Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика использования обряда, как одного из приемов театрализованного представления






Методика создания сценария обрядового действа основывается на исторически сложившейся структуре. Например, на праздник Ивана Купалы обязательным обычаем было массовое купание: с этого дня из рек выходила вся нечисть, в День Святой Троицы принято украшать дом зеленью, причем не, только снаружи, но и внутри, на свадьбу надевают обручальные кольца, а также существует обычай посыпать зерном и деньгами молодоженов.

В исследовательской работе был использован обрядовый праздник Масленица. Масленица, пожалуй, была самым веселым праздником в старину. Согласно легенде, Масленица родилась на Севере, отцом ее был Мороз. Однажды, в самое суровое и печальное время года человек заметил ее, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их. И Масленица пришла, но не той хрупкой девочкой, что пряталась в лесу, а здоровой ядреной бабой с жирными румяными щеками, коварными глазами, не с улыбкой на устах, а с хохотом. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела кровь в его жилах, схватила за руки и пустилась с ним плясать до обморока.

Русский народ называл Масленицу веселою, широкою, разгульною. Праздник продолжался неделю, от этого в христианстве и название " последняя седмица" перед Великим постом. Масленица для русских — все равно, что карнавал для итальянцев, тем более что и первоначальный смысл праздников один и тот же: ведь в переводе с итальянского «карнавал» (carne-vale) означает «говядина, прощай!», а Масленица, предшествующая Великому посту, встарь называлась «Мясопустом», потому, что в эту неделю запрещалось, есть мясо. (есть…..По одной из версий, название " масленица" возникло потому, что на этой неделе, по православному обычаю, мясо уже исключалось из пищи, а молочные продукты еще можно было употреблять. Масленица - самый веселый и сытный народный праздник. Народ его всегда любил и ласково называл " касаточка", " сахарные уста", " целовальница", " честная масленица", " веселая", " пеpепелочка", " пеpебуха", " объедуха", " ясочка".

У древних славян существовал миф о злой богини смерти - Морене, она еще была и царицей Зимы. Морена была мрачная, коварная, злая богиня; весну, осень и лето жила она в царстве мертвых. А зимой - наступала ее власть над землей. Собирала она верных своих слуг: Стужу, Метель, Пургу, Ураган и Морозы. Летели ее слуги по всей земле, все живое превращали в лед, заносили глубокими сугробами. От Морены наступая на земле мор – а мор это смерть. Мор и морена - слова родственные. А еще от имени Морены произошли слова морок - заблуждение, сумасшествие, и слово мороз - лютый холод.

Битва Живы с Мореной - это битва холода и тепла, битва добра и зла. Древние люди, придумавшие такой миф, верили, что их ритуалы и обряды помогут Живе - Весне одолеть Морену-Зиму. Для этого люди в масленицу жгли костры и прыгали через них. Считалось, чем выше к солнцу сделать прыжок - тем сильнее силы добра, силы Солнца. А чучело, которое сжигали на Масленицу, называли Мореною. И вот Морена-Зима побеждена - дым от масленичного костра вознесся высоко в весеннее небо. Ликует в небе Солнце, играет, переливается, в народе говорили - " яриться". И весеннее Солнышко величали ласково - Ярило.

Масленица приходиться как раз на ту пору зимы, когда победа животворящих сил природы становится все ощутимее. Этот праздник возник в виде тризны по умершей зиме и радостных игрищ в ознаменование возрождение светлого божества плодородия земли – веселой красавицы Лады. Богатое воображение народа окружало красавицу Ладу веселыми и добрыми спутниками полубожественного, полусмертного происхождения. Вестница весны и любви Лада превратилась в Масленицу [9, с.153].

Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая Масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена. Масленица была воспринята церковью фактически как религиозный праздник. С приходом православия празднование Масленицы стало более масштабным.

Это всегда был самый веселый и любимый славянский праздник. Считалось, что человек, плохо и скучно проведший Масленицу, будет неудачлив в течение всего года. Целую неделю нельзя было помышлять о делах и домашних заботах. Безудержное чревоугодие и веселье рассматривалось как залог будущего благополучия, процветания и успеха. Сейчас Масленица празднуется как последняя неделя перед церковным Великим Постом.

В структуру праздника Масленица входит:

● Масленичная неделя. Каждый день в народе имел свое название:

Первый день Масленицы. Встреча.

В этот день из соломы делали чучело масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали чучело на шест и с пением возили на санях, рядом ставили ветки сосны или ели, украшенные лентами, и так возили ее по всему городу. Иногда молодежь и дети устраивали засады на дорогах, ловили всех, кто ехал с ярмарки, и требовали " Масленицу". Надо было подарить им соломенную или деревянную куколку. Если куклы не было - то угостить блинами. Если же и блинов не оказывалось, беднягу валяли в сугробах. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. Песни, которые поют в день «встречи», очень жизнерадостны. В этот день устраивали горы, висячие качели, балаганы для скоморохов, столы со сладостями. Не кататься с гор и на качелях, не потешаться над скоморохами значило в старину - жить в горькой беде, а на старости лет лежать на смертном одре, сидеть калекой без ноги. Зажиточный люд начинал встречу Масленицы посещением родных. С утра свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, а вечером сами приходили к сватам в гости. Тут за круглой чаркой и устанавливалось, когда и где проводить время, кого звать в гости, когда кататься по улицам. Богатые люди начинали печь блины с понедельника. Бедные – с четверга или пятницы.

Второй день Масленицы. Заигрыши.

С этого дня начинались разного рода развлечения: катание на санях, народные гулянья, представления. Катание с гор на Масленицу было повсеместным. В нем принимали участие все - и стар и млад. Катанию с гор придавался особый смысл. Катание с гор сопровождалось песнями, которые пели в основном девушки, ожидавшие своей очереди покататься. Как правило, со среды к катанию с гор и на лошадях активно подключалась и неженатая молодежь. Кое-где существовал даже обычай возить своих повивальных бабок. При массовых катаниях использовались большие сани, куда могли поместиться 8-10 человек во главе с «кормчим». Катались также на небольших санках, деревянных чурбаках, опрокинутых скамейках («козлы»), загодя приспособленных коробках с намороженным днищем («морозянки»), толстых кусках льда, вырубленных в реке [15].

В больших деревянных балаганах давали представления во главе с Петрушкой и масленичным дедом. На улицах попадались большие группы ряженых, маскированных, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые домашние концерты. Все масленичные забавы и потехи клонились, по сути дела, к сватовству, чтобы после Великого поста играть на Красной горке свадьбу. Все ходили, друг к другу в гости, звали гостей к себе.

После угощения отпускали покататься на горы, где братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали украдкой на суженых. В числе древнейших народных забав на гуляньях можно было встретить мужика с медведем или козой. Коза является символом плодородия и непременным атрибутом масленичных гуляний.

Третий день Масленицы. Лакомка. На этот день приходилась середина игр и веселья. Возможно, именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои, ведущие свое начало из Древней Руси. Масленичная потеха - кулачные бои – это остаток древне - военной потехи, ибо наши предки сражались со своими врагами " на кулачках" - о чем свидетельствует летопись.

Рукопашное состязание двух бойцов без применения оружия было одним из главных развлечений мужчин на праздниках. Эта забава была широко распространена у русских, но также встречалась и у других славян; она давала деревенским и городским удальцам возможность «показать силушку», проявить себя, привлечь внимание девушек и женщин, а также снять накопившееся за будни напряженье. Кроме того, рукопашные состязания, предположительно, в древности символизировали борьбу зимы и лета, повышали производительные силы природы, т.е. стимулировали плодородие земли и обильные урожаи.
Было время, когда наши бояре, собравшись повеселиться, свозили из разных городов бойцов для своей потехи. На базарную площадь собиралась вся община, от мала до велика; приходили и люди из соседних деревень. Обычно сначала дрались ребятишки (но не моложе 10 лет), потом молодые парни, а последними – мужики. На площадке для бойцов нередко состязалось одновременно несколько пар, и победители в каждой паре боролись потом друг с другом, пока не оставался только один боец, самый сильный и умелый. Некоторые удальцы боролись также с медведем; правда, такие схватки считались очень опасными, и решались на них только самые отчаянные сорвиголовы.

На Лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятья созывали всех родных. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины. В деревнях в складчину варили пиво. Повсюду появлялись шатры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю. А по вечерам пели песни про заботливую тещу, угощающую зятя блинами; разыгрывали фарсы с наряженным медведем. Считалось, что в Масленицу, а особенно на Лакомку, нужно есть столько, сколько душе угодно, или, как говорили в народе, " сколько раз собака хвостом махнет ".

Четвёртый день Масленицы. Разгул. Четверг именовали разгулом, переломом, широким четвергом: на этот день приходилась середина игр и веселья. Например, крепили к огромным саням столб, привязывали на него колесо, а на колесо сажали мужика - балагура и затейника с вином и калачами, а вслед за этим " поездом" с песнями тянулся народ. А еще начинали чучело Масленицы возить и колядовать: наряженные детишки ходили от дома к дому и пели: " Трынцы-Брынцы, пеките блинцы! ", выпрашивая, таким образом, себе угощение на праздничный вечер.

Пятый день Масленицы. Тёщины вечерни. Пятница масленичной недели была известна как «тещины вечера». В некоторых местах «тещины блины» происходили на лакомки, т. е. в среду на масленичной неделе, но могли приурочиваться к пятнице. Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали «тещины вечерки» приглашали на блины. Званая теща (существовал и такой обычай) обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов: сковороду, половник и пр., а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой, и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.

Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать, холостой молодежи найти себе пару.
Больше всего внимания и почестей оказывается на масленице молодоженам. Традиция требует, чтобы они нарядные выезжали «на люди» в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе; чтобы торжественно под песни скатывались с ледяной горы. Однако самым главным событием, связанным с молодоженами и справляемым по всей Руси, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если зять был по душе, разумеется).

Шестой день Масленицы. Золовкины посиделки.

В субботу, на золовкины посиделки (золовка - сестра мужа) молодые невестки принимали у себя родных. Новобрачная невестка должна была одарить своих золовок подарками. Интересно, что само слово " золовка", как считалось, происходит от слова " зло", так как сестры мужа относились к невестке (" пришедшей невесть откуда") недоверчиво и настороженно. Если золовки были еще не замужем, тогда она созывала в гости и своих незамужних подруг.

Седьмой день Масленицы. Прощёное воскресенье.

Воскресенье — это проводы, целовник, прощеный день, которым завершается масленичный цикл. Масленица - это как бы грустно-веселый праздник, " веселые" похороны, отсюда ритуальные поминальные блины. Не забудем и о том, что Масленица обычно бывает в конце февраля - начале марта, что соответствовало раньше концу года, который на Руси начинался с 1 марта, с весны. Масленица попадала на полную смену времен года. А вместе с природой как бы " умирали" и люди, а потому прощались с целованием, чтобы вновь " возродиться" в чистоте своей души и духа.

В воскресенье масленичной недели «сударыню — Масленицу» взгромождали на сани, которые везли ее по зимним улицам. За санями шествовал масленичный «поезд»: целая вереница саней, сопровождавших Масленицу. Видевшие его должны были ругать масленицу, кричать ей: «Убирайся вон, грязная старуха! Убирайся вон, пока цела!». Детям не только разрешалось шуметь. Но и всячески поощрялось шумное, веселое поведение. За околицей устраивался большой костер. Давали чучелу Масленицы блин и торжественно сжигали на костре со словами: «Гори, блины, гори, Масленица!» Блинами как бы хоронили Масленицу (блины исстари были символом поминовения усопших), принося их в жертву (блины бросали в костер) как символ будущего плодородия.

В воскресенье сжигали чучело, как символ зимы, которая закончилась. А пепел развевали над полями — «на богатый урожай». В деревнях жгли костры, но не обычные — из хвороста, да поленьев, а из соломы, да старых вещей. Бросали в костер все, что в новом году уже не понадобиться, чтобы освободиться от всего ненужного. В городах же костры разводили с другой целью — растопить ледяные горы, чтобы уничтожить последнее проявление зимы — холод и лед. После проводов Масленицы, перед самым Великим Постом был обычай прощать друг другу обиды. Даже самые злейшие враги были обязаны поужинать за одним столом. Есть в России местами обычай, что в последний день, прощаясь друг с другом, ходят просить отпущения грехов у своих священников и потом отправляются к могилам родных и знакомых. В семьях ложатся спать не прежде, чем помирятся друг с другом: дети просят прощения у родителей, а слуги – у господ. Господа не только не считают за стыд просить прощения у своих слуг, но даже вменяют это в священный долг. В последний вечер Сырной недели нельзя разводить огонь и зажигать свечи.

Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста — Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и «парили» молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного. Новобрачные ездили по своим родным, одаривали тестя и тещу, сватов и дружек за свадебные подарки. Пословица «Не всё коту масленица» произошла оттого, что после Масленицы наступает пост, а с ним строго воздержанная жизнь.

● Кроме того, обязательно драматургия масленичных гуляний включала в себя отрицательных персонажей (Зима, Стужа, Метели, Вьюги), в современном видении это могут быть различные герои (например, Тугарин Змей), для того чтобы осовременить обрядовый праздник.

● Положительные персонажи - Весна, Жаворонки, Скоморохи и др. кроме того можно вводить и других положительных героев, например русского богатыря Алешу Поповича, который узнаваем зрителем по мультипликационному фильму «Алеша Попович и Тугарин Змей».

● И, конечно же, должен присутствовать традиционный персонаж – Масленица, которая в обязательном порядке должна быть сожжена.

Масленица в древние времена воспринималась как своеобразный земледельческий новый год. И если рассматривать сожжение чучела в этом контексте, то смысл обряда заключается в выражении идеи вечного обновления. В костер, на котором сжигалось чучело, обычно выкидывали и старые вещи, чтобы все дурное осталось в прошлом, а пепел развеивали, оставшуюся солому же растаскивали по полям в знак обеспечения хорошего урожая. Возрождение жизни, ее обновление через смерть, природная цикличность умирания и воскресения – об этом напоминает старый обычай. Само сжигание чучела Масленицы означало освобождение от старого, проводы зимы, холода и готовность в новой жизни. Не случайно ведь чучело в начале праздничной недели величали как красавицу, а в конце ругали ее, говорили, что она неряха, некрасивая, пора сжигать её.

● Традиционными на масленице являются русские забавы: катание на санях, кулачные бои, взятие снежного городка.

Кулачные бои — устраивались зимой в период святок на масленицу и иногда в Семик. При этом предпочтение отдавалось масленице, разгульный характер которой давал возможность мужской части показать перед всеми свою удаль и молодечество, привлечь внимание женщин.

Самым любимым и видным обрядом на масленицу было во все времена катание на санях. Особый задор конному катанию в масленицу придавал давний народный обычай, который заключался в следующем: поженившиеся зимой семьи, ездили по улицам, выставляя себя напоказ, а также делали визиты родным и знакомым. Везде они были в центре внимания. Это на масленицу, прежде всего, означало всеобщее одобрение, а также всенародное признание заключенного союза. Нередко в это время и помолвленные женихи вывозили напоказ всему народу своих красавиц-невест. «Новоженов» и недавно помолвленных можно было узнать сразу: их лица светились счастьем и пониманием, а также по щегольским нарядам и езде обнявшись.

В деревнях исполнялась старинная игра «взятие снежного городка». Откуда был занесен этот обычай, установить трудно, но старожилы объясняют его как память покорения Сибири казаками и их боями за стенами острожков с осаждавшими их инородцами.

● Ритуальное блюдо на Масленицу – блины.

Русское слово блин, вероятнее всего, произошло от древнеславянского " млин", что значит – мелить. В славянских языках слово " млин" обозначало мельницу. Славянские блины были ритуальным блюдом ещё с языческих времён. Таковыми они остались и с принятием христианства. Блины сопровождали русского православного человека от самого его появления на свет, вернее, даже раньше – роженицу кормили блином во время родов и до последнего часа или до того, как душа окончательно расстанется с земным миром – блины обязательны на поминках.

Но больше всего блинов, конечно, пекут и едят на Масленицу, которая длится, целую неделю перед Великим Постом. Блины подают с различными закусками. Даже есть такая старинная русская пословица: " Блин с любым блюдом охоч". В старину на Руси особенно были популярны блины с рыбой, икрой, мясом, грибами, луком, сметаной, маслом, мёдом. На Руси блины не жарили, а пекли в русской печи. [18]

● Ярмарка всегда была спутником всех русских праздников. В этот день мастера-умельцы и мастерицы - рукодельницы могут похвастаться своим мастерством, а также продать свои изделия.

В настоящее время масленица – это массовое театрализованное празднество, сочетающее в себе дух старины и явления новизны, которые делают праздник историческим и современным одновременно. Как показала история становления и развития празднеств, всегда в основе любого обряда и праздника лежала определенная театрализация[22, с.192].

Практически все разновидности народных празднеств имели и имеют театрализованный характер или же включают в себя элементы театральных действий. Это определяется обрядово-зрелищными формами праздничной культуры, праздничной жизни народа.

Конец формы

 

2. Постановочный план театрализованного представления «Весна-красна и Тугарин Змей»

2.1 Режиссерская экспликация театрализованного представления «Весна-красна и Тугарин Змей»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.