Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система работы со сказкой в школе






Сказка – это средство эмоционального погружения ребенка в новую область знания. Эмоционально погружая ребенка в какую – либо тему, учитель дает общее видение того нового знания, которым будет овладевать ребенок, постепенно, шаг за шагом со своими новыми друзьями – героями сказок.

Как же читать (рассказывать) детям сказку? Одно из главных условий рассказа сказки – это эмоциональное отношение взрослого к рассказываемому. Здесь учитель берет на себя функцию образца. При рассказе от учителя требуется выражение подлинных эмоций и чувств. Учитель во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми, так чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами. В процессе рассказывания недопустимы пропуски, затянувшиеся паузы. Прежде чем преподнести текст детям, учителю необходимо заранее подготовиться и воспроизвести его для себя.

В процессе рассказа сказки важно не увлечься описанием второстепенных моментов, а донести до ребенка идею сказки, основное ее содержание, выделив основные моменты нужной интонацией голоса, громкостью или паузой. В этом выражается - функция инструктора.

При чтении учитель следит не только за своим исполнением, но и за восприятием, за вниманием слушателей. Важно не читать, а рассказывать, так как необходимо видеть лицо ребенка, его жесты, мимику. Здесь учитель выполняет - функцию наблюдателя. Наблюдая за ребенком, можно заметить, какие моменты его взволновали.

По мере развития сюжета сопереживание героям у детей усиливается, проявляется эмоциональная оценка событий. Этот процесс вызывает у многих детей необходимость общаться друг с другом, делиться своими переживаниями и оценками. Здесь учитель выполняет – функцию партнера, которая проявляется в его реакции на эмоциональную активность детей. Не следует детям делать замечания, призывать сидеть тихо.

Сказка рассказана. После чтения необходимо побеседовать с детьми, чтобы выяснить их эмоциональное отношение к героям, поступкам, раскрыть их чувства. На этом этапе учитель берет на себя функцию фасилитатора.

Планируя вопросы для беседы, учитель стремится помочь ребенку разобраться в образе и выразить свое отношение к нему. Вместе с детьми он обсуждает героев, особенности их характеров. Важно побуждать детей по собственной инициативе высказываться по поводу различных персонажей, проявить отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться, вспомнить случаи из собственного опыта.

Много информации содержат рисунки, выполненные после прослушивания сказки. Из рисунков учитель может узнать, что ребенку больше всего понравилось; какой герой вызвал положительные эмоции, а какой отрицательные и т.д. Часто дети после прослушивания сказки не знают, что рисовать, так как обилие впечатлений мешает им сосредоточиться. В этом случае не стоит торопить и ругать ребенка. Нужно дать ему время подумать, и он все равно приступит к работе и нарисует то, что нравится.

Так как цель нашей работы повышение читательского интереса младших школьников к жанру бытовая сказка, то работа со сказкой будет сопровождаться выделением жанрово – видовых особенностей. На первом этапе дети знакомятся с русской народной сказкой как жанром фольклора. Далее проводиться работа по знакомству детей с разными видами сказки: волшебные, о животных, бытовые.

На следующем этапе анализируются видовые особенности бытовых сказок. Работа ведется с учетом уровней жанра: даются разнообразные задания, направленные на рассмотрение характеристики каждого уровня

(литературоведческих особенностей: основная идея, задачи, герой, картинка жизни, действия, языковая характеристика, использование предложений – формул, характеристика лексики, звукового и ритмического рисунка). На последнем этапе предлагаются задания творческого характера.

Работу со сказкой нужно начинать с целостного ее восприятия детьми, то есть с синтеза. После этого следует анализ. Он делает возможным переход к синтезу более высокого качества. То есть работа над сказкой будет проходить так: первичный синтез – анализ – вторичный синтез. По методике М.Р. Львова (30.113) выделяются три основных этапа работы со сказкой:

Первый этап (первичный синтез) Основные задачи:

- ознакомление учащихся с конкретным содержанием произведения, его сюжетной линией на основе целостного восприятия текста;

- выявление эмоционального воздействия произведения

Второй этап – (анализ) Задачи и содержание работы:

- установление причинно – следственных связей в развитии сюжета;

- выявление мотивов поведения действующих лиц и их ведущих черт (почему так поступили и как это их характеризует);

- раскрытие композиции произведения (завязка действия, момент наивысшего напряжения, развязка);

- анализ изобразительных средств в единстве с раскрытием конкретного содержания и оценкой мотивов поведения героев.

Третий этап – (вторичный синтез) Содержание работы:

- обобщение существенных черт действующих лиц;

- сопоставление идейной направленности;

- оценка произведения как источника познания окружающее действительности (чему учит произведение).

Работа может проходить в течение нескольких уроков, и каждый урок будет иметь свои учебные цели. Но в целом ход работы будет идти от первичного ознакомления с содержанием через анализ действующих лиц, мотивов их поведения к обобщению и выделению идеи. Восприятию может

предшествовать подготовительная работа, а после вторичного синтеза, для развития продуктивного мышления и усвоения знаний на более высоком уровне будет проведена работа творческого характера.

Склонность к творчеству присуща ребенку. Обучение творчеству – процесс длительный, требует многократного и разнообразного повторения, но его необязательно вести сразу и до конца. Процесс обучения составлению сказок можно включить как элемент не только в уроки чтения, но и русского языка, применять больше наглядности, элементы драматизации сказок, просмотр театральных спектаклей. Уяснение жанровой особенности народной сказки дает детям как бы строительный материал для личного творчества. Работу вести лучше всего с 1 класса, подбирать «слова – находки» (гиперболы, метафоры) для точного описания героев, читать много сказок, анализировать их с точки зрения языка, особенностей сюжета, используя при этом мыслительные операции.

Известно, что сказка не требует особой подготовки к восприятию. Это так, но тем не менее педагог должен создать такую атмосферу, чтобы в классе царила жизнь, чтобы глаза детей ярко светились, полные жизни, любопытства, а для этого учитель должен сам соответствовать сказочной атмосфере, начиная от внешнего вида и заканчивая манерой общения.

Педагог должен подумать «подачу» сказки детям: прочитает, а вернее расскажет он ее сам или организует прослушивание сказки по грамзаписи, или рассказу ее, подготовит заранее один из учащихся, а возможно и посторонний человек (учитель из другого класса, переодетый в бабушку – рассказчицу). Важное значение на уроке при изучении сказки приобретает «живое» слово учителя, которое при умелом использовании выступает средством активизации мышления эмоционального, эстетического и нравственного переживания детей. «Живое» слово должно быть насыщенно образами, мыслями, эмоциями. Подлинная выразительность заключается в умении передать то, что мыслил и чувствовал автор (народ), сказку которого мы изучаем. Необходимо помнить, что «живое» слово может заставить как радоваться, так и печалиться, пробуждать любовь и ненависть, высокие нравственные стремления. Рассказывающий сказку должен чувствовать ее нрав, мелодию, особую интонацию, тембр, живо и эмоционально доносить ее содержание до окружающих, голосом и мимикой лица, высказывая свое сопереживание героям, одобрение их поступков и т.п. «Сказываться» сказка выступающим будет правильно только в том случае, если повествование ее близко к тексту, точно переданы выразительно – изобразительные средства, особенно имеющиеся в ней песенки, повторы. Речь, кроме выразительности, четкости, должна носить плавный, напевный характер. Учащимся важно видеть, что говорящий получает удовольствие от «сказывания» сказки, что он ее любит и ценит, стараясь передать свое отношение к ней и слушателям. Необходимо помнить о том, что когда сказка произвела впечатление, тогда легче думать над ней, возникает желание рассуждать. Активность мысли учащихся будет развиваться тогда, когда они научатся самостоятельно думать, размышлять над мудростью, заложенной в сказке, а это может происходить под воздействием «живого» слова учителя.

После рассказывания не следует задавать вопросы типа: «О чем эта сказка?», «Что говорит нам сказка?». Это повлечет к поспешным выводам школьников, ведь язык сказки еще не понят детьми, содержание не осмысленно, характеристики героям и событиям в тексте не даны. Гораздо уместнее на этом этапе поинтересоваться: «Понравилась ли вам сказка?», «Знакома вам она?», «Когда состоялось ваше первое знакомство с ней?».

Работу над сказкой вести, как над реалистическим рассказом. Не надо снижать заинтересованность детей, растолковывая им, что «так в жизни не бывает», что это вымысел. Детскому воображению свойственно яркое, преображенное ведение мира, показанного в сказке, и это приносит им радость, учит мечтать. Рекомендуется использование сказок для составления элементарных оценок и характеристик, так как персонажи сказок обычно являются одной – двух характерных черт, ярко раскрывающихся в их поступках.

Сказка используется и для обучающих работ по составлению плана, так как она отчетливо членится на сцены – части плана, а заголовки легко отыскиваются в тексте сказки.

Необходимо строить работу со сказкой своеобразно: создавать на уроке атмосферу постепенного погружения в особый мир каждой конкретной сказки и качественную неоднородность. При этом особое внимание уделяется познанию языка сказки – ее первого слоя, помогающего читателю осмысленно и прочувствованно проникнуть в глубину предметного и идейного содержания «сказочного мира», то есть в другие его слои.

Прежде чем переходить к словарной работе желательно, чтобы каждый ребенок самостоятельно прочитал сказку, «пробежал» глазами по тексту. Пусть в это время в классе царит тишина, и ничто не отвлекает от чтения. В такой обстановке детям легче будет нарисовать в своем воображении картины, происходящие в сказке. Не стоит заранее давать задание найти в тексте непонятные слова, пусть никто не отрывает ребенка от плодотворного общения со сказкой. Необходимо помнить, что следующая за этим словарная работа не должна «оставлять» воспитание сказки, а напротив, усиливать его, с этой целью педагогу следует наметить, какие слова он объяснит в начале, после прочтения, какие потребует объяснения с помощью иллюстраций, а какие следует объяснить более подробно.

Необходимо постараться построить работу над содержанием так, чтобы дети приходили к самостоятельным выводам.

Выразительное чтение при анализе сказки не должно носить изолированный характер, оно должно быть всепроникающим, сквозным, то есть чтение текста не является самоцелью, а лишь частью работы над содержанием текста.

Анализ сказки целесообразно проводить без акцентирования на том, что является вымыслом, а что правдой жизни. Это убивает сказочный поэтический вымысел, тем самым, отбирая у ребенка сказку, ее красоту и оригинальность, сказка перестает быть сказкой, пропадает ее очарование.

Обратить внимание на повторение отдельных песенок, оборотов, эпизодов, учитывая, что они читаются каждый по-разному с различными оттенками, так как они имеют большое значение для понимания художественного своеобразия сказки. Педагог должен самостоятельно подводить учащихся к тому, чтобы они «увидели» мудрость, истину сказки.

Чтобы научить школьников понимать сказки, учитель должен сам знать особенности этого жанра и познакомить с ними детей: во первых, сказки – это текст художественного стиля, то есть текст эмоциональный, конкретный, хорошо представляемый. Для такого текста характерны слова с переносным значением, эмоционально – оценочные слова, сравнения и все те средства, которые помогают не просто сообщать о событиях, а рисовать их. Во-вторых, сказки невозможны без «очеловечивания» происходящего, без использования метафор, гипербол, элементов сказочного сравнения и т.п. Умение видеть эти «сказочные» требования обязате6льно нужны детям.

Таким образом, соблюдение в практике представленных этапов организации работы над сказкой, а также умелое их сочетание с нетрадиционными заданиями, направленными на активизацию мыслительной деятельности школьников, помогут организовать такую работу, которая позволит сформировать знания о специфике бытовой сказки.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.