Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политическая информация






Методика и технология организации мероприятий

1. Лекция и методика её проведения

Этические беседы

Круглый стол

Политическая информация

1. Лекция (о т лат. – чтение) – систематическое, последовательное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, темы.

Самая популярная среди взрослых и самая нелюби­мая среди учащихся форма педагогической профилактики. В то же время лекция может быть вполне эффективной и информа­тивной формой работы. Как можно увеличить коэффициент ее полезного действия?

При выборе темы выступления следует учитывать интересы самой аудитории. Поэтому, прежде чем организовывать лекцию, желательно провести опрос среди учащихся, выясняя, во-пер­вых, уровень их информированности по данной проблеме (воз­можно, что та информация, которую вы хотите предложить, мо­лодым людям уже хорошо знакома), во-вторых, личностную зна­чимость информации для учащихся (считают ли они ее нужной, интересной, полезной).

Предоставляемая информация должна быть объективной и достоверной. Даже из самых лучших побуждений не следует ис­кажать данные, пытаясь предостеречь своих слушателей от про­бы наркотиков. Ведь такие художественные преувеличения спо­собны вызвать недоверие аудитории к лектору, породить сомне­ния в его компетентности.

Следует избегать и еще одной крайности — избыточной ин­формации. Нередко лектор, для того чтобы завоевать аудито­рию, старается рассказать абсолютно все, что ему известно по данной проблеме, забывая, что далеко не всякая информация интересна и полезна слушателям. Полностью должны быть иск­лючены сведения, касающиеся технологии использования одурманивающих веществ, все то, что может провоцировать знаком­ство с наркотиком, — описание эффектов, вызываемых различ­ными препаратами, способы приготовления наркогенных веществ, указание мест, где можно приобрести наркотики. He нужно злоупотреблять статистическими данными, посколь­ку устрашающие цифры вместо тревоги, ощущения опасности у подростка могут вызвать прямо противоположную реакцию: «все уже пробовали, а я еще нет». Использование статистики более целесообразно во время выступления перед взрослой аудиторией — родителями, педагогами.

Нередко для проведения антинаркогенных лекций в школу приглашают врачей, сотрудников милиции. Далеко не всегда наркологи и ми­лиционеры оказываются хорошими ораторами. Ведь умение вла­деть вниманием аудитории, доступно и интересно излагать материал не входит в круг их профессиональных обязанностей. Они не владеют технологиями привлечения внимания, не знают возрастных особенностей восприятия учащимися информации. Участие специалистов целесообразно при проведении методиче­ских семинаров для педагогов, которые смогут впоследствии до­ступно и интересно передать полученную информацию своим воспитанникам.

В своем выступлении следует избегать обилия специальных терминов, стараясь обходиться минимумом (причем предвари­тельно следует уточнить, правильно ли учащиеся понимают эти термины). Выступление не должно быть слишком наукообраз­ным, однако при этом не стоит и переходить на сленговые выра­жения. Часто педагог злоупотребляет сленгом, для того чтобы приблизиться к аудитории, стать «своим», придать выступлению большую доверительность. Эффект же, как правило, оказывается прямо противоположным. Подростки очень быстро улавливают игру взрослого, и психологическая дистанция между участника­ми лекции не сокращается, а, наоборот, возрастает. Скептиче­ское отношение к выступающему переносится и на материал, ко­торый он сообщает.

Максимальная продолжительность лекции — 35—40 мин. Это именно то время, в течение которого подросток может сохранять активное внимание.

Помимо классического варианта (где лектор представляет ин­формацию слушателям), в практике профилактической работы могут использоваться лекция-дискуссия и лекция с обратной связью.

Лекция-дискуссия включает в себя не только сообщение ма­териала, но и его обсуждение. Схема построения лекции может выглядеть таким образом:

сообщение (7—10 мин) — обсуждение услышанного, высказывание мнений и оценок (10—15 мин) — со­общение (7—10 мин) — обсуждение информации. Основное ус­ловие успешного проведения лекции-дискуссии — использова­ние материала, интересного для подростков, пробуждающего желание давать свои оценки и высказывать мнение. Понятно, что представляемые сведения не должны иметь какой-то однознач­ной оценки — так, вряд ли стоит использовать для лекции-дис­куссии информацию о механизме влияния одурманивающих ве­ществ на организм человека (это, безусловно, нужная тема, но дискуссионный потенциал ее весьма невелик).

Лекция с обратной связью. Лектор представляет проблемную информацию, которая затем обсуждается подростками в малых группах. Задача групп не только высказать свое отношение к услышанному, но и представить свой вариант решения проблемы. Так, к примеру, в ходе лекции подросткам сообщается о различных подходах к проблеме борьбы с наркоманией, используемых в разных странах. После чего группы разрабатывают свою модель профилактики, которая могла бы решить проблему на уровне государства. Предложенные модели обсуждаются.

Эти варианты лекций учитывают возрастные особенности старших подростков, с недоверием относящихся к готовым выводам, рецептам, рекомендациям взрослых.

Дискуссионные формы. Их основная задача заключается в формировании личной позиции в отношении той или иной проблемы, значимой, интересной для подростков. Дискуссия может быть организована в форме круглого стола, ток-шоу, брейн-ринга и т. п. Выбранный жанр определяет сценарий проведения дискуссии. Однако для всех форм может быть определена общая схема подготовки:

• Заранее представляется дискуссионная тема, вопросы, предлагаемые для обсуждения.

• Определяются роли, например: ведущий, эксперты, оппоненты, представляющие различные точки зрения на проблему (сторонник и противник рекламы пива на телевидении).

• Проводится предварительное ознакомление участников дискуссии с аспектами проблемы (для этого может быть подготовлен дайджест на основе публикаций в прессе, выпущен журнал и т. д.).

• Устанавливаются регламент и правила проведения дискуссии (продолжительность и порядок выступлений).

К участию в дискуссии могут привлекаться родители подростков, представители различных профессий — медики, юристы и т. п. Это сделает дискуссию более интересной и содержательной. Разновозрастный состав участников поможет взрослым и подросткам услышать друг друга, понять позицию другого.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.