Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мониторинг здоровья населения и окружающей среды






Охрана экологической среды. Большую роль в формировании здоровья индивида играет не только здоровый образ жизни, но и усилия государственных учреждений, направленные на охрану (улучшение) экологической среды проживания населения. Для принятия управленческих решений и составления плана мероприятий, направленных на улучшение здоровья населения и улучшение экологической среды на уровне государства, территориального региона или отдельного коллектива людей, необходимо выявление количественных зависимостей или причинно-следственных связей между факторами окружающей среды, условиями жизнедеятельности и показателями здоровья, т. е. мониторинг здоровья населения и окружающей среды (ЗН —ОС — автоматизированная система оперативного управления здоровьем).

Такой мониторинг позволяет осуществлять поиск причинно-следственной связи между показателями состояния здоровья населения (коллектива) и уровнями физических, химических и биологических факторов окружающей (экологической) среды.

Уровень заболеваемости и инвалидности наиболее объективно отражает степень утраты здоровья и, соответственно, величину связанного с этим медико-социального и экономического ущерба.

Кроме того, зная уровень заболеваемости и инвалидности отдельных возрастно-половых, социальных и профессиональных групп населения, связанных с характером окружающей среды, можно выделить население, требующее наибольшего внимания общества, государства, медицинских и социальных работников в плане охраны здоровья и окружающей среды. Учитывая особенности структуры заболеваемости и инвалидности населения в целом и отдельных его групп, можно определять приоритеты различных заболеваний с целью наиболее эффективного решения задач по улучшению состояния здоровья в результате охраны экологической обстановки.

На основании полученных данных мониторинга разрабатываются соответствующие мероприятия, направленные на оздоровление того или иного коллектива людей. Здоровье коллектива зависит от факторов различной природы: индивидуальных особенностей (пол, возраст и т.д.); семейно-бытовых условий (бюджет, питание, образование, жилище, семейное положение, наличие и возраст детей, образ жизни и др.); климата места проживания; объема и качества медицинского обслуживания и т.д.

Обычно каждый коллектив (трудовой или определенного региона проживания — области, города, района и т.д.) имеет комплексную программу типа «здоровье работающих», «здоровье населения региона», в которой предусмотрено улучшение условий труда и быта работающих (строительство жилья, школ, детских садов, спортивных площадок, стадионов и др.) или населения конкретного региона на определенный период времени с целью сохранения здоровья людей, без чего трудно рассчитывать на успешное продвижение вперед в решении экономических и социальных проблем государства в целом.

Внедрением мероприятий по улучшению условий труда и быта населения могут заниматься администрация (предприятия, области, города, района и т.д.), профсоюзные органы, медико-профилактическая служба санэпиднадзора и др.

Данные мониторинга позволяют определить обязанности должностных лиц, внедряющих соответствующие мероприятия, направленные на охрану окружающей среды и тем самым на укрепление здоровья населения.

Создание мониторинга ЗН —ОС требует следующих мер:

- определения круга обязанностей должностных лиц, использующих информацию мониторинга для улучшения (охраны) экологической среды;

- установления лиц (по полу, возрасту, стажу и т.д.), относящихся к группе риска, наиболее чувствительных к изменению экологической обстановки, касающейся труда и быта;

- составления перечня чувствительных и информативных заболеваний, характерных для лиц данной группы риска;

- разработки приоритетного перечня профилактических мероприятий по охране здоровья населения, дифференцированно для различных государственных служб;

- получения с заданной периодичностью срочной информации о причинно-следственной связи между состоянием здоровья населения (коллектива) и факторами окружающей среды (трудовой и бытовой).

При создании мониторинга здоровья для определенной группы населения необходимо учитывать круг обязанностей должностных лиц, ответственных за внедрение мероприятий по охране здоровья населения, т.е. лиц, которым должна быть адресована соответствующая информация. Например, индивидуальный анализ факторов риска развития заболевания показал, что количество людей, попадающих в группу повышенного риска, в наиболее загрязненном районе города Н. составляет 66, 1 % против 2, 0 % тех, кто проживает в более чистом районе. Группы наименьшего риска составляют 6, 2 и 22, 5 % соответственно.

При этом вероятность возникновения хронических заболеваний больше у людей старшей возрастной группы по сравнению с молодыми (8, 6 и 3, 9 % соответственно). Высокая вероятность развития заболеваний выявлена у людей, не занимающихся спортом; группа повышенного риска составила 6, 1 %. Люди, регулярно занимающиеся спортом, в данную группу не вошли. Организация летнего отдыха также оказывает определенное влияние на формирование группы повышенного риска; в нее вошли лишь 4, 6 % отдыхавших за пределами города Н. и 14, 9 % тех, кто оставался летом в городе.

Полученные результаты показали, что в условиях конкретной эколого-гигиенической ситуации в городе Н. наибольший риск возникновения заболевания имеется у жителей старших возрастных групп, проживающих в наиболее загрязненном районе более 5 лет, а также у людей, не занимающихся спортом, не отдыхающих летом за городом.

Эта информация поступает в администрацию, к работникам санитарно-эпидемиологической службы, а также в учреждения системы здравоохранения и социального обеспечения с целью разработки и внедрения комплексного плана мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, улучшение состояния здоровья и производительности труда работающих. Отдельные конкретные мероприятия этого плана направлены на изменение экологической обстановки в районе, создание условий для отдыха и занятий спортом. Таким образом, оценка полученных результатов эпидемиологического исследования, а также грамотное планирование и проведение конкретных мероприятий являются высокоинформативным методом изучения влияния экологических характеристик среды на человека.

Обеспечение экологической безопасности. Экологическая ситуация ставит перед человеком задачи срочного создания высокоэффективного механизма обеспечения экологической безопасности, которыйзаставил бы общество принимать активные меры по спасению как самого человека, так и природы в целом. В России принят ряд законов, дающих возможность обеспечить экологическую безопасность. Основополагающим законом в области экологии является Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г. В нем зафиксировано право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного как хозяйственной или иной деятельностью, так и авариями, катастрофами и стихийными бедствиями. Определен механизм реализации экологического права граждан. В частности, в закон включено положение о возмещении в судебном или административном порядке вреда, причиненного здоровью граждан и их имуществу в результате загрязнения окружающей природной среды и иных вредных воздействий на нее, в том числе последствий аварий и катастроф.

Лучшей гарантией экологических прав граждан является их осведомленность о состоянии и перспективах изменения окружающей среды. Граждане имеют право на свободное получение полной и достоверной информации о состоянии атмосферного воздуха и воды в регионе, об использовании земли, ее недр, лесов и животного мира. Исполнение каждым человеком своих экологических обязанностей неотделимо от осуществления соответствующих экологических прав, но возможность общества и государства требовать от граждан выполнения обязанностей неразрывно связана с предоставлением им прав и обучением пользованию этими правами.

Живая природа — главное достояние Земли, в ее недрах развивалось и за ее счет существует человеческое общество. Она удовлетворяет наши пищевые потребности и обеспечивает главное условие жизни людей на планете — состав воздушной среды, защиту от космического излучения, чистоту вод, плодородие почвы, смягчение климата. В конечном счете, от нашего отношения к ней, зависят жизнь и здоровье каждого из нас, будущее человечества.

ГЛАВА 3






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.