Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концертмейстерский класс как необходимая дисциплина процесса формирования компетентностного специалиста

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«БАЛАКОВСКОЕ УЧИЛИЩЕ ИСКУССТВ (техникум)»

Методическое сообщение на тему:

«Концертмейстерский класс как необходимая дисциплина процесса формирования компетентностного специалиста»

 

Подготовила: Гулуа Д.Г., преподаватель ПЦК «Инструментальное исполнительство» (инструменты народного оркестра)

 

 

2012 год

Г. Балаково

Содержание

1. Пояснительная записка 2

2. Концертмейстерский класс как необходимая дисциплина

процесса формирования компетентностного специалиста 3

3. Заключение 7

4. Список литературы 8

5. Сведения об авторе 9

 

Пояснительная записка.

Данное методическое сообщение поможет преподавателям по классу гитары в работе со студентами на дисциплине «концертмейстерский класс», как на начальном уровне, так и на всем протяжении обучения.

Овладение аккомпонементу – очень долгий и сложный процесс, поэтому в работе рассматривается ряд характерных этапов развития для формирования звукого баланса.

Цели:

­­-совершенствование педагогической деятельности преподавателя по дисциплине «концертмейстерский класс»

-повышение уровня обучения студентов

-развитие концертмейстерской деятельности у студентов

 

Задачи:

- помочь преподавателям сформировать навыки и умения вокального и инструментального сопровождения

-обозначить требования для регулярной работы со студентами над концертно-исполнительской деятельностью в ансамбле

-показать взаимосвязь технической и художественной функций штрихов в игровом процессе с различными инструментами

Концертмейстерский класс как необходимая дисциплина процесса формирования компетентностного специалиста

Профессиональное обучение гитариста в среднем учебном музыкальном заведении предполагает изучение различных видов музыкальной деятельности: исполнительской и концертмейстерской. Правильно организованный начальный этап обучения аккомпанементу способствует успешному овладению необходимыми навыками и умениями концертмейстерской деятельности. В процессе обучения студент целенаправленно и эффективно совершенствует приобретённые первоначальные навыки, на основе которых формируется его профессиональная концертмейстерская деятельность.

Концертмейстерский репертуар гитариста ССУЗа широко представлен как вокальной, так и инструментальной музыкой. В процессе его изучения и исполнения гитарист приобретает всесторонний и полноценный концертмейстерский опыт. Аккомпанируя вокалисту или инструменталисту, гитарист, вступает в иную форму исполнения, которая коренным образом отличается от его сольной концертно-исполнительской деятельности. Это сложный процесс, обусловленный особой спецификой – ансамблевым исполнением.

Опыт показывает, что главной отличительной чертой концертмейстерской деятельности является необходимость развития навыка и умения слушать не только себя, но и солиста. Именно в двойной концентрации и активности слухового внимания гитариста скрыта главная и отличительная черта концертмейстерской деятельности. В процессе аккомпанирования слуховое внимание гитариста проходит ряд характерных этапов развития и формирования. А именно: первый этап непосредственно связан с вслушиванием и осознанием собственной партии, которую гитаристу необходимо прочно выучить и свободно, уверенно исполнять; второй – обусловлен восприятием партии солиста, которую гитарист также внимательно разучивает, подпевая себе во время исполнения; третий этап – самый сложный, в нём происходит слуховая адаптация, постепенное слияние двух партий в ансамбль, создание звукового баланса; четвёртый этап - заключительный, кульминационный, когда в слуховом сознании концертмейстера обе партии (сопровождающая и солирующая) соединяются в единый звуковой поток, в котором уже не воспринимаются две партии, а слышится единый ансамбль. Все перечисленные этапы значимы и взаимосвязаны, так как нарушение их последовательности или недостаточная работа над тем или иным этапом, может стать причиной отсутствия исполнительского ансамбля и неудачного исполнения.

Важность данного требования обуславливает особое внимание со стороны преподавателя к формированию так называемого ансамблевого чувства у гитариста-концертмейстера. К сожалению, в практике концертмейстерского обучения студент ограничивается тем, что учится контролировать солиста только на одной, сильной доле такта, не обращая внимания на фактуру всего такта и в целом всего произведения. При этом создаётся впечатление только внешней слаженности, а о подлинном гармоническом ансамбле речь идти не может. Со стороны преподавателя очень важно подготовить и сформировать студента и концертмейстера в единый ансамбль, в котором оба исполнителя действуют в едином ритмическом, звуковом и эмоциональном пульсе.

Часто партию гитарного сопровождения рассматривают как исполнение второго плана, как подчинённую солирующему инструменту. Такая постановка не всегда обоснована, так как от партии сопровождения, даже если она является гармоническим фоном для ведущего голоса, зависит общий успех исполнения.

 

В учебную программу гитариста-концертмейстера входят произведения для струнных, духовых инструментов, вокала с гитарным сопровождением. В целях достижения полного ансамбля в работе с инструменталистами у студента следует вырабатывать:

- осознание общего характера солирующей партии;

- умение слышать партию солиста в её мельчайших деталях (в этих целях необходимо требовать от студента тщательного ознакомления с партией инструмента в процессе самостоятельной проработки материала, путём проигрывания на гитаре, не ограничиваясь изучением своей партии);
- умение разнообразить звучание гитары различными штрихами и приёмами игры, в соответствии с фразировкой, техническими возможностями солиста (например, ритмической свободой у струнников, дыханием у духовиков), общей исполнительской концепцией;

-умение соразмерить звучность аккомпанемента в соответствии с особенностями данного инструмента (тембр, смена звучности), исполнительскими данными солиста.

Концертмейстерская практика в классах оркестровых струнных инструментов способствует усвоению студентом практических навыков инструментального аккомпанемента и умению аккомпанировать с листа, знакомит с лучшими образцами инструментальной литературы западноевропейских композиторов. В целях достижения полного ансамбля при работе с солистом-струнником студенту следует изучить специфику звучания данного инструмента. В процессе разучивания партии солиста концертмейстер учится играть сольные партии в различных ключах (теноровый, альтовой в классе альта и виолончели), постигает специфику смычковых штрихов, приёмов игры, особенности аттаки. Во время работы над инструментальным концертом студент должен ознакомиться и усвоить специфику оркестрового исполнения, в частности темброво-колористический фон, ритмическую строгость, динамические колебания, особенности снятия звука в паузах.

В процессе практических занятий с солирующим духовым инструментом, студент знакомится со спецификой техники дыхания солиста, многообразием приёмов, штрихов, выразительностью фразировки, включая цезуры, моменты взятия и смены дыхания и т.д.

Опытный преподаватель способен, верно, сбалансировать в процессе обучения различные методы и формы работы – эскизную работу, транспонирование, чтение с листа, концертную практику и пр. Так, под руководством преподавателя, студент постепенно и целенаправленно овладевает концертмейстерским мастерством, формирует навыки и умения вокального и инструментального сопровождения.

 

 

Заключение

 

В заключении хочется сказать, что развитие концертмейстреского мастерства открывает перед музыкантом-исполнителем огромный мир репертуара для гитары, дает возможность расширить свой личный репертуарный список, что в свою очередь способствует формированию профессиональных умений и навыков и профессиональному росту исполнителя.

Главной задачей преподавателя по дисциплине «Концертмейстерский класс» является формирование компетентностного специалиста. Преподаватель способен содействовать росту интереса к данному виду деятельности, привить студенту необходимые навыки вокального и инструментального аккомпанемента, чтобы в своём профессиональном будущем он смог стать высококлассным мастером-концертмейстером, равноценным партнёром любому солисту и инструменталисту, так как само слово «ансамбль» (с французского «единство») ставит перед концертмейстером и солистом главную цель – строгая согласованность действий в процессе создания совместного исполнительского замысла.

 

Список литературы

1. Кубанцева Е.И. Методика работы над фортепианной партией пианиста-концертмейстера / Е.И. Кубанцева. – М.: Музыка в школе, 2001. – 89 с.

2. Люблинский А.А. Теория и практика аккомпанемента: Методологические основы / А.А. Люблинский. – Л.: Музыка, 1972. – 81 с.

3. Мур Дж. Певец и аккомпаниатор. Воспоминания. Размышления о музыке. / Дж. Мур. – М.: Радуга, 1987. – 432 с.

4. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе. Размышления педагога / Е.М. Шендерович. – М.: Музыка, 1996. – 207 с.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проектирование кабельной системы и выбор оборудования | База данных хроники восхождений в альпинистском клубе.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.