Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Выявление уровня читательского интереса к бытовой сказке у младших школьников






    Констатирующий эксперимент проводился в муниципальной средней общеобразовательной Барнаульской гимназии № 79 в 3 классе. Класс обучается по учебнику «литературное чтение», составитель В. Ю Свиридова и другие. Всего в эксперименте принимало участие 10 человек.

    Цель констатирующего этапа: выявить уровень читательского интереса к бытовой сказке у учащихся 3-го класса.

    Для достижения поставленной цели было необходимо решить ряд задач:

    1. Определить критерии, по которым можно судить об уровне читательского интереса;

    2. Подобрать методики для диагностики читательского интереса;

    3. Определить уровень интереса к чтению бытовых сказок.

    4. Проанализировать результаты эксперимента.

    В теоретической части работы мы выявили, что качественными характеристиками читательского интереса являются содержание, устойчивость, широта избирательность, самостоятельность, глубина. На основании данных критериев мы определили уровни читательского интереса:

    Высокий уровень: учащиеся знают много бытовых сказок, постоянно читают их и знакомы с внутрижанровыми разновидностями бытовых сказок, хорошо знают содержание и героев бытовых сказок; интерес к бытовым сказкам вызван познавательной потребностью.

    Средний уровень: учащиеся способны ориентироваться в книгах одного автора или в однотемных книгах разных авторов.

    На низком уровне: учащиеся знают только те книги, с которыми познакомились на занятиях, они не любят читать.

    Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методики:

    Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методики:

    · Методика неоконченных предложений (автор Н.И. Дереклеева);

    · Анкетирование;

    · Ранжирование понятий (автор Н.И. Дереклеева).

    Для диагностики содержательной стороны читательского интереса к бытовой сказке мы использовали методику неоконченных предложений и методику ранжирования понятий. Методика неоконченных предложений позволяет выяснить отношение учащихся к чтению бытовых сказок и причины отсутствия желания читать их. Учащимся класса предлагались неоконченные предложения, которые они должны были закончить по своему усмотрению: «Я люблю читать бытовые сказки, потому что»; «Я не люблю читать бытовые сказки, потому что …».

    Методика ранжирования понятий позволяет выявить ценностные ориентации детей, от которых зависят и их интересы; учащимся было предложено распределить слова (книги, содержащие бытовые сказки, одежда, компьютер, деньги) по степени личной значимости.

    Данный критерий мы оценивали следующим образом:

    Высокий уровень - учащимся интересно содержание бытовых сказок, они понимают идею сказки, для них значимы те нравственные ценности, которые заключены в бытовой сказке.

    Средний уровень – учащиеся читают бытовые сказки, но они не всегда понимают идею сказки, нравственные ценности, заключенные в бытовой сказке, не очень значимы для них.

    Низкий уровень – учащиеся не любят читать бытовые сказки, т.к. они им не интересны, на первое место они ставят материальные ценности.

    Результаты представлены в таблице 1.

    Таблица 1. Диагностика содержательной стороны читательского интереса к бытовой сказке

    Уровни Высокий Средний Низкий
    % учащихся 5% 20% 75%

    Анализ результатов диагностики показал, что в классе 70 % учащихся «не любят» читать бытовые сказки. Наиболее типичные ответы: «скучно» - 20%, «не интересно»- 30%, «нет желания» – 10%, «просто не люблю»- 20%. 30% учащихся заинтересованы в чтении бытовых сказок и дали следующие ответы: «потому что задают читать»- 20%, «потому что интересно»- 10% -

    Мы определили, что в классе 40% детей на первые места поставили слова «компьютер» и «деньги», 20% выбрали одежду, и лишь 20% школьников выбрали «книги»

    Также с целью выявления уровня интереса к чтению бытовых сказок было проведено анкетирование: учащимся предлагалось девять вопросов, на которые они должны были дать ответы; целью анкетирования при этомбыловыявление уровня самостоятельности и инициативности в чтении бытовых сказок и выявление возможностей формирования читательского интереса в семье:

    Для определения устойчивости читательского интереса были предложены следующие вопросы:

    1. Любишь ли ты читать бытовые сказки?» (варианты ответов а) я люблю читать бытовые сказки; б) я люблю читать только сказку в) я люблю читать сказки, но только не бытовые; г) я не люблю читать; д) я не знаю, затрудняюсь ответить)

    2. Почему я читаю бытовые сказки? (варианты предполагаемых ответов: а) по заданию учителя, б) по своему желанию; в) по требованию родителей; г) не люблю читать)

    3. Какие бытовые сказки ты прочитал за лето и эту четверть? (варианты ответов: а) Я прочитал (перечислить); б) я читал, но не бытовые сказки в) я ничего не читал)

    Высокий уровень – у учащихся есть интерес к чтению бытовых сказок, он вызван познавательной потребностью и достаточно устойчив, дети читают бытовые сказки по собственному желанию и любят их читать.

    Средний уровень – учащиеся читают бытовые сказки, но любят читать другие жанры сказок, дети читают по заданию учителя (интерес носит ситуативный характер).

    Низкий уровень – дети вообще не любят читать бытовые сказки или вообще не читают их.

    Результаты анкетирования отражены в таблице 2.

    Таблица 2. Уровень сформированности устойчивости читательского интереса к бытовой сказке.

     

    Уровни Высокий Средний Низкий
    % учащихся 0 % 40 % 60%

    Результаты анкетирования показали, что у учащихся 3 класса низкий уровень устойчивости читательского интереса к бытовым сказкам.

    Для определения уровня самостоятельности в чтении бытовых сказок и выявление возможностей формирования читательского интереса в семье учащимся были предложены вопросы:

    4. Имеются ли дома детские книги, содержащие бытовые сказки? (варианты ответов: а) дома есть несколько детских книг, содержащих бытовые сказки; б) дома есть библиотека детских книг, содержащих бытовые сказки; в) нет детских книг вообще, г) нет детских книг, содержащих бытовые сказки, но я читаю их)

    5. Читают ли книги, содержащие бытовые сказки в вашей семье? (варианты ответов: а) в семье читают книги, содержащие бытовые сказки; б) в семье книги, содержащие бытовые сказки не читают, но читаю только я; в) никто не любит читать вообще

    Высокий уровень – у учащихся есть возможность читать бытовые сказки, в семье читают книги, содержащие бытовые сказки.

    Средний уровень – у учащихся есть возможность читать бытовые сказки, в семье не читают книги, содержащие бытовые сказки.

    Низкий уровень – дети вообще не читают бытовые сказки, дома нет библиотека детских книг, содержащий бытовые сказки.

    Результаты анализа ответов представлены в таблице 3.

    Таблица 3. Уровня самостоятельности в чтении бытовых сказок и выявление возможностей формирования читательского интереса в семье

    Уровни Высокий Средний Низкий
    % учащихся 10 % 30 % 60%

     

    Для определения широты читательского интереса мы провели анализ ответов учащихся на следующий вопрос:

    6. Какие бытовые сказки ты знаешь? (варианты ответов): а) я знаю (перечислить); б) не помню; в) не читал вообще бытовых сказок)

    Ответы учащихся оценивались следующим образом:

    - высокий уровень – дети знают более 5-ти бытовых сказок.

    - средний уровень – дети знают более 2-х бытовых сказки.

    - низкий уровень – дети знают менее двух бытовых сказок.

    Результаты анализа ответов представлены в таблице 4.

    Таблица 4. Диагностика широты читательского интереса

    Уровни Высокий Средний Низкий
    % учащихся 0 % 30 % 70%

    Результаты анкетирования показали, что учащихся могут назвать лишь те сказки, которые содержит материал учебника по чтению, путают бытовые, волшебные и сказки о животных.

    Для определения избирательности читательского интереса к бытовым сказкам был предложен вопрос, направленный на выявление знания учащимися внутрижанровых разновидностей бытовой сказки.

    7. Какие из бытовых сказок тебе более интересны? Назови их.(варианты ответов: а)сказки о ворах и разбойниках, б)о ловких людях, в) солдатах г) о мужике и барине, д) о муже и жене, е) другие, ж) не знаю).

    Ответы учащихся оценивались следующим образом:

    - высокий уровень – учащиеся знают бытовые сказки, им нравится определенные сюжеты бытовых сказок, могут привести примеры внутрижанровых разновидностей бытовых сказок.

    - средний уровень – учащиеся знают бытовые сказки, им нравится определенные сюжеты бытовых сказок, но они не могут привести примеры внутрижанровых разновидностей бытовых сказок.

    - низкий уровень – учащиеся плохо знают бытовые сказки, не знают видов сюжетов бытовых сказок, не могут привести примеры внутрижанровых разновидностей бытовых сказок.

    Результаты анализа ответов представлены в таблице 5.

    Таблица 5. Диагностика избирательности читательского интереса

    Уровни Высокий Средний Низкий
    % учащихся 0 % 40 % 60%

    Результаты анкетирования показали, что учащихся плохо знают сюжеты бытовых сказок, в основном им нравится только одна определенная бытовая сказка.

    Для определения глубины читательского интереса были предложены следующие вопросы, направленные на выявление знания учениками героев и содержания бытовых сказок:

    8. Кто из героев относится к бытовой сказке? (варианты ответов: а) Емеля – дурак; б) Змей Горыныч; в) Солдат, который сварил вкусную кашу; г) колобок; д) баба Яга; е) мужик с гусем;)

    9. Из какой сказки эти герои: царь, богатый и бедный братья, кума, дочь - семилетка? (варианты ответов: а) «Мудрая дева»; б) «Дочь – семилетка»; в) «Мужик и царь»; г) «Поп и батрак»;)

    10. Из какой сказки эти слова: «Что написано пером – того не вырубишь топором»? (варианты ответов: а) «Настоятель и служка»; б) «Барин – кузнец»; в) «Мужик и царь»; г) «Церковная служба»)

    Высокий уровень – учащиеся правильно ответили на все вопросы, назвали верно всех героев бытовых сказок; средний уровень – учащиеся правильно ответили на 2 вопроса, назвали двух героев сказки; низкий уровень – учащиеся правильно ответили на один вопрос, среди перечисленных героев бытовых сказок есть и герои из других жанров сказок. Результаты анализа ответов представлены в таблице 6.

    Таблица 6. Диагностика глубины читательского интереса

    Уровни Высокий Средний Низкий
    % учащихся 10 % 40 % 50%

    Результаты анкетирования показали, что учащихся поверхностно знают содержание бытовых сказок, в основном могут назвать лишь героев. Мы видим, что у учащихся 3 класса низкий уровень знания бытовых сказок.

    Обработав все данные по констатирующему эксперименту, мы выявили уровень сформированности читательского интереса младших школьников к бытовым сказкам. Результаты представлены в таблице 7.

    Таблица 7. Результаты исследования уровня сформированности читательского интереса младших школьников к бытовым сказкам

    Уровни Высокий Средний Низкий
    % учащихся 4 % 33, 5 % 62, 5%

    Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что 62, 5 % учащихся находятся на низком уровне сформированности читательского интереса младших школьников к бытовым сказкам, 33, 5% - на среднем и только 4% - на высоком. Результаты констатирующего эксперимента представлены на рисунке 1.

    Рис. 1 Результаты констатирующего эксперимента.

    Таким образом, на основе проведенной аналитической работы можно сделать вывод об отсутствии у детей данного класса сформировавшегося читательского интереса к бытовым сказкам и о необходимости проведения с ними целенаправленной и систематической работы по воспитанию интереса к чтению сказок этого жанра.

    Выводы по второй главе

    Сказка – это средство эмоционального погружения ребенка в новую область знания. Эмоционально погружая ребенка в какую – либо тему, учитель дает общее видение того нового знания, которым будет овладевать ребенок, постепенно, шаг за шагом со своими новыми друзьями – героями сказок.

    Работу со сказкой нужно начинать с целостного ее восприятия детьми, то есть с синтеза. После этого следует анализ. Он делает возможным переход к синтезу более высокого качества. По методике М.Р. Львова (30.113) выделяются три основных этапа работы со сказкой, то есть работа над сказкой необходимо проводить так: первичный синтез – анализ – вторичный синтез.

    Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что 62, 5 % учащихся находятся на низком уровне сформированности читательского интереса младших школьников к бытовым сказкам, 33, 5% - на среднем и только 4% - на высоком. Это связано с тем, что у учащихся экспериментального класса низкий уровень познавательной потребности к чтению бытовых сказок и чтение данного жанра сказок происходит в основном по заданию учителя; учащиеся затрудняются в определении идеи сказки, не могут охарактеризовать ее героев, не осознают нравственные ценности, заключенные в бытовой сказке.

    Поэтому необходимацеленаправленная и систематическая работы по повышению читательского интереса к бытовым сказкам, при которой будут соблюдены этапы организации работы над сказкой, будет выявлена специфика бытовой сказки, а также использоваться специальные приемы, способствующие повышению читательского интереса.


     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.