Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Крещение огнём






Иоанн Креститель, призывая народ к покаянию, предсказывал о грядущем служении Христа следующее: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём» (Матф.3: 11). Что же представляет из себя это самое «крещение огнём»? Как ни странно, у христиан существует как минимум четыре различных точки зрения на этот вопрос – на основании чуть ли не каждого особого случая использования слова «огонь» в Новом Завете.

Одни относят понятие «крещение огнём» к тому, что произошло с апостолами при их крещении Духом: «И явились им разделяющиеся языки, как-бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках» (Деян.2: 3-4). То есть апостолы в результате принятия Святого Духа стали открыто и дерзновенно рассказывать о Христе. Кирилл Иерусалимский, как и многие верующие, связывал это событие со словами Иисуса: «Огонь пришел Я низвесть на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лук.12: 49). Здесь Христос, по всей вероятности, имел в виду огонь проповеди евангелия. Таким образом, с данной точки зрения «крещение огнём» является сопутствующим эффектом крещения Святым Духом и заключается в ревностном возвещении благой вести окружающим.

Слабость этого толкования в том, что вряд ли разумно давать особое название действию, которое фактически тождественно крещению Духом. Если же в их разделении всё-таки есть смысл, то почему Иисус не отразил это, когда сказал апостолам: «Ибо Иоанн крестил водою, а вы чрез несколько дней после сего будете крещены Духом Святым» (Деян.1: 5)? Почему Он не процитировал исходную фразу Иоанна Крестителя немного дальше: «и огнём»? Ведь это не только было бы наглядно проиллюстрировано огненными языками, но и весьма гармонично сочеталось бы с Его следующими словами: «Но вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями» (Деян.1: 8). Так что даже судя по одному данному умолчанию, «крещение огнём» никак не связано с благовествованием и имеет какое-то иное значение.

Другие христиане считают, что «крещение огнём» – это будущее испытание земного труда христиан, которое предсказывал апостол Павел: «Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду; а у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасётся, но так, как-бы из огня» (1Кор.3: 12-15). Такой точки зрения придерживались, в частности, средневековые толкователи Василий Великий и Григорий Богослов.

Однако в этом случае возникает резонный вопрос: почему данное событие названо крещением (то есть буквально «погружением»), если сами верующие не подвергнутся воздействию испытующего огня? Ведь из слов Иоанна Крестителя вполне однозначно следует, что Христос будет крестить огнём самих людей, а не их дела. Поэтому вряд ли термин «крещение огнём» можно отнести к судебному рассмотрению Богом земной жизни людей. Да и сам Павел вряд ли имел в виду настоящий огонь, который будет жечь реальное здание, построенное на небесах на основе поступков человека. Скорее всего, это просто образное указание на предстоящую оценку дел верующих, и огненное крещение здесь ни при чём.

Более распространённым является толкование, согласно которому понятие «крещение огнём» означает гонения и притеснения за веру в Иисуса Христа. Сторонники этой точки зрения для её обоснования обычно ссылаются на слова апостола Петра: «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1Пет.4: 12-13). В современных книгах или статьях, имеющих заглавие типа «Крещённые огнём», рассказывается как правило о верующих, находившихся в узах и переносивших страдания за Слово Божие. Одно из самых ранних высказываний на эту тему имеется ещё у Евсевия: «Ираида, из оглашаемых, получив, по её словам, Крещение в огне, скончалась». Так что данное толкование имеет давнюю историю, и его придерживается весьма большое число христиан.

К сожалению, это не является достаточным доказательством их правоты, и против их понимания можно выдвинуть два возражения – одно богословское, а другое историческое. Во-первых, такому «крещению огнём» подвергались не все верующие, а лишь некоторые, однако в словах Иоанна Крестителя нет никакого намёка на такое отличие. Водное крещение принимают все христиане, и Господь крестит их всех Духом, почему же тогда упомянутое рядом с ними огненное крещение носит выборочный характер? Это выглядит крайне непоследовательно и сомнительно. А во-вторых, как мы видели в предыдущей главе, у ранних христиан было в ходу понятие «крещение кровью», как раз таки и означавшее перенесение страданий за веру. То есть они не называли «крещением огнём» выпадавшие на долю мучеников узы, побои, телесные наказания, пытки и казни. Поэтому применение этого названия к нападкам на верующих некорректно с точки зрения христианской практики первой Церкви.

Как же всё-таки выяснить, что такое «крещение огнём»? Да самым простейшим образом: надо всего лишь прочитать исходное высказывание Иоанна Крестителя до конца. Ведь это понятие встречается лишь в его проповеди, поэтому для его истолкования не нужно перелопачивать всю Библию и теряться в догадках – Иоанн сам всё прекрасно объясняет. Вот что он говорил: «Он будет крестить вас Духом Святым и огнём; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Своё и соберёт пшеницу Свою в житницу, а солому сожжёт огнём неугасимым» (Матф.3: 11-12). Здесь он приводит два наглядных образа, хорошо знакомых его слушателям. Крещение Духом он уподобил провеиванию пшеницы, когда зерно подбрасывают лопатой и всю мякину уносит прочь ветер (то же греческое слово, что и «дух»). А аналогом крещения огнём является сожжение соломы, то есть ненужных отходов. Таким образом, Иоанн говорил о двух различных категориях людей: одних (верующих) Христос будет крестить Святым Духом, очищая их от грехов, а других (грешников) отправит на вечные мучения в огне. И никакой человек не сможет избежать одного из этих крещений: либо он примет духовное крещение, либо его ожидает огненное. Таков смысл речи Иоанна, посредством которой он призывал народ к покаянию. Позднее Тертуллиан, первый из авторов, писавших о крещении огнём, выразился в том же духе: «Истинная и твёрдая вера крестится водою во спасение, а мнимая и нетвёрдая крестится огнём в осуждение». Итак, «крещение огнём» – это ничто иное как вечное наказание для осуждённых грешников. Поэтому верующие не могут называться «крещёнными огнём» – это был бы чёрный юмор из серии «раздался голос из геенны».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.