Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная философия и здравый смысл.






Одна из функций СФ – мировоззренческая – создание картины мира (в этом и проявляется СФ как онтология), в методах же создания этой картины СФ стремится опираться на весь доступный ей человеческий опыт. Кроме научных схем, СФ опирается на обыденный опыт, повседневность, схемы здравого смысла. Здравый смысл (ЗС) – разделение общепринятых установок, обыденная логика повседневной жизни.

Еще совсем недавно распространенным, в том числе и в философии, было представление о " нейтральных" или неизменных формах, которые, в отличие от специализированных научных или практических форм, существуют как своего рода постоянные величины человеческого бытия. К ним пристраиваются или над ними надстраиваются новые культурные схематизмы, но сами они остаются постоянными мерками человеческой деятельности, естественно сопровождающими поступки каждого нормального человека. Таким образом, в классический период к ЗС относились крайне пренебрежительно. ЗС статичен, аисторичен, почти не изменяется, в то время как менялась наука. Считалось, что ЗС ни к чему не ведет, поэтому задача философа была навязать определенное видение мира. Наука предлагала обыденному сознанию некую схему, разработанную каким-нибудь там Гегелем.

Лишь в последние десятилетия (с середины XX века) этот взгляд начали теснить научные положения, согласно которым формы обыденного поведения и мышления должны меняться быстрее, чтобы люди с меньшим напряжением решали проблемы современной жизни. Людям необходимо менять опыт, навыки, представления, т.е. привычную картину мира ЗС. ЗС историчен в двух аспектах: 1) те статичные представления людей тоже когда-то сложились 2) в современности все меньше застывших стереотипов, ЗС подвижен.

Существуют расхождения и противоречия обыденного рассудка и научной логики (особенно в классике, где наука противостоит ЗС). Это проблема, указывающая на то, что темпы и ритмы обыденного и научного мышления перестали сочетаться, обрели свою особую " метрику", предъявили людям различные требования.

На первом плане истории форм человеческой деятельности - растущее многообразие схематизмов человеческого поведения, сцепление этих схем в различные " связки", " ряды", совокупности и т.д. Но наиболее явственно историзм этих схем просматривается в изменении характера отношений человека к этим схемам на разных этапах социальной эволюции, их роли в жизни и развитии человеческого индивида.

На ранних стадиях общественной истории индивид принимает схемы деятельности как естественный закон своего бытия. В ходе развития практических возможностей общества жесткая схематизация поведения становится затруднительной и далее нецелесообразной. Практика XX в. пришла в противоречие с быстро меняющимися схемами повседневности. Эти схемы м. меняться на протяжении одного поколения (в трад. обществе – 3 поколения). Человеку приходится самому приспосабливать к своей жизни имеющиеся у него схемы деятельности: теперь уже на индивидном уровне возникает проблема освоения и выработки жизненных форм, а стало быть, и проблема индивидуального пути, особой человеческой биографии, личностного выбора.

Учет меняющихся схем человеческой деятельности позволяет говорить о том, что любой человеческий опыт, любая человеческая психика, любой здравый смысл содержит в себе более или менее определенные структуры, выработанные или воспринятые. Выходит, опыт человека не может быть нейтральным в культурно-историческом смысле, и поэтому к нему нельзя просто пристраивать культурные, социальные, гносеологические формы, как это представлялось раньше многим философам и психологам.

Элементы социальности в картинах мира: Любая картина мира включает в себя 3 элемента: индивиды (люди), социальные связи (схемы) и вещи (социальные вещи) (сразу вспоминайте стишок про Кемерова «Люди-вещи, вещи-люди, я один как хрен на блюде» и сразу все в мозгу всплывет, все проверено). Появление индивида как элемента – продукт нового времени, становления правового, индустриального общества. Связь как элемент многогранен, могут быть природные, экономические, культурные и прочие связи. Социальная вещь как элемент отличается от просто вещи тем, что в ней записана человеческая деятельность и знание (ну, это если руки не из попы торчат). Первые четкие картины социальной реальности начинает строить экономика, которая абсолютизировала вещи. Такая картина разрушилась при кризисе индустриального общества. Вторая попытка – позитивизм, который рассматривал связи как социальные элементы, где вещи и люди вторичны. Потом все взбунтовались, что потерялся человек, противостояние социального и гуманитарного. Тут-то и появляется СФ, задача которой понять, как взаимосвязаны все элементы социальности, показать всю многомерность бытия, а также его динамику (все как всегда в развитии, статику никто не любит). СФ утверждает, что картины мира складываются в процессе деятельности людей, изменения самого человека и общества. Синтез повседневного и научного опыта, составляющий основу методологической рефлексии СФ. Результатом этого синтеза становится производство (а не постулирование) и воспроизводство соц. картин мира - составляющих основу соц. онтологии.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.