­ны, о на­каза­нии не­веру­ющих.

Они го­ворят, что Ал­лах не на­кажет ве­ру­ющих, и все уже [яв­ля­ют­ся из оби­тате­лей] Рая.

5. Ра­фиди­ты (ши’иты). Наз­ва­ние [ра­фиди­ты] про­ис­хо­дит от сло­ва ‘ра­фида’ («от­ри­ца­ющие»).

Зайд ибн Али ибн Ху­сейн выс­ту­пил про­тив Ибн Абл аль-Ма­лика [пра­вите­ля]. И к Зай­ду [к его вой­скам] при­со­еди­нились ши’иты. Ког­да они соб­ра­лись вы­ходить на бит­ву, они (ши’иты) ста­ли ру­гать и прок­ли­нать Абу Бак­ра. И Зайд, ус­лы­шав эти [мер­зкие и от­вра­титель­ные] сло­ва и зап­ре­тил им так го­ворить. И они от­вер­гли [этот при­каз Зай­да], по­кинув его ла­герь. Пе­реда­ет­ся, что вмес­те с Зай­дом ос­та­лось толь­ко 200 че­ловек.

[Что ка­са­ет­ся ос­новных ве­ро­убеж­де­ний ши­итов], они ве­рят, что Про­рок (да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет) за­вещал ха­лифат имен­но ‘Али ибн Абу Та­либу. Они так­же счи­та­ют, что боль­шинс­тво спод­вижни­ков впа­ли в заб­лужде­ние и выш­ли из Ис­ла­ма [по­тому что не под­держа­ли ‘Али пос­ле смер­ти Про­рока].

[Что ка­са­ет­ся има­ма], то он мо­жет быть толь­ко из [чис­ла] по­том­ков Ху­сей­на ибн ‘Али ибн Абу Та­либа.

6. Джа­бари­ты. Ве­ро­убеж­де­ние джа­бари­тов по­хоже на «джах­мий­ское», то есть раб Ал­ла­ха вы­нуж­ден де­лать те или иные пос­тупки без пра­ва вы­бора.

Ска­зали джа­бари­ты: «У не­го [ра­ба Ал­ла­ха] нет пос­тупков. Все что он де­ла­ет – это де­ла­ет Ал­лах».

И их смысл [в от­ри­цании вы­бора у че­лове­ка] сос­то­ит [нап­ри­мер] в том, что ес­ли че­ловек не­веру­ющий, то не на­до при­зывать его к Ис­ла­му, ибо Гос­подь не хо­чет это­го.

Пе­реда­ет­ся, что од­нажды один че­ловек плыл на ко­раб­ле вмес­те с од­ним ог­не­пок­лонни­ком. Он об­ра­тил­ся к не­му: «При­ми Ис­лам!» Ог­не­пок­лонник спро­сил: «За­чем?» Тот от­ве­тил: «По­тому что Ал­лах хо­чет это­го от те­бя». Ог­не­пок­лонник па­риро­вал: «Но ведь ес­ли Ал­лах хо­чет от мне при­нятия Ис­ла­ма, по­чему же я не при­нял его» На что он от­ве­тил: «По­тому что шай­тан не хо­чет это­го!» И ог­не­пок­лонник ска­зал: «За­чем я бу­ду пок­ло­нять­ся Ему (Ал­ла­ху)? Я луч­ше бу­ду пок­ла­нять­ся то­му, кто силь­нее Его» (а’у­узу биЛ­ля­хи мин-аш-шай­то­ни-ррад­жим!).

Про­дол­жа­ет шейх Абу аль-Фа­радж в сво­ей кни­ги, разъ­яс­няя ха­рак­терные чер­ты этих сект, [рас­кры­вая на ка­кие до­бавоч­ные сек­ты рас­па­лись]:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.