Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие социальности. Право, экономика, политика, этничность как аспекты социальности.






Понятие социальности следует рассматривать в связи с понятием общества. Т. к. знание о социальности начинает формироваться с возникновением общества. Общество как совокупность отношений, связей м/у людьми возникает из необходимости в совместной жизнедеятельности людей. Именно в процессе коллективной деятельности достигается наиболее желанные результаты, а именно, удовлетворяются самые разные и жизненно необходимые потребности. Напр., людям верхнего палеолита (50тыс. лет до н. э.) намного выгоднее было охотиться на крупного зверя совместно, нежели выслеживать мелкого зверя каждому в одиночку. Желаемый результат коллект. охоты у первобытных людей зависел от удачного распределения во времени и пространстве функций и позиций каждого члена сообщества, от способности представлять и учитывать действия других участников процесса.

Социальность – совокупность связей, выработанных людьми, взаимообусленность жизни людей процессами и результатами совместной и индивидуальной деятельности. Социальность конституируется, она отражает процесс передачи и накопления опыта ч/з выстраивание соц. связей м/у людьми. Носителем соц. связи оказываются орудия чел. деятельности. Т.к. в процессе накопления и передачи опыта происходит опредмечивание чел. опыта именно в орудиях деятельности. Вещи возникают как концентраты чел. опыта. По мере закрепления опыта в предметах, их становится все больше; человечество начинает видеть в них свое богатство, которое есть условие, но не самоцель соц. бытия.

Социальность как совокупность связей м/у людьми проявляется в различных формах чел. жизнедеятельности: в правовой, экономической, политической, этнической сферах. Эти сферы чел. жизни выступают в качестве аспектов социальности.

Право как аспект социальности задает геометрию, форму общества как форму соц. воспроизводства. Право пронизывает многие сферы жизни общества. Ведь любое чел сообщество вырабатывает правила, детерминирующие взаимодействие м/у людьми. Эти правила жизненно необходимы, т.к. право проводит грань м/у правильным и неправильным. Разделение на правое и левое связано с системой табуирования. С древних времен люди проводят границы м/у поощряемым и наказуемым, правильным и неправильным, которые необходимы для воспроизводства общества. Правила закрепляются в законах. Суд и аппарат насилия (аппарат исполнения законов) создаются для регулирования отношений внутри общества. Право – опр. аспектом гос. структуры общ-ва. Специфич. характер носит взаимосвязь права и гос-ва в традиционном обществе. Право здесь выполняет волю того слоя, который находится у власти. Полит. власть в обществе определяет характер права. Право подчинено политике:

1. Неравнозначность прав для разных слоев общества.

2. Зависимость от господствующего слоя

С изменением структуры общества право отделяется от политики, общество становится правовым. Право выражает интересы граждан. Создается особая модель отношений м/у правовым, государственным и общественным.. В архаическом обществе право было связано с моралью., а в индустриальном обществе право задает социальные нормы. Взаимосвязь прав и обязанностей, ответственности. Законы д.б. легитимированы, срастись с повседневной жизнью людей.

Экономика. Экономическая деятельность - воспроизводство форм живой и накопленной чел. деятельности.

Простое воспроизводство замкнуто – самовосполнение (натур. хозяйство), связи м/у людьми обозначены личной зависимостью, жесткой прикрепленностью к типу деятельности. Традиционная схема воспроизводства:

• Структуры непосредственной зависимости м/у людьми;

• Непосредственное вещное действие человека, главное – силы человека.

• Повторение одного цикла

В индустриальном обществе - отрыв от природных циклов. Расширение социального времени и пространства. Общественные связи стали пониматься как соц. машины. Рынок – соц. мех-м торговли, институт, управляемый конкуренцией на основе спроса и предложения, цель которого - извлечение прибыли. Основа рынка – переход человечества от природного разделения соц. функций к специализации.

Эк. деятельность – это чел силы и способности, формирующие и поддерживающие движение вещей в системе производства так, что логика вещей предписывает деятельности развиваться по своим канонам. Результаты эк. деятельности можно измерить ч/з универсальный стандарт действий – деньги. Деньги – измерение чел. поведения, связанное с выработкой системы абстрактных эталонов. Люди и вещи м.б. сведены к этим эталонам.

Социальность в 19 в стала рассматриваться как вещная. Люди опосредованы вещами. Теория эк. детерминизма - теория, сводящая чел поведение к материальной заинтересованности; редуцирующая чел поведение к экономическим функциям. Маркс: человек – персонификация объективных процессов (труд, капитал) 1) Затрата труда сводилась к затратам рабочего времени. Гл. принцип политэкономии - принцип измеряемости 2) противоположность сложного и простого труда. 3) сведение товарной полезности к предельной полезности.

Сер 20в – критическая точка в развитии индустриал. экономики экстенсивного типа

Экстенсивная форма характеризуется:

1. Образование абстрактных форм действий по типу больших структур

2. Товарное отношение как механизм организации социума.

3. Система абстрактных прав и обязанностей человека.

Интенсивная форма характеризуется:

1. Усвоение знания каждым индивидом. Личность в центре изучения соц науки

2. Формирование комплексных межличностных отношений

3. Частный труд особый способ выражения общественного труда

4. Формирование в обществе сразу нескольких маршрутов развития, которые вырабатывают собственную логику жизнеустройства

На смену корпорациям машины приходит корпорация деятельности людей.

2 концепции объяснения общества 2-ой пол. 20в.

-Бэлл, концепция постиндустриального общества, где доминирует пр-во услуг и информации, а социум управляет элитой.

-Лиотар. Концепция постмодерна: новая культура, новое самосознание человека;

Общее: констатация перехода от индустриального общества к постиндустриальному

 

Политика. Специфика политики как аспекта социальности состоит в том, что она связывает интересы людей, пронизывает всю систему социальных связей. Политика отражает динамику интересов. Политика - такой аспект социальности, который отражает отношения м/у людьми по поводу установления, функционирования и изменения власти в обществе. Власть – сила, позволяющая влиять на интересы других людей, манипулировать ими ч/з соц. институты. Поэтому борьба за власть неизбежна.

Соотношение политики и государства в традиционном обществе: политика отождествляется с государством. Монополизация политики в деятельности государства обеспечивается аппаратом насилия. Основной регулятор чел. интересов – сила принуждения.

В индустриальном обществе соотношение меняется. Теперь государство подчиняется правовым нормам. Субъектом политики становится все граждане общества. Государство контролируется обществом. Регулятор чел. интересов – экономическое принуждение. Власть функционирует ч/з обладание средствами производства. (Маркс: неизбежность классовой борьбы за средства производства).

В постиндустриальном обществе не только государство, но и многие другие сферы чел. жизни подчиняются политике. Власть функционирует ч/з информацию (знания, умения, владение ситуацией, обладание новейшими технологиями). Средства подчинения общества реализуются с помощью СМИ. Так информация становится важнейшим ресурсом политической власти. Если раньше политика была узкой сферой реализации интересов гос. элиты, то теперь она пронизывает все сферы жизни общества.

 

Этничность – такой аспект социальности, который отражает внутр. соц. связь ч/з национальное самосознание общества. Понятие этничности б. выработано самими людьми, это продукт их социально-исторического развития. Поэтому в разные периоды истории общества были разные подходы к пониманию национального.

Первоначально этнос – устойчивая группа, где тесно переплетены условия жизни, кровнородственные связи, занятия, воспроизводящиеся на протяжении многих поколений.

Затем гос-во объединяет различные этносы в процессе завоеваний. Гос-во не зависит от кровнородственных условий существования связей разных этнических групп. Поэтому понятие национального определяется понятиями этнического и государственного. Так понятие национального переходит в область политическую, экономическую. Традиционное общество создает предпосылки для отождествления понятий национального и государственного.

В индустриальном обществе государство находится под контролем правовых институтов. Национальность человека все более связывается соц. формой, признающей принадлежность человека к обществу.

ХХ в. показал, что чел. сообщество состоит из государств, которые принадлежат к разным социальным типам. И в этих государствах по-разному ставится проблема национального: 1) понимание национального как принадлежность гражданскому обществу; 2) понимание национального как принадлежность этнической группе. В гражданском обществе представители различных этносов обладают равными правами. Гражданское общество создает плодотворную систему взаимодействия м/у разными людьми. В таком обществе господствует закон. Чем ниже уровень гражданского общества, тем больше вероятность столкновений на межэтнической почве.

В тоталитарной системе блокируется различие м/у соц. группами и субкультурами. Межэтнические конфликты находятся под жестким контролем. Идеология, построенная на понимании национального как принадлежности этнической группе называется фундаментализмом. В противовес фундаментализму выступает воззрение о многомерности соц. связей. Само понятие национального оказывается зависимым от соц. системы, в которой оно функционирует.

Возникает проблема связи различного. Субъектом этой связи выступают целые государства с их особыми национальными системами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.