Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная среда и поведение






Значительное место в формировании безопасного поведения человека принадлежит влиянию социальной среды в процессе воспитания. Именно поэтому первый жизненный опыт ребенок получает в микросоциальной среде семьи. Семья становится не только образцом для всего последующего поведения ребенка и подростка, но и фактором подавления его изначально более ярко проявляющихся индивидуальных биологических потребностей. Известно, что пищевая, двигательная, познавательная и даже половая потребности могут быть детерминированы членами семьи. Ребенка зачастую кормят тем, что он не хочет или не любит, подавляют его двигательную и познавательную активность, направляют его половую потребность в сторону более предпочтительных интересов других членов семьи.

В дальнейшем превалирующее влияние на его мотивацию поведения может оказывать социальная среда ровесников или средства массовой информации и т.д. Попав под влияние социальной среды, не имея сил или не умея оказать ей сопротивление и отстоять свои интересы, в основе которых первоначально всегда лежат биологические потребности, молодой человек начинает отдавать предпочтение факторам, приводящим к разрушению его здоровья, что постепенно прочно закрепляется в его поведении и формирует образ жизни, изменить который бывает довольно трудно.

Это касается факторов, вызывающих биологическую и психологическую зависимость. Первоначально эта зависимость не была биологически детерминирована и сформировалась под влиянием социальной среды: моды, рекламы, имиджа взрослого и т.д., но в последующем химические компоненты, входящие в состав табака, алкоголя, наркотиков, пищи, и другие вещества становятся для организма его извращенной биологической потребностью, неудовлетворение которой нарушает нормальное течение его процессов жизнедеятельности, что и формирует физиологическую и психологическую зависимость от этих веществ, а следовательно, организм начинает испытывать непреодолимую тягу к ним.

Важным направлением деятельности в сфере образования, связанной с сохранением жизни и здоровья населения, является обучение безопасности и защите жизнедеятельности — правилам поведения в экстремальных ситуациях, когда для сохранения жизни и здоровья необходимы немедленные действия и нет времени для раздумий по поводу принятия решения и выработки программы поведения.

Во все времена человека сопровождали опасности, он был вынужден бороться за свое существование с окружающей средой, природными катаклизмами, болезнями, эпидемиями и т.д. Возросшие масштабы техногенной деятельности общества, увеличение частоты аварий, катастроф и стихийных бедствий обострили проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения, его готовностью к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Так, в экстремальных условиях внешней среды при наличии дефицита времени, когда человеку необходимо действовать быстро, его поведение становится инстинктивным или автоматизированным, когда последовательность совершаемых действий находится на уровне подсознания.

Понимая важность образования разных слоев населения в этом направлении, Правительство Российской Федерации своими постановлениями (от 24 июля 1995 г. и 2 ноября 2000 г.) определило, что соответствующее обучение должно осуществляться в рамках Единой системы подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на всех предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от их организационно-правовой формы, а также по месту жительства. Для соблюдения здорового образа жизни необходимо научить население, как ему действовать в чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время, т.е. научить основам безопасного поведения человека в быту, а также в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. В педагогических вузах рекомендуется преподавать учебный курс «Безопасность жизнедеятельности» в пакете с учебными курсами «Возрастная анатомия и физиология» и «Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни». Эти учебные курсы позволяют работникам системы образования формировать здоровье подрастающего поколения и населения в целом.

ГЛАВА 2






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.