Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гла­ва 3: Пре­дос­те­реже­ние от сму­ты Иб­ли­са и его хит­ростей.






Ска­зал шейх Абу аль-Фа­радж [ибн аль-Джа­узи] (да по­милу­ет его Ал­лах): Знай же, что че­лове­ку, ког­да он был сот­во­рен, бы­ли все­лены его страс­ти и же­лания для то­го, что­бы он пос­редс­твом это­го дос­тиг то­го, что при­несет ему поль­зу; и так­же [Ал­лах] за­ложил гнев в че­лове­ка для то­го, что­бы он за­щищал­ся от все­го, что при­несет ему вред; и [на­конец] Ал­лах за­ложил в че­лове­ка ра­зум (‘акъ­ль), ко­торый [по­доб­но вос­пи­тате­лю] при­казы­ва­ет [че­лове­ку] пос­ту­пить спра­вед­ли­во в той или иной си­ту­ации.

И был соз­дан Са­тана для то­го, что­бы [ис­пы­тывая лю­дей] бро­сать их то в од­ну край­ность, то в дру­гую – [нап­ри­мер, че­ловек, быть мо­жет, со­вер­ша­ет пок­ло­нение для по­казу­хи, ли­бо, на­обо­рот, от­ка­зыва­ет­ся от пок­ло­нения, бо­ясь этой же по­казу­хи].

И обя­зан­ностью для че­лове­ка яв­ля­ет­ся за­щищать­ся от сво­его вра­га, ко­торый уже по­казал свою враж­ду с че­лове­ком, на­чиная со вре­мен [Про­рока] Ада­ма (мир ему). И он (Иб­лис) пот­ра­тил свои го­ды и са­мого се­бя, что­бы раз­ру­шить по­ложе­ние сы­новей Ада­ма.

И Ал­лах при­казал нам за­щищать­ся от не­го, ска­зав: «Не сле­дуй­те по сле­дам дь­яво­ла. По­ис­ти­не, он – ваш яв­ный враг. Он ве­лит вам тво­рить зло и мер­зость, и на­гова­ривать на Ал­ла­ха то, че­го вы не зна­ете» (2: 168-169).

А так­же Все­выш­ний Ал­лах ска­зал: «Дь­явол пу­га­ет вас бед­ностью и при­зыва­ет вас тво­рить мер­зость» (2: 268).

И Все­выш­ний ска­зал: «Дь­явол же­ла­ет ввес­ти их в глу­бокое заб­лужде­ние» (4: 60).

И Все­выш­ний ска­зал: «По­ис­ти­не, дь­явол при по­мощи опь­яня­ющих на­пит­ков и азар­тных игр хо­чет по­се­ять меж­ду ва­ми враж­ду и не­нависть и от­вра­тить вас от по­мина­ния Ал­ла­ха и на­маза. Не­уже­ли вы не прек­ра­тите?» (5: 91).

И Все­выш­ний Ал­лах ска­зал так­же: «По­ис­ти­не, он яв­ля­ет­ся яв­ным вра­гом, вво­дящим в заб­лужде­ние» (28: 15).

И ска­зал Ал­лах: «По­ис­ти­не, дь­явол яв­ля­ет­ся ва­шим вра­гом, так от­но­ситесь же к не­му как к вра­гу. Он зо­вет свою пар­тию к то­му, что­бы они ста­ли оби­тате­лями Пла­мени» (35: 6).

И так­же Все­выш­ний ска­зал: «И пусть соб­лазни­тель (дь­явол) не оболь­ща­ет вас от­но­ситель­но Ал­ла­ха» (31: 33).

И ска­зал Все­выш­ний: «Раз­ве Я не за­вещал вам, сы­ны Ада­ма, не пок­ло­нять­ся дь­яво­лу, ко­торый яв­ля­ет­ся ва­шим яв­ным вра­гом» (36: 60).

И в Ко­ране со­дер­жится мно­го по­доб­ных а­ятов, [пре­дос­те­рега­ющих от коз­ней и хит­ростей шай­та­на (дь­яво­ла)].

И да­лее Абу аль-Фа­радж ска­зал: Знай же о том, что глав­ная за­дача Иб­ли­са – это таль­бис – то есть пок­рыть [лю­дей сво­ими хит­ростя­ми, коз­ня­ми, при­ук­ра­шен­ной мер­зостью и ложью].
Пер­вое: ког­да ему был дан при­каз со­вер­шить зем­ной пок­лон пе­ред Ада­мом, то он отс­тра­нил­ся (т.е. от­ка­зал­ся), на­чав раз­би­рать­ся в сво­их ос­но­вах (т.е. сущ­ности): «Ты соз­дал ме­ня из ог­ня, а его – из гли­ны» (7: 12) За­тем он отс­тра­нил­ся от Ал­ла­ха, ска­зав: «Пос­мотри на то­го, ко­му Ты от­дал пред­почте­ние пре­до мною» (17: 62) И это оз­на­ча­ет: ска­жи мне, по­чему ты воз­вы­сил Ада­ма пе­редо мною? И за­тем он (Иб­лис) про­явил вы­соко­мерие и ска­зал: «Я луч­ше не­го» (38: 76) И от­ка­зал­ся со­вер­шать зем­ной пок­лон пе­ред ним. [И тем са­мым], Са­тана, за­хотев воз­ве­личить свою ду­шу, на­обо­рот, уни­зил ее, зас­лу­жив прок­ля­тие [Ал­ла­ха] и Его на­каза­ние.

И каж­дый раз, ког­да у че­лове­ка воз­ни­ка­ет воз­можность со­вер­шить ка­кой-ли­бо пос­ту­пок, он дол­жен отс­тра­нять­ся от это­го [вы­соко­мерия и же­лания воз­ве­личить се­бя пе­ред дру­гими] са­мым силь­ным об­ра­зом. И ска­зано, что каж­дый раз, ког­да дь­явол пы­та­ет­ся сде­лать что-ли­бо с че­лове­ком, он пы­та­ет­ся дос­тичь это че­рез его страс­ти.

И как же че­ловек мо­жет при­нять со­вет сво­его вра­га, но не прис­лу­шать­ся к са­мому се­бе?

Че­ловек дол­жен об­ра­тить­ся к сво­ему ра­зуму, что­бы по­нять, что для не­го яв­ля­ет­ся бла­гом, а что – злом; и это для то­го, что­бы с по­мощью сво­его ра­зума по­нять ка­кого бу­дет на­каза­ние за тот или иной грех, да­бы раз­ру­шить коз­ни шай­та­на, [ко­торые он ус­тра­ива­ет на этой зем­ле].

[И да­лее Ибн аль-Джа­узи пе­реда­ет ха­дис, в ко­тором ска­зано, что] со слов ‘И­яда ибн Хи­мара пе­реда­ет­ся, что Пос­ланник Ал­ла­ха (да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет) ска­зал: «О, лю­ди! По­ис­ти­не, Все­выш­ний Ал­лах ве­лел мне на­учить вас то­му, че­го вы не зна­ли и че­му Он на­учил ме­ня се­год­ня. [Он ска­зал]: «Лю­бое иму­щес­тво, ко­торое Я да­ровал ра­бу, яв­ля­ет­ся доз­во­лен­ным для не­го. По­ис­ти­не, Я соз­дал всех сво­их ра­бов ха­нифа­ми [еди­нобож­ни­ками], но к ним ста­ли яв­лять­ся шай­та­ны, что­бы от­вра­тить их от их ре­лигии, и [и шай­та­ны так­же] ве­лели им пок­ло­нять­ся на­ряду со Мной то­му, от­но­ситель­но че­го Я не при­водил ни­каких до­водов».

И пе­реда­ет­ся от Джа­бира ибн Аб­дулла­ха, что Пос­ланник Ал­ла­ха (да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет) ска­зал: «По­ис­ти­не, Иб­лис воз­во­дит свой трон над во­дой. За­тем от­ту­да он по­сыла­ет сво­их по­мощ­ни­ков-шай­та­нов. И са­мый бли­жай­ший его по­мощ­ник – это тот, кто рас­простра­ня­ет боль­ше все­го сму­ты на зем­ле. И вот при­ходит один из [шай­та­нов], и го­ворит, что со­вер­шил то-то и то-то, и тог­да Иб­лис го­ворит: «Ты ни­чего не сде­лал!» За­тем при­ходит дру­гой шай­тан и го­ворит: «Я при­бывал с че­лове­ком до тех пор, по­ка он не раз­велся со сво­ей же­ной».
И тог­да Иб­лис приб­ли­жа­ет его и го­ворит ему: «Луч­ший ты!»» Этот ха­дис при­водит Мус­лим, а так­же имам Ах­мад.

Так­же пе­реда­ет­ся, что Джа­бир ибн Аб­дуллах ска­зал: «Иб­лис от­ча­ял­ся, по­няв, что ему ни­ког­да не бу­дут пок­ла­нять­ся мо­лящи­еся [Ал­ла­ху], но он бу­дет до­бивать­ся то­го, что­бы се­ять сму­ту и раз­дор меж­ду ни­ми».

А в дру­гой вер­сии, при­води­мой от Мус­ли­ма, ска­зано: «Иб­лис от­ча­ял­ся от то­го, что ему не бу­дут пок­ло­нять­ся мо­лящи­еся на Араб­ском по­лу­ос­тро­ве».

И да­лее пе­реда­ет­ся, что Анас бин Ма­лик ска­зал: «Шай­тан по­ложил свой рот и нос на сер­дце сы­на Ада­ма; и ес­ли че­ловек вспом­нит Ал­ла­ха, то шай­тан бу­дет по­беж­ден, а ес­ли нет – шай­тан прог­ло­тит его сер­дце».

И пе­реда­ет­ся, что Ибн Мас’уд (да бу­дет до­волен им Ал­лах) ска­зал: «По­ис­ти­не, шай­тан об­хо­дит лю­дей, ко­торые си­дят, вспо­миная [Ал­ла­ха], для то­го, что­бы по­се­ять меж­ду ни­ми сму­ту, но у не­го не по­луча­ет­ся раз­де­лить их; тог­да он при­ходит к тем лю­дям, ко­торые вспо­мина­ют лишь про мир­скую жизнь, и он се­ет меж­ду ни­ми раз­дор до тех пор, по­ка они не на­чина­ют уби­вать друг дру­га. Тог­да при­ходят лю­ди по­мина­ния (уче­ные) для то­го, что­бы раз­де­лить их, да­бы они не враж­до­вали».

Так­же Аб­дуллах [ибн Мас’уд] ска­зал: Со­об­ща­ет­ся от Али ибн Мус­ли­ма, что Ка­тада (да бу­дет до­волен им Ал­лах) ска­зал: «Од­нажды Иб­лис за­шел к Яхье ибн За­карий­йе (мир им обо­им), и тот уви­дел, что на Иб­ли­се ви­сят ка­кие-то ве­щи». И Яхья (мир ему) об­ра­тил­ся к не­му: «О, Иб­лис! Что это за ве­щи?» И он от­ве­тил: «Это страс­ти, с по­мощью ко­торых я охо­чусь на сы­новей Ада­ма».

И за­тем Яхья (мир ему) спро­сил: «Что-ни­будь есть у те­бя, что ты ис­поль­зу­ешь про­тив ме­ня?» Иб­лис от­ве­тил: «Да! Иног­да ты пе­ре­еда­ешь и не мо­жешь под­нять­ся на мо­лит­ву, и мы де­ла­ем так, что ты не мо­жешь вспо­минать [про Ал­ла­ха]». Тог­да Яхья (мир ему) вновь спро­сил: «А ес­ли что-ни­будь дру­гое?» Тог­да Иб­лис ска­зал: «Нет». И тог­да Яхья (мир ему) ска­зал: «Я даю обет пе­ред Ал­ла­хом, что ни­ког­да не на­пол­ню свой жи­вот боль­ше ме­ры». А Иб­лис ска­зал: «А я даю обет пе­ред Все­выш­ним Ал­ла­хом, что ни­ког­да боль­ше не бу­ду да­вать нас­тавле­ние му­суль­ма­нину [по­корив­ше­муся Ал­ла­ху]».

Так­же Аб­дуллах ибн Ах­мад пе­редал от А’ма­ша, а тот от Ха­сай­ма, что Ха­рис бин Кайс (да бу­дет до­волен им Ал­лах) ска­зал: «Ког­да к те­бе при­ходит шай­тан, а ты в этот мо­мент со­вер­ша­ешь мо­лит­ву, он го­ворит те­бе: «Лю­ди смот­рят на те­бя, так со­вер­шай ее (мо­лит­ву) длин­ней»».

[Да­лее Ибн аль-Джа­узи при­водит ха­дис] от ‘Уба­ды бин Ра­фа’а, что Про­рок (да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет) ска­зал: «Сре­ди сы­новей Из­ра­иля был один [глу­боко ве­ру­ющий] пок­ло­ня­ющий­ся мо­нах; шай­тан, все­лив­шись в од­ну из кра­сивых де­вушек, на­ущал родс­твен­ни­ков [этой де­вуш­ки], что ле­карс­тво от этой бо­лез­ни зна­ет имен­но тот мо­нах; тог­да они при­вели ее к это­му мо­наху, но он от­ка­зал­ся встре­чать­ся с ней; и они про­дол­жа­ли нас­та­ивать до тех пор, по­ка мо­нах не сог­ла­сил­ся; и тог­да этот шай­тан пред­ло­жил со­воку­пить­ся с ней, и она за­бере­мене­ла от не­го; за­тем шай­тан при­шел к мо­наху и ска­зал: «Ты бу­дешь опо­зорен! К те­бе при­дут ее родс­твен­ни­ки, и ты бу­дешь каз­нен. Так луч­ше убей её» И он убил ее и по­хоро­нил. Пос­ле че­го шай­тан при­шел к семье уби­той де­вуш­ки и стал их на­ущать, что ва­ша дочь за­бере­мене­ла от то­го мо­наха, а он [из стра­ха, что его каз­нят] убил ее и по­хоро­нил в та­ком-то мес­те. И эти родс­твен­ни­ки приш­ли к то­му мо­наху, а он от­ве­тил, что их дочь умер­ла; и тог­да они схва­тили его. И тог­да шай­тан при­шел к не­му (мо­наху) и ска­зал: «Это я был тот са­мый, кто ввел в те­бя в та­кую си­ту­ацию, и это я им на­ущал, что­бы они схва­тили те­бя! Так под­чи­нись же мне, и я спа­су те­бя! Со­вер­ши пе­редо мной два зем­ных пок­ло­на» И этот мо­нах со­вер­шил это». И он стал по­добен то­му, о ком Ал­лах ска­зал: «Они по­доб­ны дь­яво­лу, ко­торый го­ворит че­лове­ку: «Не ве­руй!» Ког­да же тот ста­новит­ся не­веру­ющим, он го­ворит: «Я не при­час­тен к те­бе! Я бо­юсь Ал­ла­ха, Гос­по­да ми­ров»» (59: 16). (То есть со­вер­шай ее как мож­но длин­ней, что­бы ок­ру­жа­ющие по­дума­ли, ка­кой ты силь­но ве­ру­ющий че­ловек. Шай­тан пы­та­ет­ся прев­ра­тить ис­крен­нее пок­ло­нение ве­ру­юще­го в Бо­га че­лове­ка в по­казу­ху. По­это­му ав­тор кни­ги при­водит этот при­мер, объ­яс­няя тем са­мым всю опас­ность коз­ней Иб­ли­са, и что он (да прок­ля­нет его Ал­лах) всег­да нас прес­ле­ду­ет и пы­та­ет­ся сбить с вер­но­го пу­ти. (Прим. ред.))

Так­же этот ха­дис при­водит­ся в дру­гих вер­си­ях. От Вах­ба бин Му­наб­би­ха (да бу­дет до­волен им Ал­лах), что один пок­ло­ня­ющий­ся из чис­ла сы­новей Из­ра­иля был са­мым упор­ным и силь­ным в пок­ло­нении [Ал­ла­ху]. И в той мес­тнос­ти, где он жил бы­ли трое брать­ев, у ко­торых бы­ла сес­тра, и она бы­ла девс­твен­ни­цей. И ког­да к ним при­шел при­каз, вый­ти на джи­хад, то они не зна­ли, ко­му ос­та­вить свою сес­тру. И тог­да они ре­шили, что сле­ду­ет ос­та­вить ее под прис­мотром это­го пра­вед­но­го, пок­ло­ня­юще­гося че­лове­ка из чис­ла сы­новей Из­ра­иля. Ког­да они приш­ли к не­му, то спро­сили: «Мо­жем ли мы те­бе ос­та­вить на­шу сес­тру, да­бы ты прис­матри­вал за ней, до тех пор, по­ка мы не вер­немся об­ратно?» И этот раб от­ка­зал­ся и про­сил у Ал­ла­ха за­щиты от них и их сес­тры. Но они про­дол­жа­ли про­сить его об этом до тех пор, по­ка он не сог­ла­сил­ся, ска­зав: «Хо­рошо, по­сели­те ее ря­дом с мо­им жи­лищем».
За­тем, эти братья ос­та­вили свою сес­тру в этом до­ме, и от­пра­вились на бит­ву. И она ос­та­валась в этом до­ме дол­гое вре­мя; он же [пок­ло­ня­ющий­ся Ал­ла­ху раб] при­носил еду из сво­его до­ма, за­тем под­но­сил к ее две­ри и ухо­дил об­ратно. Но од­нажды, к не­му при­шел дь­явол и стал на­ущать его до тех пор, по­ка не ска­зал ему: «Что с то­бой? Ес­ли бы ты поп­ро­бовал по­гово­рить с ней?» Пра­вед­ник от­ка­зывал­ся до тех пор, по­ка Иб­лис не вну­шил ему, что это бу­дет на­илуч­шим для нее. И в один из дней, ког­да он вновь при­носил ей еду, он за­гово­рил с ней, а она от­ве­тила ему. Пос­ле че­го дь­явол вновь при­шел к не­му и ска­зал: «Она в очень тя­желом по­ложе­нии!». И этот че­ловек [ко­торый так ис­крен­не пок­ло­нял­ся Ал­ла­ху] пос­лу­шал­ся шай­та­на и на­чал по­дол­гу раз­го­вари­вать с этой де­вуш­кой. И это про­ис­хо­дило до тех пор, по­ка Иб­лис не ска­зал ему: «Нет ни­чего та­кого в том, что ты зай­дешь к ней в гос­ти и по­сидишь с ней, по­гово­ришь». И все дош­ло до то­го, что Иб­лис на­чал на­ущать его, что­бы он со­воку­пил­ся с ней. И этот че­ловек со­вер­шил пре­любо­де­яние, а она за­бере­мене­ла от не­го и ро­дила ему сы­на.
Тог­да при­шел Иб­лис вновь и ска­зал: «Как ты пос­ту­пишь, ес­ли при­дут ее братья? Она же ро­дила уже ре­бен­ка! Я не мо­гу га­ран­ти­ровать, что ты не бу­дешь опо­зорен! От­прав­ляй­ся же к сво­ему ре­бен­ку и убей его! А пос­ле – за­копай! Она те­бе ни­чего не ска­жет, ес­ли ты зас­та­вишь ее это сде­лать, ведь она бу­дет бо­ять­ся сво­их брать­ев». И он сде­лал все, что ве­лел ему дь­явол. Но шай­тан вновь ска­зал ему: «Не­уже­ли, ты ду­ма­ешь, что она ни­чего не ска­жет сво­им брать­ям?» Он спро­сил: «Так как же мне пос­ту­пить?» Иб­лис от­ве­тил: «Иди и убей ее и по­хоро­ни ря­дом с сы­ном». И этот раб сде­лал это прес­тупле­ние. Пос­ле это­го он вер­нулся до­мой и на­чал вновь за­нимать­ся сво­ими пок­ло­нени­ями. За­тем вер­ну­лись братья уби­той де­вуш­ки с бит­вы, приш­ли к то­му че­лове­ку [у ко­торо­го они ос­та­вили свою сес­тру] и ска­зали: «Где на­ша сес­тра?»
И тог­да он ска­зал: «Она умер­ла! Пусть Ал­лах по­милу­ет ее! Она бы­ла луч­шей жен­щи­ной! Вон там мо­гила, пос­мотри­те на нее!» И братья пош­ли к ней на мо­гилу и ста­ли оп­ла­кивать ее; по­том они ра­зош­лись по сво­им семь­ям. И ког­да они за­сыпа­ли, шай­тан при­шел к стар­ше­му бра­ту во сне и на­чал спра­шивать про сес­тру. Он же от­ве­тил, что она жи­ла у пра­вед­ни­ка ка­кое-то вре­мя, а за­тем умер­ла. Но дь­явол ска­зал: «Нет! Он убил ее! И ее те­ло пог­ре­бено в дру­гом мес­те». И так­же Иб­лис пос­ту­пил со сред­ним и млад­шим бра­том, рас­ска­зав, как тот пок­ло­ня­ющий­ся раб убил ее, как она ро­дила от не­го ре­бен­ка. Тог­да братья от­пра­вились к не­му и на­чали спра­шивать о том, как по­гиб­ла их сес­тра. Но раб, рас­ска­зывая, на­чал за­пинать­ся [и братья по­няли, что к че­му], и, [уз­нав, где дей­стви­тель­но по­хоро­нена их сес­тра], раз­ры­ли мо­гилу сес­тры, и убе­дились в том, что шай­тан был прав. И ког­да это­го че­лове­ка при­вяза­ли к де­реву [что­бы каз­нить], к не­му явил­ся дь­явол и ска­зал: «Ты зна­ешь, это я был спут­ни­ком тво­им. Это я ввел те­бя в сму­ту от­но­ситель­но этой де­вуш­ки, по­ка она не за­бере­мене­ла. За­тем я вну­шил те­бе убить ее и ва­шего ре­бен­ка. И сей­час, под­чи­нись мне! И тог­да я спа­су те­бя!» И этот че­ловек впал в не­верие, под­чи­нив­шись Иб­ли­су. А тот, в свою оче­редь [не сдер­жал обе­щания] и ос­та­вил его этим брать­ям, ко­торые [в ито­ге] рас­пя­ли его.
И да­лее пе­редат­чик это­го ха­диса – Вахб бин Му­наб­би­ха - ска­зал: «И это от­но­ситель­но не­го бы­ли нис­посла­ны а­яты: «Они по­доб­ны дь­яво­лу, ко­торый го­ворит че­лове­ку: «Не ве­руй!» Ког­да же тот ста­новит­ся не­веру­ющим, он го­ворит: «Я не при­час­тен к те­бе! Я бо­юсь Ал­ла­ха, Гос­по­да ми­ров». Кон­цом тех и дру­гих ста­нет по­пада­ние в Огонь, в ко­тором они пре­будут веч­но. Та­ково воз­да­яние без­за­кон­ни­кам!» (59: 16-17).

Да­лее при­водит­ся, что Вахб бин Му­наб­би­ха (да бу­дет до­волен им Ал­лах) так­же ска­зал: «Од­нажды, во вре­мена Мес­сии [Исы] (мир ему) жил че­ловек, ко­торый пок­ло­нял­ся Ал­ла­ху [и был он из чис­ла пра­вед­ни­ков сы­новей Из­ра­иля]. Иб­лис по­желал ис­ку­сить его, но не смог вой­ти к не­му. И тог­да он (Иб­лис) пред­стал пе­ред этим пра­вед­ни­ком в об­ли­ке Исы и ска­зал: «О, мо­нах! Вый­ди ко мне, что­бы по­гово­рить со мной». На что мо­нах от­ве­тил: «От­прав­ляй­ся по сво­им де­лам. Я не хо­чу ис­ку­шать се­бя и свой воз­раст, что я пот­ра­тил в пок­ло­нении [Ал­ла­ху]». Тог­да Иб­лис ска­зал: «Под­ни­мись ко мне! Я – Мес­сия [Иса]». На что мо­нах от­ве­тил: «Ес­ли же ты яв­ля­ешь­ся Мес­си­ей, то я не нуж­да­юсь в те­бе! Раз­ве ты не при­казал нам пок­ло­нять­ся [Ал­ла­ху] и не рас­ска­зал нам про Суд­ный День? Так от­прав­ляй­ся же по сво­им де­лам! У ме­ня нет пот­ребнос­ти, об­щать­ся с то­бой!» И пос­ле это­го прок­ля­тый Иб­лис ос­та­вил его и ушел».

Да­лее при­водит­ся в кни­ге от Са­лима бин Аб­дулла­ха (да бу­дет до­волен им Ал­лах), что его отец ска­зал: «Ког­да Нух (мир ему) под­нялся на свой ков­чег, то уви­дел в нем ста­рика, ко­торо­го он до это­го не знал. Тог­да Нух (мир ему) ска­зал: «Что те­бя при­вело сю­да?» И ста­рик от­ве­тил: «Я при­шел, да­бы по­разить тво­их спут­ни­ков; и их сер­дца бу­дут со мной, а их те­ла бу­дут с то­бой». И Нух от­ве­тил: «Уй­ди! О, враг Ал­ла­ха!» И тог­да Иб­лис ска­зал: «Есть пять ве­щей, с по­мощью ко­торых я унич­то­жаю лю­дей! И ес­ли ты хо­чешь, то я рас­ска­жу те­бе про три ве­щи, но не рас­ска­жу про ос­таль­ные две». И тог­да Ве­ликий Ал­лах вну­шил Ну­ху (мир ему), что он не нуж­да­ет­ся в тех трех ве­щах, [о ко­торых же­ла­ет по­ведать Иб­лис], и что он (Нух) хо­чет, что­бы [Иб­лис] по­ведал ему о тех двух ве­щах [ко­торы­ми Иб­лис гу­бит лю­дей]». [Тог­да Иб­лис сог­ла­сил­ся], ска­зав: «Я губ­лю лю­дей с по­мощью: ха­сада [за­вис­ти] и хир­са [- ал­чность, жад­ность, бо­язнь по­терять свое иму­щес­тво]». [И Иб­лис про­дол­жил]: «И из-за за­вис­ти я был прок­лят [Ал­ла­хом] и прев­ра­щен в дь­яво­ла. А из-за хир­са, [ког­да] Ада­му был раз­ре­шен пол­ностью Рай, я смог ис­ку­сить и вы­вес­ти его (Ада­ма) из это­го са­мого Рая».

[И да­лее Ибн аль-Джа­узи] ска­зал: «Пе­реда­ет­ся, что Иб­лис встре­чал­ся с Му­сой (мир ему) и ска­зал ему: «О, Му­са! Ты тот, ко­го Ал­лах выб­рал для пос­ланни­чес­кой мис­сии и [ты так­же тот, с кем Ал­лах] об­щался. Ме­ня же Все­выш­ний Ал­лах сот­во­рил и [за­тем] я со­вер­шил грех и сей­час хо­чу по­ка­ять­ся. Так зас­ту­пись же за ме­ня пе­ред Все­могу­щим Гос­по­дом, что­бы Он при­нял мое по­ка­яние». Тог­да Му­са об­ра­тил­ся к Сво­ему Гос­по­ду, и Он (Свят Он и Ве­лик) ска­зал: «О, Му­са! То, что ты поп­ро­сил, бу­дет ис­полне­но!» И тог­да Му­са об­ра­тил­ся к Иб­ли­су, ска­зав: «Те­бе Ал­лах при­казы­ва­ет со­вер­шить зем­ной пок­лон у мо­гилы Ада­ма, и тог­да твое по­ка­яние бу­дет при­нято». [На что Иб­лис вновь про­явил] вы­соко­мерие и ра­зоз­лился, ска­зав: «Я не пок­ло­нил­ся пе­ред ним, ког­да он был жи­вой! Так не­уже­ли я пок­ло­нюсь [Ада­му], ког­да он мертв?» И за­тем Иб­лис про­дол­жил: «О, Му­са! Я обя­зан пе­ред то­бой за то, что ты был зас­тупни­ком за ме­ня пе­ред Гос­по­дом, [и по­это­му даю те­бе нас­тавле­ние]: вспом­ни ме­ня в трех слу­ча­ях: (1) вспом­ни ме­ня, ког­да ты гне­ва­ешь­ся, ибо в этот мо­мент я все­ля­юсь в твое сер­дце, и я вкла­дываю свои гла­за в твои гла­за, и я те­ку вмес­те с тво­ей кровью; (2) и [так­же] вспом­ни ме­ня [про­дол­жил Иб­лис], ког­да встре­ча­ют­ся две ар­мии [в бит­ве]: я при­хожу к сы­ну Ада­ма, ког­да он на­ходит­ся в ря­ду ар­мии [в бит­ве про­тив вра­га из чис­ла не­веру­ющих и] на­поми­наю ему о его де­тях, же­нах и се­мей­стве до тех пор, по­ка он [в стра­хе за свою семью, с по­зором] не от­сту­па­ет; [и так­же вспо­минай ме­ня в то вре­мя], ког­да ты ос­та­ешь­ся на­еди­не с жен­щи­ной, не яв­ля­ющей­ся для те­бя мах­ра­мом, по­тому что я [- Иб­лис -] яв­ля­юсь треть­им меж­ду ва­ми»».

Ска­зал Пос­ланник Ал­ла­ха (да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет): «Тот, кто смо­жет сдер­жать свой гнев, ког­да он гне­ва­ет­ся, то­му Ал­лах да­ру­ет рай­ских гу­рий в День Су­да».
То есть во вре­мя гне­ва, Иб­лис зас­тавля­ет че­лове­ка смот­реть на ок­ру­жа­ющие его ве­щи с аг­ресси­ей, зло­бой, не­навистью. Ес­тес­твен­но, это по­ложе­ние для че­лове­ка яв­ля­ет­ся очень опас­ным, ибо в этот мо­мент че­ловек лег­ко те­ря­ет са­мокон­троль и со­вер­ша­ет тяж­кие гре­хи. По­это­му Про­рок Му­хам­мад (да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет) ука­зал нам на вы­сокую наг­ра­ду Ал­ла­ха, ес­ли мы пе­ребо­рем чувс­тво гне­ва и не под­да­дим­ся дь­яво­лу, ко­торый «вкла­дыва­ет свои гла­за в на­ши гла­за». (прим.ред). То есть Иб­лис го­ворит о том, что он всег­да ря­дом, по­доб­но кро­ви, ко­торая те­чет по все­му те­лу че­лове­ка (прим.ред)

Пе­реда­ет­ся от Абу Хаф­са ас-Са­фара от Джа’фа­ра бин Су­лей­ма­на от Шу’бы от ‘Али бин Зей­да от Са’ида бин аль-Му­сай­йиба (да бу­дет до­волен им Ал­лах), ко­торый ска­зал: «По­ис­ти­не, Ал­лах не нис­по­сылал Про­рока, ко­торый бы не бо­ял­ся [на­уще­ний и коз­ней] Иб­ли­са, гу­бяще­го [при по­мощи] жен­щи­ны».

И [так­же] пе­реда­ет­ся от Аль-Ка­сима бин Хи­шама от Иб­ра­хима бин аль-Аш’аса от Фу­дай­ля бин ‘И­яда, ко­торый ска­зал: «Мне пе­реда­вали не­кото­рые на­ши уче­ные-шей­хи, что Иб­лис (да прок­ля­нет его Ал­лах) при­шел к Му­се (мир ему), ког­да тот об­ра­щал­ся к Все­выш­не­му Гос­по­ду. И ска­зал Тот, Ко­му при­над­ле­жит власть: «На что же ты на­де­ешь­ся в этом по­ложе­нии [о, Му­са]?» Тот от­ве­тил: «Я на­де­юсь на то же, на что на­де­ял­ся наш отец Адам, ког­да он был в Раю»».

И пе­реда­ет­ся от Ах­ма­да бин Абд аль-А’ля аш-Шай­ба­ни от Фа­радж бин Фа­даля от Абд ар-Рах­ман бин Зи­яда (да бу­дет до­волен им Ал­лах), ко­торый ска­зал: «Ког­да Му­са (мир ему) на­ходил­ся вмес­те со сво­ими спод­вижни­ками, к не­му при­шел Иб­лис, ко­торый был [одет в одеж­ду с] ка­пюшо­ном, [ко­торый был одет на го­лову так, что­бы его не бы­ло вид­но]. Ког­да [Иб­лис] приб­ли­зил­ся к ним, то снял свой ка­пюшон и об­ра­тил­ся к Му­се: «Мир те­бе, о Му­са!» Тог­да Му­са (мир ему) спро­сил: «Кто ты?» Он ска­зал: «Я - Иб­лис». И тог­да [Му­са] ска­зал: «Да не при­ветс­тву­ет те­бя Ал­лах! Что при­вело те­бя к нам?» Ска­зал [Иб­лис]: «Я при­шел для то­го, что­бы поп­ри­ветс­тво­вать те­бя из-за то­го, ка­кое [вы­сокое] мес­то ты за­нима­ешь пе­ред Ал­ла­хом!» Му­са ска­зал: «Так как же ты пос­ту­па­ешь с [сы­новь­ями Ада­ма]?» На что Иб­лис от­ве­тил: «Я за­бираю их сер­дца. И каж­дый раз, ког­да че­ловек за­хочет что-то сде­лать и поп­ро­сит [у Ал­ла­ха] за­щиты от ме­ня, то я ему не смо­гу ему ни­чего сде­лать. И каж­дый раз, ког­да че­ловек удив­ля­ет­ся са­мому се­бе [из-за сво­его са­молю­бия], [это про­яв­ля­ет­ся в оболь­ще­нии] сво­ими мно­гочис­ленны­ми [бла­гими] де­яни­ями и [как следс­твие] заб­ве­ни­ем сво­их гре­хов. Я - [про­дол­жа­ет Иб­лис ] – пре­дос­те­регаю вас [так­же] от трех ве­щей: (1) не ос­та­вай­тесь с жен­щи­ной на­еди­не, ко­торая не яв­ля­ет­ся доз­во­лен­ной для вас, и ес­ли же так про­изой­дет, то я бу­ду [треть­им] вмес­те с ва­ми до тех пор, по­ка не ис­ку­шу вас [со­вер­шить грех]; (2) ког­да че­ловек кля­нет­ся Ал­ла­хом, да­вая обе­щания со­вер­шить, что-ли­бо, я [Иб­лис] бу­ду на­ходить­ся вмес­те с та­ким че­лове­ком до тех пор, по­ка он не на­рушит дан­но­го им обе­щания; (3) Ес­ли ты соб­рался дать са­дака, то дай ее. [Ибо] ког­да че­ловек со­бира­ет­ся дать са­дака, то я [Иб­лис] ста­нов­люсь меж­ду [этим че­лове­ком и его на­мере­ни­ем дать са­дака] до тех пор, по­ка он не пе­реду­ма­ет»».

И да­лее пе­реда­ет­ся от Му­хам­ма­да бин Ид­ри­са от Ах­ма­да бин Юну­са от Аль-Ха­сана бин Са­лиха, ко­торый ска­зал: «Я слы­шал, что шай­тан ска­зал жен­щи­не: «Ты [о, жен­щи­на] – по­лови­на мо­их вой­ск! Ты – мои стре­лы, ко­торые я бро­саю в сер­дца лю­дей! И я не оши­ба­юсь [в этом]! И я по­сылаю те­бя [к лю­дям] за сво­ими пот­ребнос­тя­ми, [ко­торые зак­лю­ча­ют­ся в том, что­бы сби­вать лю­дей с ис­тинно­го пу­ти]»».

И пе­реда­ет­ся от Ис­ха­ка бин Иб­ра­хима от бра­та Вах­ба бин Му­наб­би­ха, ко­торый ска­зал: я слы­шал, как Вахб го­ворил: «Один мо­нах ска­зал шай­та­ну о том, ка­кое из нравс­твен­ных ка­честв че­лове­ка яв­ля­ет­ся са­мым силь­ным, да­бы сбить его с ис­тинно­го пу­ти?! На что Иб­лис от­ве­тил: «Аль-Хид­да [- про­яв­ле­ние жес­то­кос­ти в че­лове­ке]! И ес­ли че­ловек бу­дет жес­то­ким, то мы [Иб­лис и его вой­ско] пе­ревер­нем его, по­доб­но то­му, как ре­бенок пе­рево­рачи­ва­ет [с лег­костью] свои иг­рушки»».

Пе­реда­ет­ся от Су­лей­ма­на бин Му­гира от Са­бита (да бу­дет до­волен им Ал­лах), ко­торый ска­зал: «Ког­да был нис­послан Про­рок (да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет), Иб­лис (да прок­ля­нет его Ал­лах) на­чал по­сылать [свое вой­ско из чис­ла] шай­та­нов к спод­вижни­кам Про­рока. И они при­ходи­ли к ним, но ни­чего не мог­ли по­делать. Тог­да они спро­сили [Иб­ли­са]: «По­чему мы не мо­жем ни­чего сде­лать?» Он от­ве­тил: «Ос­тавь­те их! Пос­ле них при­дут на­роды, для ко­торых от­кро­ет­ся мир­ское [це­ликом и пол­ностью], и тог­да вы по­рази­те их сер­дца»».

Пе­реда­ет­ся от Абу Му­сы [аль-Аш’ари], ко­торый ска­зал: «Ког­да про­сыпа­ет­ся Иб­лис, он по­сыла­ет свое вой­ско по зем­ле и го­ворит: «Тот, кто собь­ет с ис­ти­ны му­суль­ма­нина, на то­го я на­дену ко­рону». И вот при­ходит один шай­тан к [Иб­ли­су] и го­ворит: «Я был с че­лове­ком до тех пор, по­ка он не дал раз­вод сво­ей же­не!» На что Иб­лис от­ве­ча­ет: «Но он мо­жет же­нить­ся за­ново!» Тог­да при­ходит дру­гой шай­тан и го­ворит: «Я был с че­лове­ком до тех пор, по­ка он не ос­лу­шал­ся сво­их ро­дите­лей!» Иб­лис от­ве­тил: «Ты не дос­тиг ни­чего! Быть мо­жет, пос­ле это­го, он пос­ту­пит со сво­ими ро­дите­лями на­илуч­шим об­ра­зом!» Тог­да при­ходит тре­тий и го­ворит: «Я был с че­лове­ком до тех пор, по­ка тот не со­вер­шил пре­любо­де­яние». И тог­да Иб­лис от­ве­ча­ет: «Ты [- луч­ший]!» И при­ходит сле­ду­ющий и го­ворит: «Я был с че­лове­ком до тех пор, по­ка он не вы­пил спир­тное!» А Иб­лис вновь от­ве­ча­ет: «Ты [- луч­ший]!» И при­ходит дру­гой шай­тан и го­ворит: «Я был с че­лове­ком до тех пор, по­ка тот не со­вер­шил убий­ство!» На что Иб­лис от­ве­ча­ет: «Ты! Ты [- луч­ший]»».

Пе­реда­ет­ся от Му­бара­ка бин Фу­дай­ля от Ха­сана [аль-Бас­ри], ко­торый ска­зал: «Бы­ло де­рево, ко­торо­му пок­ла­нялись по­мимо Ал­ла­ха. И од­нажды при­шел муж­чи­на, что­бы сру­бить это де­рево, гне­ва­ясь ра­ди Ал­ла­ха. И это­го че­лове­ка встре­тил Иб­лис по до­роге и ска­зал ему: «Ку­да ты идешь?» И муж­чи­на от­ве­тил: «Я иду сру­бить то де­рево, ко­торо­му [лю­ди] пок­ла­ня­ют­ся по­мимо Ал­ла­ха!» И ска­зал тог­да Иб­лис: «Ос­тавь же это де­рево, ведь ты же не пок­ла­ня­ешь­ся ему!?» [Но муж­чи­на был нас­той­чив и вновь] ска­зал: «Я сруб­лю его!» Тог­да шай­тан ска­зал: «Не тро­гай это де­рево! И я сде­лаю так, что ты каж­дое ут­ро бу­дешь [про­сыпать­ся и] на­ходить у се­бя над го­ловой два ди­нара». И этот муж­чи­на сог­ла­сил­ся. На ут­ро он, [прос­нувшись, дей­стви­тель­но на­шел] два ди­нара, но на сле­ду­ющий день не на­шел ни­чего. Тог­да он [вновь] от­пра­вил­ся, что­бы сру­бить это де­рево, гне­ва­ясь [из-за двух ди­наров]. [И этим са­мым Иб­лис по­бедил его, ибо] в пер­вый раз, муж­чи­на хо­тел сру­бить де­рево ра­ди Ал­ла­ха, а вто­рой раз он хо­тел сру­бить это де­рево ра­ди двух ди­наров». Тем са­мым, Иб­лис вы­деля­ет шай­та­нов, ко­торые зас­тавля­ют лю­дей со­вер­шать раз­личные гре­хи. И чем ху­же бы­ва­ет вид гре­ха по сво­ей сте­пени, тем вы­ше вы­деля­ет это Иб­лис, хва­ля шай­та­на, ко­торый ис­ку­сил со­вер­шить этот грех. (прим.ред)

Пе­реда­ет­ся от Биш­ра бин Ва­лида аль-Кин­ди от Му­хам­ма­да бин Таль­хи от Зей­да бин Муд­жа­хида, ко­торый ска­зал: «У Иб­ли­са есть пя­теро де­тей, у каж­до­го из ко­торых есть свой при­каз [свое нап­равле­ние]: (1) Пер­вый – это тот, ко­торый при­ходит к че­лове­ку тог­да, ког­да на не­го на­вали­ва­ют­ся раз­личные труд­ности и тя­жес­ти, и он [это ди­тя шай­та­на] при­зыва­ет к по­гибе­ли, [вну­шая че­лове­ку от­ча­яние, страх, бес­пер­спек­тивность даль­ней­шей жиз­ни]; (2) Вто­рой дь­явол яв­ля­ет­ся ко­сог­ла­зым, он на­уща­ет че­лове­ка со­вер­шить пре­любо­де­яние, и он ра­зук­ра­шива­ет де­вуш­ку [в гла­зах муж­чи­ны]; (3) Тре­тий сын Иб­ли­са – это лжец, ко­торый пе­реда­ет че­лове­ку ложь, рас­ска­зывая то-то и то-то, а тот [в свою оче­редь] пе­реда­ет ее даль­ше [дру­гим]; (4) Чет­вертый шай­тан – это тот, ко­торый вхо­дит вмес­те с че­лове­ком в его семью, и на­чина­ет на­ущать муж­чи­ну о не­дос­татках [его же­ны, де­тей и т.д.] до тех пор, по­ка тот не гне­ва­ет­ся; (5) И, на­конец, пос­ледний шай­тан – это об­ла­датель рын­ков, ко­торый ус­та­нав­ли­ва­ет свое зна­мя на рын­ке».

И пе­реда­ет­ся, что Ха­сан [аль-Бас­ри] ска­зал: «Ни­ког­да не бы­ло та­кого, что­бы Ал­лах при­казы­вал че­лове­ку сде­лать что-то, и не при­ходил бы Иб­лис, ко­торый по­казы­вал две край­нос­ти: ли­бо чрез­мерное со­вер­ше­ние это­го [при­каза], ли­бо, на­обо­рот, ос­тавле­ние его».

И ска­зал Аб­дуллах ибн Умар [ибн аль-Хат­таб]: «По­ис­ти­не, Иб­лис за­кован в це­пи под ни­зом зем­ли, и ког­да он дви­жет­ся, про­ис­хо­дит сот­ря­сение зем­ли».

Абу аль-Фа­радж, ав­тор кни­ги, го­ворит да­лее: Я го­ворю, что сму­ты и коз­ни шай­та­на очень рас­простра­нены, и мы пос­та­рались при­вес­ти в этой кни­ге из то­го, что мы зна­ем, по во­ле Ал­ла­ха. Худ­шее же – это ког­да сму­та шай­та­на на­пада­ет на сер­дце [че­лове­ка]. Ибо дь­явол по­добен то­му, кто наб­ра­сыва­ет­ся на ко­рабль, рас­ка­чива­ет его и [в кон­це кон­цов] пе­рево­рачи­ва­ет [верх дном].
Страс­ти по­губи­ли [в свое вре­мя] ан­ге­лов Ха­рута и Ма­рута; и ес­ли я [- го­ворит Иб­лис -] уви­жу ве­ру­ющих ан­ге­лов, ко­торые умер­ли на сво­ей ве­ре, я удив­люсь то­му, что нич­то не пов­ре­дило [их има­ну].

[И да­лее] со­об­ща­ет­ся от Му­хам­ма­да бин Абу Ман­су­ра от Джа’фа­ра бин Ах­ма­да от Ха­сана бин Али ат-Та­мими от Абу Бак­ра бин Хам­да­на от Аб­дулла­ха бин Ах­ма­да от Су­рай­джа от ‘Ут­бы бин Абд аль-Ва­хида от Ма­лика от Абд аль-Ази­за бин Ра­фи’а, ко­торый ска­зал: «Ког­да под­ни­ма­ет­ся ду­ша ве­ру­юще­го на не­беса, ан­ге­лы го­ворят: «Сла­ва Ал­лахe, Ко­торый спас это­го ра­ба от шай­та­на! О, как же он спас­ся?!»»

Упо­мина­ние о том, что сле­ду­ет знать, что у каж­до­го че­лове­ка есть [свой] шай­тан.

Со­об­ща­ет­ся от Абу аль-Ху­сей­на аш-Шай­ба­ни от Абу Али аль-Маз­ха­ба от Абу Бак­ра бин Хам­да­на от Аб­дулла­ха бин Ах­ма­да бин Хан­ба­ля от его от­ца [Ах­ма­да бин Хан­ба­ля] от Ха­руна от Аб­дулла­ха бин Вах­ба от Абу Сах­ра от Ибн Ка­сита о том, что ‘Ур­ва бин Зу­бейр рас­ска­зывал, что А­иша (да бу­дет до­волен ею Ал­лах) пе­реда­ла, что Пос­ланник Ал­ла­ха (да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет) на­ходил­ся у нее до­ма, и ночью вы­шел от нее по нуж­де. [И А­иша ска­зала, что] она за­рев­но­вала его; и ког­да при­шел Про­рок (да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет), она смот­ре­ла на то, что он бу­дет де­лать. И тог­да Про­рок спро­сил: «Что с то­бой, А­иша? Не­уже­ли ты за­рев­но­вала?» Тог­да А­иша от­ве­тила: «Как же я мо­гу не про­яв­лять рев­ность по от­но­шению к те­бе?» И тог­да Про­рок (да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет) ска­зал: «Или [быть мо­жет] к те­бе при­шел твой шай­тан?» И А­иша вос­клик­ну­ла: «О, Пос­ланник Ал­ла­ха! Не­уже­ли со мной есть шай­тан?» Он ска­зал: «Да!». Тог­да А­иша спро­сила: «И он есть у каж­до­го че­лове­ка?» Он от­ве­тил: «Да!» А­иша про­дол­жа­ла: «И [да­же] у те­бя, о, Пос­ланник Ал­ла­ха?» И тог­да Про­рок (да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет) ска­зал: «Да! Но мой Гос­подь по­мог мне [бо­роть­ся] про­тив не­го до тех пор, по­ка он не при­нял Ис­лам [или до тех пор, по­ка не был за­щищен от его сму­ты]». Этот ха­дис при­водит Мус­лим.

[По по­воду это­го мне­ния име­ет­ся не­кото­рые рас­хожде­ния]. Имам аль-Хат­та­би ска­зал: «Боль­шинс­тво пе­редат­чи­ков ут­вер­жда­ют, что в ха­дисе при­водит­ся сло­во ‘ас­ля­ма’ [при­нятие Ис­ла­ма] в ви­де гла­гола про­шед­ше­го вре­мени, кро­ме Суфь­яна бин ‘У­ей­ны, ко­торый ска­зал: «В дан­ном ха­дисе пра­виль­нее чи­тать [не ‘ас­ля­ма’, а] ‘ус­ля­ма’, [что оз­на­ча­ет: был за­щищен от его сму­ты], по­тому что шай­тан не при­нима­ет Ис­лам»». Ска­зал шейх [Ибн аль-Джа­узи]: «Сло­ва Ибн ‘У­ей­ны хо­роши, [ибо это] ука­зыва­ет на, как он вел джи­хад про­тив шай­та­на, но в ха­дисе от Ибн Мас’уда при­водит­ся про­тиво­полож­ное мне­ние: со­об­ща­ет­ся от Ибн аль-Ху­сей­на от Ибн Маз­ха­ба от Абу Бак­ра бин Ма­лика от Аб­дулла­ха бин Ах­ма­да от Яхьи от Суфь­яна от Ман­су­ра от Са­лима от Абу Джа’да от его от­ца, что Ибн Мас’уд ска­зал: «У каж­до­го че­лове­ка есть свой шай­тан из чис­ла джин­нов и его бли­жай­ший спут­ник из чис­ла ан­ге­лов. И спод­вижни­ки, [слу­шая Про­рока], спро­сили: «Не­уже­ли и у те­бя, о, Пос­ланник Ал­ла­ха?» И он (да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет) ска­зал: «И у ме­ня. Но, по­ис­ти­не, Ве­ликий Гос­подь по­мог мне про­тив не­го, и [по­это­му] он (джинн) при­казы­ва­ет мне толь­ко ис­ти­ну». А в дру­гой вер­сии го­ворит­ся: «и он при­казы­ва­ет мне со­вер­шать толь­ко бла­гое». И этот ха­дис при­водит Мус­лим. И из это­го тек­ста сле­ду­ет, что шай­та­ны мо­гут при­нимать Ис­лам, по­тому что [Про­рок (да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет)] ска­зал, [что его джинн при­казы­ва­ет ему со­вер­шать лишь бла­гое].

Разъ­яс­не­ние [о том], что шай­тан те­чет внут­ри сы­на Ада­ма вмес­те с кровью.

При­водит­ся от Аб­дулла­ха бин Ах­ма­да от его от­ца [Ах­ма­да бин Хан­ба­ля] от Абд ар-Раз­за­ка от Ма’му­ра от Зух­ри от Али бин Ху­сей­на от Со­фии – же­ны Про­рока (да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет) – что она ска­зала: «Од­нажды я приш­ла ночью к Пос­ланни­ку Ал­ла­ха (да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет) и мы раз­го­вари­вали; пос­ле че­го он (да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет) под­нялся для то­го, что­бы про­водить ме­ня. Она же (Со­фия) жи­ла в до­ме Уса­мы бин Зей­да. И в этот мо­мент ми­мо них прош­ли два че­лове­ка из чис­ла ан­са­ров; и ког­да они уви­дели Пос­ланни­ка Ал­ла­ха (да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет), то они от­пра­вились быс­трее в путь. И ска­зал тог­да Про­рок: «По­дож­ди­те! Это Со­фия бинт Ху­ей – [моя же­на]!» И они от­ве­тили: «Хва­ла Ал­ла­ху! О, Пос­ланник Ал­ла­ха!» И тог­да Про­рок (да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет) ска­зал: «По­ис­ти­не, шай­тан те­чет внут­ри сы­на Ада­ма вмес­те с кровью! И я бо­ял­ся, что в ва­ши сер­дца бу­дет все­лено ка­кое-то зло!» Или [как ска­зано в дру­гой вер­сии это­го ха­диса] «бу­дет все­лено что-то». Этот ха­дис при­водит Аль-Бу­хари и Мус­лим.

[По по­воду это­го ха­диса] имам Аль-Хат­та­би ска­зал: «В этом ха­дисе есть ог­ромная поль­за в том, что че­ловек дол­жен пре­дос­те­регать ос­таль­ных лю­дей от ве­щей, ко­торые мо­гут по­казать­ся лю­дям пло­хими, [и они яв­ля­ют­ся] опас­ны­ми для сер­дца [че­лове­ка]. [И в дан­ной си­ту­ации это бы­ло сде­лано для то­го], что­бы [у тех дво­их из чис­ла ан­са­ров] не воз­никли мыс­ли [о том, с кем был Про­рок]. И это разъ­яс­нил имам аш-Ша­фи’и (да по­милу­ет его Ал­лах), ко­торый ска­зал: «Про­рок (да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет) бо­ял­ся то, что в их сер­дца по­падет что-то, и они [в ре­зуль­та­те че­го] ста­нут не­веру­ющи­ми; и Про­рок (да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет) ска­зал это, про­яв­ляя сос­тра­дание [жа­лость] по от­но­шению к этим двум [ан­са­рам], но не по от­но­шению к се­бе»».

Упо­мина­ние [о том, что сле­ду­ет] при­бегать [за за­щитой к Ал­ла­ху] от прок­ля­того шай­та­на.

Ска­зал шейх Абу аль-Фа­радж (да по­милу­ет его Ал­лах): «Все­выш­ний Ал­лах при­казал при­бегать [за за­щитой к Не­му] от прок­ля­того шай­та­на пе­ред чте­ни­ем [Ко­рана]». Как ска­зал об этом Сам Все­выш­ний: «Ког­да чи­та­ешь Ко­ран, то ищи у Ал­ла­ха за­щиты от дь­яво­ла из­гнан­но­го, по­бива­емо­го» (16: 98) А так­же [Ал­лах при­казал ис­кать за­щиты у Ал­ла­ха от шай­та­на] ут­ром, как ска­зано [в Ко­ране]: «Ска­жи: «При­бегаю к за­щите Гос­по­да рас­све­та»» - и до кон­ца су­ры (113 су­ра). [И ав­тор кни­ги про­дол­жил]: Ес­ли Ал­лах при­казал нам про­сить за­щиты у Не­го от шай­та­на в этих двух си­ту­аци­ях, то, как же быть с ос­таль­ны­ми?!

Со­об­ща­ет­ся от Аб­дулла­ха ибн Ах­ма­да, что Абу Сай­ар Джа’фар ат-Та­ях ска­зал: «Мы спро­сили Аб­дуррах­ма­на бин Ху­ней­ша: «Ты ви­дел Про­рока?» Он от­ве­тил: «Да!» Мы тог­да спро­сили: «Что же Пос­ланник Ал­ла­ха (да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет) де­лал тог­да, ког­да шай­та­ны при­ходи­ли к не­му ночью?» Он от­ве­тил: «Од­нажды, шай­та­ны приш­ли ночью к Пос­ланни­ку Ал­ла­ха (да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет) из каж­дых до­лин и рас­ще­лин пус­ты­ни. И сре­ди них был шай­тан, ко­торый дер­жал в ру­ке огонь, что­бы об­жечь ли­цо Пос­ланни­ка Ал­ла­ха (да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет). Но был в этот мо­мент нис­послан на зем­лю Джиб­риль (мир ему), ко­торый ска­зал: «О, Му­хам­мад! Ска­жи!» И Про­рок спро­сил: «Что мне ска­зать?» И Джиб­риль от­ве­тил: «Ска­жи: Я при­бегаю к со­вер­шенным Сло­вам Ал­ла­ха от зла то­го, что Он сот­во­рил, от то­го зла, ко­торое нис­по­сыла­ет­ся с не­ба, и от то то­го зла, ко­торое под­ни­ма­ет­ся ту­да; а так­же от зла ис­ку­шения но­чи и дня, и от зла каж­до­го, кто сту­чит­ся в дверь, кро­ме то­го, кто сту­чит­ся с бла­гом! О, Ми­лос­ти­вый!» И ска­зал [Аб­дуррах­ман]: «И огонь этих шай­та­нов был по­тушен, и Все­выш­ний Ал­лах раз­ру­шил их (дь­яво­лов), ра­зог­нав!»»

Пе­реда­ет­ся от Ис­ма’иля бин Ах­ма­да ас-Са­мар­канди, что А­иша (да бу­дет до­волен ею Ал­лах) пе­реда­ла, как Про­рок (да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет) ска­зал: «По­ис­ти­не, шай­тан при­ходит к каж­до­му из вас и го­ворит: «Кто соз­дал те­бя?» И тог­да вы от­ве­ча­ете: «Все­выш­ний Ал­лах!» Тог­да шай­тан вновь воп­ро­ша­ет: «А кто соз­дал Ал­ла­ха?» [И Пос­ланник Ал­ла­ха ска­зал]: «Ес­ли кто-то из вас ус­лы­шал это (или по­чувс­тво­вал это10), то пусть ска­жет: «Я уве­ровал в Ал­ла­ха и Его Пос­ланни­ка!», [по­тому что эти сло­ва] уве­дут от вас [коз­ни и хит­рости шай­та­на]»».

И пе­реда­ет­ся, что [Аб­дуллах] бин Мас’уд (да бу­дет до­волен им Ал­лах) ска­зал: «По­ис­ти­не, шай­тан ока­зыва­ет свое вли­яние на сы­на Ада­ма; а Ал­лах вкла­дыва­ет в ду­шу [че­лове­ка] бла­го и под­твержде­ние ис­ти­ны. А что ка­са­ет­ся шай­та­на, то он вбра­сыва­ет в ду­шу [че­лове­ка] зло и от­верже­ние ис­ти­ны. Тот же, кто по­чувс­тво­вал в сво­ей гру­ди (в сер­дце) что-то из [бла­гого], то пусть зна­ет – это от Ал­ла­ха, и пусть вос­хва­лит Ал­ла­ха. А тот, кто чувс­тву­ет в сво­ей гру­ди [неч­то злое], то пусть при­бег­нет [за за­щитой к Ал­ла­ху] от шай­та­на. А по­том [Ибн Мас’уд] про­читал: «Дь­явол уг­ро­жа­ет вам бед­ностью и ве­лит тво­рить мер­зость»» (2: 268).

Да­лее пе­реда­ет­ся, что Ибн Аб­бас (да бу­дет до­волен ими обо­ими Ал­ла­ха) ска­зал: «Пос­ланник Ал­ла­ха (да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет) про­сил за­щиты [у Ал­ла­ха] для Ха­сана и Ху­сей­на, го­воря: «Я при­бегаю к за­щите Слов Ал­ла­ха от каж­до­го шай­та­на и от каж­до­го сгла­за» И за­тем [Про­рок (да бла­гос­ло­вит его Ал­лах и при­ветс­тву­ет)] ска­зал: «Так же, мой отец, Иб­ра­хим – да бла­гос­ло­вит его и его род Ал­лах и при­ветс­тву­ет – про­сил за­щиты [от вся­кого шай­та­на и сгла­за] для Ис­ма’иля и Ис­ха­ка»». И этот ха­дис при­водит­ся как у Аль-Бу­хари, так и у Мус­ли­ма.
Так­же пе­реда­ет­ся, что Са­бит (один из та­би’инов) пе­редал сло­ва Му­тар­ри­фа бин Ша­зир: «Я уви­дел, что по­ложе­ния сы­на Ада­ма та­кого: он на­ходит­ся меж­ду Ал­ла­хом и Иб­ли­сом. И тот, ко­го Он (Ал­лах) хо­чет за­щитить от ис­ку­шения Иб­ли­са, тот за­щитит­ся; ес­ли же Он ос­тавля­ет его (сы­на Ада­ма), то Иб­лис за­бира­ет его вмес­те с со­бой».

И да­лее [Ибн аль-Джа­узи про­дол­жил]: «От не­кото­рых са­ляфов (на­ших пра­вед­ных пред­ков) при­водит­ся, что они спра­шива­ли уче­ников о том что они сде­ла­ют, ес­ли к ним при­дет шай­тан и бу­дет их на­ущать. Уче­ники от­ве­чали: «Я бу­ду бо­роть­ся с ним!» «А ес­ли он вер­нется к те­бе?» - го­вори­ли са­ляфы. Они вновь от­ве­чали: «Я бу­ду бо­роть­ся с ним!» - «А ес­ли сно­ва?» - «Я вновь бу­ду бить­ся про­тив не­го!» Тог­да [учи­теля из чис­ла са­ляфов] го­вори­ли: «Это бу­дет про­дол­жать­ся дол­го! Пос­мотри же! Ес­ли ты про­ходишь че­рез ка­кое-то ста­до и на те­бя на­чала ла­ять со­бака, ох­ра­ня­ющая это ста­до, или зап­ре­ща­ет те­бе прой­ти че­рез не­го (че­рез ста­до)?» Уче­ники от­ве­чали: «Я бу­ду от­го­нять эту со­баку» На что [учи­теля] го­вори­ли: «Это зай­мет мно­го вре­мени! Но ты луч­ше об­ра­тишь­ся к хо­зя­ину со­баки, да­бы он отоз­вал ее»».

[И тол­куя это выс­ка­зыва­ние], шейх [Абу аль-Фа­радж] (да по­милу­ет его Ал­лах) ска­зал: «Знай же, что Иб­лис при­ходит к двум лю­дям! [И это по­доб­но то­му, как] к че­лове­ку, ко­торый ку­ша­ет, при­ходит со­бака, а он го­ворит: «Ухо­ди!» И она (со­бака) ухо­дит; и дру­гому че­лове­ку, ко­торый си­дит за едой и не мо­жет отог­нать эту со­баку, и она на­пада­ет на не­го. И точ­но так­же шай­тан: он при­ходит к од­но­му че­лове­ку, но тот от­го­ня­ет его, при­бегая за за­щитой к Ал­ла­ху. Тог­да шай­тан при­ходит к дру­гому, но тот не мо­жет отог­нать шай­та­на, пос­коль­ку не при­бега­ет за за­щитой к Ал­ла­ху от не­го».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.