Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система высших органов государства






По форме правления Великобритания представляет собой парламентскую монархию. Высшими государственными органами являются Монарх, Парламент, Правительство, высшие суды. Их конституционные взаимоотношения определяются принципом разделения властей, предполагающим, что законодательная, исполнительная и судебная власть осуществляются разными органами. Однако и формально, и фактически строгого разделения властей в Великобритании нет. Монарх формально-юридически остается частью каждой из ветвей власти. Министры Правительства являются депутатами нижней палаты Парламента – Палаты общин и, кроме того, обладают полномочиями издавать акты делегированного законодательства, а Лорд-канцлер является одновременно членом Кабинета, Спикером Палаты лордов и Председателем Апелляционного суда. В свою очередь верхняя палата Парламента – Палата лордов выступает также в качестве высшей судебной апелляционной инстанции Великобритании и т.д.

Особенности принципа разделения властей объясняются историей развития британского конституционализма, многочисленными компромиссами между соперничавшими политическими группировками. Тем не менее в основных своих чертах разделение властей в современной Великобритании существует не только формально, но и на деле. Каждая ветвь власти на практике действует в основном в соответствии со своим назначением.

Нельзя не отметить, что для британской Конституции свойственен значительный формализм, что касается и положений, регулирующих сферу государственного управления. Многие нормы, институты, органы, созданные иногда несколько веков назад, официально продолжают действовать, не будучи отмененными. Так, глава государства – Монарх, формально обладает широким кругом полномочий, но на практике, в силу конституционных соглашений, самостоятельно воспользоваться ими не может. Монарх «царствует, но не правит». Утратил свою значимость Тайный совет – совещательный, исполнительный орган при Монархе. Лишь формально действующими являются многие нормы статутов из числа принятых до начала XX в, касающиеся правового положения Парламента, других государственных органов,

Фундаментальным принципом британского конституционализма доктрина признает верховенство Парламента в государственном механизме. Формально именно Парламент играет решающую роль в формировании Правительства, может отправить последнее в отставку. Однако на практике этот принцип адекватного воплощения не получает. Юридическая схема взаимоотношений высших органов государственной власти существенно корректируется существованием двухпартийной системы.

В течение многих десятилетий лишь консерваторы и лейбористы добиваются победы на выборах в Парламент, поочередно завоевывая большинство мест в Палате общин. Это привело к тому, что Правительство, состоящее из лидеров партии парламентского большинства, и опирающееся на это большинство, фактически осуществляет полномочия Парламента, контролируя деятельность последнего. Например, только правительственные или получившие правительственную поддержку законопроекты имеют возможность быть одобрены в качестве писаного закона. В свою очередь, делегированное законодательство, бессилие Парламента в бюджетной и финансовой сфере, бесперспективность попыток оппозиции отправить Правительство в отставку свидетельствуют, что на практике именно исполнительная власть, а точнее ее глава – Премьер-министр, занимает лидирующее место в государственном механизме. Сложившийся в Великобритании государственный режим принято характеризовать как министериальный.

Монарх

 

В системе государственных органов на первое место британская правовая доктрина ставит монарха. Это Король (Королева) – глава государства и формально источник суверенной власти. Согласно доктрине власть в государстве исходит не от народа, а от монарха.

Монарх в Великобритании олицетворяет собой стабильность государственных институтов и единство нации, выступает в роли символа государства. Передачи телевидения заканчиваются портретом Королевы и государственным гимном «Боже, храни Королеву».

Формально монарх обладает обширными полномочиями, но фактически его власть ограничена и не столько законодательными актами, сколько нормами прецедентного права и конституционными обычаями. Его положение в системе власти, как уже отмечалось, определяется формулой «царствует, но не правит». Окончательно ограниченная парламентская монархия утвердилась в стране в конце XVIIIв. Сказанное выше вовсе не означает, что монарх не играет никакой роли в осуществлении государственной власти. Хотя он сам не решает почти никаких государственных дел, он может влиять и действительно влияет на решения, принимаемые должностными лицами британского государства.

Монарх Великобритании возглавляет Содружество, в состав которого входят в настоящее время 49 государств, причем 18 из них, включая Канаду, Австралию и Новую Зеландию, признают британского монарха своим главой государства. В этом качестве он промульгирует конституции этих государств, по представлению правительств назначает губернаторов, которые действуют от ее имени.

Своеобразие статуса британского монарха заключается и в том, что он возглавляет англиканскую церковь в Англии и пресвитерианскую – в Шотландии.

В настоящее время монархом Великобритании является Елизавета II, вступившая на престол 6 февраля 1952г. В 2002г. она отметила “золотой юбилей” – 50-летнюю годовщину восшествия на престол. Елизавета II – сорок второй английский монарх и шестая Королева, принадлежит к династии Виндзоров.

Согласно Акту о престолонаследии 1701г. в Великобритании применяется кастильская система, в соответствии с которой трон по праву передается старшему сыну, а при отсутствии сыновей – старшей дочери. Монарх и члены его семьи должны быть протестантами, принадлежать к англиканской церкви. Монарх имеет право отречься от престола в пользу своего близкого родственника, и в этом случае его потомки по прямой линии теряют право на наследование трона. В соответствии с обычаем монарх может изменить порядок престолонаследия и самостоятельно назначить наследника из своих потомков. Наследником престола является старший сын Королевы Чарльз, принц Уэльский. За ним, в порядке наследования престола, идут принц Эндрю, принц Эдуард, принцесса Анна.

Супруг Королевы престолонаследником не является. Ему как принцу-консорту присваивается титул принца Эдинбургского. Супруга Короля именуется королевой, однако наследовать престол также не в праве. В британских официальных документах и литературных источниках институт монарха часто обозначают термином “Корона”. Члены королевской семьи по традиции должны воздерживаться от участия в политике, соблюдать нейтралитет в отношении политических партий.

Полномочия монарха можно подразделить на две группы: прерогативные и статутные. Большинство полномочий существует в форме прерогативы Короны, то есть его как бы прирожденных исключительных прав. После 1688г. королевская прерогатива стала восприниматься как ограничиваемая законом и определяемая судебной практикой. Если Парламент принимает закон по вопросу, относившемуся к королевской прерогативе, то он считается из нее изъятым.

Королевскую прерогативу можно разделить на личную и политическую. Личная прерогатива охватывает право на привилегии (судебный личный иммунитет) и атрибуты монаршей власти: корону, мантию, трон, скипетр и державу, церемониал, титул, а также право на содержание и королевский двор. Официальный титул Королевы Великобритании звучит так: “Елизавета Вторая, милостью Божией Королева Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и всех других своих царств и территорий, глава Содружества, защитница Веры”.

Политическая прерогатива охватывает полномочия по осуществлению государственной власти. Следует, однако, иметь в виду, что самостоятельно монарх пользоваться ими не может. Они осуществляются главой государства только по совету и при участии министров Правительства. В силу этого эти полномочия принято называть “спящими”. Их можно классифицировать.

Прерогатива в области управления включает: право монарха назначать и увольнять премьер-министра и других министров; руководство вооруженными силами; управление собственностью Короны; назначение епископов; жалование почетных званий и дворянских титулов.

Прерогативу в области законодательной власти можно свести к следующему: монарх является составной частью Парламента; созывает и распускает Палату общин; каждую осень открывает очередную сессию Парламента, выступая на совместном заседании палат с подготовленной Правительством программой деятельности последнего; санкционирует законы, принятые обеими палатами Парламента; наделен правом абсолютного вето в отношении законов Парламента (с 1707г. не используется).

В судебной сфере правосудие осуществляется от имени монарха, монарх назначает судей, ему принадлежит право амнистии и помилования.

Монарх – главнокомандующий Вооруженными Силами, хотя воинское звание самой Королевы – полковник. Она назначает высших должностных лиц в Вооруженных Силах, присваивает офицерские звания, награждает знаками отличия.

В области внешней политики королевская прерогатива включает: право объявления и заключения мира; право заключения международных договоров; право направления и аккредитации дипломатических представителей; право на признание зарубежных государств и правительств; право решения по аннекции и уступке территории.

Как главу государства Королеву информируют, а также консультируются с ней относительно всех аспектов жизни страны. Королеве оказывает содействие Тайный совет, который представляет собой совещательный орган при монархе. В состав Совета входят монарх и наследный принц, министры Кабинета, судьи Аппеляционного суда, архиепископы англиканской церкви, спикер Палаты общин и другие лица (всего около 300 человек), занимающие или занимавшие высшие должности на государственной службе. В полном составе Тайный совет собирается по особенно торжественным случаям, например по случаю церемонии коронации монарха. Обычно же в заседании принимают участие, при кворуме в три человека, лишь несколько членов Совета.

Все акты Королевы подлежат контрассигнатуре Премьер-министра или министра. Данное правило сформулировано в Акте об устроении 1701г. Исходя из формулы “Монарх не может быть неправ”, ответственность за последствия принятого акта несет Правительство.

По совету министров Королева исполняет ряд протокольных функций в качестве главы государства. Ей принадлежит центральная роль во время национальных торжеств и церемоний. В число королевских обязанностей входит ежегодное посещение различных регионов страны в связи с проведением мероприятий в области науки, искусства и благотворительной деятельности, имеющих общенациональное значение. Она наносит государственные визиты в зарубежные страны и совершает поездки по странам Содружества в качестве его признанного главы.

Хотя многие британцы понимают анахронический характер монархии в современных условиях, она для них остается залогом незыблемости британской политической системы. Даже лейбористы в 1923г. отказались от попыток введения в свою программу требования установления в стране республиканского строя и никогда больше не возвращались к этому вопросу.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.