Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Адыгские литературы






АДЫГЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [‡‡‡‡‡]

 

Адыгейская литература – литература адыгейского народа, которая вместе с кабардинской и черкесской входит в общность адыгских литератур, имеющих общие истоки художественной культуры этнически родственных народов (общеадыгский фольклор, прежде всего героический нартовский эпос, наследие адыгских писателей-просветителей, традиционный этикет и образ жизни), культурно-эстетическое и типологическое сходство. В XVIII – XIX вв. формируется историко-этнографическая, публицистическая и художественная литература, создаваемая адыгскими просветителями на русском, турецком, арабском, французском и английском языках из-за отсутствия письменности на родном языке как на их исторической родине, так и за ее пределами (Ш. Ногмов, У. Берсей, К. Атажукин, С. Хан-Гирей, С. Адыль-Гирей, С. Казы-Гирей, А.-Г. Кешев, К.-Б. Ахметуков, Б. Шарданов, Э. Кудашев, Н. Цагов и др.). После Кавказской войны, следствием которой стал массовый исход адыгов из России, формируется их многочисленная зарубежная литературная диаспора, представители которой создали значительные художественные ценности на родном, а также на турецком, арабском, английском, французском и других языках. Возникновение и развитие письменной адыгейской литературы на родном языке стало возможным в результате создания национальной письменности в 1918 г. Фольклорные поэтические традиции развиваются в творчестве народного ашуга Ц. Теучежа. Одной из особенностей молодой адыгейской литературы в отличие от других родственных литератур стало сравнительно быстрое развитие прозы (30 – 60-е гг.), что обусловливалось влиянием русской литературы, специфическими чертами устного народного творчества и появлением ярких творческих индивидуальностей именно в этом литературном жанре: рассказы, повести и романы Т. Керашева, А. Евтыха, Ю. Тлюстена, К. Жанэ и др., в которых отражены катаклизмы, связанные с эпохой перелома в жизни народа в начале XX в. В адыгейской литературе, наряду с прозой, стала интенсивно и плодотворно развиваться и поэзия (И. Машбаш, М. Паранук, Х. Беретарь, Н. Куек и др.). В 90-е гг. XX в. в условиях демократизации общественной жизни в России в литературный процесс возвращаются художественные ценности, запрещенные в советский период по политическим и идеологическим соображениям (творчество Ю. Ахметукова, Н. Цагова, А. Дымова и др.), восстанавливается взаимодействие адыгейской литературы, создаваемой на исторической родине, с адыгской зарубежной литературной диаспорой. Эти процессы стимулируют движение адыгейской литературы к новому уровню художественности.

Лит.: Хапсироков X. Пути развития адыгских литератур. Черкесск, 1968; Схаляхо А.А. Идейно-художественное становление адыгейской литературы. Майкоп, 1988; Актуальные проблемы общей и адыгской филологии. Майкоп, 1999.

 

Произведения печатаются по: Антология литературы народов Северного Кавказа: В 5 т. Т. I «Поэзия». Ч. 1 / Сост. А.М. Казиева. Пятигорск: Изд-во ПЛГУ, 2003. С. 39 – 74.








© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.