Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема культуры в социальной философии.






Культура – это форма деятельности людей по воспроизведению и обновлению соц. бытия, а также включаемые в эту деятельность ее продукты и результаты. Соц. бытие не существует само по себе, безотносительно к его воспроизводству людьми. В этом и состоит его отличие от природы. По сути, об этом говорили и древние, когда отличали мир культурный, возделанный от мира стихийного, свое от чужого. Это же различение фиксируется оппозицией искусственного (культурного) и естественного (натурального). Одним из самых спорных моментов в понимании культуры является ее определение. Существует сотни определений культуры, которые могут даже противоречить друг другу. Часто культура отождествляется с обществом. Культура как форма самого общества, характеристика общества в качественном аспекте, с точки зрения его уникальности, своеобразия, индивидуальности. Человек не может жить ни вне рамок культуры, ни вне рамок общества, культура и общество - сфера жизни людей.

С точки зрения СФ культура выявляется не в логике определений, а в установлении эволюции форм, которыми человек пользуется для сохранения и обновления соц.бытия, а главное – в конкретных описаниях форм воспроизводства и обновления, их соотношения. Конкретная культура предстает опр. соотношением форм воспроизводства и обновления (вопрос о традиции и новации) соц. бытия. В этом смысле можно говорить, что основной вопрос культуры – это вопрос о соотношении воспроизводства и трансформации. Этот вопрос не имеет универсального решения.

Суть проблемы СФ – не в нахождении гармоничного или «лучшего» определения культуры, а в характеристике тенденций развития феномена культуры, в уяснении смысла его для бытия современного человека, в попытке реконструкции его. Важен историзм культуры. Понимание историчности дает возможность увидеть жизненность различных культурных форм, понять возможность сосуществования различных трактовок и определений культуры. В разных типах общества – разные функции культуры.

Лежащий в основании культуры дуализм между возделанным/стихийным, своим/чужим, позволяет отметить характер ограничения, лежащий в основании культуры, устойчивость культуры основана на ее замкнутом характере, границы которого должны быть удержаны системой норм, запретом и стереотипов. Культурный мир – как мир освоенного, прежде всего, направлен на очерчивание культурного горизонта, который в процессе включения в культуру переходит на уровень индивидуального бытия человека. Наиболее жесткие системы запретов характерны для традиционного общества: табу, - касались границы своего/чужого, психически закреплялись как стереотипы, реализуясь как жесткие социальные формы. Главная функция культуры здесь – сохранение, консервация. Иные традиционные формы: заповедь, устав, закон. Другой этап связан со встречей культур и осознанием многообразия культурных форм – итогом такой встречи становится формирование представлений об обобщенной норме человеческого, что характерно для времени появления мировых религий (Ясперс: «осевое время»). С развитием индустриального общества функция культуры – обновление, создание новых социальных норм. (См. типологию Белла-Тоффлера в предыдущем билете, можно побольше про отношение к культуре, о зависимости от природы/вещей в разных типах общества)

Это время (начало становления общечеловеческой культуры) ставит, прежде всего, противоречие между человеческими ценностями и социальными нормами: в рамках такого противоречия происходит несколько существенных изменений в отношении внутренней жизни личности:

- в диапазоне между общечеловеческими ценностями и социальными предписаниями складывается духовный мир индивида как осознание перспективы в широком спектре человеческих ценностей.

- оформляется возможность трактовать реальность как совокупность различных возможностей.

- культурные стандарты высвобождаются из непосредственной связи с конкретными формами чел. деятельности и общения на фоне обособления индивида. Однако эта черта приобретала и негативный характер: Культура приобрела характер социальной машины и методологической системы, приводящей индивидуальное к условным культурным нормативам как с практической, так и с теоретической сторон; произошло институционализация механизмов культурного воспроизводства и культурного приобщения.

Это привело к разделению культуры на: внешнюю (абстрактную механистическую социальность) и внутреннюю (непосредственно формирующуюся как индивидуальное освоение). Культура всегда дуалистична. К концу 19 в. сфера внутренней культуры стала осознаваться как плохо поддающаяся культ. стандартам, независимая область, однако не обладающая практическими средствами для предметного и соц. закрепления своих позиций. Расслоение характерно для культуры индустриального общества – при ориентации на промышленность и экстенсивный характер экономики возникает тип потребительской культуры: культура, ориентированная на готовые вещи. В противовес возникает элитарная культура (культура творчества и индивидуальной работы). Как следствие, кризис культуры – критика класс. культуры и рациональности. Еще один аспект дуализма культуры: компенсаторская и креативная культура. Компенсаторская – нацеленная на разрядку эмоционального и физического напряжения (типа организации досуга: кино, спорт, игры, музыка и пр.). Эта культура направлена на человека, на его потребности, не создается ничего нового. Культура креативная – это культура создающая, творящая (видимо типа искусства, музыки, кинематографа), направлена вовне, на реализацию творческой потребности человека. Креативная культура является продуктивной и ее результаты как раз передаются следующим поколениям.

Классическая культура всегда оперировала границами определенного пространства. Но к сер. 20 в. возникает представление об ином типе соц. пр-ва: поликультурное – общность радикально различных систем; - границы сохраняются, но становятся преодолимыми; - культурное покидает рамки политического, экономического пространств (как следствие, реакция самоидентичности: постоянная работа над своей самобытностью, постоянное воспроизводство (=изменение) с ориентацией на общий культурный горизонт: появление культуры-диалога). Акцент переносится на совместную выработку форм межкультурного сотрудничества: диалог (полилог) культур – совместная выработка соц. форм, которая основывается на 2-х моментах: - невозможно вести диалог, не имея свои соц. формы; - невозможно принять внешние. формы, не обусловленные внутренними формами.

Сложность культурной ситуации сегодня в том, что, живя в одном государстве, мы постоянно контактируем с другими (ГЛОБАЛИЗАЦИЯ!), возникает мировая культура. Таким образом, современная культура – это большое социальное взаимодействие разных культур, динамическая система. Возникают вопросы о взаимодействии культур. Сохраниться теперь – значит измениться, поняв другие системы ценностей, изолированное существование закончилось (пространства короче не хватило, поэтому теперь не экстенсивный, а интенсивный характер развития, который подразумевает взаимодействие с другими). Диалог культур требует уступок с обеих сторон, нужно создавать систему общих правил. Диалог вообще – это особая социальная форма, которая служит для выработки согласия; правила, в которых учитываются интересы всех участвующих субъектов.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.